Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 11. Психология личности. Психологическая помощь личности. Выпуск 13 – 2015

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание


 

УДК 376.58:159.922.763

Вольнова Л. Н.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отраслевой психологии и психологии управления, Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина

Определение признаков трудновоспитуемости у подростков как основа профилактики их девиантного поведения

Язык статьи: украинский

Аннотация: Целью исследования стало определение признаков подростковой трудновоспитуемости. В статье выделены и проанализированы признаки, которые считаются наиболее распространенными проявлениями трудновоспитуемости у подростков. Среди них: доминирующие негативные характерологические качества и свойства в поведении; нарушение формирования или неразвитость качеств и свойств эмоционально-волевой сферы; ограниченность или отрицательная направленность потребностей, склонностей и интересов; искаженные морально-этические знания; систематическое нарушение норм общения и поведения; конфликтные отношения со взрослыми и сверстниками; сопротивление педагогическим воздействиям; трудности в обучении; нарушения психического развития.

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, трудновоспитуемость, негативные характерологические качества, отрицательная направленность, профилактика.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 6-14 (pdf)


УДК 159.98:159.92

Гладий А. И.

аспирант лаборатории социальной психологии личности, Институт социальной и политической психологии НАПН Украины, президент общественной организации «Центр развития человека «Интеллект»», Киев, Украина

Основы процессов мышления проблемной молодежи в современной Украине

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены и определены кризисные практики мышления лиц, освобожденных из мест заключения. Показано, что такая молодежь имеет зачастую низкий интеллект. Процессы мышления тормозятся страхом и неверием в себя. Разработана и апробирована пилотная программа по изучению трансформации асоциального способа мышления, а также криминогенных практик, вызывающие негативные мысли, на просоциальный жизненный путь. Выявлено, что для повышения интеллекта проблемной молодежи, изменения ее криминального жизненного пути, необходим пересмотр старых, и разработка новых программ по работе с кризисными практиками мышления проблемной молодежи.

Ключевые слова: интеллект, процессы мышления, проблемная молодежь, кризисные практики.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(12): 15-21 (pdf)


УДК 159.923.2

Грысь А. М.

доктор психологических наук, доцент, заведующая лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологические механизмы функционирования Образа Я у лиц с различными типами характера

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены психологические механизмы нарушений в функционировании Образа Я в зависимости от типа характера. Представлены содержательные и процессуальные характеристики проявлений дисгармоний на примере симбиотического и психопатического характеров, которые свойственные социально дезадаптированным несовершеннолетним. Раскрыты возможности применения теорий характерологического развития личности в практической деятельности психолога. Описана структура характера, которая наиболее пригодна для применения ее в качестве психологической техники. Определены перспективы применения глубинных психологических механизмов функционирования Образа Я и характера для разработки психологического инструментария.

Ключевые слова: Образ Я, характер, психологические механизмы, социально дезадаптированные несовершеннолетние, самоидентичность, самоуважение, чувство self.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 22-30 (pdf)


УДК 364.2:159.9.018

Данильченко Т. В.

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и социальной психологии, Черниговский национальный педагогический университет имени Т. Г. Шевченко, Чернигов, Украина

Социально-психологический тренинг как средство повышения субъективного социального благополучия

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается социально-психологический тренинг как одна из форм работы, направленная на повышение субъективного социального благополучия. Последнее определяется как интегральное социально-психологическое образование, которое отражает индивидуальное переживание (восприятие и оценку) социального функционирования. Проанализированы разные формы работы, целью которых является повышение субъективного (эмоционального) благополучия. Показаны преимущества тренинга в аспекте сохранения мотивации. Предложен вариант СПТ, который состоит из трех этапов. На первом этапе акцент ставится на социальную рефлексию, целью второго является развитие позитивного мышления и памяти, навыков позитивной коммуникации и получения наслаждения от жизни. На третьем этапе ведется поиск средств и ресурсов для изменения актуальной ситуации, если она не удовлетворяет участников.

Ключевые слова: субъективное социальное благополучие, социально-психологический тренинг, позитивная психология, рефлексия социального бытия, эмоциональная саморегуляция.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 31-40 (pdf)


УДК 159.922.27:159.922.73

Дуркалевич И. В.

