Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 47 – 2017

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159.922.2:34.08
Баранюк Н.И.
Баранюк Назарій Ігорович, асистент кафедри теоретичної та практичної психології Інституту права та психології Національного університету «Львівська політехніка», м. Львів, Україна.

Методики для исследования организационной культуры правоохранительных органов

В статье раскрыта сущность организационной культуры. Представлен комплекс методик, которые направлены на изучение организационной культуры персонала правоохранительных органов. Первая группа методик дает возможность диагностировать типы и параметры организационной культуры. Вторая группа методик направлена на диагностику факторов мезо- и микроуровня, влияющих на развитие организационной культуры правоохранительных органов. Среди факторов мезо- и микроуровня выделены «внутренние» (психологические) и «внешние» (функционально-организационные) факторы Ключевые слова: организационная культура; правоохранительные органы; факторы развития организационной культуры; факторы мезоуровня; факторы микроуровня

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 3-7 (pdf)


 

УДК: 159.923.2:613.62
Дзюба Т.М.
Дзюба Тетяна Михайлівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри загальної, вікової та практичної психології Полтавського національного педагогічного університету імені В.Г. Короленка, м. Полтава, Україна

Концептуальные модели профессионального здоровья личности

В статье анализируются концептуальные модели профессионального здоровья личности. Автором проанализированы, систематизированы современные подходы в исследованиях смысловых характеристик профессионального здоровья личности. Определены основные направления исследований данной проблемы в работах отечественных и зарубежных исследователей. Раскрыты достоинства и недостатки описанных теорий и концепций, которые непосредственно занимаются изучением этой проблемы в теоретическом и прикладном аспектах с учетом содержания, особенностей и типа конкретной профессиональной деятельности. Автор подчеркивает, что специфика комплексного исследования феномена профессионального здоровья занимает значимое место в проблемном поле организационной психологии и психологии здоровья Ключевые слова: здоровье, профессиональное здоровье, модели профессионального здоровья, адаптационная модель, интегративная модель, экзистенциально-гуманистическая модель

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 8-14 (pdf)


 

УДК: 005.73:373
Карамушка Л.Н., Терещенко К.В., Креденцер О.В., Лагодзинская В.И., Ковальчук А.С., Ивкин В.Н.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Лагодзінська Валентина Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Ковальчук Олександр Сергійович, науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Івкін Володимир Миколайович, кандидат психологічних наук, доцент, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Связь негативных психических состояний персонала с компонентами и индексом организационной культуры образовательных организаций

В статье на основе эмпирического исследования констатировано выраженность негативных психических состояний (ригидности, тревожности, агрессии, фрустрованности) у значительного количества персонала образовательных организаций. Установлено, что организационная культура образовательных организаций оценивается персоналом в целом положительно, однако, отдельные ее составляющие, в первую очередь, «работа», нуждаются в усилении их значимости для персонала. Выявлено, что негативное влияние работы в образовательных организациях представлено на среднем уровне. Установлено, что по мере повышения уровня развития индекса (и составляющих организационной культуры уровень выраженности негативных психических состояний в персонала и негативного влияния работы в образовательных организаций снижается Ключевые слова: образовательные организации; персонал образовательных организаций; негативные психические состояния; организационная культура; компоненты организационной культуры; общий индекс организационной культуры; общий показатель негативного влияния работы

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 14-22 (pdf)


 

УДК: 159.9
Карамушка Л.Н., Шевченко А.М.
Карамушка Людмила Миколаївна, заступник директора Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України з науково-організаційної роботи та міжнародних наукових зв'язків, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, м. Київ, Україна.
Шевченко Антоніна Михайлівна, старший викладач кафедри педагогіки, психології та менеджменту освіти Комунального вищого навчального закладу Київської обласної ради «Академія неперервної освіти», кандидат психологічних наук, м. Біла Церква, Україна.

