Актуальные проблемы психологии, Том 1, Выпуск 54 – 2019

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159:352
Дунец Л. М., Павличенко А. П.
Дунець Лілія Михайлівна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри права та правоохоронної діяльності Державного університету «Житомирська політехніка», м. Житомир, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8632-0392
Павліченко Андрій Петрович, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри права та правоохоронної діяльності Державного університету ""Житомирська політехніка"", м. Житомир, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4795-5643

Особенности профессионального общения будущих сотрудников полиции.

Язык публикации: украинский

В статье раскрыты особенности профессионального общения и связанные с этим особенности психологической подготовки сотрудников полиции в высшем учебном заведении. Определена сущность понятия «профессиональное общение работников полиции». Выявлены компоненты профессионального общения работников полиции. Проанализирована структура профессионального общения сотрудников правоохранительных органов. Определена сущность понятия «коммуникативная компетентность» работников полиции и подходы к его определению. Осуществлена общая характеристика особенностей профессионального общения будущих сотрудников полиции. Выявлены общие правила профессионального общения работников полиции. Ключевые слова: высшее учебное заведение, компоненты профессионального общения, коммуникативная компетентность, работник полиции, сотрудник правоохранительных органов, профессиональное общение.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 3-8 (pdf)


 

УДК: 159.9:371.1
Карамушка Л. М., Вознюк А. В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0622-3419
Вознюк Алла Вікторівна, доктор психологічних наук, доцент, завідувачка кафедри психології Сумського обласного інституту післядипломної педагогічної освіти, м. Суми, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7991-1074

Психологический анализ управления образовательными округами как инновационными организациями

Язык публикации: украинский

В статье проанализированы основные подходы к раскрытию содержания образовательных округов как инновационных организаций. Определена структура образовательных округов как инновационных организаций. Выделены и осуществлен анализ психолого-управленческих проблем, возникающих в процессе создания и функционирования образовательных округов как инновационных организаций. Раскрыты особенности управления образовательными округами в целом и управления педагогическими работниками в образовательных округах. Установлено отличие традиционного и инновационного подходов к управлению педагогическими работниками в образовательных округах. Ключевые слова: образовательный округ, управление образовательными округами, управление педагогическими работниками в образовательных округах.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 8-15 (pdf)


 

УДК: 159.9:614-047.37
Карамушка Л. Н., Креденцер О. В., Терещенко К. В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0622-3419
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4119-190X
Терещенко Кіра Володимирівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психологіїІнституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1149-2704

Методики для исследования «mental health» персонала организаций

Язык публикации: украинский

В статье представлен комплекс методик для исследования «mental health» персонала организаций. Первую группу составляют методики для изучения психологических особенностей здоровья в целом. Ко второй группе относятся методики для исследования собственно психологического здоровья. Как первая, так и вторая группа методик имеют по две подгруппы. В первой группе выделено методики для изучения функциональных особенностей здоровья и методики для изучения психологических особенностей здоровья. В состав второй группы входят методики для исследования составляющих психологического здоровья и отношения к нему и методики для исследования основных видов благополучия. Представлены подробное описание методик и обоснована целесообразность их включения в комплекс. Ключевые слова: здоровье; психологическое здоровье; функциональные особенности здоровья; психологические особенности здоровья; составляющие психологического здоровья; отношение к психологического здоровья; благополучия; методики.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 15-22 (pdf)


 

УДК: 159.923:37.07
Клочко А. О.
Клочко Алла Олексіївна, кандидат педагогічних наук, заступник директора з науково-навчальної роботи Білоцерківського інституту неперервної професійної освіти Державного вищого навчального закладу «Університет менеджменту освіти», м. Біла Церква, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6631-2638

Личностные характеристики менеджеров образовательных организаций: связь с инновационными стилями управления ..

Язык публикации: украинский

В статье на основе эмпирического исследования проанализированы личностные характеристики менеджеров образовательных организаций: «экстраверсия (интроверсия)», «приветливость (обособленность)», «самоконтроль (импульсивность)», «эмоциональная устойчивость (эмоциональная неустойчивость)», «экспрессивность (практичность)». Выделены три типа менеджеров образовательных организаций по эмоциональному интеллекту: «Эмоционально непосвященный», «Контролирующий эмоции», «Эмоционально чувствительный». Обоснованы особенности традиционных и инновационных стилей управления по эмоциональному интеллекту
Описаны связь между традиционными и инновационными стилями управления менеджеров образовательных организаций по эмоциональному интеллекту и их личностным характеристикам. Показано, что личностные характеристики менеджеров образования влияют на развитие инновационных стилей управления по эмоциональному интеллекту. Ключевые слова: образовательные организации; менеджеры; личностные характеристики; эмоциональный интеллект; типы менеджеров образовательных организаций; традиционные и инновационные стили управления.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 22-29 (pdf)


 

УДК: 159.922
Лагодзинская В.ИІ.
Лагодзінська Валентина Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.

