Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 42 – 2015

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

 

УДК 005.73:373

Карамушка Л.М., Шевченко А.М., Терещенко К.В.

Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України

Организационная культура образовательных организаций: сущность, структура, функции, типы

Язык статьи: украинский

В статье проанализированы особенности организационной культуры образовательных организаций. Раскрыта сущность организационной культуры как определенной иерархии ценностей, правил, норм, традиций, церемоний и ритуалов, которые приняты в учебном заведении и придерживаются его членами. Исследованы основные компоненты организационной культуры («работа», «управление», «коммуникации», «мотивация»). Проанализированы функции организационной культуры образовательных организаций (социально-экономические и социально-психологические). Выделены основные типы организационной культуры образовательных организаций: а) «прогрессивные», которые ориентированы на решение инновационных заданий современных общеобразовательных учебных заведений; б) «консервативные», которые ориентированы на решение более традиционных заданий.

Ключевые слова: образовательные организации, организационная культура, структура организационной культуры, функции организационной культуры, типы организационной культуры.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 3-13 (pdf)


 

УДК 159.922.2:34.08

Баранюк Н.И.

Львівський державний університет внутрішніх справ, м. Львів

Психологические особенности развития организационной культуры в правоохранительных органах в условиях кризисного общества

Язык статьи: украинский

В статье осуществлен теоретический анализ понимания понятия «организационная культура» и основные подходы к ее изучению. Раскрыты особенности профессиональной деятельности работников правоохранительных органов. Определены составляющие элементы организационной культуры в системе правоохранительных органов и их связь с профессиональной деятельностью работников этой сферы. Продемонстрировано убедительное понимание того факта, что развитие организационной культуры остается одним из актуальных путей реформирования правоохранительных органов в условиях кризисного общества. Показана роль тренингов в подготовке работников правоохранительных органов к развитию организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, правоохранительные органы, персонал, профессиональная и психологическая подготовка, реформирования, группа, корпорация, тренинг.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 13-19 (pdf)


 

УДК 316.6:159.922.62

Борозенцева Т.В., Завацкая Н.Е., Жигаренко И.Е.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Україна

Эмпирическое изучение социально-психологических особенностей корпоративной культуры общественных организаций в условиях трансформационных изменений современного социума

Язык статьи: украинский

В статье приведены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей корпоративной культуры общественных организаций в условиях современного социума. Установлено, что корпоративная культура общественных организаций различается по содержанию своих уровней – знаково-символическому, ценностно-идеологическому и глубинному. Проведена дифференциация уровней развития основных структурных компонентов корпоративной культуры общественных организаций. Раскрыты социально-психологические функции корпоративной культуры общественных организаций в современном социуме. Выделены социально-психологические факторы корпоративной культуры общественных организаций: когнитивные, мотивационные, ценностные, поведенческие.

Ключевые слова: корпоративная культура, общественная организация, компоненты корпоративной культуры, социально-психологические функции корпоративной культуры, социально-психологические факторы корпоративной культуры, общий индекс корпоративной культуры.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 19-24 (pdf)


 

УДК 159.9

Пилецкая Л.С.

ДВНЗ «Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника», м. Івано-Франківськ, Україна

Социально-психологический анализ организационной культуры высших учебных заведений

Язык статьи: украинский

Статья посвящена анализу организационной культуры высших учебных заведений. Выделены основные научные подходы к пониманию сущности организационной культуры. Выделены основные типы и группы организационной культуры. Организационная культура представляет собой организационно-психологическую среду жизнедеятельности сотрудников организации. Она проявляется на уровне отдельной личности, группы и организации в целом в виде норм, ценностей, в структуре мотивации и стандартах поведения, в стиле управления, в структуре организации и в организационно-управленческих процедурах и, в свою очередь, влияет на эффективность деятельности сотрудников и организации в целом, на отношение сотрудников к организации, к результатам деятельности и коллектива, а также уровень развития групповых отношений и их динамику.