Психологические факторы и условия обеспечения психологического здоровья менеджеров образовательных организаций

В статье представлена разработанная авторская программа опытно-экспериментальной работы регионального уровня по теме «Обеспечение психологического здоровья менеджеров образовательных организаций».Определены и описаны основные методы исследования, научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования), нормативная база, сроки, этапы и основные формы реализации программы опытно-экспериментальной работы, ее теоретическое, научное и практическое значение Ключевые слова: программа опытно-экспериментальной работы; образовательные организации; менеджеры образовательных организаций; психологическое здоровье; подготовка менеджеров образовательных организаций к обеспечению психологического здоровья

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 22-29 (pdf)


 

УДК: 005.32
Клочко А.О.
Клочко Алла Олексіївна, кандидат педагогічних наук, заступник директора з науково-навчальної роботи Білоцерківського інституту неперервної професійної освіти Державного вищого навчального закладу «Університет менеджменту освіти», м. Біла Церква, Україна

Теоретические аспекты исследования стиля управления у руководителей образовательных организаций

В статье проведен анализ научных подходов к определению стиля управления руководителей образовательных организаций. Теоретически обоснованно соотношение понятий «стиль управления» и «стиль руководства» из рассмотренных исходных положений о соотношении управления и руководства. Представлены научные исследования относительно выявления психологических особенностей стилей управления руководителей образовательных организаций в современных условиях трансформаций. Составлена психологическая характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей управления Ключевые слова: образовательная организация, стиль, руководство, управление, стиль руководства, стиль управления

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 29-33 (pdf)


 

УДК: 159.947; 159.947.5
Коновалова Е.В.
Коновалова Олена Володимирівна, аспірант кафедри психології Київського національного торговельно-економічного університету; практичний психолог вищої категорії, старший викладач торговельно-економічного коледжу Київського національного торговельно-економічного університету, м. Київ, Україна

Актуальные проблемы формирования профессиональной мотивации студентов торгово-экономического колледжа

В предлагаемой статье автор приводит результаты анализа изученных научных источников по различным теоретико-методологическим подходам к формированию профессиональной мотивации студентов торгово-экономического колледжа. Рассмотрены взгляды исследователей на содержание таких категорий, как «мотивация», «мотивационная готовность», «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональное развитие» и «профессиогенез». Определены основные предпосылки профессионального развития личности и формирования мотивационной готовности к будущей профессиональной деятельности. Проанализированы детерминанты формирования мотивационной готовности в профессиогенезе, которые в идеале должны быть согласованными Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, студенты, мотивационная готовность к профессиональной деятельности, профессиогенез, профессиональное развитие

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 33-38 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.74:373
Терещенко К.В.
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Толерантность образовательного персонала и его связь с организационной культурой учебных заведений в условиях социальной напряженности

В статье освещена роль организационной культуры в формировании толерантности персонала учебных заведений в условиях социальной напряженности. Представлены результаты эмпирического исследования уровней развития основных видов, компонентов и общих показателей по видам и компонентам толерантности персонала учебных заведений. Проанализирована связь основных видов и компонентов толерантности образовательного персонала с силой организационной культуры. Установлена прямая связь между видами, компонентами и общими показателями толерантности образовательного персонала, с одной стороны, и силой организационной культуры учебных заведений, с другой стороны Ключевые слова: толерантность, виды толерантности, компоненты толерантности, сила организационной культуры, социальная напряженность, образовательный персонал

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 38-43 (pdf)


 

УДК: 159.9.07
Фурс О.И.
Фурс Олег Йосипович, полковник, заступник начальника факультету, Воєнно-дипломатична академія імені Євгенія Березняка, м. Київ, Україна

Психическая саморегуляция специалистов экстремальных видов деятельности: понятие, содержание, особенности и структура

В статье анализируется психолого-педагогическая литература относительно понятия, содержания, структуры и особенностей психической саморегуляции специалистов экстремальных видов деятельности. Приведена структура психической саморегуляции будущих специалистов экстремальных видов деятельности, которая развивается в процессе их специальной подготовки. Описана совокупность рефлексивно-субъектных элементов, которые включают такие элементы: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческо-деятельностный. Исследованы основные стресс-факторы, влияющие на будущих офицеров оперативно-тактического уровня и специалистов специальных подразделений. Раскрыты особенности формирования способности к психической саморегуляции в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров оперативно-тактического уровня Ключевые слова: психическая саморегуляция, структура психической саморегуляции, специалисты, экстремальные виды деятельности, стресс-факторы, офицеры оперативно-тактического уровня

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 44-49 (pdf)


 