Креативность как важная детерминанта обеспечения психологического здоровья персонала образовательных организаций: теоретический анализ проблемы.

Язык публикации: украинский

В статье осуществлен теоретико-методологический анализ креативности персонала образовательных организаций в контексте обеспечения психологического здоровья личности. Отмечено, что в определении психологического здоровья личности исследователи рассматривают его не только через призму концепции физического, психического и социального благополучия, но и через подходы к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Ключевые слова: креативность, творчество, психологическое здоровье личности, психологическое здоровье персонала, образовательные организации.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 29-35 (pdf)


 

УДК: 159.942
Лагодзинский В. В.
Лагодзінський Віталій Володимирович, кандидат історичних наук, менеджер ТОВ «Корпорація Будтранс», м. Київ, Україна.

Теоретический анализ понятия «эмоциональное лидерство» как одного из видов лидерства ..

Язык публикации: украинский

Целью статьи является осуществление теоретического анализа концепций эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства. Рассмотрены теории и модели эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства. Отмечено, что эмоциональный интеллект, как составная часть эмоционального лидерства, способствует личностному, а также профессиональному росту личности, воздействуя на ее успешность в жизни. Раскрываются основные принципы эмоционального лидерства, которые позволяют лидеру применять эмоциональное лидерство с целью улучшения эффективности процесса управления. Ключевые слова: лидерство, эмоциональный интеллект, эмоциональное лидерство, стили эмоционального лидерства, управление, двухфакторная модель эмоционального лидерства.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 36-43 (pdf)


 

УДК: 925:159.913-05
Примачок Л. Л.
Примачок Людмила Леонтіївна, кандидат педагогічних наук, доцент кафедри суспільних дисциплін навчально-наукового інституту економіки та менеджменту Національного університету водного господарства та природокористування, м. Рівне, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6591-5223

Сравнительное исследование состояния сформированности профессиональной компетентности у специалистов по физической реабилитации с различным стажем работы.

Язык публикации: украинский

В статье описана структура профессиональной компетентности специалиста по физической реабилитации. Отмечено, что структуру профессиональной компетентности реабилитолога составляют компоненты (когнитивный, социально-психологический и ценностно-смысловой), каждый из которых состоит из субкомпонентов.
Путём проведения экспериментального этапа исследования изучены психологические особенности развития профессиональной компетентности у специалистов по физической реабилитации, которые имеют высшее образование и работают по специальности. Проведено сравнительное исследование состояния сформированности профессиональной компетентности у специалистов по физической реабилитации с разным стажем работы (от 0 до более 15 лет). С учётом эмпирических данных уточнена структура коммуникативной компетентности специалиста по физической реабилитации. Ключевые слова: профессиональная компетентность, когнитивный компонент, социально-психологический компонент, ценностно-смысловой компонент, коммуникативная компетентность, специалисты по физической реабилитации.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 43-54 (pdf)


 

УДК: 352/354-057.34-043.84:159.947.3
Рутина Ю. В.
Рутина Юлія Валеріївна, аспірантка лабораторії організаційної та соціальної психології, Інститут психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6343-2888

Содержание и структура тренинговой программы «Профессиональная самореализация государственных служащих».

Язык публикации: украинский

В статье представлена структура тренинговой программы «Профессиональная самореализация государственных служащих», которая включает четыре тренинговые сессии, посвященные освещению сущности самоактуализации государственных служащих, определению особенностей их профессиональной самоактуализации, анализу факторов мезоуровня (характеристик организации) и факторов микроуровня (характеристик персонала), которые влияют на ее развитие. Подробно освещены содержательно-смысловой, диагностический и коррекционно-развивающий компоненты каждой из тренинговых сессий и интерактивные техники, использующиеся для их проведения. Ключевые слова: государственные служащие, самоактуализация; профессиональная самореализация; факторы самоактуализации; тренинговая программа.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 54-63 (pdf)


 

УДК: 004.056:005.7
Шаумян О. Г.
Шаумян Олена Геворківна, кандидат психологічних наук, доцент кафедри соціальної роботи ПВНЗ «Кропивницький інститут державного та муніципального управління» м. Кропивницький, Україна.

