Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 43 – 2015
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 316.647.5:[37.07:005.95]
Брюховецкая А.В.
Государственное высшее учебное заведение «Университет менеджмента образования» НАПН Украины, г. Киев, Украина
Модель профессиональной толерантности руководителей общеобразовательных учебных заведений
Язык статьи: украинский
В статье представлена модель профессиональной толерантности руководителей общеобразовательных учебных заведений, проанализированы компоненты и составляющие профессиональной толерантности – собственно управленческая толерантность (толерантность к неопределенности в управленческой деятельности, толерантность к изменениям в управленческой деятельности, толерантность к профессиональным стрессам), толерантность к взаимодействию с субъектами учебно-воспитательного процесса (этническая толерантность, социальная толерантность, коммуникативная толерантность, принятие других, управленческая эмпатия, толерантный стиль руководства, гибкость поведения в различных управленческих ситуациях, конфликтологическая толерантность), аутотолерантность (принятие себя (позитивное отношение к себе, значимость роли руководителя, значимость профессиональной толерантности для руководителя), адекватная самооценка, ассертивность, рефлексивность, самоконтроль).
Подчеркнута актуальность формирования профессиональной толерантности как интегрального профессионально важного качества личности руководителей общеобразовательных учебных заведений в системе последипломного педагогического образования.
Ключевые слова: руководитель общеобразовательного учебного заведения, профессиональная толерантность, собственно управленческая толерантность, толерантность к взаимодействию с субъектами учебно-воспитательного процесса, аутотолерантность, формирование профессиональной толерантности в системе последипломного педагогического образования.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 3-8 (pdf)
УДК 159.923.3
Груби Т.В.
Каменець-Подольський национальный университет имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольський, Украина
Современные модели перфекционизма
Язык статьи: украинский
В статье дается обзор основных зарубежных и российских моделей перфекционизма, приведены краткие характеристики моделей, рассмотрены их преимущества и недостатки. Модели перфекционизма рассматривались в психоаналитическом, бихевиористическом и когнитивном направлениях психологической науки. Отмечена необходимость построения модели, описывающей структуру и детерминанты перфекционизма личности. В современной психологии перфекционизм рассматривается как психологический конструкт, объединяющий стремление субъекта к совершенству, высокие личные стандарты, стремление приводить результаты своей деятельности в соответствие с самыми высокими эталонами.
Ключевые слова: перфекционизм, модель перфекционизма, структура перфекционизма, адаптивный перфекционизм, дезадаптивный перфекционизм, высокие личные требования.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 8-15 (pdf)
УДК 159.9.015:159.9.019.2
Дробот О.В.
Львовский государственный университет внутрішніх справ МВС України, г. Львов, Украина
Свойства профессионального сознания руководителя
Язык статьи: украинский
В статье представлены свойства профессионального сознания руководителя – «управленческого сознания», которое отображает и порождает профессиональный мир управленцев. Рассмотрены основные свойства управленческого сознания – активность, выборочность, идейность, целостность, константность и динамичность. Анализируются источники формирования свойств профессионального сознания управляющего: предлагается видение управленческих интересов и управленческих убеждений в структуре профессионального сознания руководителя, выявлено, что они отражают соответствующий уровень и динамику удовлетворенности управленческих потребностей; показано, что управленческое сознание личности руководителя приобретает качества константности-динамичности и связано с мировоззрением личности руководителя, что и обеспечивает выполнение последним управленческих функций.
Ключевые слова: профессиональное сознание руководителя, свойства управленческого сознания, управленческие интересы, управленческие убеждения, мировоззрение личности руководителя.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 15-19 (pdf)
УДК 159.9:005;355.237:351.746.1
Журавлев В.В.
Национальная академия Государственной пограничной службы Украины имени Б. Хмельницького, г. Хмельницкий, Украина
Психологическая модель подготовки к профессионально-управленческой деятельности руководителей органов охраны государственной границы
Язык статьи: украинский
В статье осуществлен анализ сущности психологической модели подготовки к профессионально-управленческой деятельности руководителей органов охраны государственной границы, раскрыты основные составляющие подготовки руководящего состава, в первую очередь такие, как психологическая грамотность, психологическая компетентность и организационная культура.
