Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 51 – 2019
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.923.3:331.108.4-057.87
Канівець Т.М., Фесун Г.С.
Канивец Татьяна Николаевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии факультета педагогики, психологии и социальной работы Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., Г. Черновцы, Украина
Фесун Галина Стефановна , кандидат политических наук, доцент кафедры практической психологии факультета педагогики, психологии и социальной работы Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича., г. Черновцы, Украина
Язык публикации: украинский
В статье на основе анализа литературы определены основные теоретико-методологические подходы к изучению психологической готовности студентов к осуществлению профессиональной карьеры. Раскрыто содержание психологической готовности студентов к осуществлению профессиональной карьеры. Подробно проанализировано содержание ее основных компонентов (мотивационного, когнитивного, операционного и личностного). Определены основные факторы развития психологической готовности студентов к осуществлению профессиональной карьеры, касающиеся: макроуровня (деятельности общества); мезоуровня (деятельности социальных групп и организаций (семьи, неформальных групп, высших учебных заведений)); микроуровня (самих студентов).
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; профессиональная карьера; психологическая готовность студентов к осуществлению будущей карьеры; структура готовности студентов к осуществлению будущей карьеры; факторы развития готовности студентов к осуществлению будущей карьеры
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 3-9 (pdf)
УДК: 159.98:005.73:316.48
Карамушка Л.М., Креденцер О.В., Терещенко К.В., Івкін В.М., Лагодзінська В.І., Ковальчук О.С.
Карамушка Людмила Николаевна , член-корреспондент АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией организационной и социальной психологии Института психологии имени Г. С. Костюка АПН Украины, г.. Киев, Украина
Креденцер Оксана Валерьевна , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Терещенко Кира Владимировна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Ивкин Владимир Николаевич , кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Лагодзинский Валентина Ивановна , кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина.
Ковальчук Александр Сергеевич , научный сотрудник лаборатории организационной и социальной психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
В статье раскрыто содержание организационной культуры образовательных организаций как одного из вида локальных культур. Выделены основные характеристики организационной культуры образовательных организаций (основные компоненты; типы; сила). Обосновано, что организационная культура выполняет две группы функций: а) общие (касающиеся содействия обеспечению деятельности образовательных организаций в целом); б) специальные (касаются содействия решению конкретных проблем в образовательных организациях). Раскрыта сущность социальной напряженности в образовательных организациях и ее последствия. Выделены специальные функции организационной культуры образовательных организаций в условиях социальной напряженности, касающиеся: уровня организации в целом (мезоуровня); уровня персонала (микроуровня).
Ключевые слова: образовательные организации, организационная культура, характеристики организационной культуры, общие функции организационной культуры, специальные функции организационной культуры, специальные функции организационной культуры в условиях социальной напряженности
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 10-17 (pdf)
УДК: 005.96:334.716
Поплавська А.П.
Поплавская Анжелика Петровна , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Запорожского национального университета, г.. Киев, Украина
Язык публикации: украинский
Роль организационно-психологических факторов в повышении эффективности деятельности промышленных предприятий в условиях изменений. В статье проанализированы подходы к изучению факторов, влияющих на деятельность промышленных предприятий в условиях изменений. В рамках экономического подхода факторы рассматриваются с точки зрения обеспечения стабильной деятельности промышленных предприятий при помощи законодательных актов, изменений в политике содействия развитию разных отраслей промышленности. Организационно-психологический подход рассматривает факторы с точки зрения влияния на развитие персонала предприятия, который, в свою очередь, и является ответственным за стабильность предприятия, когда оно преодолевает кризисные ситуации в период изменений
Ключевые слова: промышленные предприятия, экономические факторы, организационно-психологические факторы, отрасли промышленности, персонал промышленного предприятия
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 17-22 (pdf)
УДК: 925:159.913-05
Примачок Л.Л.
Примачек Людмила Леонтьевна , кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры здоровья человека и физической реабилитации Учебно-научного института здравоохранения Национального университета водного хозяйства и природопользования, г.. Ровно, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье дан анализ особенностей профессионального становления личности в парадигме научных подходов – процессуального, результативного, содержательного и личностно ориентированного, определены факторы профессионального становления личности, описаны результаты проведённого пилотажного эксперимента, в котором принимали участие как студенты, так и уже работающие профессионалы, и сделаны выводы о функциональном аспекте профессионального становления специалиста. Отмечено, что функциональный аспект профессионального становления, с одной стороны, сводится к формированию определённых качеств и свойств, которые общество считает обязательными для члена данного профессионального сообщества, а с другой стороны, – эти качества определяются самим человеком или социальной группой касательно каждого из своих членов в отдельности. Тогда цели профессионального становления индивида в общем виде можно перегруппировать на инвариантные и вариантные. Таким образом, результат профессионального становления личности в высших учебных заведениях будет представлять собой систему результатов реализации инвариантных и вариантных целей
Ключевые слова: профессиональное становление, функциональный аспект, процессуальный подход, результативный подход, содержательный подход, личностно ориентированный подход, инвариантные цели, вариантные цели
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 22-30 (pdf)
УДК: 159.923
Власенко А.А.
Власенко Андрей Анатольевич , аспирант кафедры психологии управления ГВУЗ «Университет менеджмента образования» АПН Украины, г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
Статья предлагает вниманию теоретическое исследование когнитивной составляющей адаптационного процесса, адаптационной компоненты когнитивного стиля личности. Определяется место и значение процессов адаптации, определяемых когнитивным стилем личности в общей структуре адаптационных процессов. Анализируются современные исследования адаптационной функции индивидуального когнитивного стиля, определяются их особенности и перспективы. Акцентируется полиполярность когнитивных стилевых конструктов, используемых в приводимых исследованиях, как фактор, диссонирующий стилевой терминосистеме. Как наиболее перспективная, доминирующая в исследованиях социальная группа определены студенты и курсанты, которым в статье уделено повышенное внимание
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, социально-психологическая адаптация студентов, когнитивный адаптационный процесс, когнитивный стиль личности, адаптационная функция когнитивного стиля личности, коррекция когнитивного стиля личности, стимулирование адаптационных процессов
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 31-36 (pdf)
УДК: 159.923.2
Клибанівська Т.М.