кандидат психологических наук, преподаватель Высшей государственной профессиональной школы имени С. Пигоня, г. Кросно, Республика Польша

Социально-культурный фактор как детерминанта агрессии подростков из семей трудовых эмигрантов

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена анализу проявлений агрессии подростков из семей трудовых эмигрантов. Рассмотрены основные факторы, которые приводят к появлению агрессивности. Особое внимание обращено на семью как один из важнейших социокультурных факторов. Теоретическое обоснование статьи составляет системный подход к пониманию семьи. Сделано отнесение к результатам исследования современных зарубежных ученых, занимающихся изучением проблемы агресивного поведения подростков из семей трудовых эмигрантов, среди которых: Б. Валчак, В. Данилевич, E. Долата. Представлены краткие результаты собственных эмпирических исследований с использованием качественного и количественного методов, которые дают основание предположить, что долговременная эмиграционная разлука родителей и детей находит свое отражение в эмоциональных проблемах (в частности, агрессии) подростков.

Ключевые слова: трудовая эмиграция, агрессия, семья, подростки.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 40-51 (pdf)


УДК 159.99:304

Дёмина А. А.

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры отраслевой психологии и психологии управления Института социальной работы и управления НПУ имени М.П. Драгоманова, Киев, Украина

Коммуникабельность будущих специалистов социальной сферы, которые будут работать с девиантами

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье раскрываются понятие «коммуникативные способности», структура коммуникативных способностей и уровневая характеристика особенностей коммуникабельности студентов будущих специалистов социальной сферы, которые будут работать с девиантами. С помощью методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла мы определили, что у небольшого числа студентов I курса Института социальной работы и управления НПУ имени М.П. Драгоманова обнаруживается высокий уровень коммуникабельности, наиболее распространенным является средний и низкий уровень коммуникабельности (как среди юношей, так и среди девушек).

Ключевые слова: работник социальной сферы, общение, профессиональные качества, коммуникативные способности, структура коммуникативных способностей, содержательная характеристика уровня коммуникативных умений, коммуникабельность.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 52-59 (pdf)


УДК 159.9:316.6

Красилова Ю. М.

аспирантка, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев, Украина.

Особенности мотивационной сферы несовершеннолетних осужденных

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализированы различные подходы к определению мотива преступления. Доказано, что при характеристике преступлений, мотив и мотивация играют одну из главных и ведущих ролей. Рассмотрена специфика подросткового возраста. Определены особенности мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей, которые влияют на процесс совершения преступлений. Определено каким образом особенности мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей влияют на процесс совершения преступлений. Разработана типология несовершеннолетних правонарушителей, в соответствии с особенностями их мотивационной сферы. Разработаны концептуальные подходы к психологической коррекции и мотивационной сфере в соответствии с типологией несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: мотивация; мотивация преступления; мотив; несовершеннолетний осужденный; альтернативные наказания.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 60-70 (pdf)


УДК 364-78:316.61

Лескова Л. Ф.

старший преподаватель кафедры социальной работы, Черниговский национальный технологический университет, Чернигов, Украина

Проблема профессиональной социализации личности в системе управления социальной работой

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена теоретичному исследованию сущности понятий «социализация» и «профессиональная социализация». Представлены разные интерпретации понятия «социализация». Профессиональная социализация является неотъемлемой частью общего процесса социализации, при котором формируется процесс успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности и поддержка высокого уровня профессиональной мобильности на протяжении всей жизни.

Профессиональное развитие соціального работника проявляется как органическое единение внешнего и внутреннего мира индивида, объективних (значимость профессии в обществе, ее правовой и общественный статус и т.д.) и субъективных (склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т.д.) факторов, а непрерывнное профессиональное образование выступает средством этого взаимодействия, основой для достижения високого профессионализма личности и деятельности.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, адаптация, личность, социальный работник, профессиональные сообщества.

Actual_probl_psihol 2015, 12(21): 77-87

УДК 159. 954.4

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 71-79

УДК 159.922.73-053.6-056.49

Литвинчук Л. М.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Применение методов музыкотерапии как метод повышения адаптационной способности организма лиц, больных наркоманией

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье приводится теоретическое обоснование коррекционного действия музыки на лиц, больных наркоманией. Раскрывается поведение лиц, склонных к наркотической зависимости, в межличностных отношениях, указываются основные общие особенности. Описываются механизмы психологической коррекции. Уточняется роль эстетического компонента на различных уровнях адаптации личности наркозависимого. Музыка рассматривается как феноменальное явление, отношения которого с человеком странные. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, тоесть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения неврозов, эмоциональных, когнитивных и поведенческих нарушений личности в современной среде.