Ключевые слова: организационная культура, высшее учебное заведение, субкультура, ценности, корпоративный дух, студенческую среду, социокультурное пространство.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 24-28 (pdf)


 

УДК 378.091:005.73

Спицына Л.В., Лукомская Ю.А.

Запорізького національного університету, м. Київ, Україна.

Тип организационной культуры как фактор инновационной готовности персонала образовательного учреждения

Язык статьи: украинский

В статье исследована взаимосвязь типа организационной культуры и инновационной готовности персонала образовательного учреждения. Разработанная исследовательская модель предполагала изучение инновационной готовности педагогического персонала в совокупности проявлений всех ее компонентов (мотивационного, когнитивного, креативного и деятельностного) как детерминированных системой связей с типом организационной культуры образовательного учреждения. Представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи типа организационной культуры и инновационной готовности персонала в учреждениях классического, внешкольного и неформального образования.

Ключевые слова: организационная культура, адхократический тип культуры, инновационная готовность, фактор готовности к инновациям, образовательное учреждение.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 29-36 (pdf)


 

УДК 159.922.2

Березовская Л.И.

Мукачівського державного університету, Закарпатська обл., м. Мукачево, Україна

Исследование риска у будущих менеджеров и технологов легкой промышленности

Язык статьи: украинский

В статье проанализировано проявление риска у будущих менеджеров и технологов легкой промышленности. Определено, что риск – часть, признак предпринимательства. Исследованы психологические характеристики и характерологические тенденции, присущие личностям с различным уровнем проявления готовности к риску. Определено влияние риска на психологические характеристики: потребность в ощущеньях, эгоистичность, консерватизм, агрессивность, зависимость. Выделены факторы у испытуемых с высоким уровнем проявления риска: «Межличностное взаимодействие», «Волевые особенности», «Эмоциональные и коммуникативные особенности», «Индивидуальные характеристики».

Ключевые слова: риск, готовность к риску, будущие менеджеры, будущие технологи легкой промышленности, психологические характеристики, факторы.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 37-43 (pdf)


 

УДК 159.923:377

Вознюк А.В.

Глухівського національного педагогічного університету імені Олександра Довженка, м. Глухів, Україна

Модель психологической подготовки руководителей к управлению педагогическими работниками в образовательных округах

Язык статьи: украинский

В статье представлена модель психологической подготовки руководителей к управлению педагогическими работниками в образовательных округах. Определена структура психологической готовности как результат психологической подготовки руководителей к управлению педагогическими работниками в образовательных округах. Систематизированы основные факторы, которые влияют на данный феномен. Раскрыты условия формирования психологической готовности руководителей к управлению педагогическими работниками в образовательных округах.

Ключевые слова: руководители образовательных организаций, управления педагогическими работниками, психологическая готовность руководителей к управлению педагогическими работниками в образовательных округах, образовательный округ, тренинговая программа.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 44-48 (pdf)


 

УДК 159.9.019

Заболотная В.А.

Київського університету імені Тараса Шевченка, Київ, Україна.

Взаимосвязь компетенций руководителей с различными стилями управления в современном организационном лидерстве

Язык статьи: украинский

В статье анализируются компетенции и стили управления, способствующие эффективному лидерству в современных условиях в организациях. Утверждается необходимость сочетания характеристик управления и лидерства, для повышения эффективного взаимодействия сотрудников, обладающих разными как профессиональными, так и личностными характеристиками. Рассматривается практически значимый вопрос развития потенциала конкретной личности руководителя на разных уровнях управленческой ответственности (линейный менеджмент, руководители среднего звена, высшее руководство) и соотнесение его с потребностями и целями организации, учитывая тенденции перехода на проектную ориентированность деятельности современных организаций и уплощение иерархических пирамид.

Ключевые слова: лидерство, стиль руководства, компетенции, парадигмы, глобальные ценности, внутригрупповые взаимоотношения.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 48-53 (pdf)


 

УДК 159.947.5:331.101.3/104

Мейтарчан С.Ю., Проскура Ю.В.

Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут», Київ, Україна

Дніпропетровський Національний університет імені О.Гончара, Дніпропетровськ, Україна

Разработка опросника оценки эффективности мотивирования менеджером персонала организации

Язык статьи: украинский

Статья посвящена разработке опросника оценки эффективности мотивирования менеджером персонала организации. Проанализировано современное состояние проблемы осуществления менеджером мотивирующего воздействия на сотрудников, а так же проблемы диагностики способности менеджера к реализации функции мотивирования персонала. Представлены результаты исследования представлений будущих менеджеров об эффективных и действенных способах мотивирования персонала. На основе факторного анализа полученных результатов выделены семь типов мотивирования, к которым проявляют склонность будущие менеджеры.

Ключевые слова: мотивирование персонала, мотивирующее влияние, тип мотивирования, стратегия мотивирования.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 54-61 (pdf)


 

УДК 159.9.923.2

Павлин Д.А.

Київського національного університету імені Тараса Шевченка, Київ, Україна

Развитие спонтанности как средство формирования команды

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты апробации формирующей программы спонтанности личности как средства формирования команды. Установлено, что спонтанность и творчество является важной составляющей взаимодействия между членами коллектива. Освещено понятие Плейбек-театра и уместность использования элементов именно этой социально-психологической практики для развития спонтанности членов команды. Установлено повышение уровня спонтанности, креативности, автономности, толерантности к неопределенности и интернальности среди участников программы. Сформулированы рекомендации по использованию программы развития спонтанности членов команды.

Ключевые слова: команда, спонтанность, командообразование, развитие, Плейбек-театр.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 61-67 (pdf)


 

УДК 159.923

Прыймук О.А.

Київського національного торговельно-економічного університету, Київ, Україна

Научные подходы к изучению профессионально важных качеств в профессиогенезе личности

Язык статьи: украинский

В статье представлены научные подходы к изучению профессионально важных качеств в системе профессиогенеза личности. Научно-категориальный статус понятия «профессионально важные качества» уточняется путем раскрытия его содержания определения структуры, через индивидуально-психологические возможности, общие и специальные способности человека, его профессиональный уровень знаний, умений и компетенций и влияние внешних и внутренних факторов на профессиональное развитие личности в профессиогенезе. Определяется особенность профессионально важных качеств как политипологической системы, которая формируется под влиянием внешних и внутренних факторов и обуславливает эффективность профессиональной деятельности на всех этапах профессиогенеза.

Ключевые слова: профессиогенез, профессионально важные качества, профессиональное развитие, специальные способности, специалист, профессионал.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 67-72 (pdf)


 

УДК 316.454.52

Ремпель Ж.А.

Запорізького національного університету, м. Запоріжжя, Україна

Социально-психологические особенности управленческого общения руководителя негосударственной организации в процессе командообразования

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты теоретического исследования социально-психологических аспектов управленческого общения руководителя негосударственной организации (НГО) в процессе командообразования. Определено место и роль руководителя НГО в процессе командообразования и влияние уровня его коммуникативной компетентности на этот процесс. Определены основные типы команд и виды их деятельности в НГО. Выяснено, что командообразование является продуктом специально организованного общения, важное место в котором играет регулятивная функция. Установлено, что эффективная реализация регулятивной функции в командообразовании возможна при условии развитой коммуникативной компетентности руководителя НГО. Рассмотрены коммуникативные техники и методы, коммуникативные способности и знания, позволяющие руководителю НГО оказывать влияние на подчиненных с целью регулирования их поведения.

Ключевые слова: негосударственная организация (НГО), руководитель НГО, управленческое общение, коммуникативная компетентность, командообразование.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 73-79 (pdf)


 

УДК 159.9.922.2

Ткалич М.Г.

