Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 53 – 2019

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 316.647.5:373
Брюховецкая О. В.
Брюховецька Олександра Вікторівна, доктор психологічних наук, доцент, професор кафедри психології та особистісного розвитку Навчально-наукового інституту менеджменту та психології Державного вищого навчального закладу «Університет менеджменту освіти» НАПН України, м. Київ, Україна.

Особенности сформированности социальной толерантности руководителей учреждений общего среднего образования

Язык публикации: украинский

В статье подчеркнута актуальность формирования социальной толерантности руководителей учреждений общего среднего образования, которое проявляется в форме ненасильственного, почтительного, партнерского взаимодействия между руководителем и различными социальными группами, когда признается необходимость в таком сотрудничестве и уважение принципов сторон, способствует усвоению норм, традиций, культурно-исторического наследия и др., и является гарантом гармоничных отношений в образовательной организации. Определены уровни сформированности социальной толерантности руководителей учреждений общего среднего образования и организационно-психологические факторы, на нее влияющие на макро- (регион, в котором расположены учебные заведения), мезо- (тип учебных заведений, которыми руководят респонденты) и микроуровне (стаж управленческой деятельности, пол и возраст исследуемых руководителей учреждений общего среднего образования) анализа. Подчеркнута необходимость формирования социальной толерантности руководителей учреждений общего среднего образования, что возможно осуществить в процессе профессиональной подготовки (получении высшего образования) и последипломного образования (повышении квалификации).
Ключевые слова: руководители учреждений общего среднего образования, социальная толерантность, формирования социальной толерантности

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 3-8 (pdf)


 

УДК: 316.647.5:005.32
Заика И. В.
Заіка Інна В’ячеславівна, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, Київ, Україна.

Основные проявления личностной напряженности

Язык публикации: украинский

В статье на основе теоретического исследования проанализированы такие основные понятия, как «социальная фрустрация», «ситуационная тревожность», «личностная тревожность», «жизненное удовлетворение». Выявлено, что социальная фрустрация понимается как вид психического личностного напряжения, которая обусловлена неудовлетворенностью личной жизнью, собственными достижениями и положением в социальной иерархии. Ситуационная и личностная тревожность понимается как противоречия между оценкой личности определенной ситуации как опасной и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. «Жизненная удовлетворенность» – это общее представление человека о психологическом комфорте
Ключевые слова: социальная напряженность; личностная напряженность; социальная фрустрация; ситуационная тревожность; личностная тревожность; жизненное удовлетворение

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 9-15 (pdf)


 

УДК: УДК 352/354 – 057.34
Карамушка Л. Н., Рутина Ю. В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Рутина Юлія Валеріївна, аспірантка лабораторії організаційної та соціальної психології, Інститут психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Личностная и профессиональная самореализация государственных служащих: уровень значимости, понимания сущности и условий для ее осуществления

Язык публикации: украинский

В статье на основе проведенного эмпирического исследования определен уровень значимости профессиональной и личностной самоактуализации для государственных служащих. Раскрыто понимание ими сущности профессиональной самоактуализации. На основе факторного и кластерного анализа выделены типы государственных служащих по данному показателю. Исследован уровень значимости государственных условий, важных для профессиональной самоактуализации государственных служащих, и выделены соответствующие типы государственных служащих. Осуществлена оценка возможностей организаций государственной службы для развития профессиональной и личностной самоактуализации государственных служащих.
Ключевые слова: самоактуализация; личностная самореализация; профессиональная самореализация; условия профессиональной самоактуализации; государственные служащие; типы государственных служащих

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 15-22 (pdf)


 

УДК: 159.9
Клочко А. О.
Клочко Алла Олексіївна, кандидат педагогічних наук, заступник директора з науково-навчальної роботи Білоцерківського інституту неперервної професійної освіти Державного вищого навчального закладу «Університет менеджменту освіти», м. Біла Церква, Україна.

Инновационные стили управления менеджеров образовательных организаций в процессе взаимодействия менеджеров и педагогического коллектива: связь с характеристиками организации и менеджеров.

Язык публикации: украинский

В статье на основе эмпирического исследования выделены типы менеджеров образовательных организаций («Коммуникативно-инновационный», «Функциональный», «Проблемный») в соответствии с развитием у них традиционных и инновационных стилей управления. Рассмотрена взаимосвязь между характеристиками организации (креативным потенциалом организационной среды, уровнем организационного развития образовательной организации, уровнем преданности организации) и типами менеджеров образовательных организаций. Исследована связь между организационно-профессиональными характеристиками менеджеров (должность в образовательной организации, стаж работы в должности, педагогическое звание) и типами менеджеров образовательных организаций.
Ключевые слова: образовательные организации; типы менеджеров образовательных организаций; взаимодействие менеджеров и педагогического коллектива, инновационные стили

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 22-28 (pdf)


 

УДК: 159.923.2
Пастух Л. В.
Пастух Людмила Василівна, кандидат психологічних наук, старший викладач кафедри менеджменту та освітніх технологій Хмельницького обласного інституту післядипломної педагогічної освіти, м. Хмельницький, Україна.