Ключевые слова: адаптация, коррекция, музыкотерапия, наркозависимость, эмоциональная сфера, психологическая готовность, психическое состояние, эстетический компонент.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 79-88 (pdf)


УДК 316.614.6-053.6

Максим О. В.

научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности адаптации дезадаптированных несовершеннолетних к социокультурной среде

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья раскрывает социально -психологические аспекты адаптации дезадаптированных детей к социокультурной среде. Доказано, что психолого-педагогическая коррекция саморегуляции дезадаптированных школьников включает: оптимизацию отношений в школьной социальной среде на всех уровнях; привлечение взрослых и детей к единому процессу, который позволяет обмен опытом и создает безопасную среду для всех участников; содействие удовлетворение основных социальных потребностей каждого ученика; стимулирование собственной социально направленной активности каждой группы. Определение психологических методов адаптации учащихся с нарушениями саморегуляции позволит создать психологам и педагогам программы преодоления их социальной дезадаптации и способствовать надлежащей интеграции в общество.

Ключевые слова: эмпатия, рефлексия, саморегуляция, самоконтроль, психологическая коррекция, самоотношение, социально-психологические механизмы адаптации.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 88-96 (pdf)


УДК 159.922.73

Максимова Н. Ю.

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киев, Украина

Развод родителей как фактор девиантного поведения детей

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрен развод родителей как весомый фактор девиантного поведения детей и психосоматических расстройств у них. Раскрыты механизмы возникновения этих отклонений в поведении детей.Показано, что разведенные родители редко связывают ухудшение поведения или здоровья ребенка с разводом. Раскрыты условия предупреждения девиантного поведения детей, возникающего вследствие развода родителей. Показано, что негативные переживания ребенка могут быть компенсированы правильным поведением родителей в ходе развода. Доказано, что бывшие супруги крайне редко могут самостоятельно это осуществить, поэтому необходима помощь психолога.

Ключевые слова: девиантное поведение, дети, семья, развод, кризис, чувства, жизненная ситуация, конфликт привязанности.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 97-105 (pdf)


УДК 159.955:615.851

Манилов И. Ф.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Комплексная суггестивная психокоррекция девиантного поведения юношей и подростков

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрена проблема комплексной суггестивной психокоррекции девиантного поведения юношей и подростков. Показано, что эмоциональные и поведенческие проблемы являются следствием нарушения когнитивных процессов. Представлен авторский метод конфронтационной суггестии, который позволяет корректировать дезадаптивные когнитивные процессы. Установлено, что внушение мировоззренческих принципов непрерывной изменчивости, взаимосвязи и относительности позволяет получать стойкий психокоррекционный эффект. Определена последовательность психокоррекционных процедур, а также условия и способы реализации конфронтационного внушения. Представлена общая методика комплексного суггестивного психокоррекционного воздействия на девиантов.

Ключевые слова: внушение, суггестивное воздействие, конфронтационная суггестия, девиантное поведение, дезадаптивные когнитивные процессы, комплексная суггестивная психокоррекция, мировоззренческие принципы.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 105-116 (pdf)


УДК 159.9.072

Мельничук О. Б.

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой отраслевой психологии и психологии управления Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова, Киев, Украина

Интеллектуальная составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы к работе с девиантами

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализирована интеллектуальная составляющая профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы к работе с девиантами. Интеллектуальная составляющая профессиональной подготовки есть необходимым условием эффективного осуществления профессиональной помощи такой категории лиц. Приведена модель интеллектуальной составляющей психологической подготовки будущих специалистов социальной сферы к работе с девиантами, включающая такие элементы: когнитивный (система специальных знаний о природе и специфике девиаций и системе превентивных и реабилитационных мероприятий); практический (знание технологий помощи девиантам); прогностический (знание условий, факторов и критериев позитивных прогнозов процессе оказания помощи девиантам и т.п.); личностно-регулятивный (знание рисков профессионального выгорания и возможностей рефлексии и саморегуляции в работе с клиентами-девиантами и т.п.).