Запорізького національного університету, Запоріжжя, Україна

Пол сотрудников как фактор гендерного взаимодействия персонала организаций

Язык статьи: украинский

В статье освещены результаты эмпирического исследования (n = 1138), в котором определено влияние пола сотрудников на сущность и основные составляющие гендерного взаимодействия персонала организаций: поведенческие стратегии межличностного взаимодействия; интерсубьективные взаимоотношения с коллегами противоположного пола; тип гендерного взаимодействия. Установлено, что мужские поведенческие стратегии межличностного взаимодействия – это независимость и принятие «борьбы», женские – зависимость и уход борьбы. Выяснено, что направленность интерсубьективних взаимоотношений с коллегами противоположного пола у мужчин более гармонична, у женщин наблюдается высокий уровень отчуждения и напряжения. В партнерско-профессиональном взаимодействим мужчины предпочитают представителей своего пола, женщины имеют более высокий уровень конфликтно-дистантного взаимодействия с женской гендерной группой, чем с мужской.

Ключевые слова: гендерное взаимодействие, персонал организаций, пол сотрудников, тип гендерного взаимодействия, поведенческие стратегии взаимодействия.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 80-86 (pdf)


 

УДК 159.99

Чернега Н.С.

Київського університету права Національної академії наук України, м. Київ, Україна

Основные этапы развития научных положений относительно содержания формирования имиджа организации

Язык статьи: украинский

В статье исследована актуальность проблематики в сфере образования, определены и охарактеризованы исторические этапы становления понятия имиджа организации. Отмечено, что важным фактором в исследовании особенностей развития имиджа организации выступают исторические этапы возникновения, становления понятия «имидж» и условия его развития. Формирование имиджа организации рассматривается как процесс, обеспечивающий существование и функционирование организации.

Ключевые слова: исторические этапы, имидж организации, факторы, образ, внешний имидж, внутренний имидж.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 87-91 (pdf)


 

УДК 159.9:316.6

Шандрук С.К.

Тернопільський національний економічний університет, Україна

Образовательная модель профессионального становления личности практического психолога

Язык статьи: украинский

В статье описана авторская образовательная модель профессиональной подготовки специалистов социальной сферы общественного производства, инновационность которой касается нескольких аспектов становления на протяжении обучения в высшем учебном заведении компетентных психологов: воспитания в них профессионального творческого мышления, развития полноценной психологической и/или социальной мыследеятельности (МД), формирования личностного знания и профессионального мастерства и освоения самых необходимых форм, способов, средств и инструментов методологического мышления. Доказано, что проблемно-поисковое и игро-имитационное ориентированное совместной образовательной МД преподавателей и студентов формирует у последних динамическую систему личностного знания.

Ключевые слова: образовательная модель, практический психолог, мыследеятельность, профессиональное становление, профессиональная подготовка, творческое мышление.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 92-97 (pdf)


 

УДК 159.9:331.101

Шевяков А.В., Тарасенко А.И.

Дніпропетровського гуманітарного університету, м. Дніпропетровськ, Україна

Профилактика и коррекция негативных функциональных состояний операторов-металлургов

Язык статьи: украинский

В статье представлено теоретическое обобщение проблемы психологического обеспечения системы формирования и поддержания необходимого уровня работоспособности (СФПР) операторов-металлургов. Обоснован выбор социотехнической системы деятельности специалистов-операторов как объекта направленности мероприятий психологического обеспечения. Предложена концепция психологического обеспечения СФПР для различных видов деятельности, которая опирается на необходимость постоянного привлечения психологов труда в процесс эксплуатации социотехнической системы. Построена классификация и определены принципы применения профилактических и коррекционных методов, которые должны использоваться при психологическом обеспечении СФПР.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, работоспособность, усталость, операторы, металлургическое производство, произвольная психическая регуляция.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 98-102 (pdf)


 

УДК 159.922:(159.9:32)

Коновалова Е.В.

Київського національного торговельно-економічного університету, м. Київ, Україна

Теоретический анализ подходов к формированию мотивационной готовности в профессиогенезе специалистов торгово-экономической сферы

Язык статьи: украинский

В статье автором приведены результаты анализа научных источников по решению проблемы формирования мотивационной готовности специалистов торгово-экономической сферы к деятельности в процессе профессиогенеза.

