Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 50 – 2018

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159.23:159.94
Березовська Л. І., Брецко І. І.
Березовська Лариса Іванівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри теоретичної та практичної психології, Національний університет «Львівська політехніка», м. Львів, Україна
Брецко Ірина Іванівна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри психології, Мукачівський державний університет, м. Мукачів, Україна

Психологическая характеристика эмоционального выгорания будущих работников учебных заведений

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты исследования эмоционального выгорания у будущих работников учебных заведений. Эмпирически установлено, что в будущих специалистов образовательных учреждений в процессе обучения начинает формироваться эмоциональное выгорание через такие компоненты, как: напряжение, резистенция и истощение. Отмечено, что в опрошенных с эмоциональным выгоранием сильнее проявляется реактивная (ситуационная) и личностная тревожность, значительно сильнее проявляются авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, альтруизм, значительно ниже подчиненность, зависимость, чем у тех, кто не имеет признаков указанного синдрома. Определено, что группа с признаками формирования эмоционального выгорания имеет негативные корреляционные связи с реактивной и личностной тревожностью, положительные и отрицательные взаимосвязи с типами межличностных отношений. Для предупреждения возникновения и развития эмоционального выгорания у будущих специалистов учебных заведений целесообразно применение социально-психологических тренингов. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, будущие специалисты учебных заведений, тревожность, типы межличностных отношений

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 3-7 (pdf)


 

УДК: 005.32
Гуменюк О. Г.
Гуменюк Оксана Григорьевна , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук Хмельницкого университета управления и права, м. Хмельницький, Украина

Теоретический анализ основных направлений лидерства государственных служащих

Язык публикации: украинский

Целью статьи является осуществление теоретического анализа направлений лидерства государственных служащих. Рассмотрены профессиональное, социальное и личностное направления лидерства государственных служащих. Отмечено, что профессиональное лидерство является достаточно важной функцией психологической компетентности; социальное направление лидерства является одной из составляющих систем управления, которая призвана стимулировать инновационное поведение членов команды, обеспечивая постоянное генерирование и использование нового знания на всех уровнях организации; личностное направление лидерства обусловлено внутренним уровнем и определяет потребность в личностном росте и саморазвитии. Ключевые слова: лидер, государственное управление, государственные служащие, профессиональное лидерство, социальное лидерство, личностное лидерство, профессиональные компетенции

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 8-14 (pdf)


 

УДК: 159.922:658.3
Гура Н. А.
Гура Наталья Анатольевна , аспирант вуза «Университет экономики и права« КРОК », основатель и руководитель Центра ментальной генетики, Киев, Украина.

Влияние родительского фактора на развитие и прерывание карьеры: результаты эмпирического исследования

Язык публикации: украинский

Показаны взаимосвязи между особенностями родительского воспитания (как их воспринимают взрослые респонденты) и параметрами карьерного развития. Влияние отца заключается в формировании конкретных карьерных ориентаций личности (представлений о жизненном успехе) и способности к достижению поставленных целей. Материнское поведение не влияет прямо на выбор карьерного пути, но определяет умение получать удовольствие от профессиональной деятельности и достигать в ней ощутимых успехов. Положительное отношение к ребенку формирует жизненный сценарий личности, ее доверие к внешнему миру, самоценность. Независимый стиль воспитания развивает способность самостоятельно выбирать жизненно-профессиональный путь и комфортно устраиваться на нем. Также воспитательная позиция родителей определяет ряд внутренних карьерных ресурсов личности: психологическое благополучие, самоэффективность, копинг-стратегии, жизнестойкость, интерперсональное поведение. Ключевые слова: карьера, карьерный потенциал личности, карьерное развитие, родительское отношение, материнское поведение, профессиональное самоосуществление

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 14-22 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32
Карамушка Л. М., Креденцер О. В., Терещенко К. В., Івкін В. М., Лагодзінська В. І., Ковальчук О. С.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Креденцер Оксана Валерьевна , кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ивкин Владимир Николаевич , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Лагодзинский Валентина Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Ковальчук Александр Сергеевич , научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина

Интолерантности к неопределенности образовательного персонала: связь с типами и силой организационной культуры

