Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 41 – 2014

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

 

УДК 159.9.019.3:130.2

 

Карамушка Л.Н.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Организационная культура образовательных организаций: связь между уровнем развития и «внешними» характеристиками организации.

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье на основании эмпирического исследования проанализирован уровень развития основных составляющих («работа», «коммуникация», «управление», «мотивация и мораль») и общего показателя организационной культуры образовательных организаций. Выделены факторы организации, которые могут влиять на оценку уровня развития организационной культуры («тип образовательной организации»; «количество людей, которые работают в организации»; «время существования организации»; «место расположения организации»). Раскрыта связь между уровнем развития организационной культуры и факторами организации (как самостоятельными, так и при их взаимодействии с организационно-профессиональными и социально-демографическими факторами).

 

Ключевые слова: образовательные организации; организационная культура; составляющие организационной культуры; индекс организационной культуры; факторы организации; тип учебного заведения; количество людей, которые работают в организации; время существования организации; место расположения организации.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 3-12 (pdf)


 

УДК 159.92:378.036:37.04

 

Бондарчук Е.И.

 

ГВУЗ «Университет менеджмента образования» НАПН Украины, Киев.

 

Особенности организационной культуры учебных организаций в зависимости от самоэффективности руководителей.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей организационной культуры образовательных организаций в зависимости от самоэффективности руководителей. Установлены уровни самоэффективности руководителей образовательных организаций. Определены особенности самоэффективности в зависимости от пола и стажа управленческой деятельности исследуемых руководителей. Установлен индекс организационной культуры управленцев.

Определены особенности ориентации руководителей на определенный тип «реальной» и «желаемой» организационной культуры. Констатированы особенности ориентации управленцев на прогрессивный или консервативный тип организационной культуры в зависимости от пола и стажа управленческой деятельности исследуемых руководителей. Выявлены особенности организационной культуры в зависимости от уровня самоэффективности управленцев. Установлены гендерные особенности ориентации на определенный тип организационной культуры в зависимости от уровня самоэффективности руководителей образовательных организаций.

 

Ключевые слова: руководитель образовательной организации, организационная культура, самоэффективность, адхократическая культура, клановая культура, рыночная культура, иерархическая культура.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 13-19 (pdf)


 

УДК 159.923:005.2

 

Завацкая Н.Е.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Интегративный подход к психологическим факторам формирования организационной культуры учащейся молодежи в образовательно-воспитательной среде учебного заведения.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена изучению психологических факторов формирования организационной культуры учащейся молодежи в образовательно-воспитательной среде учебного заведения. Среди составляющих организационной культуры учащейся молодежи учебного заведения выделены: нормы, правила поведения и деятельности в учебном заведении (социальный уровень); организационные ценности учебного заведения и его социально-психологический климат (организационный уровень); морально-психологическая атмосфера в группе, уровень развития группы как коллектива (групповой уровень); система ценностных ориентаций и мотивация организационного поведения студентов (личностный уровень). Выделены факторы формирования организационной культуры учащейся молодежи – нормативные; когнитивные; эмоционально-поведенческие; мотивационно-ценностные.

 

Ключевые слова: учащаяся молодежь, образовательно-воспитательная среда учебного заведения, организационная культура, психологические факторы, формирование организационной культуры.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 19-24 (pdf)


 

УДК 159. 9.019.3:130.2

 

Ивкин В.М.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Отношение персонала образовательных организаций к изменениям и проблема развития типов организационной культуры.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлен анализ уровня развития типов отношения персонала образовательных организаций к изменениям («традиционалист», «реалист», «вольнодумец»). Показана связь уровня развития типов отношения персонала образовательных организаций к изменениям и факторами мезоуровня (характеристиками организации) и факторами микроуровня (организационно-профессиональными и социально-демографическими характеристиками персонала).

Проанализирован уровень развития типов организационной культуры образовательных организаций (культура «власти»; культура «ролей»; культура «заданий»; культура «личности»). Раскрыта взаимосвязь между уровнем развития отношения персонала образовательных организаций к изменениям и уровнем развития типов организационной культуры.

 

Ключевые слова: образовательные организации; отношение персонала к изменениям; «традиционалист»; «реалист»; «вольнодумец»; организационная культура; типы организационной культуры.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 24-29 (pdf)


 

УДК 005.73

 

Ковальчук А.С.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Теоретический анализ феномена «культура образования».

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье на основании теоретического анализа проблемы определена структура культуры образования. Показано, что культура образования может анализироваться с точки зрения двухкомпонентной модели: корпоративная культура и организационная культура. Определены основные факторы, которые обусловливают различия и формируют компоненты культуры системы образования. Представлены основные критерии оценки уровня развития корпоративной культуры и уровня развития организационной культуры. Определено, что структура оргкультуры связана со структурой организации учебного процесса. Представлены три группы элементов оргкультуры, которые являются детерминантами развития оргкультуры учебных заведений. Обозначена взаимосвязь развития корпоративной культуры и организационной культуры системы образования.