Исследование личности менеджера в сфере информационной безопасности

Язык публикации: украинский

На современном этапе развития нашего государства актуальным является формирование духовно богатой, эмоционально стабильной личности менеджера, способного противостоять вызовам информационного общества. Для эффективного использования внутреннего потенциала менеджеру необходимо: создать благоприятные условия во внутренней и внешней среде; проводить целенаправленную самоуправленческую деятельность с использованием соответствующих методов самоуправления и технологий, воздействуя на информационные и энергетические потоки и проч.
Практическое значение полученных результатов исследования заключается в том, что в социально-психологическом аспекте проанализирована личность менеджера в сфере информационной безопасности, и это дает основание для научных исследований и дальнейших разработок в данном направлении. Ключевые слова: менеджер, информационная безопасность, компьютерные риски, виртуальная реальность, личностная идентичность, социальная идентичность.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 63-68 (pdf)


 

УДК: 316.6
Дембицкая Н. Н.
Дембицька Наталія Миколаївна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник. провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orsid.org /0000-0001-6978-7655

Развитие предприимчивости и отношения школьников к личной собственности в процессе экономической социализации

Язык публикации: украинский

В статье анализируются возрастные закономерности развития отношения школьников к личной собственности. Последнее обосновывается как личностный фактор развития культуры предприимчивости – показателя экономической социализованости на этапе обучения в учреждении общего среднего образования. На каждом возрастном этапе наблюдаются значительные изменения в процессе развития экономической культуры школьника: от идеализации отношений присвоения, искусство развития которых состоит преимущественно в стратегии экономии (на этапе начальной школы), через нарастание противоречивости в отношении к личной собственности на фоне негативно-тревожных переживаний (на подростковом этапе) до относительно внутренне согласованного непротиворечивого позитивно-рационального отношения у старшеклассников. Констатировано развитие нравственной составляющей отношений личной собственности как системообразующий фактор культуры предприимчивого человека у школьников. Ключевые слова: экономическая культура личности, личность школьника, психологическое отношение, личная собственность, экономическая социализация, предприимчивость.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 69-76 (pdf)


 

УДК: 159.98
Карамушка Л. Н., Креденцер О. В.
Карамушка Людмила Миколаївна, член-кореспондент НАПН України, доктор психологічних наук, професор, завідувачка лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0622-3419
Креденцер Оксана Валеріївна, кандидат психологічних наук, доцент, провідний науковий співробітник лабораторії організаційної та соціальної психології Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4119-190X

Тренинг «Психологическая подготовка персонала образовательных организаций к развитию предпринимательской активности»: структура, содержание, особенности использования ...

Язык публикации: украинский

В статье представлены содержание и структура тренинга «Психологическая подготовка персонала образовательных организаций к развитию предпринимательской активности». Раскрыты его цели, задачи, основные структурные компоненты. Приведены целевая аудитория, организация и форма проведения тренинга. Представлены основные интерактивные техники. Содержание тренинга раскрывается путем объединения основных структурных элементов (тренинговых сессий), основных компонентов каждой из тем тренинга (содержательно-смысловой, диагностический и коррекционно-развивающий компоненты) и интерактивных техник, используемых для представления каждого из компонентов. В статье приведено подробное содержание тренинга. Ключевые слова: психологическая подготовка, психологический тренинг, образовательные организации, персонал образовательных организаций, интрапренерство, предпринимательская активность.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 76-84 (pdf)


 

УДК: 81’233-053.4
Грейлих О. О.
Грейліх Ольга Олексіївна, кандидат психологічних наук, доцент ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди», м. Переяслав, Україна.

Особенности коммуникативной направленности обучения речи детей дошкольного возраста.