Данный анализ процесса формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности является необходимой предпосылкой развития специалиста в высшем учебном заведении и позволяет разработать эффективные приемы и методы, которые бы могли повысить результативность будущей профессиональной деятельности.

Определены особенности и отличия в подходах к формированию мотивационной готовности у будущих специалистов торгово-экономической сферы по сравнению со специалистами других профессий.

Ключевые слова: студент, профессиональная направленность, потребности, мотивация выбора, профессиогенез, готовность к профессиональной деятельности.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 103-108 (pdf)


 

УДК 159.9:334.7

Кононец М.А.

Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут», м. Київ, Україна

Психология профессиональной нравственности предпринимателя как направление психологических исследований

Язык статьи: украинский

В статье показано место психологии профессиональной нравственности предпринимателя в системе наук, определены ее объект, предмет и основные задачи, проанализированы ее взаимосвязи со смежными областями научных знаний. Установлено, что психология профессиональной нравственности предпринимателя является комплексным междисциплинарным знанием, основу которого составляют принципы, методы и результаты исследований, накопленные в психологии предпринимательства, психологии нравственности и профессиональной этике предпринимателя.

Ключевые слова: культура, психология нравственности, психология предпринимательства, профессиональная этика, профессиональная нравственность предпринимателя.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 109-114 (pdf)


 

УДК 159.9

Креденцер О.В.

Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Исследование особенностей развития предпринимательской активности персонала образовательных организаций

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты исследования особенностей развития предпринимательской активности персонала образовательных организаций. Определен уровень развития таких характеристик предпринимательской активности персонала образовательных организаций, как инновационность, рискованность, склонность к творчеству (творчество), потребность в независимости (независимость), потребность в достижениях (дальнейшему развитию), целеустремленность и решительность и в целом уровень развития интегрального показателя предпринимательской активности. Проанализирована корреляционная связь между уровнем развития предпринимательской активности и отдельных ее характеристик и организационно-профессиональными, социально-демографическими характеристиками персонала и характеристиками образовательных организаций.

Ключевые слова: внутриорганизационное предпринимательство, предпринимательская активность, персонал образовательных организаций.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 114-122 (pdf)


 

УДК 159.923

Вавилова А.С.

Київського національного університету імені Тараса Шевченка, м. Київ, Україна

Особенности невротических проявлений перфекционизма в ситуации достижения

Язык статьи: украинский

В статье раскрыты особенности невротических проявлений перфекционизма, которые возникают у студентов в ситуации достижения в связи с доминированием у них одной из мотивационных тенденций – на достижение успеха или избегания неудачи. В исследовании использовались психометрические методики выявления перфекционизма, невротических проявлений и мотивации достижения, задания которых испытуемые выполняли в ситуации достижения (ситуация сдачи экзамена) и в фоновой ситуации. Для целей психодиагностики также была использована авторская методика по выявлению типов перфекционизма. По результатам исследования построена модель возникновения невротических проявлений в связи с перфекционизмом в ситуации достижения.

Ключевые слова: перфекционизм, невротические проявления, мотивация достижения, достижение успеха, избегание неудачи, дезадаптация.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 123-128 (pdf)


 

УДК 159.923:159.942.5

Дмитриюк Н.С.

Східноєвропейського національного університету ім. Лесі Українки, м. Луцьк, Україна

Научно-практический аспект проблемы депривированной личности

Язык статьи: украинский

В статье представлено понятие «депривация» с позиции научного и практического рассмотрения зарубежных и отечественных ученых. Проанализированы существующие интерпретации изучения личности в условиях депривации. Показаны механизмы предупреждения, преодоления и профилактики психической депривации. Доказано, что формирование благосклонности к матери есть жизненно необходимым условием и предопределяет развитие психики как определяющей и движущей силы в состоянии обновления личности, ее социализации, осознании собственного «Я».