 

Ключевые слова: культура образования, корпоративная культура, организационная культура, структура корпоративной, организационной культуры, составляющие, элементы, развитие культуры.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 30-35 (pdf)


 

УДК 005.73:373

 

Креденцер О.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Влияние организационных факторов на уровень развития типов организационной культуры образовательных учреждений.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня развития типов организационной культуры образовательных организаций (органическая, партиципативная, предпринимательская и бюрократическая). Показано, что наиболее выраженными типами организационной культуры образовательных организаций является органический и партиципативный типы, а наименее – предпринимательский и бюрократический типы организационной культуры. Кроме того, проведен анализ корреляционной связи между типами организационной культуры и организационными факторами (количество лиц, работающих в организации, время существования организации, место ее расположения, тип образовательной организации).

 

Ключевые слова: тип организационной культуры, образовательные организации, организационные факторы, инновационные и традиционные образовательные организации.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 35-40 (pdf)


 

УДК 159. 9.019.3:130.2

 

Лагодзинская В.И.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Креативный потенциал образовательных организаций: взаимосвязь с типами организационной культуры.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Автором проанализирован уровень развития основных составляющих креативного потенциала образовательных организаций (креативность личности персонала; креативный подход персонала к решению проблемы; креативность рабочей среды образовательной организации; общий уровень креативного потенциала образовательной организации).

Выделены особенности развития всех составляющих креативного потенциала образовательных организаций в зависимости от характеристик организации (тип учебного заведения; количество людей, которые работают в организации; время существования организации; место нахождения организации).

Раскрыта связь между уровнем развития креативного потенциала образовательных организаций и типами организационной культуры (культура «власти»; культура «ролей»; культура «заданий»; культура «личности»).

 

Ключевые слова: образовательные организации; креативный потенциал; характеристики организации; организационная культура; типы организационной культуры; культура «власти»; культура «ролей»; культура «заданий»; культура «личности».

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 40-45 (pdf)


 

УДК 005.73:373

 

Пенцак К.А.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Анализ конкурентоспособности образовательных организаций в контексте развития их организационной культуры.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу конкурентоспособности образовательных организаций в контексте их организационного развития. В частности, представлены результаты исследования уровня развития конкурентоспособности образовательных организаций в целом и по отдельным структурным компонентам. Показано, что существует статистически значимая корреляционная связь между уровнем развития организационной культуры и уровнем развития конкурентоспособности образовательных учереждений. Доказано, что с увеличением уровня развития составляющих конкурентоспособности образовательных организаций (учет особенностей развития рынка и инновационного развития, высокий уровень профессионализма руководителей, наличие партнерского взаимодействия, лидерский потенциал и групповое единство) увеличивается уровень развития их организационной культуры в целом и по отдельным показателям (работа, управление, коммуникации, мотивация и мораль).

 

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательные организации, организационное развитие, уровень развития конкурентоспособности образовательных организаций.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 46-50 (pdf)


 

УДК 159.923

 

Станиславская М.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Поэтапная модель процесса индивидуального психологического консультирования личности как субъекта выбора организационной культуры будущего места работы.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлена обобщенная поэтапная модель процесса индивидуального психологического консультирования личности как субъекта выбора организационной культуры будущего места работы. Раскрыто понятие психологического консультирования в контексте темы исследования. Проанализированы особенности следующих составляющих этапов консультативной модели: 1) подготовительный этап; 2) этап настройки; 3) начало интервью; 4) диагностический этап; 5) рекомендательный этап или коррекционное влияние; 6) контрольный этап. Обоснованы такие критерии оценки результативности консультационного процесса при выборе личностью организационной культуры будущего места работы, как наличие положительных сдвигов в жизни клиента, субъективное удовлетворение клиента или точка зрения психолога-консультанта.

 

Ключевые слова: индивидуальное психологическое консультирование; процесс индивидуального психологического консультирования; выбор организационной культуры будущего места работы; эффективность индивидуального психологического консультирования; критерии эффективности индивидуального психологического консультирования; ограниченность поэтапной модели психологического консультирования; преимущество поэтапной модели психологического консультирования.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 51-55 (pdf)


 

 

УДК 316.647.5:005.73:373

 

Терещенко К.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Особенности взаимосвязи основных компонентов толерантности педагогических работников с уровнем организационной культуры учреждений образования.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье обоснована важность развития основных компонентов толерантности педагогических работников как условия формирования организационной культуры учреждений образования. Проведено эмпирическое исследование уровней развития компонентов толерантности педагогов и их взаимосвязи с индексом и составляющими организационной культуры учебных заведений. Наиболее выраженными оказались этико-нормативный, идентификационно-личностный, когнитивный, аффективный, деятельностно-стилевой компоненты толерантности респондентов. Наименее развитыми являются потребностно-мотивационный, ценностно-ориентационный и личностно-смысловой компоненты толерантности педагогов. Наиболее тесная взаимосвязь установлена между этико-нормативным, деятельностно-стилевым, личностно-смысловым, когнитивным компонентами толерантности педагогических работников и индексом и составляющими организационной культуры учебных заведений.