Автор представил характеристику психологических аспектов тренинговой подготовки руководителей, проанализировал содержание и результаты психологической готовности к профессионально-управленческой деятельности.
Ключевые слова: психологическая модель, тренинг, психологическая готовность, руководители органов охраны государственной границы.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 20-25 (pdf)
УДК 159.9.922
Карамушка Л.Н., Ткалич М.Г.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина
Запорізького національного університету, г. Запорожье, Украина
Гендерная политика организации и ее основные индикаторы: опыт эмпирического исследования
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерной политики организаций (n=1138), ее основных индикаторов: уровня гендерной дискриминации, оценки баланса «работа – жизнь» персонала. Исследование проведено с помощью авторских методик. В исследовании установлен уровень гендерной дискриминации, оценка персоналом сбалансированности между работой и другими сферами его жизни. Определены личностные (социально-демографические и гендерные) и организационные (форма собственности, сфера деятельности, гендерный тип организаций) особенности восприятия гендерной политики. Определена необходимость разработки и внедрения гендерно ориентированных программ психологического сопровождения персонала организаций.
Ключевые слова: персонал организаций, гендерная политика организаций, гендерная дискриминация, баланс «работа – жизнь».
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 26-32 (pdf)
УДК 159.92: 37015.3 ( 045)
Кот В.Г.
Университет менеджменти образования НАПН Украины, г. Киев, Украина
Психологическая подготовка как инструмент, способствующий профессиональной самореализации рекламиста
Язык статьи: украинский
В статье представлены содержание, принципы, психологические и методические подходы к стимулированию профессионального роста и самореализации работников рекламной сферы. Представлена Программа профессионального роста работников рекламной сферы, а именно программа целенаправленной модификации умений, деятельности, стратегий, конструктов, свойств, ценностных приоритетов и других аспектов личности для большего ее приспособления к сущности, требованиям и специфике профессиональной деятельности рекламистов. Программа разработана с целью определения практических рекомендаций относительно улучшения уровня профессиональной самореализации: какие качественные характеристики и какого уровня интенсивности личностных черт должен иметь эффективный сотрудник рекламной сферы; в каком реальном состоянии находится личность работника в пространстве профессионально значимых и психологических характеристик; какие качества личности и системообразующие факторы детерминируют уровень профессиональной самореализации.
Ключевые слова: самореализация, рекламисты, профессиональное обучение, программа профессионального роста, принципы и особенности обучения взрослых.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 33-38 (pdf)
УДК 159.947.5: 331.101.3/104
Мейтарчан С.Ю.
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина
Разработка программы тренинговых занятий для подготовки будущих менеджеров к мотивированию персонала
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты разработки и внедрения системы тренинговых занятий для подготовки будущих менеджеров к мотивированию персонала. Разработанный автором цикл занятий предусматривает реализацию в ходе каждого из них информационно-смыслового, диагностического и коррекционно-развивающего компонентов разнообразными психолого-педагогическими средствами: включением мини-лекций, работой с информационными материалами, диагностическими методиками, выполнением диагностических упражнений, ролевых и деловых игр, коллективной и групповой работой над кейсами и ситуационными заданиями. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, показали эффективность предложенной системы тренинговых занятий.
Ключевые слова: мотивирование персонала, стратегия мотивирования, тип мотивирования, подготовка будущих менеджеров, тренинговые занятия, оценка эффективности.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 38-46 (pdf)
УДК 159.922:005.32
Мушегов А.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев, Украина
Проблема самоэффективности в современной отечественной организационной психологии
Язык статьи: украинский
В статье представлена характеристика современных тенденций в разработке проблемы самоэффективности в отечественной организационной психологии. Осуществлен анализ концептуального подхода к организационной культуре образовательных организаций и детерминантам её развития, а также концептуального подхода к развитию самоэффективности личности в образовательном пространстве. Очерчены современные исследовательские направления самоэффективности в отечественной организационной психологии: расширение смыслового поля самоэффективности как психологического концепта; обогащение спектральных линий научных исследований в теоретико-экспериментальной парадигме. Рассмотрены возможности продуктивного развития самоэффективности в контексте дихотомии «внешней» и «внутренней» детерминации.