УДК: 159.98
Ятчук М.С.
Ятчук Марія Сергіївна, кандидат психологічних наук, старший викладач кафедри практичної психології Інституту кримінально-виконавчої служби Національної академії внутрішніх справ, м. Київ, Україна

Профессионально-психологический тренинг формирования психологической компетентности у работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

В статье рассматривается проблема профессионально-психологического тренинга формирования психологической компетентности у работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Раскрыты теоретические основы профессионально-психологического тренинга формирования психологической компетентности у работников органов и учреждений исполнения наказаний. Выделены направления тренинга формирования психологической компетентности у работников органов и учреждений исполнения наказаний: развитие способности оценивать ситуации, развитие способности прогнозировать, развитие способности решать проблемы, развитие способности самообладания в сложных ситуациях, развитие психологической готовности к действиям в сложных ситуациях. Указаны проблемы, связанные с тренинговой работой в органах и учреждениях исполнения наказаний: разработка тренингов для работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, учитывая особенности их профессиональной деятельности; внедрение тренингов, что нередко связано с нехваткой времени у работников и пропуском тренинговых занятий; специальная подготовка тренеров-психологов для работы с работниками органов и учреждений исполнения наказаний Ключевые слова: профессионально-психологический тренинг, оценка ситуаций, прогнозирование ситуаций, решение проблем, самообладание в сложных ситуациях, психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 50-54 (pdf)


 

УДК: 316.6
Дембицкая Н.Н.
Дембицька Наталія Миколаївна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Личная собственность как коррелят современной экономической культуры

В статье объясняется социализирующий потенциал личной собственности через призму объекта владения как коррелята культуры общества. Акцентировано внимание на идее связи успешности экономической социализации современной молодежи с уровнем сформированности ее экономической культуры. Последняя обоснована как ценностная матрица общества, актуальными для современного украинства составляющими которой являются ценности свободы, независимости, рационализма, ответственности. Их коррелятом обоснована личная собственность. Отношения личной собственности охарактеризованы как таковые, в которых ребенок социализируется, в первую очередь, как субъект пользования, распоряжения, владения благами Ключевые слова: экономическая культура молодежи, экономическая социализация, личность, социализирующий влияние, коррелят культуры, личная собственность, ценности, владения

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 55-58 (pdf)


 

УДК: 316.6
Зубиашвили И.К.
Зубіашвілі Ірина Костянтинівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Профориентационные практики в социально-психологическом обеспечении монетарной культуры старшеклассников

В статье рассматривается роль социально-профессиональной ориентации в социально-психологическом обеспечении становления монетарной культуры старшеклассников. Отмечается, что старшеклассники, усваивающие монетарную культуру в процессе профориентационных практик, имеют возможность переосмыслить уже знакомый им опыт финансово-экономической деятельности в процессе построения своих представлений о будущей профессии и монетарных ценностях. Рассматриваются теоретические подходы, позволяющие усилить связь между монетарной культурой и профориентацией. Подчеркивается, что для решения проблемы становления монетарной культуры в процессе эффективной профориентационной работы важным является обучение основам экономики и финансов, основам предпринимательской деятельности Ключевые слова: профориентационные практики, профессия, монетарная культура, финансово-экономическая деятельность, старшеклассник, методы профориентации, компетенции, опыт

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 59-64 (pdf)


 

УДК: 159.9(33)
Ивкин В.Н., Галаган Л.В.
Івкін Володимир Миколайович, кандидат психологічних наук, доцент, Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Галаган Лариса Володимирівна, кандидат психологічних наук, практичний психолог, м. Київ, Україна.

Сущность и структура развития конкурентоспособности безработных менеджеров

В статье рассматриваются сущность и структура развития конкурентоспособности безработных менеджеров. Развитие конкурентоспособности безработных менеджеров подчиняется закономерностям профессионального развития и, следовательно, осуществляется согласно этапам профессионального развития, может оцениваться по критериям профессионального развития и испытывает влияние противоречий профессионального развития. Сущность развития конкурентоспособности безработных менеджеров определяется психологическим влиянием ситуации безработицы, особенностями профессионального развития и особенностями отношения к учебе взрослых Ключевые слова: безработные, менеджеры, конкурентоспособность безработных менеджеров, развитие конкурентоспособности безработных менеджеров, профессиональное развитие, модель развития конкурентоспособности безработных менеджеров