 

Ключевые слова: толерантность, компоненты толерантности, организационная культура, индекс организационной культуры, составляющие организационной культуры, учебные заведения.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 56-60 (pdf)


 

УДК 159.964.21

 

Арзуманян К.К.

 

Киевский национальный торгово-экономический университет, Киев.

 

Генезис взглядов на психологическую готовность менеджеров к разрешению конфликтов.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье выделены три подхода к определению содержания и структуры психологической готовности личности к осуществлению деятельности – это функциональный, личностный и личностно-деятельностный. В структуре психологической готовности менеджеров к управленческой деятельности, по мнению большинства ученых, определяют: мотивацию, специальные и психологические знания, а также комплекс профессионально важных качеств (способности, характер, темперамент, особенности психических процессов и др.). Психологическая готовность рассматривается как необходимое условие профессиональной работы и как результат и следствие профессиональной подготовки. Психологическая готовность к конструктивному разрешению конфликтов содержит в себе конфликтологическую грамотность, конфликтологическую компетентность и конфликтологическую культуру.

 

Ключевые слова: психологическая готовность, менеджеры, разрешения конфликтов, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая грамотность, конфликтологическая культура.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 61-66 (pdf)


 

УДК 159.922

 

Березовская Л.И.

 

Мукачевский государственный университет, Мукачево.

 

Профессиональное выгорание как форма профессиональной деформации работников организации.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к синдрому профессионального выгорания как формы профессиональной деформации работников организации. Раскрывается понятие профессиональной деформации. Проанализированы уровни профессиональной деформации: общепрофессиональные деформации; специальные профессиональные деформации; профессионально-типологические деформации и индивидуальные деформации. Выделены отклонения и нарушения в профессиональном развитии, являющиеся следствием профессиональной деформации у работников организации, к которым принадлежит профессиональное выгорание как форма профессиональной деформации (деформации личности). Представлены теоретические подходы к изучению профессионального выгорания работников организации. Рассмотрены факторы формирования и развития профессионального выгорания работников организации.

 

Ключевые слова: профессиональная деформация, профессиональные деструкции, деформация личности, профессиональное выгорание, работники организаций, факторы.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 66-70 (pdf)


 

УДК 159.92:378.036:37.04

 

Бондарчук Е.И., Казакова С.В.

 

ГВУЗ «Университет менеджмента образования» НАПН Украины, Киев.

 

Проблемы психологической готовности руководителей профессионально-технических учебных заведений к маркетингу образовательных услуг.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы психологической готовности руководителей профессионально-технических учебных заведений к маркетинговой деятельности в сфере образовательных услуг. Освещена специфика образовательных услуг в сфере образования в целом и системы профессионально-технического образования в частности. Определена сущность психологической готовности управленцев к маркетингу образовательных услуг. Раскрыто содержание составляющих готовности управленцев к маркетингу образовательных услуг. Проанализированы проблемы развития готовности управленцев к маркетингу образовательных услуг. Очерчены возможности решения данных проблем в системе последипломного педагогического образования в результате специально организованного обучения. Определены цель и этапы развития психологической готовности руководителей ПТУЗ к маркетингу образовательных услуг. Описаны уровни развития психологической готовности руководителей ПТУЗ к маркетингу образовательных услуг.

 

Ключевые слова: психологическая готовность к деятельности, психология маркетинга, образовательные услуги, маркетинг образовательных услуг, руководители профессионально-технических учебных заведений, система последипломного педагогического образования.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 70-75 (pdf)


 

УДК 37.07:005.95

 

Брюховецкая А.В.

 

ГВУЗ «Университет менеджмента образования» НАПН Украины, Киев.

 

Психологические особенности управления общеобразовательными учебными заведениями.

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрены основные характеристики учебных заведений. Проанализирована специфика учебных заведений и определена специфика управления ими. Определены основные направлениями реформирования управления общеобразовательными учебными заведениями. Подчеркнута роль руководителей в повышении эффективности управления учреждениями среднего образования. Отмечено, что эффективность управления общеобразовательным учебным заведением повышаться, если руководитель знает требования, предъявляемые к нему, и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех профессионально важных личностных качеств, которые нужны современному руководителю.