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня выраженности общего показателя интолерантности к неопределенности и ее показателей (интолерантности к новизне, интолерантности к сложности и интолерантности к неразрешимости). С помощью корреляционного анализа определена взаимосвязь между уровнем развития интолерантности к неопределенности персонала образовательных организаций и типами организационной культуры образовательных организаций (культурой «задания», культурой «ролей», культурой «власти» и культурой «личности»). Также проанализирована взаимосвязь между уровнем развития интолерантности к неопределенности персонала образовательных организаций и силой организационной культуры. На основе выявленных закономерностей констатировано, что организационная культура образовательных организаций является одним из существенных факторов выраженности интолерантности к неопределенности образовательного персонала. Ключевые слова: образовательные организации, персонал образовательных организаций, интолерантность к неопределенности, показатели интолерантности к неопределенности, тип организационной культуры, сила организационной культуры

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 22-29 (pdf)


 

УДК: 159.964.21
Пастух Л. В.
Пастух Людмила Васильевна , кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и образовательных технологий Хмельницкого областного института последипломного педагогического образования, м. Хмельницький, Украина

Роль руководителя учебного заведения в предупреждении конфликтов в педагогическом коллективе

Язык публикации: украинский

В статье актуализирована необходимость исследования проблематики предупреждения конфликтов в педагогическом коллективе. Произведен анализ подходов ученых к пониманию сущности, типологии, причин конфликтов в педагогических коллективах. Отмечено единство исследователей в том, что главную роль в профилактике конфликтов играет руководитель. Обобщены подходы к пониманию конфликтологической компетентности руководителей. Выделены в структуре конфликтологической компетентности такие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный, личностный. Определены первоочередные задачи их развития в системе последипломного педагогического образования. Ключевые слова: конфликт, управление конфликтами в учебном заведении, конфликтологическая компетентность руководителя, профилактика конфликтов, педагогический коллектив, руководитель учебного заведения

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 29-33 (pdf)


 

УДК: 159.922.8.019.4:[159.964.21:81]
Бігунов Д. О.
Бегунов Дмитрий Александрович , соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Ровенского государственного гуманитарного университета, старший лаборант кафедры практики английского языка Ровенского государственного гуманитарного университета, г. Ровно, Украина.

Конфликтное коммуникативное взаимодействие типа речевого поведения старшеклассников

Язык публикации: украинский

Статья посвящена исследованию конфликтного коммуникативного взаимодействия. Отмечается, что одной из форм взаимоотношений старшеклассников становится межличностный конфликт, который возникает при сложности достижения несовместимых, противоположных интересов, ценностей и потребностей, положенных в основу их взаимодействия. Для выделения типов речевого поведения учащихся в старшем школьном возрасте, учитывая причины конфликта, направленность коммуникативной интенции и т.п., прежде всего, были определены психологические признаки конфликтного взаимодействия. Это сделало возможным выделить и охарактеризовать типы речевого поведения старшеклассников. Ключевые слова: речевое поведение, конфликтное взаимодействие, старшеклассники, конфликтная коммуникационная ситуация, дискомфорт, недоразумение, контекст, успешное общение, коммуникативная интенция

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 33-38 (pdf)


 

УДК: 005.32
Власов П. К., Киселева А. А.
Власов Петро Костянтинович, доктор психологічних наук, директор «Інституту Прикладної Психології «Гуманитарный Центр», м. Харків, Україна.
Кисельова Анна Аркадіївна, кандидат філологічних наук, заступник директора «Інституту Прикладної Психології «Гуманитарный Центр», м. Харків, Україна.

Продуктивная коммуникация

Язык публикации: украинский

Комунікація безпосередньо залучена до виробництва продукту, це – детермінанта компетенцій, вона виконує функцію утворення і передачі смислу, управління і впливає на інноваційну поведінку працівників. Умови породження комунікації можуть бути контр-продуктивними і перешкоджати утворенню контенту бар’єрами інтерпретації реальності. Продуктивність комунікації пов’язана з самим механізмом породження комунікації. Ми розглядаємо продуктивну комунікацію одночасно з позиції процесу створення доречного контенту і з позиції умов комунікативного простору (як дискурс-аналіз) для його створення. Дискурс-умови можуть сприяти, або, навпаки, перешкоджати продуктивній комунікації. Вони створюють організаційну культуру зі своєю ідеологією і викривленням смислу. Бар’єри інтерпретації реальності зумовлені цінностями співробітників і звичками інтерпретації реальності, неформальними стосунками, організаційною культурою. Моделювання продуктивної комунікації повинно брати до уваги організаційну культуру як умову утворення контенту і відповідність його ієрархії рівню невизначеності і складності ситуації. Ключевые слова: коммуникация, организационная культура, иерархия, смыслопроизводство, дискурс, смыслопередача, интерпретация реальности