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 64-70 (pdf)


 

УДК: 378.4:378.1:001.8
Креденцер О.В.
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Основные направления внутриорганизационного предпринимательства в образовательных организациях

В статье представлены результаты эмпирического исследования внутриорганизационного предпринимательства в образовательных организациях. Проанализирована степень представленности проблемы внутриорганизационного предпринимательства в образовательных организациях. Подана классификация основных направлений внутриорганизационного предпринимательства в образовательных организациях по следующим критериям: по профессионально-образовательным направлениям, по субъектам образовательной деятельности, по международной деятельности, по общественно-профессиональным направлениям деятельности. Проанализирована степень выраженности основных форм внутриорганизационного предпринимательства в образовательных организациях в каждой группе выделенных направлений Ключевые слова: внутриорганизационное предпринимательство, интрапренерство, образовательные организации, психология внутриорганизационного предпринимательства

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 70-78 (pdf)


 

УДК: 17.032.1; 338.2–053.81
Лавренко О.В.
Лавренко Ольга Василівна, кандидат філософських наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Нравственность «экономического человека» в представлениях студенческой молодежи

В статье рассматривается значение морального аспекта относительно «экономического человека» в экономических представлениях студенческой молодежи. Проанализированы результаты эмпирического исследования с использованием методики ассоциаций относительно содержательного наполнения экономических представлений респондентов о нравственности и безнравственности «экономического человека». Установлены качества, которые, по мнению респондентов, побуждают человека осуществлять и поддерживать неэтические действия в экономической и социальной сферах, а также качества, владея которыми, личность не допускает неэтических действий и поступков в экономической и социальной сферах Ключевые слова: экономическая социализация, личность, «экономический человек», нравственность, экономические представления, студенческая молодежь

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 78-84 (pdf)


 

УДК: 159.99
Безверхий О.С.
Безверхий Олег Станіславович, кандидат психологічних наук, старший викладач, кафедра психології, Вінницький державний педагогічний університет ім. Михайла Коцюбинського, м. Вінниця, Україна

Связь гендера и пола с профессиональными интересами старшеклассников

Профессиональные интересы старшеклассников имеют решающее влияние на выбор ими профессии. Профессиональные интересы старшеклассника связаны с его полом и гендером. В статье описано корреляционное исследование связи пола и гендера с профессиональными интересами выпускников общеобразовательной школы. Раскрыто, что на профессиональные интересы определяющее влияние имеет пол, влияние гендера минимальное и опосредуется полом. Автор предложил гипотезу о том, что пол влияет на профессиональный интерес через социальные стереотипы о «мужских» и «женских» профессиях. Автономное влияние гендера отсутствует, поскольку у старшеклассников рефлексия собственных гендерных особенностей недостаточна и отсутствует профессиональный опыт Ключевые слова: пол, гендер, профессиональный интерес, социальные стереотипы, старшеклассники, феминность, маскулинность, андрогинность

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 85-90 (pdf)


 

УДК: 37.015.3
Клебановская Т.Н.
Клибанівська Тетяна Миколаївна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри історії України та філософії Вінницького національного аграрного університету, м. Вінниця, Україна

Влияние стиля педагогического взаимодействия на психическое состояние студентов

В статье проанализировано педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» и его влияние на личность студента. Отмечено, что психические состояния оказывают значительное влияние на педагогическую деятельность, поскольку детерминируют эмоциональное самочувствие и преподавателей, и студентов, создавая фон, от которого зависит развитие познавательных психических процессов. Выяснено понятие стиля взаимодействия преподавателя со студентами и охарактеризованы их группы. Определено, что преподаватели с различными стилями педагогической деятельности создают различную эмоциональную атмосферу на экзамене и других контрольных мероприятиях Ключевые слова: преподаватель, студент, стиль, педагогическое взаимодействие, общение, психические состояния

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 90-95 (pdf)


 

УДК: 159.95
Москалев И.А.
Москальов Ігор Олександрович, підполковник, ад'юнкт кафедри суспільних наук гуманітарного інституту Національного університету оборони України імені Івана Черняховського, м. Київ, Україна