Ключевые слова: самоэффективность, образовательные организации, детерминация, факторы, личность, организационная культура, работник образовательной организации.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 47-53 (pdf)
УДК 159.993.3:640.43
Приймук О.А.
Киевский национальный торгово-экономический университет, г. Киев, Украина
Теоретико-методологические подходы к формированию психологических условий развития профессионально важных качеств будущих специалистов
Язык статьи: украинский
В статье представлены теоретико-методологические подходы к формированию психологических условий развития профессионально важных качеств будущих специалистов в системе профессиогенеза личности. Научно-категориальный статус изучаемого вопроса уточняется через раскрытие его содержания, структуры, научных подходов и через исследование внутренних и внешних мотивов, обеспечение полимотивации во время профессиональной подготовки, а также через выяснение уровней личностной активности будущего специалиста. Анализ психологических условий становления и развития профессионально важных качеств позволил учесть особенности формирования генезиса с выделением группы социально-психологических качеств, являющихся следствием личностного развития и психофизиологических качеств, имеющих наследственную обусловленность.
Ключевые слова: профессионально важные качества, формирование, психологические условия, мотивация, профессиональная подготовка, специалист.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 53-58 (pdf)
УДК 159.944:005.32
Рутына Ю.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Каменец-Подольський, Украина
Методики для исследования психологических факторов профессиональной самоактуализации государственных служащих
Язык статьи: украинский
В статье представлены три группы методик для диагностики психологических факторов профессиональной самоактуализации государственных служащих. Первая группа включает методики для изучения уровня самоактуализации государственных служащих. Во вторую группу входят методики, направленные на изучение «внутренних» и «внешних» факторов микроуровня (факторы личности), влияющих на уровень профессиональной самоактуализации государственных служащих. Третья группа формируется из методик, направленных на исследование «внутренних» и «внешних» факторов мезоуровня (факторы организации), которые влияют на уровень развития самоактуализации государственных служащих.
Ключевые слова: государственные служащие; самоактуализация; профессиональная самоктуализация; психологические факторы профессиональной самоактуализации; методики; методики для исследования психологических факторов профессиональной самоактуализации.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 58-64 (pdf)
УДК 159.99
Чернега Н.С.
Киевский університету права Національної академії наук України. г. Киев, Украина
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на формирование положительного имиджа высшего учебного заведения
Язык статьи: украинский
В статье автором приведены результаты анализа научных источников отечественных и зарубежных ученых по решению проблем по формированию имиджа образовательных учреждений. Определены особенности и различия в научных подходах к формированию имиджа высшего учебного заведения. Отечественные авторы уделяют больше внимания изучению внутреннего имиджа компании – отношение к компании ее персонала и руководителей. Зарубежные ученые придают большое значение внешнему аспекту имиджа в организации. Такое сочетание процесса формирования положительного имиджа высшего учебного заведения является необходимым условием повышения имиджа учреждения и позволяет разработать эффективные психологические приемы и методы, направленные на повышение результативности положительного имиджа высшего учебного заведения.
Ключевые слова: имидж, учебное заведение, формирования, положительный, отечественные, зарубежные, ученые.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 64-68 (pdf)
УДК 159.922.1
Чернявская И.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Київ, Украина
Методики для изучения содержания и факторов профессиональной адаптации персонала в транснациональных корпорациях
Язык статьи: украинский
В статье представлены три группы методик для диагностики содержания и факторов профессиональной адаптации персонала в транснациональных корпорациях. Первая группа включает в себя методики для изучения основных показателей профессиональной адаптации (собственно профессиональной адаптации; социально-психологической адаптации; степень удовлетворённости процессом адаптации; подходы к усовершенствованию профессиональной адаптации). Вторая группа включает методики для исследования «внутренних», психологических, факторов микроуровня (психологические особенности личности персонала) и мезоуровня (организационная культура корпорации), которые влияют на процесс профессиональной адаптации персонала в транснациональных корпорациях. И в третью группу входят методики для изучения «внешних», функционально-организационных, факторов микроуровня (например, должность персонала в организации, опыт работы и т.п.) и мезоуровня (например, тип организации, направление деятельности организации и т.п.).