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 38-43 (pdf)


 

УДК: 159.922:378.147
Гірняк А. Н.
Гірняк Андрій Несторович, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри психології та соціальної роботи, Тернопільський національний економічний університет, м. Тернопіль, Україна.

Психологические приемы формирования достопримечательностей как способы наладки образовательного взаимодействия

Язык публикации: украинский

В статье осуществляется психологический анализ аттракций как предпосылок налаживания конструктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также обосновывается сущностное содержание психологических механизмов и приемов проективного формирования этих социальных аттитюдов. Также отстаивается мнение, что современный преподаватель УВО должен обладать системой приемов формирования аттракций, которая охватывает такие их разновидности: «Имя», «Зеркало», «Золотые слова», «Терпеливый слушатель», «Личная жизнь», «Услуга», «Ошибка», «Взгляд», «Калька», «Ладони» и «Чувство локтя». Ключевые слова: аттракция, образовательное взаимодействие, психологический механизм, психологический прийом, психологическое влияние, аттитюд

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 44-49 (pdf)


 

УДК: 159.9
Зозуля О. В.
Зозуля Олена Василівна, психолог НУО «People in need», м. Слов’янськ, Україна.

Причины возникновения гендерно обусловленного насилия среди населения Украины в условиях вооруженного конфликта

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты аналитического обзора существующих в психологии научных подходов к изучению проблемы гендерно обусловленного насилия и контент-анализ фактов такого насилия на востоке Украины, которые были освещены в сообщениях в социальных сетях, на сайтах общественных организаций (местных, общеобщеукраинских, международных), фото-, видеоматериалах на информационных порталах. В статье обозначены причины возникновения и распространения фактов гендерно обусловленного насилия гендерном Теоретический анализ и обобщение литературных источников, а также материалов собранных по проблеме гендерно обусловленного насилия позволили осветить причины возникновения и распространения фактов такого насилия в условиях вооруженного конфликта в Украине. Перспективой дальнейших исследований в контексте указанной проблематики является определение групп риска среди населения востока Украины, которые являются наиболее уязвимыми в отношении гендерно обусловленного насилия, выявление психологических особенностей и разработка программ противодействия насилию среди выявленных уязвимых категорий людей. Ключевые слова: гендер, гендерная роль, гендерное неравенство, гендерно обусловленое насилие

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 50-54 (pdf)


 

УДК: 159.92
Синельников Р. Ю.
Синельников Роман Юрійович, асистент кафедри загальної психології, Київський національний університет імені Тараса Шевченка, м. Київ, Україна.

Социально-психологическая программа формирования гражданской идентичности украинской молодежи: «Гражданская идентичность: цели, ресурсы и смыслы».

Язык публикации: украинский

В статье освещена программа формирования гражданской идентичности, которая направлена на создание условий, благоприятных для осознания ценности гражданской идентичности, анализ актуального состояния ее участников, а также принятие (или непринятия) данной идентичности. Основу программы составляют три базовых психологических механизмы: осознание, что предполагает понимание собственной тождественности с соответствующим сообществом граждан и отношение к государству как организации, создает условия существования гражданина в данном пространстве и вводит правила существования, функционирования и взаимодействия между гражданами; усиление – ослабление (трансформация) имеющихся природных, постоянно действующих факторов становления гражданской идентичности; осмысления (предоставление определенных личностных смыслов и значений) как личному опыту взаимодействия с государством, так и стереотипам, установкам, транслируемых личности социумом. Ключевые слова: гражданская идентичность, социально-психологическая программа, тренинг, групповая дискуссия, ресурс, формирование

Aktual_probl_psihol 2018, 3(50): 55-58 (pdf)