 

Ключевые слова: управление общеобразовательными учебными заведениями, специфика общеобразовательных учебных заведений, специфика управления общеобразовательными учебными заведениями, руководитель общеобразовательных учебных заведений.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 75-79 (pdf)


 

УДК 159.923:377.4:371.113

 

Вознюк А.В.

 

Сумской областной институт последипломного педагогического образования, Сумы.

 

Результаты формирования психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками в системе последипломного педагогического образования.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлен учебный спецкурс как форма психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками в системе последипломного педагогического образования. Проведен сравнительный анализ данных, полученных в экспериментальной и контрольной группах до начала и после формирующего эксперимента, касающихся основных компонентов психологической готовности руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками и общего показателя психологической готовности.

 

Ключевые слова: руководители образовательных организаций, управления педагогическими работниками, психологическая готовность руководителей образовательных организаций к управлению педагогическими работниками, спецкурс, эффективность, критерии эффективности.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 80-84 (pdf)


 

УДК 159.923:37.03

 

Заболотная В.А.

 

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев.

 

Этико-психологические инструменты развития личности в профессиональной деятельности.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматривается комплекс проблем в сфере использования этико-психологических инструментов развития личности в профессиональной деятельности на основе диагностики сотрудников, социально-психологических методик определения морального развития персонала и групповых ценностных ориентаций. Такой подход позволяет разрабатывать программы развития персонала в организациях как социально-групповую работу либо как личностные планы развития. Управленческая стратегия формируется на основе внедрения принципов с высоким уровнем нравственного содержания через имплементацию практики КСО и этической инфраструктуры в организациях, современных концепций лидерства. Разработанный подход использовался автором в процессе подбора и обучения персонала в образовательных инновационных проектах в Украине.

 

Ключевые слова: нравственное развитие, ценностные ориентации, лидерство, этико-психологические инструменты, этическая инфраструктура.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 84-89 (pdf)


 

УДК 159.9.072:005.743

 

Задворный В.С.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Анализ основных факторов эффективности командообразующих тренингов.

 

Язык статьи: русский

 

В статье на основании проведенного анализа результатов практической работы автора проанализированы основные факторы, влияющие на эффективность командообразующих тренингов, а также предложены рекомендации по усилению силы воздействия и продолжительности действия эффекта от проведенных тренингов. Среди факторов, влияющих на эффективность командообразующих тренингов, выделены и проанализированы такие факторы, как тип организационной культуры в компании и статус участника тренинга в иерархии компании. А также выделены и проанализированы факторы, влияющие на длительность эффекта от проведения командообразующих тренингов.

 

Ключевые слова: командообразующий тренинг, командообразование, тип организационной культуры, эффективность командообразующих тренингов, этапы командообразующих тренингов.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 89-93 (pdf)


 

УДК 159.923:37.035:316.46

 

Карамушка Л.Н., Фелькель Т.Г., Михайленко В.А.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины (Киев), Одесская государственная академия технического регулирования и качества (Одесса).

 

Содержание, уровень и факторы развития «базовых» лидерских качеств у будущих научно-педагогических работников.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье на основе эмпирического исследования констатирован недостаточный уровень развития «базових» лидерских качеств у будущих научно-педагогических работников.

Выявлено влияние на уровень развития общего показателя лидерских качеств факторов: а) микроуровня: организационно-профессиональных (форма обучения в аспирантуре; совмещение учебы с работой; должность, занимаемая аспирантами в организации, где они работают; выполнение лидерских функций на факультете) и социально-демографических (возраст, место рождения) характеристик будущих научно-педагогических работников; б) мезоуровня (уровня организационного развития организаций, в которых обучаются и работают аспиранты).

 

Ключевые слова: лидерство в организации; лидерство в организациях системы высшего образования; будущие научно-педагогические работники; лидерские качества; факторы развития лидерских качеств.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 94-99 (pdf)


 

УДК 159.9:159.94

 

Ковровский Ю.Г.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Уровень профессионального выгорания у персонала Оперативно-спасательной службы МЧС Украины.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлены практические результаты исследования проблемы профессионального выгорания в условиях профессиональной деятельности спасателей, а именно рассматриваются результаты анализа эмпирических данных касательно социально-демографической структуры исследуемого персонала, общего уровня выраженности «профессионального выгорания» среди персонала Оперативно-спасательной службы МЧС Украины и наиболее доминантных симптомов в структуре профессионального выгорания работников. Также выявлены взаимосвязи социально-демографических характеристик исследуемых с общим уровнем и симптомами «профессионального выгорания». Кроме того, в статье осуществлена попытка раскрыть сущность поведенческих реакций спасателей, которые выгорают.