Ключевые слова: психическая депривация, личностное развитие, эмоциональный дискомфорт, профилактика депривации, коррекция депривации.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 128-133 (pdf)


 

УДК 159.9

Ермаш Н.Н.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Україна

Социально-психологические характеристики работников органов государственной власти

Язык статьи: украинский

Исследование посвящено определению социально-психологических характеристик, направленных на развитие профессионально важных качеств личности государственных служащих. В работе определены особенности формирования социально-психологических условий государственных служащих. Выделен акмеологический подход к решению задач профессионализации управленческих кадров. Показано, что для анализа управленческой деятельности государственного служащего важны качества, которые характеризуют отношение к себе и своим качествам, отнесенным к группе качеств, определяющих управленческую рефлексию.

Ключевые слова: государственный служащий, деятельность, компетентность, личность, профессиональные качества.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 133-137 (pdf)


 

УДК 316.61:316.356.2-053.81-058.8

Завацкий Ю.А.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Україна

Технологии обеспечения профессиональной помощи в повышении субъективного благополучия супругов

Язык статьи: украинский

В статье раскрываются технологии обеспечения профессиональной помощи в повышении субъективного благополучия супругов, социально-психологические особенности субъективного благополучия личности, проанализированы его основные показатели, структуру, механизмы и функциональные составляющие. Показано, что в становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние относительно личности инстанции, среди которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого на разных уровнях и обстоятельствах жизни. Они создают не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые можно квалифицировать, в частности, как комплекс самоэффективности, успешности.

Ключевые слова: личность, субъективное благополучие, социально-психологические особенности субъективного благополучия.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 137-142 (pdf)


 

УДК 159.922.7

Зорина В.И.

ДВНЗ «Університет менеджменту освіти» НАПН України, м. Київ, Україна

Эмпирическое исследование идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка

Язык статьи: украинский

В статье определена сущность понятия «идеальный образ взрослого как фактор личностного развития» – персонализированная системная структура. Выделены содержание и составляющие идеального образа взрослого как фактора личностного развития подростка. Описаны типичные образы идеального и реального взрослого. Оценена роль данных образов в развитии личности подростка. Разработана и описана эмпирическая четирехфакторная модель образа идеального взрослого. Отмечено, что противоречивость идеального образа взрослого в сознании подростка приводит к трудностям профессионального самоопределения подростка. Подтверждено, что роль идеального образа взрослого в личностном развитии подростков выше, чем роль образа себя. Указано, что образ «идеального взрослого» действительно служит ориентиром в направлении развития подростка.

Ключевые слова: идеальный образ взрослого как фактор личностного развития подростка, эмпирическая модель идеального образа взрослого, идеальный и реальный взрослый.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 142-147 (pdf)


 

УДК 159.96

Кизима В.В.

Інституту соціальної та політичної психології НАПН України, м. Київ, Україна

Организация исследования социально-психологических способов обхождения с одиночеством жителями мегаполиса

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрено понятие одиночества и определено понятие мегаполиса. Выделены основные социально-психологические характеристики жителей мегаполиса. Исследование сконцентрировано на наличии субъективного ощущения одиночества разного уровня жителями мегаполиса. Выделены подгруппы среди большой социальной группы «жители мегаполиса»: «ограниченные» и «свободные». Очерчено методологическое основание исследования и выделена теоретическая модель исследования социально-психологических способов обхождения с одиночеством жителями мегаполиса. На ее базе проведено пилотное исследование и, основываясь на его результатах, построена эмпирическая модель исследования социально-психологических способов преодоления одиночества жителями мегаполиса.

Ключевые слова: одиночество; способы обхождения с одиночеством; мегаполис; уровни одиночества; жизнеритм; изоляция; экзистенциальность.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 148-153 (pdf)


 

УДК 159.944:37.015.3

Клебановская Т.Н.

Вінницького національного аграрного університет, м. Вінниця, Україна

Динамика адаптации студентов высших учебных заведений к обучению в университете от первого к выпускным курсам

Язык статьи: украинский

В статье осуществлен анализ динамики протекания процесса адаптации студентов университета к учебной деятельности. Отмечено, что в ходе адаптации происходят изменения личностных качеств. Выделены три составляющих общего содержания процесса адаптации студентов к обучению в вузе: социально-психологическая, психологическая и деятельностная.