Ключевые слова: девиантное поведение, личности с девиантным поведением, девианты, интеллектуальная составляющая профессиональной подготовки, когнитивный компонент, практический компонент, прогностический компонент, личностно-регулятивный компонент.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 117-124 (pdf)


УДК 159.9-07-316.6

Мельничук Т. И.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной психологии Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Экономическая социализация детей в приемных семьях

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье освещаются теоретические и практические аспекты противоречивого процесса вхождения приемного ребенка в семью, рассматриваются особенности экономической социализации и основные подходы формирования экономической культуры у детей в приемных семьях. Проанализированы социально-психологические детерминанты вхождения депривированного ребенка в мир экономики. Определены направления соответствующей работы родителей-воспитателей, которые способствуют предпосылкам экономического мышления и собственной готовности к самоопределению и служат необходимым условием самореализации ребенка в новой социальной среде, вхождению в новый для него, мир экономических и рыночных отношений.

Ключевые слова: семья, экономическая культура, социализация, социальные нормы.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 125-134 (pdf)


УДК 159.9.072:351

Меркулова Ю. В.

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры психологии и педагогики Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса, Украина

Особенности медиации при проведении переговоров о примирении сторон в юридическом конфликте

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены особенности медиации при проведении переговоров о примирении сторон между участниками юридического конфликта. Проанализированы мотивы, эмоции, переживания, мысли участников переговоров при заключении соглашения о примирении сторон в юридическом конфликте, их учет посредником (медиатором). Отмечено, что компромисс является лучшим решением юридического конфликта, но этот процесс требует психологического сопровождения, иначе сохраняется риск разочарования процессом и результатом медиации сторонами, который может заходить в тупик, когда потерпевший и подозреваемый или обвиняемый не могут достичь согласия по базовым принципам, выразить свои чувства или мысли, не слышат и не понимают друг друга.

Ключевые слова: юридический конфликт, компромисс, соглашение между потерпевшим и потерпевшим, переживания вины, прощение обидчика.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 134-142 (pdf)


УДК 159.923.5

Мыцько В. М.

кандидат психологических наук, доцент, докторант Прикарпатского национального университета имени В. Стефаника, Ивано-Франковск, Украина

Семантико-статистический анализ употребления лексемы «насилие» пользователями веб-сайтов

Язык статьи: украинский

Аннотация: Жизнь современного человека все больше становится связана с новой формой социальной реальности - виртуальной коммуникативной средой. Изучение реальных общественных процессов и их значения в становлении личности невозможно без учета колоссального как деструктивного, так и конструктивного влияния виртуального мира коммуникации. В статье представлены результаты контент-анализа семантической категории «насилие» в виртуальной коммуникативной среде по частоте использования в некоторых типах Интернет-ресурсов и в плоскости общего преобладания по отдельным веб-сайтами. Статья содержит сравнительные результаты трех этапов эмпирического исследования, проведенного в разные временные промежутки (2013, 2014, 2015 гг.) на основе выборки сформированной из авторов и посетителей различных Интернет-сайтов.

Ключевые слова: насилие, виртуальная коммуникативная среда, контент-анализ, Интернет-ресурсы, сайты, веб-форумы, социальные сети, блоги.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 143-151 (pdf)


УДК 159.922.

Мирошниченко О. Н.

кандидат психологических наук, доцент, майор внутренней службы, старший преподаватель цикла педагогики и психологии Черниговского юридического колледжа Государственной пенитенциарной службы Украины, Чернигов

Организация социально-воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом

Язык статьи: украинский

Аннотация: Глубокое и всестороннее изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя, его ценностно-мотивационной сферы, направленности интересов, интеллектуального потенциала, психического и физического здоровья составляют главное содержание социально-воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. В исследовании рассматриваются приоритетные направления деятельности Государственной пенитенциарной службы Украины такие как: повышение уровня организации социально-воспитательной и психологической работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в условиях современного функционирования отечественной пенитенциарной системы.

Ключевые слова: пенитенциарная служба, социально-воспитательная работа, психологическая работа, девиантное поведение, социализация, ресоциализация, социальная реабилитация.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 152-159 (pdf)


 

УДК 159.9:316.6

Недыбалюк Е. С.

аспирантка кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, Киев, Украина.

Определение ресоциализационного потенциала несовершеннолетних осужденных

Язык статьи: украинский

Аннотация: Рассмотрена проблема определения основных составляющих социально-психологической готовности несовершеннолетних осужденных к ресоциализации. Проанализированы основные результаты эмпирического исследования в соответствии с составляющими социально-психологической готовности. Определено понятие ресоциализационного потенциала несовершеннолетних осужденных. Показано, что ресоциализационный потенциал зависит от уровня развития субъектности, рефлексии, сформированности функции целеполагания, осведомленность о профессиональной деятельности, наличие социальных навыков, усвоение стратегии асертивного поведения. Разработана система прогностической диагностики определения ресоциализационного потенциала несовершеннолетних осужденных.