Ключевые слова: транснациональные корпорации, персонал, профессиональная адаптация персонала, факторы профессиональной адаптации, методики для изучения содержания и факторов профессиональной адаптации персонала в транснациональных корпорациях.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 68-74 (pdf)
УДК 316.64:316.77:316.628:339.138
Гомольская Л.П.
Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, г. Киев, Украина
Экологичность бренда как фактор эффективной бренд-коммуникации
Язык статьи: украинский
В статье приведены результаты исследования влияния экологичности бренда на эффективность бренд-коммуникации. Показано, что бренд-коммуникация представляет собой комплекс определенных действий в процессе социального взаимодействия (межличностного, межгруппового, массовой), которые влияют на мнение, мотивы, установки, поведение потребителей относительно определенных компаний, их продуктов и (или) услуг. Результатом бренд-коммуникации является образ бренда как социального объекта. Об эффективности бренд-коммуникаций говорится в случае, когда сформированный образ бренда определяет лояльность потребителей как аттитюд, который динамично развивается и мотивирует индивидов к приобретению и потреблению соответствующего продукта (услуги).
Приведены результаты эмпирического исследования, по которым выделены: типы потребителей по восприятию экологичности бренда в бренд-коммуникациях, выявлены статистически значимые различия в распределении типов потребителей в зависимости от ряда социально-демографических и организационно-профессиональных факторов; определено влияние экологичности бренда на лояльность как фактор эффективной бренд-коммуникации для товаров продовольственной группы. Определены перспективы дальнейших исследований, которые заключаются в определении социально-психологических механизмов и факторов эффективных бренд-коммуникаций, теоретическом обосновании, разработке и апробации социально-психологических программ подготовки будущих менеджеров, маркетологов, работников рекламной сферы к эффективным бренд-коммуникаций.
Ключевые слова: бренд, образ бренда, экологичность бренда, аттитюд, бренд-коммуникация, психология потребителя, лояльность.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 75-81 (pdf)
УДК 159.944:37
Дроздова Ю.В.
Киевский национальный торгово-экономический университет, г. Киев, Украина
Анализ результатов апробации комплексной психологической программы регуляции самоопределения будущих специалистов торгового предпринимательства
Язык статьи: украинский
В статье представлен сравнительный анализ результатов апробации комплексной психологической программы регуляции самоопределения будущих специалистов торгового предпринимательства. Исходя из результатов сравнительного анализа обеих экспериментальных и контрольных групп выпускников и первокурсников сделаны выводы, по которым определены общие закономерности, заключающиеся в том, что во втором обследовании выпускников и первокурсников зафиксированы существенные положительные изменения по сравнению с фоновыми и контрольными данными, что указывает на эффективность использования комплексной психологической программы регуляции самоопределения будущих специалистов торгового предпринимательства.
Ключевые слова: апробация, психологическая программа, развитие, самоопределение, первокурсники, выпускники, торговое предпринимательство.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 81-85 (pdf)
УДК 159.9:316.476:338.48
Жовнер В.Ю.
Киевский національного торговельно-економічного університету, г. Киев, Украина
Научные подходы к изучению конкурентоспособности специалистов туристического бизнеса
Язык статьи: украинский
Анализ литературных источников свидетельствует о «междисциплинарности» проблемы конкурентоспособности специалистов туристического бизнеса, целесообразность применения комплексного подхода и выделения экономического и психологического направлений ее исследования.
По результатам системного теоретического анализа выяснено, что проблемы психологических условий развития конкурентоспособности будущих специалистов туристического бизнеса недостаточно разработаны, в прямой постановке не рассматривались, что обусловило необходимость формирования нового подхода к изучению психологических условий развития конкурентоспособности будущих специалистов туристического бизнеса.