 

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, спасатель, «профессиональное выгорание», социально-демографические факторы, рискоопасная профессия, резистенция.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 100-104 (pdf)


 

УДК 159.98:331.108

 

Охотницкая К.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Дизайн тренинга «Психологические условия формираования преданности организации у персонала государственной службы зайнятості».

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования основных психологических факторов и условий формирования преданности организации у персонала государственной службы занятости, а именно освещены результаты формирующего эксперимента, описаны особенности тренинга «Условия формирования преданности организации у персонала государственной службы занятости».

Проанализированы цели, задачи и методику проведения тренинговой программы. Представлена структура и содержательная характеристика тренинга. Приведены объем тренинга, а также определены интерактивные техники и психологические упражнения, которые использовались при проведении тренинга.

 

Ключевые слова: государственная служба занятости, персонал, преданность организации, факторы формирования преданности организации, условия формирования преданности организации, тренинг, формирующий эксперимент.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 105-111 (pdf)


 

УДК 159.9.078

 

Сняданко И.И.

 

Национальный университет «Львовская политехника», Львов.

 

Модель психологического консультирования студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена анализу структуры модели психологического консультирования студентов технических университетов в контексте их подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности. Раскрыты особенности содержания психологического консультирования студентов технических университетов в направлении подготовки к будущей профессионально-управленческой деятельности. Проанализирована модель психологического консультирования студентов технических университетов, представляющая собой пошаговое овладение студентами психологических компетенций, которые необходимы для подготовки студентов к будущей профессионально-управленческой деятельности, а именно: личностная, учебная, учебно-профессиональная, управленческая компетенции.

 

Ключевые слова: компетенция, модель, психологическое консультирование, технический университет, когнитивно-поведенческий подход, проблемно-ориентированный подход, профессионально-управленческая деятельность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 111-116 (pdf)


 

УДК 331.103.5:005.71-055

 

Ткалич М.Г.

 

Запорожский национальный университет, Запорожье.

 

Гендерная дискриминация в современных украинских организациях: результаты эмпирического исследования.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье анализируются результаты эмпирического исследования представлений о равенстве прав и возможностей женщин и мужчин в организациях, отношение к совмещению работы с семейной жизнью, проблем сексуальных домогательств, декретного отпуска, успешности работников женского и мужского пола в профессиональной деятельности. Определяется отсутствие половых, возрастных, образовательных различий во взглядах на дискриминацию. Подчеркивается влияние типа организации (государственной или частной) и сферы ее деятельности (промышленно-производственной, образовательной и медицинской, социально-правовой защиты, сферы услуг) на уровень гендерной дискриминации.

 

Ключевые слова: гендерное взаимодействие, гендерная дискриминация, пол, возраст, сексуальные домогательства, тип организации, сфера деятельности организации.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 117-121 (pdf)


 

УДК 159.923

 

Гнускина А.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Профессиональное выгорание у предпринимателей: связь между уровнем выраженности и факторами мезоуровня.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье проанализировано уровень выраженности составляющих профессионального выгорания у предпринимателей. Раскрыта связь между выраженностью профессионального выгорания и факторами мезоуровня (форма регистрации предпринимателей; сфера предпринимательской деятельности; количество людей, которые работают в организации). Показано, что такие составляющие профессионального выгорания, как «эмоциональное напряжение» и «редукция личных достижений», являются менее выраженным у предпринимателей-юридических лиц, а выраженность составляющих «деперсонализация» и «редукция личных достижений» уменьшается в организациях с большим количеством людей. Констатировано повышение выраженности составляющей «деперсонализация» у предпринимателей, которые работают на производстве.

 

Ключевые слова: предприниматели; профессиональное выгорание; факторы мезоуровня; форма регистрации предпринимателей; сфера предпринимательской деятельности; количество людей, которые работают в организации.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 122-125 (pdf)


 

УДК 159.938.363.2:88.373

 

Захарияш Л.П.

 

Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев.

 

Влияние образа-типажа предпринимателя на реализацию деловой активности молодежи.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Определены специфические социально-психологические черты успешного предпринимателя, а именно: мотивация достижения, психологическая гибкость, готовность рисковать, позитивное мышление; доминирование таких ценностей, как работа, деньги и свобода, высокий уровень образованности, устойчивость социальных связей, адаптивный опыт, профессионализм, а также выявлена высокая значимость эмоционального капитала (любовь к делу, страсть, чувство самореализации). Выявлены пять основных образов-типажей предпринимателя в общественном мнении молодежи: «Харизматичный», «Авантюрный», «Трудоголик», «Миссионер», «Виктимный». Доказано, что особенности восприятия предпринимателя личностью влияют на формирование профессиональных установок относительно будущей профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: образ-типаж предпринимателя, социально-психологическое влияние, профессиональное самоопределение, мотивация, деловая активность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 125-130 (pdf)