Самоменеджмент руководителей учебных заведений в системе последипломного образования.

Язык публикации: украинский

В статье сделан анализ подходов ученых к пониманию сущности, направлений и функций самоменеджмента. Отмечено, что существующие концепции самоменеджмента строятся на основании выделения главных идей: экономии времени; саморазвития личности; преодоления собственных ограничений; повышения личностной культуры деловой жизни; достижения личностного делового успеха.
Акцентировано внимание на обеспечении адресности в системе роботы последипломного образования из обозначенной темы с учетом индивидуальных особенностей руководителей учебных заведений и их запросов.
Определены задания последипломного образования по подготовке руководителей к осуществлению самоменеджмента управленческой деятельности в контексте реализации основных функций самоменеджмента.
Ключевые слова: самоменеджмент, руководители учебных заведений, сущность самоменеджмента, направления самоменеджмента, функции самоменеджмента, последипломное образование

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 28-34 (pdf)


 

УДК: 658.114.25:336.74:159.9
Карамушка Л. Н., Паршак О. И.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
Паршак Олександр Іванович, науковий кореспондент лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Оценка персоналом коммерческих организаций факторов формирования отношения к деньгам: влияние социально-демографических и организационно-профессиональных характеристик персонала.

Язык публикации: украинский

В статье на основе эмпирического исследования проанализированы особенности оценки работниками коммерческих организаций факторов, которые влияют на их отношение к деньгам. Проанализирована связь между оценкой работниками коммерческих организаций факторов, которые влияют на их отношение к деньгам, и социально-демографическими характеристиками работников (возраст, семейное положение, наличие детей, пол). Исследована связь между оценкой персоналом коммерческих организаций факторов формирования отношения к деньгам и организационно-профессиональными характеристиками работников (уровень образования, общий трудовой стаж, стаж работы в компании, должность в организации). Определен ряд важных направлений оптимизации отношение к деньгам у работников коммерческих организаций.
Ключевые слова: коммерческие организации; работники коммерческих организаций; оценка работниками коммерческих организаций факторов, которые влияют на их отношение к деньгам; социально-демографические характеристики работников, организационно-профессиональные характеристики работников; направления оптимизации отношения к деньгам персонала коммерческих организаций

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 35-43 (pdf)


 

УДК: 316.6:33
Телегей Н. В.
Телегей Наталія Володимирівна, асистент кафедри філософії та соціально-гуманітарних дисциплін Національної академіі статистики, обліку та аудиту, аспірант лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Теоретический анализ понятия «интернет-реклама»: междисциплинарный подход

Язык публикации: украинский

В статье осуществлен теоретический анализ исследований феномена «интернет-реклама», как отдельного вида рекламы, который приобретает значительную актуальность в современном пространстве. Доказано, что в последнее время интернет-реклама становится частью информационного прогресса в современном измерении. Она имеет высокую степень фокусированности на каждого пользователя, плотно занимает свою нишу во всех сферах жизнедеятельности человека. Показан прогресс развития данного явления в новейших формах и направлениях интернет-рекламы (социальные сети, «блогосфера», «таргетинговая реклама»). Проанализирован феномен «интернет-реклама» с точки зрения междисциплинарного подхода: экономического, маркетингового, социологического и психологического. Подчеркнута значимость влияния интернет-рекламы на потребителя в психологическом контексте, определены дальнейшие перспективы исследования проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях.
Ключевые слова: реклама, интернет-реклама, таргетинговая реклама, самореклама, коммуникативные процессы, интернет-маркетинг, социальные сети, блогосфера, психологический таргетинг

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 44-49 (pdf)


 

УДК: 159.9.072
Винков В. Ю.
Вінков Веніамін Юрійович, молодший науковий співробітник лабораторії психології мас і спільнот Інституту соціальної та політичної психології НАПН України, м. Київ, Україна.