Ключевые слова: социально-психологическая готовность, ресоциализационный потенциал, несовершеннолетние осужденные, субъектность, целеполагание, рефлексия, ассертивное поведение, социальные навыки.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 160-170 (pdf)


УДК 159.944

Некиз Т. А.

студентка Института естественно-географического образования и экологии НПУ им. М. П. Драгоманова, Киев, Украина.

Профилактика эмоционального выгорания психолога в процессе работы с девиантным подростками

Язык статьи: украинский

Аннотация: Освещены особенности феномена «эмоционального выгорания» в процессе работы с девиантным подростками. Раскрыты особенности влияния эмоционального выгорания на личность в профессиональной деятельности. Рассмотрены рекомендации по профилактике эмоционального выгорания у психолога. Выделены признаки синдрома эмоционального выгорания среди которых истощение из-за перенапряжения и чувства усталости, личностная отстраненность как попытка справиться с эмоциональными стрессорами, ощущение потери собственной эффективности, или снижение самооценки в рамках выгорания. Потеря перспектив в своей профессиональной деятельности из-за чего снижается удовлетворенность работой, теряется вера в свои профессиональные возможности.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, психологи, эмоциональное истощение, профилактика, девиантное поведение.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 171-178 (pdf)


УДК 159.923

Новикова Е. Н.

практический психолог отделения психопрофилактики и профессионального психофизиологического отбора Государственного учреждения «Центр психиатрической помощи и психофизиологического отбора МВД Украины», соискатель кафедры юридической психологии Национальной академии внутренних дел, Киев

Роль психологической установки в формировании девиантного поведения

Язык статьи: украинский

Аннотация: Рассматривается механизм влияния психологических установок личности на процесс формирования девиантного поведения. Особое внимание уделяется рассмотрению делинквентного поведения как одного из видов девиантного поведения. Приведены результаты исследования психологических установок и индивидульно-психологических особенностей осужденных за повторные насильственные преступления. Сделанные выводы дают возможность определять причины девиантного поведения, а также выбирать способы для его профилактики и психологической коррекции.

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентность, психологическая установка, диспозиции, бессознательное, насильственная преступность, профилактика, психологическая коррекция.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 179-187 (pdf)


УДК 159.923.3

Павлюк М. М.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Ужгородского национального университета, Ужгород

Феномен самостоятельности в контексте адаптивных процессов

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье рассматриваются психологические механизмы развития самостоятельности как личностного качества будущих специалистов. Предпосылки становления отдельных компонентов самостоятельности и их процессуальные аспекты. Раскрыт потенциал психологических теорий личности в контексте пророды самостоятельности, глубинных истоков феномена выученной беспомощности как противоположного полюса самостоятельности, что имеет решающее значение в контексте понимания адаптивных процессов.

Подчеркнута роль внутренней мотивации, источником которой является потребность в автономности и самоопределении. Приведены убедительные доказательства, что для человека жизненно важно быть независимой личностью, способной к самоопределению и действовать в соответствии своей истинной мотивации, которая идет изнутри, а не контролируется снаружи. Определены перспективы применения закономерностей развития самостоятельности личности у будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: самостоятельность, будущие специалисты, профессиональная подготовка, выученная беспомощность, компоненты самостоятельности.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 187-197 (pdf)


УДК 159.922.24

Попелюшко Р. П.

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры практической психологии и педагогики, Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий

Особенности психологической реабилитации участников боевых действий средствами естественной рекреации

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвещена анализу проблем психологической реабилитации участников боевых действий. Освещены теоретико-практические вопросы, касающиеся возникновения у участников боевых действий, боевой психической травмы, расстройств психики, боевого шока и боевой усталости а также посттравматического синдрома. Рассмотрены особенности психологической реабилитации в работе с участниками боевых действий средствами натур- и ландшафтно-терапии, выполненный анализ различных форм реабилитации участников боевых действий средствами естественной рекреации.

Ключевые слова: боевая психическая травма, психологическая реабилитация, натур-терапия, ландшафтно-терапия.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 198-207 (pdf)


УДК: 159.942.5

Прахова С. А.