 

УДК 159.9

 

Бутко В.В.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Значение формирования обидчиком чувства вины у жертвы домашнего насилия.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и практические исследования по теме «Образ Я, женщин, пострадавших от насилия в семье». Изучены и проанализированы нарративы 19 женщин, которые по тем или иным обстоятельствам обратились за психологической поддержкой и было выяснено, что настоящей причиной обращения и возникновения заявленной проблемы является домашнее насилие. Выявлено и подтверждено адаптивное поведение в межличностных отношениях со стремлением к согласованию своих действий с мнением окружающих, что свидетельствует о неуверенности в себе, стремлении приспособиться, конформности, тенденции к оттеснение своих мечтаний и желаний на второй план, свидетельствует о занижении собственной самооценки относительно других и стремлении к подчинению авторитету и поменше самой встречаться со своим Я, поскольку не знают его и боятся последствий.

 

Ключевые слова: домашнее насилие, образ Я, самооценка, самоуважение, самореализация, вина, философия жертвы, нарратив, суггестивность, контрсуггестивность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 131-136 (pdf)


 

УДК 159.925

 

Запорожец Т.А.

 

Гуманитарный институт Национального авиационного университета, Киев.

 

Эмоциональный интеллект, ситуационная осведомленность и ситуативная психологическая готовность специалистов управления воздушным движением.

 

Язык статьи: английский

 

Аннотация: В статье рассмотрена роль эмоционального интеллекта как основной детерминанты в формировании ситуационной осведомленности и ситуативной психологической готовности специалистов управления воздушным движением (УВД). Представлена общая характеристика специфики профессиональной деятельности специалистов УВД. Проанализировано психологическое содержание профессиональных обязанностей специалистов УВД. Представлены роль психологической готовности и ситуативной психологической готовности в профессиональной деятельности специалистов и подходы к их определению. Определены понятие ситуативной осведомленности и ее взаимосвязь с ситуативной психологической готовностью. Представлено понятие эмоционального интеллекта и подходы к его определению. Охарактеризованы основные модели эмоционального интеллекта.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическая готовность, ситуативная психологическая готовность, ситуационная осведомленность, управление воздушным движением, специалисты управления воздушным движением.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 136-141 (pdf)


 

УДК 159.922:33/:336.7-051

 

Кушниренко К.О.

 

Киевский национальный торгово-экономический университет, Киев.

 

Сравнительный анализ и особенности профессиографии в системе «человек-техника» и «человек-человек».

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей профессиографии деятельности специалистов разных систем – системы «человек-человек» и «человек-техника». Представлена общая схема построения профессиографии деятельности специалистов разных сфер, которая имеет 3 блока: общую характеристику профессии, основные производственные операции и условия труда, и психограмму. Описана психограмма представителей каждой из систем – практикующего врача как представителя системы «человек-человек» и авиационного диспетчера, как представителя системы «человек-техника». В то же время представлен сравнительный анализ этих двух систем на основе выделенных 10 пунктов.

 

Ключевые слова: профессиография, система, банковская сфера, анализ, сравнение, человек, техника, психологические особенности, деятельность, схема.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 141-145 (pdf)


 

УДК 159.99

 

Лазос Г.П.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Особенности предоставления психологической помощи внутренним переселенцам из Крыма.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена обобщению первичного опыта предоставления психологической помощи внутренне переселенным лицам. Рассматриваются причины, которые привели к вынужденному переселению граждан Украины, определены функции психологов в работе с такой категорией пострадавших. Выделены и описаны характерные психические состояния и особенности поведения переселенцев. В статье излагается психолого-философская теория травмы R. Popadopulos и, созданная на ее основе технология оказания психологической помощи пострадавшим. Рассматриваются основные принципы групповой работы с переселенцами, эффективные методы и методики для работы с травмой.

 

Ключевые слова: временно переселенные лица, переселенцы, психологическая помощь, психические состояния, травма, групповая психотерапия.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 145-152 (pdf)


 

УДК 159.922.4:159.923.2

 

Левус Н.И.

 

Львовский национальный университет имени Ивана Франко, Львов.

 

Проявления этноидентичности в отношении к представителям собственной и других этнических групп.

 

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается становление этнической идентичности как выделение себя среди других этнических групп и формирование определенного отношения к ним. Определены различные формы этнической идентичности: нейтральная, з тенденциями к позитивной и негативной, проявляющиеся в отношении к представителям других этносов. Проведено сравнение различий у лиц, которые демонстрируют определенный тип этноидентичности и этнотолерантности. Исследована социальная дистанция, которую устанавливают эти лица с представителями собственной группы и других этнических групп. Обнаружено, что уровень социальной дистанции зависит от этнической толерантности, базирующейся на этническом самоопределении.