Язык публикации: украинский

В статье представлено теоретическое исследование проблемы речевой деятельности и обучение детей дошкольного возраста речевому общению с помощью родного языка. Описан коммуникативный подход к практическому обучению речи дошкольников. Представлены теоретические подходы к изучению речевой активности детей дошкольного возраста, где речевая активность рассматривается как применение языка. Указана компетентность ребенка в использовании языка как результат применения речевой активности. Определено, что важной для детей дошкольного возраста является потребность в коммуникации как выражение своих мыслей, чувств, намерений и стремлений в процессе социальной жизни. Поэтому в процессе формирования речи дошкольников нужно заботиться о развитии потребности в их речевом самовыражении. Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативная направленность, общение, педагогическое общения, процесс коммуникации, речевая деятельность, речевое самовыражение, речевая активность, высказывания

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 85-89 (pdf)


 

УДК: [159.922.2 : 004.77]-053.6
Малоголова О. О.
Малоголова Олеся Олексіївна, кандидат юридичних наук, науковий співробітник наукової лабораторії з проблем психологічного забезпечення та психофізіологічних досліджень Навчально-наукового інституту заочного та дистанційного навчання Національної академії внутрішніх справ, м. Київ, Україна.

Интернет-зависимость и ее влияние на подростков

Язык публикации: украинский

В статье отражен вопрос сохранения физического и психического здоровья пользователей современными устройствами и Интернетом. Рассмотрена проблема Интернет-зависимости подростков, у которых возрастные особенности психического и личностного развития являются благоприятной почвой для возникновения данного вида аддикции, охарактеризовано ее содержание. Методологической основой статьи стали научные концепции изучения феномена Интернет-зависимого поведения и профилактики его неблагоприятных последствий. Раскрыты особенности психического развития и формирования личности подростков, которые выступают в качестве условий возникновения у них Интернет-зависимости. Освещены главные критерии, согласно которым можно идентифицировать патологическую склонность к использованию Интернет-ресурсов. Проанализирован опыт зарубежных стран по решению проблемы Интернет-зависимости. Ключевые слова: компьютерная зависимость, Интернет-зависимость, молодежь, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, аддиктивное поведение, психическое здоровье молодежи.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 89-95 (pdf)


 

УДК: 159.9
Оверчук В. А.
Оверчук Вікторія Анатоліївна, кандидат психологічних наук, доцент, доцент кафедри психології Донецького національного університету імені Василя Стуса, м. Вінниця, Україна.

Социально-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью как условие их успешной социальной интеграции

Язык публикации: украинский

Статья посвящена проблеме социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью в процессе их социальной интеграции. Задачей данного исследования является изучение проблем лиц с инвалидностью, факторов, препятствующих их успешной социальной интеграции, и определение эффективных мер, направленных на улучшение жизни данной категории лиц. С этой целью рассмотрено социально-психологическое сопровождение лиц с инвалидностью, как условие их успешной социальной интеграции, и предложена современная парадигма социальной интеграции лиц с инвалидностью. Определены и охарактеризованы основные группы барьеров, которые препятствуют лицам с инвалидностью иметь полноценную социальную жизнь, и предложены методы их преодоления. Ключевые слова: лица с инвалидностью, социально-психологическое сопровождение, социальная интеграция, группы барьеров, полноценная жизнь, адаптация, социальная среда, условия среды.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 95-100 (pdf)


 

УДК: 159.0-027.533-044.332-058.65
Орловская О. А.
Орловська Ольга Анатоліївна, аспірант кафедри психології та соціальної роботи Інституту підготовки кадрів Державної служби зайнятості України Міністерства соціальної політики України, м. Київ, Україна.

Факторы семейной адаптации участников боевых действий

Язык публикации: украинский

В статье проанализированы факторы семейной адаптации участников боевых действий. Автором подчеркнуто, что адаптация у участников боевых действий проявляется индивидуально. Выделены реакции участников боевых действий на психотравмирующие ситуации. Определено, что адаптация может проходить с осложнениями, что может стать признаком дезадаптивности. Выделены клинические варианты расстройств адаптации, которые могут влиять на психологический климат в семье. Автором подчеркнуто, что в период адаптации мощным ресурсом является поддержка семьи, определены ее цели и задачи. Упомянуто о психологической помощи участникам боевых действий и их семьям. Разработаны рекомендации для членов семьи участника боевых действий для переживания периода адаптации. Ключевые слова: адаптация, психологические факторы, участники боевых действий, семья, психологическая помощь, гражданская жизнь.

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 100-105 (pdf)


 


Максименко С. Д., Карамушка Л. Н., Терещенко К. В.

Международная научно-практическая конференция «Проактивная толерантность как путь к миру» (13-14 сентября 2019 года, г.. Ужгород).

Язык публикации: украинский

Ключевые слова:

Aktual_probl_psihol 2019, 4(54): 106-108 (pdf)