аспирантка Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, лаборатория психологии обучения имени И. Синицы, Киев

Психологическая природа, содержание и структура феномена фрустрации

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвещена рассматрению феномена фрустрации, имеющего сложную природу и многоуровневую структуру. Раскрыто важную роль в процессе возникновения фрустрационных состояний мотивационных, поведенческих, когнитивных и эмоционально-волевых компонентов психики человека. Для целостного понимания феномена фрустрации разграничиваются такие понятия как фрустратор, фрустрационная ситуация, фрустрационный порог, фрустрированность, которые являются взаимосвязанными элементами в общей структуре возникновения фрустрации. Феномен фрустрации рассматривается как сложное структурно-компонентное образование, которое имеет цикличный характер, что заключается в многоуровневом и сложном процессе перехода от фрустрированности к фрустрации. Осуществлена попытка классификации всех существующих концепций фрустрации в соответствии к двум критериям: во-первых, учет принципа историзма; во-вторых, строгое следование принципу детерминизма.

Ключовые слова: феномен фрустрации, теория фрустрации, детерминанты, фрустрационная ситуация, фрустрационная реакция.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 207-216 (pdf)


УДК 159.9

Ростомова Л. М.1, Яковенко С. И.2

1кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса

2доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса, Украина

Феномен ненависти и вопросы формирования толерантности в отношениях между детьми

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье ненависть рассмотрена с позиций общей, возрастной и юридической психологии, акцентировано внимание на иррациональных и социальных факторах формировании, толерантности и навыков ненасильственного разрешения споров как альтернативы нанависти и насилию. При воспитании толерантности особого внимания заслуживают подростки, ведь именно в этом возрасте закладываются основы культурной идентичности человека, социальные установки и нормы поведения; групповые и семейные нормы трансформируются в нормы индивидуальной социального поведения личности, в том числе в способности к эмпатии, ассертивности или конфликтность, положительное или отрицательное отношение к другим во взаимодействии со сверстниками, представителями других групп.

Ключевые слова: дискриминация, ксенофобия, ненависть, толерантность.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 217-227 (pdf)


УДК 159.97:616.89-008.44

Рябовол Т. А.

старший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологическая травма – детерминанта нарушений в структуре механизма эмпатии

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена проблемам развития эмпатии. Речь идет об искажении в структуре и нарушение функций эмпатийного механизма. Статья раскрывает их причины. Это происходит в результате пережитых в раннем возрасте психотравм. Особенности эмпатийного механизма формируются для осуществления выбранной индивидом жизненной стратегии. Ее основой является жизненноважный выбор индивида: быть с другими или быть одному, который реализуется в социальной или асоциальной направленности. Согласно направленности и развиваются те или иные компоненты и функции эмпатии: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Автор анализирует влияние психотравмы на развитие эмоционального, когнитивного и поведения компонентов эмпатийного механизма.

Ключевые слова: эмпатия, поведение, психотравма, социальная дезадаптация, стратегия жизни, направленность.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 228-237 (pdf)


УДК 159.9.075

Cинишина В. М.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ГВУЗ «Ужгородский национальный университет», Ужгород, Украина

Реабилитация участников АТО методами психологической помощи

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрены меры по оказанию социально-психологической помощи, в частности, дебрифинг, целью которого является преодоление психологических последствий действия стрессогенных факторов и успешная адаптация к гражданской жизни участников АТО. В связи с проведением антитеррористической операции для решения вооруженного противостояния на Востоке Украины с 2014 года привлечено многочисленное количество военнослужащих Вооруженных Сил Украины и военных по призыву по мобилизации.

Ключевые слова: стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, реабилитация, дебрифинг, участники АТО.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 237-246 (pdf)


УДК 159.922.8:004.738.5

Соломка Э. Т.1, Михайлышин У. Б.2

1кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, ГВУЗ «Ужгородский национальный университет», Ужгород

2кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедры психологии, ГВУЗ «Ужгородский национальный университет», Ужгород

Психологические особенности Интернет зависимости в раннем юношеском возрасте

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты психологических особенностей влияния Интернет-зависимости на личность в раннем юношеском возрасте. Проанализировано, что Интернет – зависимость - это навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. Установлено, что влияние уровня зависимости от Интернета на уровень самооценки и уверенности в себе верна для показателей самооценки: личностям с высоким уровнем Интернет-зависимости присущ низкий уровень самооценки, но связи между уровнем зависимости и уровнем уверенности в себе обнаружено не было. Разработано коррекционную программу в виде тренинга для снижения уровня зависимости от Интернета и повышение уровня самооценки и уверенности в себе для молодых людей в возрасте 14-16 лет.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, Интернет-аддикция, хакерство, игровая деятельность, коммуникативная деятельность в Интернете, адиктивное поведение.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 247-256 (pdf)


УДК 316.614.034:316.624

Старков Д. Ю.