Ключевые слова: научные подходы, конкурентоспособность, личность, специалисты туристического бизнеса, условия, развитие.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 86-91 (pdf)
УДК 159.942.3
Корольчук В.Н.
Киевский национальный торгово-экономический университет, г. Киев, Украина
Методические подходы диагностики влияния психотравмирующих факторов на личность предпринимателя
Язык статьи: украинский
В статье представлены методические подходы диагностики влияния психотравмирующих факторов на личность предпринимателя. В настоящее время существуют различные методы психодиагностики с целью прогнозирования устойчивости личности к стрессу. Основная задача диагностики методов воздействия психотравмирующих факторов на личность предпринимателя заключается в учете индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей исследуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные ситуации в будущем. Другой методический поход учитывает комплексность психологической диагностики профессионального стресса и его уровень определяют по прямым и побочным показателям. Существует незначительное количество прямых методик на определение его уровня. Как побочные показатели профессионального стресса используют блок информативных методик, направленных на диагностику его проявлений. Сейчас выделяют также методические подходы психодиагностики реакций человека на стресс, подходы оценки воздействия стрессоров на личность предпринимателя и оценки преодоления стресса, то есть два основных направления – одни всецело направлены на исследование стресса, другие – на изучение проявлений в посттравматический период.
Ключевые слова: диагностика, оценка, профессиональный стресс, прогноз, стрессоры, личность, предприниматель. Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 92-96 (pdf)
УДК 005.32
Гуменюк О.Г.
Хмельницкий університет управления и права, г. Хмельницкий, Украина
Психологический анализ личностных теорий лидерства
Язык статьи: украинский
В статье проанализирован концептуальный подход к пониманию лидерства с учетом приоритета личностных теорий. Отмечено, что в «героических» теориях способность к лидерству рассматривается как врожденная, лидерами рождаются, а не становятся. Представители психоаналитической теории понимают личность лидера как фигуру отца. В теории «черт» акцентируется внимание, что лидером личность определяют определенные психологические качества и свойства (черты). Концепция харизматического лидерства трактует лидерство как форму воздействия на других путем личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства. В пятифакторной модели личностных черт различаются индивидуальные качества и соответствующие им черты поведения, связанные с достижением определенных целей.
Ключевые слова: лидер, лидерство, героическая теория, психоаналитическая теория, теория «черт» характера, харизматичная теория лидерства, этическая направленность лидера, пятифакторная модель личностных черт.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 97-103 (pdf)
УДК 316.6:159.922.62
Жигаренко И.Е., Завацкий Ю.А., Завацкий В.Ю.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, г. Северодонецк, Украина
Система социально-психологических факторов вторичной социализации личности
Язык статьи: украинский
В статье приведены результаты комплексного исследования социально-психологических особенностей ресоциализации личности в условиях социальной изоляции, основанного на личностно-ориентированном подходе, который предусматривает учет индивидуально-типологических особенностей и уровней ее адаптационного потенциала (удовлетворительного, низкого, неудовлетворительного), а также разновидности совершенного преступления и режима содержания. Установлено, что основными психологическими факторами успешности ресоциализации личности в условиях социальной изоляции являются изменения как индивидуально-типологических (уровень развития интеллекта, наличие положительных характерологических черт) и личностных (мировоззрение, уровень развития правосознания и нравственных качеств, образованность, уровень адаптированности) характеристик испытуемых, так и сроков, условий их пребывания в таких учреждениях (особенности организации учебно-воспитательного и трудового процесса, отношения и влияние администрации заведения, особенности межличностных отношений, поддержка связей с близкими и родными). Определено, что в условиях социальной изоляции процесс вторичной социализации личности должен быть непрерывным и выступать в нескольких взаимосвязанных плоскостях: как главная цель деятельности социально-психологической работы исправительных учреждений; психолого-педагогический процесс, обеспечивающий достижение указанной цели; внутренний процесс качественного изменения сознания, чувств и поведения личности.
Ключевые слова: личность, ресоциализация, социальная адаптация, социальная изоляция, личностно-ориентированный подход.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 104-107 (pdf)
УДК 159.942.5:331.108.644.7
Журба А.Н.