Темпоральные измерения представлений молодежи о жизненном успехе

Язык публикации: украинский

По результатам эмпирического исследования определено, что темпоральные измерения представлений о жизненном успехе связаны со смысложизненными ориентациями и самоотношением молодежи. Выяснено, что восприятие своего прошлого, настоящего и будущего, наполненного больше успехами, нежели неудачами, связано с высоким проявлением осмысленности собственной жизни. Для этой молодежи характерна целеустремленность в достижении своих целей, жизнь кажется интересной, эмоционально насыщенной и полной смысла, прошлое для них является продуктивным и осмысленным. Также обнаружено, что у этой молодежи высокий уровень проявления самоуважения, аутосимпатии, самоинтереса и ожидаемого отношения от других к себе. В то же время оценка своего прошлого, настоящего и будущего, наполненного неудачами, указывает на противоположные тенденции в осмысленности жизни и самоотношении.
Ключевые слова: образ, социальные представления, жизненный успех, самоотношение, смысложизненные ориентации, молодежь

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 50-56 (pdf)


 

УДК: 159.9:364
Гавриловская К. П., Литвак О. И.
Гавриловська Ксенія Петрівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри теоретичної та практичної психології Житомирського державного університету імені Івана Франка, м. Житомир, Україна.
Литвак Оксана Йосипівна, магістрантка Житомирського державного університету імені Івана Франка, м. Житомир, Україна.

Особенности мотивационной сферы студентов хелперських специальностей.

Язык публикации: украинский

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивационной сферы студентов хелперских специальностей. Выявлено, что доминирующими ценностными ориентациями в карьере студентов, обучающихся по хелперским спеціальностям, являются «служение добру», «автономия», «интеграция стилей жизни». В своей будущей профессиональной деятельности студенты стремятся быть независимыми, сами ставить перед собой задачи и организовывать работу в соответствии со своими потребностями. Также хотят приносить пользу другим людям, помогать им в решении жизненных трудностей. При этом надеются гармонично сочетать свою личную и профессиональную жизнь.
Ключевые слова: мотивационная сфера, студенты хелперских специальностей, самооценка, ценностные ориентации в карьере

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 57-61 (pdf)


 

УДК: 159.923:0057.87
Дмитриюк Н. С., Кордунова Н. О., Милинчук В. И.
Дмитріюк Наталія Степанівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри педагогічної та вікової психології, Східноєвропейський національний університет імені Лесі Українки, м. Луцьк, Україна.
Кордунова Наталія Олександрівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри педагогічної та вікової психології, Східноєвропейський національний університет імені Лесі Українки, м. Луцьк, Україна.
Мілінчук Володимир Ігорович, кандидат психологічних наук, старший викладач кафедри педагогічної та вікової психології, Східноєвропейський національний університет імені Лесі Українки, м. Луцьк, Україна.

Связь академической прокрастинации с организацией учебной деятельности студентов

Язык публикации: украинский

В статье рассмотрен феномен академической прокрастинации – сознательного откладывания субъектом намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет определенные проблемы, своеобразной эмоциональной реакции человека на планируемые или необходимые дела.
Определена сущность академической прокрастинации как психолого-педагогической проблемы. Показано, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрастинация. Выявлены на основе эмпирического исследования особенности различных уровней академической прокрастинации среди студентов. Освещены последствия академической прокрастинации, влияющие на качество обучения и жизни студента и приводящие к снижению уровня качества успеваемости, повышению уровня тревожности. Представлены результаты исследования особенностей организации учебной деятельности и взаимосвязи с прокрастинацией в исследуемых группах студентов. Показано, какие личностные составляющие влияют на уровень прокрастинации и какими особенностями характеризуется тот или иной уровень прокрастинации.
Предложены меры борьбы с академической прокрастинацией: внимательное отношение преподавателей к студентам, учет их индивидуальных особенностей в процессе обучения, введение системы поощрений, содействие развитию академических связей и взаимопомощи между студентами, внедрение различных методов и технологий обучения, применение эффективных систем планирования и форм исполнения задач студентами.
Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, студенческая среда, уровень прокрастинации, феномен прокрастинации

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 62-67 (pdf)


 

УДК: 159.9:316.6
Кличковский С. О.
Кличковський Сергій Олексійович, аспірант кафедри соціальної психології факультету психології Київського національного університету імені Тараса Шевченка, м. Київ, Україна.