Критерии и показатели оценки уровней развитости практического мышления организаторов задач морально-психологического обеспечения в воинских частях

В статье проведен анализ работ зарубежных и отечественных ученых, в которых рассматривается характер действий человека в практических ситуациях, раскрываются основные различия теоретического и практического видов мышления. На основе этого выделены пять критериев диагностирования развитости практического мышления офицера – организатора морально-психологического обеспечения и соответствующие показатели. Также учитывая данные критерии и показатели, проведен подбор психодиагностических методик, которые позволят в дальнейшем получить эмпирические данные относительно уровней развитости практического мышления офицеров – организаторов морально-психологического обеспечения Ключевые слова: морально-психологическое обеспечение, практическое мышление, решение практических задач, мышления, субъект, критерий, показатель

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 95-102 (pdf)


 

УДК: 159.9:316.61
Полякова В. И.
Полякова Віталія Іванівна, аспірант кафедри психології управління ДВНЗ «Університет менеджменту освіти», директор Гімназії № 109 ім. Т. Г. Шевченка Печерського району, м. Київ, Україна

Особенности гендерной толерантности педагогов с различными типами полоролевой идентичности

Статья посвящена результатам эмпирического исследования гендерной толерантности педагогов и ее особенностей в зависимости от типа полоролевой идентичности педагогов. Приведены результаты эмпирического исследования, по которым выявлены недостаточный уровень гендерной толерантности у более двух третей испытуемых учителей. Представлены данные эмпирического распределения педагогических работников по типам полоролевой идентичности. Установлены особенности педагогов с различными типами полоролевой идентичности в зависимости от пола, стажа профессиональной деятельности, типа учебного заведения (лицеи, гимназии или традиционной школы) и места его расположения (город, село). Определены особенности гендерной толерантности педагогов в зависимости от их типа полоролевой идентичности. Отмечена целесообразность разработки дифференцированных программ развития гендерной толерантности учителей с учетом их типа полоролевой идентичности Ключевые слова: гендер, толерантность, интолерантность, гендерная толерантность, педагогические работники, тип полоролевой идентичности

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 102-107 (pdf)


 

УДК: 316.6
Пустовой А.Н.
Пустовий Олександр Миколайович, науковий кореспондент Інституту психології імені Г.С. Костюка Національної академії педагогічних наук України. м. Кропивницький, Україна

Социально-психологические факторы группового взаимодействия военнослужащих: теоретическая модель

В статье акцентировано внимание на определении социально-психологических факторов, влияющих на групповое взаимодействие военнослужащих. Обоснована актуальность изучения воинских коллективов как необходимость увеличения показателей сплоченности военнослужащих для более эффективного выполнения боевых задач. Использование различных методов исследования индивидуальных особенностей военнослужащих позволяет определять критерии, влияющие на построение оптимальных взаимоотношений в коллективе. Исследование межличностных взаимоотношений позволяет избегать конфликтов в воинских коллективах и группах военнослужащих Ключевые слова: межличностные взаимоотношения, малая группа, воинский коллектив, сплоченность, групповое взаимодействие, конфликт

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 108-112 (pdf)


 

УДК: 616.891.6-02:616.284-004
Яковлева Н.Ю.
Яковлева Наталія Юріївна, аспірантка Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна

Посттравматическое стрессовое расстройство в международном формате DSM-V у людей с нарушением слуха в их социальной жизни

Статья посвящена исследованию особенностей протекания, распространенности и доминирующих признаков посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в формате DSM-V у людей с нарушением слуха на примере отосклероза. Отмечено, что новая международная классификация психических расстройств DSM-V, опубликована Американской психиатрической ассоциацией (2013), представляет пользователю ряд изменений, призванных облегчить диагностику ПТСР. Своевременная психодиагностика ПТСР и использование индивидуальниого подхода к людям с нарушением слуха в виде психокоррекционных методик ускоряет процесс лечения такого основного соматического заболевания, как отосклероз, и предотвращает развитие и обострение выявленных тревожных симптомов, которые способствуют возникновению ПТСР Ключевые слова: пациент, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), DSM-V, тревожные расстройства, нарушение слуха, отосклероз

Aktual_probl_psihol 2017, 1(47): 112-116 (pdf)