Клибанивська Татьяна Николаевна , кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры истории Украины и философии Винницкого национального аграрного университета, г.. Винница, Украина
Язык публикации: украинский
В статье теоретически исследованы психологические аспекты самосознания личности. Раскрыто понятие «самосознание», «Я-концепция», «Я-образ». Проведен анализ феномена самосознания в различных науках: философии, социологии, психологии. Указано на поэтапное развитие самосознания личности в процессе онтогенеза и его постепенное структурно-функциональное усложнение в течение всей жизни. Рассматривая самосознание как внутреннюю детерминанту жизнедеятельности и саморазвития личности, подчеркнуто исключительную роль Я-концепции в этом процессе. Выделены внешние и внутренние факторы становления самосознания личности. Определено, что самосознание личности формируется в ходе социализации, с помощью процессов интериоризации, идентификации и сравнения
Ключевые слова: самосознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, личность, самоанализ, субъект
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 37-42 (pdf)
УДК: 370153:159.953:81`243
Tsymbal, I.V.
Цымбал Инна Валерьевна , преподаватель, Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
В статье подчеркнута важность развития читательской компетенции современных специалистов и обозначены психологические условия повышения эффективности работы с профессиональной литературой на иностранном языке. Выделены когнитивные стили работы с иностранными научными текстами, учитывание которых способствует более продуктивному чтению данных текстов. Представленные результаты внедрения программы психологических тренингов по повышению эффективности работы с иностранными научными текстами, направленной на развитие индивидуальных психологических характеристик читателей (памяти, концентрации внимания, устойчивой внутренней мотивации к чтению научной литературы на иностранном языке, мотивации достижения успеха, уровня самоорганизованности), подтверждают целесообразность использования разработанной программы для повышения результативности чтения иностранных научных текстов
Ключевые слова: когнитивные стили, читательская компетенция, когнитивный стиль работы с иностранным научным текстом, мотивация, психологический тренинг, коэффициент эффективности работы с текстом
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 43-48 (pdf)
УДК: 316.6
Чиркова Т.І.
Чиркова Татьяна Игоревна , директор по персоналу ООО «Фуд Пак Сервис» и ООО «АМПРИ Украина», г. Киев, Украина..
Язык публикации: украинский
В статье проанализированы этнопсихологические особенности международных супружеских пар в практике семейного консультирования. Изучено влияние социокультурных особенностей коммуникативного взаимодействия супругов с разных этносов на вербальном и невербальном уровнях на межличностные отношения. Выявлены следующие этнопсихологических факторы совместимости супружеских полиэтнических партнеров: культура общения в рамках соблюдения национальных традиций, мотивация к межкультурной интеграции семейных взаимоотношений, соответствие психологических ролей партнеров их ожиданиям, этнопсихологические установки, межэтническое взаимопонимание. Разработано психокорекционную программу по формированию коммуникативных навыков в определенном межэтническом окружении и гибкого образа реального «Я» у супружеских пар с нарушениями в функционально-ролевом взаимодействии
Ключевые слова: семейное консультирование, менталитет, этнический психолог, полиэтнические семьи, удовлетворенность браком, психологическая совместимость, межэтнические отношения, ролевые ожидания, этносы, семейный конфликт
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 49-53 (pdf)
УДК: 015.3:159.9
Юник І.Д.
Юник Иван Дмитриевич , кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Киевского национального торгово-экономического университета, г. Киев, Украина.
Язык публикации: украинский
Рассмотрено содержание комплексных коммуникативных умений коммуникаторов в контексте современных методологических подходов к изучению обозначенного феномена. Раскрыта структура комплексных коммуникативных умений коммуникаторов, которую составляют профессиональные знания, коммуникативные умения и коммуникативные навыки. Доказано, что только целенаправленное развитие каждого компонента обозначенного феномена обеспечивает качественное формирование универсальной системы психофизических действий, направленных на создание обобщённого образа воображаемой модели донесения информации до реципиентов не из относительно самостоятельных конструктов, а из их объединённых групп, а также направленных на его реализацию благодаря блочному применению коммуникативных навыков
Ключевые слова: коммуникативные умения, комплексные умения, коммуникативные навыки, коммуникаторы, реципиенты, информация, конструкты
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 54-60 (pdf)
УДК: 159.9:316.6:4.5
Яцина О.Ф.
Яцына Елена Федоровна , кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, ДВНЗ «Ужгородский национальный университет»., Г. Ужгород, Украина.
Язык публикации: украинский
В статье представлен анализ эксплицированных особенностей функциональности практик брачно-семейного партнерства и родительства. Определены изменения классических традиционных функций брака и семьи. Установлено соответствие функциональности смыслам конструированных практик: продолжение рода, экономическая независимость (карьера), укрепление материального состояния, свобода сексуальных отношений и др. Подводится итог, что установленные особенности функциональности практик подчеркивают такие характеристики, как: отсутствие фиксированности содержания функций и ролевого закрепления за мужем и женой/партнерами; переменчивую доминантность функций, зависимую от ценностного смысла практики; множество значений функций, определяемых конкретизацией их области значений
Ключевые слова: пролиферация функций, практики брачно-семейного партнерства и родительства, коммуникативная ситуация, конструирование, муж и жена, партнеры
Aktual_probl_psihol 2019, 1(51): 60-65 (pdf)