Программа развития навыков межличностного взаимодействия в контексте улучшения социально-психологического климата группы

Язык публикации: украинский

Статья посвящена представлению результатов апробации программы развития навыков межличностного взаимодействия в контексте улучшения социально-психологического климата группы.
В статье показана общая программа улучшения социально-психологического климата на предприятии. Продемонстрирован второй уровень данной программы, а именно групповая работа с использованием тренинговых технологий для решения тех или иных психологических проблем, которые могут существовать в группе.
Благодаря программе тренинга состоялись важные изменения в таких показателях: психологическая атмосфера, групповая мотивация на достижение успеха, коллективизм, сплоченность, открытость, стремление сохранить целостность группы, завуалированная жестокость, открытая жестокость, негативизм, бурчание, негативный опыт общения, уверенность в себе, уступчивость, добросердечие, отзывчивость, мотив стремления к людям, мотив быть отвергнутым. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в развитии межличностного взаимодействия членов группы и улучшения социально-психологического климата в группе в целом.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, социально-психологический климат, тренинг, группа, положительное влияние, развитие

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 68-74 (pdf)


 

УДК: 159.922.8:159.923.2
Костина Т. О.
Костіна Тетяна Олександрівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри психології та педагогіки Таврійського національного університету імені В. І. Вернадського, м. Київ, Україна.

Гендерная составляющая жизненного сценария личности: женские сценарии

Язык публикации: украинский

Статья посвящена вопросу гендерной составляющей жизненного сценария личности. В работе определены подходы к классификации типов сценариев в рамках теории транзакционного анализа. Предоставлена классификация и условия формирования «женских» сценариев, которые определены в теории транзакционного анализа (исследование Ходжи Викофф). Определены гендерные стереотипы, которые усиливают формирование и развертывание сценария жизни личности (на примере женских сценариев). Проанализировано влияние социальных ожиданий на формирование жизненного сценария человека в зависимости от его половой принадлежности.
Ключевые слова: ґендер, ґендерні стереотипи, життєвий сценарій, жіночий життєвий сценарій, соціальні очікування, теорія транзакційного аналізу

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 74-80 (pdf)


 

УДК: 159.9
Мураненко К. Ю.
Мураненко Катерина Юріївна, викладач кафедри юридичної психології Національної академії внутрішніх справ, м. Київ, Україна

Организация системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних

Язык публикации: украинский

В статье представлен анализ современной системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и даны рекомендации по ее усовершенствованию. Определено, что современная система неэффективна, поскольку не имеет целостности, не осуществляет комплексной превентивной деятельности, не соответствует современным требованиям общества. Среди факторов, негативно влияющих на осуществление превентивной деятельности, выделяют организационные и правовые. Определено, что система профилактики правонарушений несовершеннолетних должна быть направлена в первую очередь на недопущение правонарушений, устранение причин преступности, а для этого необходимо сотрудничество между всеми субъектами превенции. Автором отмечается невозможность исчерпывающего перечня субъектов профилактической деятельности, ведь профилактическая деятельность должна осуществляться всеми органами и учреждениями в качестве дополнительной. Меры профилактики должны отвечать современному состоянию преступности, потребностям общества и общегосударственной политике в сфере семьи, детей и молодежи. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних должна осуществлять проактивный, восстановительный подход, учитывать психологические особенности ребенка, уважать права и интересы ребенка, общественные ценности в целом.
Ключевые слова: правонарушения несовершеннолетних, система профилактики, детская преступность, субъекты профилактической деятельности, превенция

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 81-85 (pdf)


 

УДК: 159.9.072
Палагнюк О. В.
Палагнюк Ольга Василівна, асистент кафедри педагогіки та психології дошкільної освіти Чернівецького національного університету імені Юрія Федьковича, м. Чернівці, Україна.

Тренинг актуализации христианских установок как фактора формирования социальной ответственности личности

Язык публикации: украинский

В статье представлено теоретическое обоснование и описание тренинговой программы актуализации христианских установок как фактора формирования социальной ответственности личности «Быть собой – это быть ответственным за свою свободу». Представлены задачи, структура, методы и формы работы, специфика процесса реализации тренинга. Представлено описание результатов его реализации и определена эффективность и целесообразность дальнейшего применения. Доказано, что практическая реализация положительного влияния религиозного фактора может стать основой формирования социальной ответственности личности как одного из ведущих социально-психологических механизмов самоорганизации общественной жизни. Определены перспективы дальнейших исследований в контексте поиска путей и условий выхода из системного общественного кризиса, где сущностным показателем зрелости выступает социальная ответственность личности.
Ключевые слова: кризис идентичности, социальная ответственность личности, христианские установки личности, социально-психологический тренинг, духовный кризис, социальное иждивенчество, социально-экономическая зависимость, мировоззренческие установки

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 86-92 (pdf)


 

УДК:
Карамушка Л. Н., Креденцер О. В., Терещенко К. В., Лагодзинская В. И., Ковальчук А. С., Ивкин В. М.

III Всеукраинский конгресс по организационной и экономической психологии (20-22 июня 2019, г.. Каменец-Подольский)

Язык публикации: украинский


Ключевые слова:

Aktual_probl_psihol 2019, 3(53): 93-96 (pdf)