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, г. Северодонецк, Украина
Анализ понятийного конструкта «личностные деструкции» в научной литературе
Язык статьи: украинский
В статье приведены результаты теоретико-методологического анализа понятийного конструкта «личностные деструкции» в научной литературе. Установлено, что под личностными деструкциями понимают патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Показано, что к личностным деструкциям относят такие образования психики человека, которые порождают барьеры в ее контактах с окружающими и затрудняют тем самым реализацию собственных целей. Констатировано, что к основным видам деструктивных изменений личности относятся патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушения волевой регуляции поведения, системы межличностных отношений, формирование неадекватной самооценки. Определено, что среди ведущих форм личностных деструкций выделяют частные и глубокие личностные деструкции, а также временные (преходящие), с последующим восстановлением функционирования всех структурных компонентов личности, и прогредиентные (необратимые), с последующим личностным дефектом. Установлено, что личностные деструкции могут быть как результатом аутодеструктивной деятельности человека, так и целенаправленного внешнего воздействия, либо следствием психотравмирующих и кризисных ситуаций, в частности потери человеком трудоспособности.
Ключевые слова: личность, личностные деструкции, аутодеструкции, агрессия, ригидность, социально-психологические средства коррекции.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 107-110 (pdf)
УДК 159.923.33:378.046-021.68-051
Карамушка Т.В.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, г. Киев, Украина
Тренинг «Формирование готовности аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры»: содержание, структура, основные интерактивные техники
Язык статьи: украинский
В статье раскрыты цели, задачи, содержание и структура тренинга по проблемам формирования готовности аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры. Подробно описаны пять тренинговых сессий, касающихся: сущности профессиональной карьеры и ее роли в жизнедеятельности личности; особенностей профессиональной карьеры аспирантов и ее основных видов; содержания и структуры готовности аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры; социально-психологических факторов и условий формирования готовности аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры; влияния организационно-профессиональных и социально-демографических факторов на развитие готовности аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры. Раскрыто содержание каждого из блоков тренинга, которые входят в структуру тренинговых сессий (информационного, диагностического, коррекционно-развивающего), и соответствующих интерактивных техник.
Ключевые слова: аспиранты, профессиональная карьера, готовность аспирантов к осуществлению профессиональной карьеры, тренинг, тренинговые сессии, интерактивные техники.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 111-117 (pdf)
УДК 159.923.2
Михайлишин У.Б.
Східноукраїнського национальный университет имени Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк, Украина
Социально-психологическая проблематика формирования и сохранения системы ценностей молодежи в условиях образовательного взаимодействия
Язык статьи: украинский
В статье показано, что факторами сохранения системы ценностей молодежи в условиях образовательного взаимодействия выступают: общий успех членов группы, дружелюбный тон общения, сплоченность группы, удовлетворенность каждого членством в группе, профессиональный опыт коллег и др. Выявлена корреляция между факторами, которые способствуют развитию групповых ценностей: склонность отдельных членов группы поддаваться давлению большинства и авторитет меньшинства в группе.
Определено, что механизмами стабилизации ценностей в группе выступают конформность, совместимость, сплоченность ее членов. Установлено, что ценностное влияние меньшинства может выступить средством развития группы, способствующим росту познавательной, социальной, нравственной активности ее членов. Показано, что профессиональный опыт членов группы, как один из факторов развития системы ценностей, характеризуется определенным уровнем психологической готовности включаться в процесс общения в системе «студент-студент», «студент-преподаватель», наличием у членов группы способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, умением воспринимать и оценивать других людей в процессе взаимодействия, способностью воспроизводить и отображать социально-психологическую реальность, умением организовывать совместную деятельность, ставить цели и достигать их.
Ключевые слова: личность, ценности, молодежь, группа, система ценностей, образовательное взаимодействие.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 117-120 (pdf)
УДК 159.9.072: 616
Онищенко Н.В.