У половины исследуемых студентов-первокурсников определены состояния, негативно влияющие на эффективность их деятельности. Обнаружено, что показатели по исследуемых параметрах значительно выше у третьекурсников и выпускников, чем у первокурсников. Установлено, что психические состояния являются составляющим компонентом психической деятельности студентов, формируя направление и характер перестройки адаптационных изменений, и выступают одним из критериев успешного процесса адаптации в психофизиологическом плане.

Ключевые слова: адаптация, студент, учебная деятельность, високоадаптированные студенты, адаптационные изменения, психическая деятельность.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 154-158 (pdf)


 

УДК 159.923.2

Кравченко Е.В.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Україна

Социально-психологические особенности отношения родителей к ребенку как фактор успешности их взаимодействия

Язык статьи: украинский

В статье показано, что характер детско-родительского взаимодействия и его виды определяются соотношением позиций обоих партнеров по совместной деятельности – как родителя, так и ребенка. Тип взаимодействия в диаде «ребенок-родитель» обусловлен особенностями родительской позиции (характером эмоционального принятия ребенка, содержанием родительской дисциплины, определяющей тип воспитания (санкции, требования, запреты), характером контроля и мониторинга). Особенности переживания ребенком детско-родительских отношений обуславливают позицию и тактику ребенка во взаимодействия с родителями, определяя вид взаимодействия в диаде «ребенок-родитель».

Ключевые слова: дошкольный возраст, детско-родительская взаимодействие, стиль родительской дисциплины, внутрисемейные отношения, социально-психологические особенности отношения родителей к ребенку, родительская позиция.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 159-163 (pdf)


 

УДК 159.9

Поворозник К.А.

Національного авіаційного університету, м. Київ, Україна

Особенности психологического сопровождения процесса развития временной перспективы у студенческой молодежи в контексте экзистенциального подхода

Язык статьи: украинский

В статье рассматриваются особенности психологического сопровождения процесса развития временной перспективы у студенческой молодежи. Поднимается вопрос реализации организационных, поведенческих и этических принципов в контексте экзистенциального подхода. В фокусе психологической работы находятся экзистенциальные механизмы смысловой саморегуляции личности (их актуализация является первоочередной задачей в процессе тренинга). Такой подход обусловлен спецификой эмпирических данных, полученных в процессе констатирующего эксперимента, в котором установлены взаимосвязи экзистенциальных и темпоральных характеристик у молодежи со сбалансированной и разбалансированной перспективой.

Ключевые слова: экзистенциальный подход, экзистенциальные механизмы, смысловая регуляция, процесс развития, экзистенциально-аналитическая теория.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 163-167 (pdf)


 

УДК 159.92

Сербин Ю.В.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Україна

Социально-психологические особенности адаптационного процесса студентов к условиям высшей школы

Язык статьи: украинский

В статье показано, что выделенные в зависимости от показателей успеваемости группы студентов находятся на разных стадиях адаптационного процесса, характеризующихся различными психологическими и психофизиологическими особенностями (например, мотивацией достижения и типом вегетативной реакции), поскольку имеют разную продолжительность поиска оптимальной программы адаптации вследствие социально-психологических и индивидуально-типологических различий. Установлено, что тип первоначального психологического механизма адаптации обусловлен базовыми психофизиологическими и характерологическими особенностями личности, определявшими преимущественный (привычный) тип реагирования в прежней социальной среде.

Ключевые слова: студенческая молодежь, адаптационный процесс, адаптационные механизмы, высшее учебное заведение (гуманитарный профиль), тип интрапсихической адаптации, уровни регуляции.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 168-172 (pdf)


 

УДК 159.953.3

Сердюк А.А.