 

Ключевые слова: этническая идентичность, этническая толерантность, социальная дистанция, этническое отношение, этнос, народ, этническое самоопределение.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 152-158 (pdf)


 

УДК 376.56

 

Мельник А.И.

 

Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, Киев.

 

Структура психологической готовности учителя к работе с гиперактивными младшими школьниками.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы психологической готовности учителя к работе с гиперактивными младшими школьниками. Особое внимание обращается на теоретическое обоснование компонентной структуры психологической готовности учителя к работе с гиперактивными младшими школьниками. Психологическая готовность к отдельному аспекту педагогической деятельности обусловлена дифференциацией соответствующих задач и имеет в каждом случае специфическое проявление и сложную динамическую структуру, определяется структурой конкретной деятельности. Психологическую готовность учителя к интеракций с гиперактивными младшими школьниками определено как целостное личностное образование, в основе которого – мотивационный, содержательный и операционно-рефлексивных компоненты.

 

Ключевые слова: компоненты психологической готовности, гиперактивные ученики, интеракция.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 158-163 (pdf)


 

УДК 159.923.35

 

Палько Т.В.

 

Закарпатский областной институт последипломного педагогического образования, Ужгород.

 

Психологическая программа рефлексии учителей в условиях последипломного педагогического образования.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье отражена психологическая программа развития рефлексии учителей в условиях последипломного педагогического образования. Раскрыта сущность развития рефлексии учителей за когнитивной, аффективно-оценочной и регулятивно-процессуальной составляющими. Показана целесообразность учитывания в процессе развития рефлексии учителей личностных и психолого-педагогических факторов. Определена целесообразность обеспечения готовности преподавателей заведений последипломного педагогического образования к развитию рефлексии учителей. Отражены социально-психологические средства развития рефлексии учителей. Определены смысловые модули программы развития рефлексии учителей в условиях последипломного педагогического образования. Отражены особенности этапов психологической программы развития рефлексии учителей в условиях последипломного педагогического образования. Обоснованы наиболее целесообразные формы и методы реализации психологической программы развития рефлексии учителей.

 

Ключевые слова: рефлексия, учитель, последипломное педагогическое образование; развитие рефлексии, психологическая программа развития рефлексии, преподаватель заведения последипломного педагогического образования.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 163-168 (pdf)


 

УДК 159.923.2

 

Сингаевская И.В.

 

ВУЗ «Университет экономики и права «КРОК», Киев.

 

Анализ теоретико-методологических подходов к изучению проблемы профессиональной успешности личности.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье обоснована актуальность исследования проблемы профессиональной успешности личности, проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной успешности личности. Выделен круг проблем, которые изучает психология профессионализма как направление научного исследования, определены подходы, которые используют ученые в поисках модели профессиональной успешности. Описаны взгляды ученых на проблему профессионализма и профессиональной успешности, работающих в рамках личностного, акмеологического, деятельностного, структурно-функционального, интегративного подходов. Начерчены перспективы дальнейших исследований профессиональной успешности специалистов в сфере образования, в частности – преподавателей высших учебных заведений.

 

Ключевые слова: профессиональная успешность, профессионализм; личностный, акмеологический, деятельностный, структурно-функциональный, интегративный подходы.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 168-176 (pdf)


 

УДК 159.98:316.61

 

Смотрицкий А.В.

 

Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев.

 

Досугово-танцевальные практики как средство социально-психологической адаптации мигрантов.

 

Язык статьи: русский

 

Аннотация: В статье представлен краткий обзор современных подходов к изучению процесса социально-психологической адаптации мигрантов. Выделены следующие типы адаптации: социокультурная, психологическая и социоэкономическая, а также обозначены влияющие на них факторы, Обоснованы основные адаптивные психологические механизмы (векторы адаптации): идентификация и самореализация. Предложена модель процесса социально-психологической адаптации мигрантов. Презентуется технология оптимизации процесса социально-психологической адаптации мигрантов – «Досугово-танцевальные практики», основу которой составляют социальные парные танцы. Проанализировано воздействие механизмов влияния досуговой танцевальной практики на успех социально-психологической адаптации мигрантов.

 

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, аккультурация, социокультурная адаптация, психологическая адаптация, социоэкономическая адаптация, досугово-танцевальные практики, социальные парные танцы.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 177-182 (pdf)


 

УДК 159.923.2

 

Тоба М.В.

 

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, Киев.