Национальный университет цивільного захисту України, м. Харків, Украина
Анализ передового опыта организации и оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в условиях чрезвычайной ситуации
Язык статьи: украинский
В статье приводятся результаты анализа вопроса становления и современного состояния служб психологической помощи в целом и служб экстренной психологической помощи в частности. Автор проводит анализ становления прототипов современных служб психологической помощи. В рамках рассмотрения современных тенденций развития психологических служб, оказывающих помощь пострадавшему населению, отмечается развертывание Программы действий в рамках гражданской защиты и внедрение психосоциального сопровождения пострадавших на всех этапах чрезвычайных ситуаций в различных странах Европы и Америки. Предоставляются данные относительно проблем развития современной службы экстренной психологической помощи в Украине.
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; пострадавший; чрезвычайная ситуация.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 121-125 (pdf)
УДК 316.42
Рудская М.И.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка, г. Киев, Украина
Комплекс методик для исследования психологических особенностей социально активной молодежи
Язык статьи: украинский
В статье проанализированы содержание и структура социальной активности молодежи, ее основные виды. Раскрыта система психологических качеств, которые должны быть присущи социально активной молодежи.
Представлены две группы методик для диагностики психологических особенностей социальной активности молодежи. Первая группа включает анкету с открытыми вопросами (для изучения понимания молодежью сущности социальной активности, ее роли, основных видов, а также факторов, способствующих или мешающих развитию социальной активности молодежи в Украине и психологических условий развития) и методику контент-анализа. Ко второй группе относятся тестовые методики, направленные на изучение уровня развития психологических качеств социально активной молодежи (лидерский компонент, ценностно-мотивационный компонент, эмоционально-регулятивный компонент, коммуникативный компонент).
Ключевые слова: молодежь, социальная активность молодежи, виды социальной активности молодежи, психологические качества социально активной молодежи.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 125-129 (pdf)
УДК 159.92:316.6
Сердюкова И.Н.
Інституту педагогіки, психології та мистецтв Вінницького державного педагогічного університету имени Михайла Коцюбинського, м. Вінниця, Украина
Теоретический анализ изучения проблемы социальной адаптации в отечественной психологической литературе
Язык статьи: украинский
Статья посвящена теоретическому анализу изучения проблемы социальной адаптации в отечественной психологической литературе. Сделан анализ сущности социальной и социально-психологической адаптации с точки зрения различных научных позиций и подходов. Рассмотрена социальная адаптация как взаимодействие двух взаимно адаптивных структурно сложных систем: личности и социальной среды. Раскрыты понятия «адаптационный потенциал» и «личностный адаптационный синдром». Проанализированы три аспекта социальной адаптации: собственно адаптация рассматривается как процесс, адаптивность – как способность, адаптация – как результат данного процесса.
Ключевые слова: личность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, адаптивность, адаптированность, адаптационный потенциал.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 130-136 (pdf)
УДК 159.922.7:316.6
Спицкая Л.В.
Класичного приватного університету, г. Запорожье, Украина
Социально-психологическая оценка последствий неблагоприятных условий социализации в возникновении делинквентного поведения несовершеннолетних
В статье показано, что социализация несовершеннолетних осуществляется посредством ряда условий: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Констатировано, что не всегда процесс социализации происходит без проблем: иногда под влиянием неуправляемых социальных воздействий возникает дезадаптация, которая может в дальнейшем привести к делинквентному поведению. Определено, что противоправное поведение тесно связано с социально-психологическими факторами, способствующими формированию дезадаптации личности: в организации воспитания, приводящей к развитию антигражданской ориентации и асоциальной мотивации; в понимании социальных ролей, приводящему либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, либо к уклонению от исполнения роли; в системе общения (сужение круга общения, общение в группе лиц с ненормативным поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте или самоутверждении и т.п.); индивидуального социального опыта, зависящего от ошибок в воспитании, от специфики общения, усвоения норм асоциального поведения и т.д.; социального контроля, зависящего от недостаточной эффективности деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов; в социальной адаптации, отражающей, в частности, процессы миграции и урбанизации.
Ключевые слова: несовершеннолетние, социализация, адаптация, дезадаптация, делинквентное поведение, психологическая коррекция.
Aktual_probl_psihol 2015, 1(43): 136-139 (pdf)