Київського національного університету імені Тараса Шевченка, Київ, Україна

Психологические особенности запоминания человеком скрытой рекламы

Язык статьи: украинский

В статье раскрыты сущностные характеристики скрытой рекламы и особенности ее восприятия потребителем. Проанализированы факторы влияния Product placement на сознание потребителей.

Установлено, что Product placement можно считать эффективной рекламной технологией и средством влияния на потребителя, активизирующей запоминание и узнавание товара. Выявлены особенности отношения потребителей к рекламным технологиям.

Определены психологические факторы эффективности рекламы Product placement по сравнению с другими ее видами, выявлены индивидуальные особенности запоминания рекламы человеком.

Ключевые слова: рекламное сообщение, прямая реклама, скрытая реклама, реклама Product placement, запоминания рекламы, восприятие рекламы.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 172-177 (pdf)


 

УДК 159.923.2

Тоба М.В.

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, Київ, Україна

Характеристика гендерного аспекта нормативного поведения

Язык статьи: украинский

В статье раскрыты социально-психологические особенности норм образовательного пространства сквозь призму гендерной перспективы. Показано, что гендер как социальный конструкт предписывает наличие комплекса составляющих гендерной культуры, в том числе и нормативной, которая может влиять на процессы нормообразования в группе. Доказано, что формальные нормы студенческой группы декларируют феминную модель поведения для женщин и маскулинную для мужчин, в то время как неформальные нормы допускают отклонения от названных моделей. В рамках просвещенского пространства происходит реализация гендерной роли, которая имеет свою специфику и определенной мерой отображает более общие тенденции современной социальной системы.

Ключевые слова: групповые нормы, гендерные перспективы, гендер, образовательное пространство, студенческая группа.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 178-182 (pdf)


 

УДК 316.663

Черная Л.Г.

Інститут соціальної та політичної психології НАПН України, м. Київ, Україна

Ролевое взаимодействие членов малой группы: вопросы методик и проблема методов исследования

Язык статьи: украинский

В статье систематизированы методики, которые содержат ресурсы исследования ролевого взаимодействия, соответственно его психологической структуре: ролевых Я-концепции, поведения и ожиданий. Отмечена необходимость разработки методик, которые диагностировали бы не только отдельные компоненты ролевого взаимодействия, но и механизмы его функционирования. Сделан вывод, что оптимальным методом исследования взаимодействия в ролевом поле группы должно стать моделирование его процессов. Анализ метафорических образов, которые отражают условные дистанции между ролями членов группы, границы группы помогут раскрыть неосознанные детерминанты ролевого взаимодействия. Сознательные детерминанты ролевого взаимодействия в малой группе локализируются в ролевой идентичности ее членов и идентичности самой группы, уровнях их субъектности.

Ключевые слова: роль, взаимодействие, субъект ролей, малая группа, метод, методика.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 182-188 (pdf)


 

УДК 159.9075:303.833.5:316.773.4

Шевченко Н.Ф.

Запорізький національний університет, м. Запоріжжя, Україна

Соотношение феноменов «смыслообразование» и «интерпретация» в ценностно-смысловом пространстве

Язык статьи: украинский

В статье представлен научно-теоретический анализ понятий смысл, смыслообразование, интерпретация, мнение, понимание, активное отношение, а также особенности связи смысловых и интерпретационных феноменов. Раскрыто психологическое содержание смысла как личностной значимости тех или иных явлений сообщений или действий, и их отношения к интересам, потребностям и жизненному контексту личности. Смыслообразование реализуется через установление смысловой связи между объектом или явлением и единой системой жизненных отношений, регулирующих жизнедеятельность субъекта. Представлено толкование интерпретирования как определения субъектом своего мнения относительно авторской позиции, текста, а также реальных событий, людей, собственной жизни. Интерпретация определена как динамическое свойство сознания личности формировать взгляды, мнения, которые обеспечивают определенность жизненной позиции личности в изменяющейся действительности.

Ключевые слова: смысл, личностный смысл, смыслообразование, интерпретация, мнение, понимание, отношение.

Aktual_probl_psihol 2015, 1(42): 188-194 (pdf)