 

Социально-психологические особенности резидуальных норм образовательного пространства современных вузов.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье актуализирована проблема социально-психологических особенностей резидуальных норм образовательного пространства современных вузов. Конкретизированы дефиниции «резидуальные нормы», «среда», «пространство». Указано на то, что нормы группы, в том числе резидуальные, могут выступить важным ресурсом развития или не развития образовательного пространства и повлиять на его содержание и качество предложений.

Определено, что содержательно-функциональные особенности норм группы, в том числе нагрузка резидуальных норм, их качественные характеристики могут стать одним из социально-психологических критериев оценки образовательного пространства вузов. Изучение резидуальных норм позволило выстроить условные векторы образовательной среды как элемента образовательного пространства вузов, разместились в плоскостях «пассивность-свобода» и «пассивность-зависимость».

 

Ключевые слова: групповые нормы, резидуальные нормы, имплицитные нормы, эксплицитные нормы, образовательная среда, образовательное пространство.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 182-188 (pdf)


 

УДК 159.922.2:316.61:004.738.5

 

Фролов А.П.

 

Университет менеджмента образования НАПН Украины, Киев.

 

Типология пользователей социальной сети «Facebook» по характеру активности и кругу общения.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье приведены и описаны результаты проведенного автором эмпирического исследования типологии пользователей социальной онлайновой сети "Facebook". Описано характерное асимметричное распределение эмпирических показателей в выборке. На основе кластерного анализа выявлено три класса пользователей. Описаны их отличительные особенности. Критерием описания различий были характер активности, круг общения и степень воздействия на аудиторию. Также было выделено три способа самопрезентации человека в онлайновых социальных сетях. Каждый из этих типов исследовали по отдельной процедуре. Приведено подробное описание каждого из них. Проведено сравнение показателей различных типов самопрезентации в отдельных кластерах. Выделены главные характеристики многих параметров онлайнового общения.

 

Ключевые слова: онлайновая социальная сеть, самопрезентация, виртуальное общение, кластерный анализ, типология, активность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 188-197 (pdf)


 

УДК 370153:159.953:81(243

 

Цымбал И.В.

 

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Киев.

 

Индивидуализация в обучении студентов технических специальностей роботе с иностранными научными текстами.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальной проблемы эффективной работы с иностранными научными текстами и ее зависимости от индивидуальных психологических особенностей студентов. Подчеркнута важность личностно-ориентированного подхода в обучении чтению, индивидуального подхода в выборе текстов и заданий к ним при создании комплекса практических занятий по преодолению когнитивных трудностей, которые возникают в ходе работы с иностранными научными текстами. Представлены этапы констатирующего эксперимента по изучению индивидуальных психологических особенностей магистров и их работы с иностранными научными текстами, раскрыто содержание каждого этапа.

 

Ключевые слова: иностранные научные тексты, чтение, восприятие, понимание, индивидуальные психологические особенности, индивидуальный подход.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 197-202 (pdf)


 

УДК 159.922:159.953.5

 

Щипановская Е.Р.

 

Национальная академия статистики, учета и аудита, Киев.

 

Анализ основных подходов к учению как важному фактору профессионального и личностного развития будущих специалистов.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена представлению исследований психологических особенностей учения как специфической формы активности субъекта обучения (студента), в будущем – специалиста своего дела. Описаны современные подходы к учению, представлена развернутая характеристика разных подходов к учению и показано их влияние на эффективность обучения с учетом индивидуальных отличий учебной деятельности студентов, показана возможность их целенаправленного формирования в условиях высшего учебного заведения, очерчены перспективы использования в профессиональной деятельности успешно сформированных в системе высшего профессионального образования подходов к учению и навыков саморегуляции.

 

Ключевые слова: учение, стиль учения, мотивация учебной деятельности, саморегуляция, подход к учению, глубокий подход, поверхностный подход, стратегический подход, эффективность обучения.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 202-206 (pdf)


 

УДК 158.922:316.624

 

Янкевич С.М.

 

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

 

Программа развития компонентов готовности будущих специалистов сферы образования к работе с социально дезадаптированными подростками.

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье раскрыто содержание программы развития компонентов готовности будущих специалистов образования к работе с социально дезадаптированными подростками, отражены этапы и направления ее внедрения, а также определены ее составляющие (организационная, содержательная и рефлексивная).

Также в данной работе выделены компоненты готовности, на которые будет осуществляться воздействие с помощью специально подобранных тренинговых упражнений, предложены темы для дискуссий в процессе проведения тренинговых занятий, разработана графическая схема указанной программы, а также описаны условия, при которых будет обеспечена эффективность программы.

 

Ключевые слова: готовность, личность, социально дезадаптированные подростки, формирование, программа развития, эмпатия, коммуникативная толерантность, стрессоустойчивость, самоконтроль, индивидуально-психологическая адаптированность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 1(41): 207-211 (pdf)