младший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психогенные факторы и техники нейтрализации влечения к употреблению психотропных веществ у химических аддиктов

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрено участие патологического влечения (ПП) к употреблению психотропных веществ в синдроме химической аддикции. Описана феноменологическая картина проявлений ПП. Рассмотрены наркологическая, бихевиоральная и когнитивно-поведенческая модели ПП, показана их недостаточность в описании этого феномена. На основе теории мотивации Ж. Нютена построена новая модель патологического влечения, где аддиктивная мотивация к употреблению рассматривается как закрепленный опытом инструментальный канал удовлетворения базовых потребностей. Показана первичная необходимость создания альтернативных «здоровых» каналов удовлетворения потребностей в работе с ПП в частности, и в лечении аддикции в общем. Предложен принцип построения работы по нейтрализации ПП и приведены конкретные техники.

Ключевые слова: патологическое влечение, химическая аддикция, техники нейтрализации, психотропные вещества, аддиктивное поведение.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 265-267 (pdf)


УДК 378.013.77:33848-051

Старова Ю. В.

практический психолог, преподаватель психологии, гуманитарно-педагогический колледж Мукачевского государственного университета, Мукачево, Украина

Методические рекомендации по психологическому сопровождению профессиональной подготовки менеджеров туристического бизнеса

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье определено понятие психологического сопровождения подготовки к управленческой деятельности менеджеров. Предоставлены основные методические рекомендации для субъектов учебно-воспитательного процесса в университете, которые будут способствовать целенаправленной подготовке к управленческой деятельности менеджеров. Формирование методических рекомендаций предусматривало применение определенного психолого-педагогического комплекса, который состоит из их направленности на все структурные компоненты профессиональной подготовки будущих менеджеров туристического бизнеса с учетом особенностей психологического сопровождения на каждом этапе учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, управленческая деятельность, мотивация, личностная сфера, профессиональное самоопределение, технологии психологического сопровождения, профессиональная социализация.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 268-276 (pdf)


УДК 159.942

Терещук А. Д.

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории общей и этнической психологии, Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Исследование особенностей аффективной организации поведения детей с задержкой психического развития

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья раскрывает психологические особенности аффективного поведения детей с задержкой психического развития, причины и последствия возникновения аффективных проявлений поведения. Разработана схема наблюдений за поведением ребенка, что определяет своеобразие структуры аффективной сферы, которая может существенно влиять на особенности сознания и поведения. Представлен уровневый подход в исследовании аффективной регуляции поведения и влияние эмоционально-волевой незрелости на развитие познавательной деятельности. Определены новые подходы диагностики и коррекции нарушений аффективного развития детей. Разработаны оригинальные и эффективные способы помощи детям в их социализации и психическом развитии.

Ключевые слова: эмоциональные расстройства, аффективное поведение, аффективные проявления, уровни аффективного поведения, задержка психического развития.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 267-284 (pdf)


УДК 159.91

Ткач Б. М.

кандидат психологических наук, докторант Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Девиантное поведение: эволюционно-нейропсихологический подход

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрено девиантное поведение с позиции эволюционно-нейропсихологического подхода. Охарактеризованы нейропсихологические различия и сходство различных форм девиантного поведения. Благодаря многоуровневому анализу эволюционной составляющей поведения раскрыто новое понимание девиаций и недостаточность синдромологического подхода к классификации ее форм. Определено дальнейший поиск в современной нейропсихологических диагностике и коррекции девиантного поведения. Предложено создать директивную классификацию форм девиантного поведения, которая своей концепцией будет базироваться на психобиологические подтипы.

Ключевые слова: девиантное поведение, нейропсихология, эволюционный подход, личность, лобне доли мозга.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 284-294 (pdf)


УДК 316.47

Товстокорая Ю. В.

аспирант Института социальной и политической психологии НАПН Украины, Киев

Легитимация «другого как инакового» в коммуникативном пространстве сообществ: конструирование новой идентичности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье освещены особенности процесса легитимации «другого как инакового», задающие условия конструирования новой идентичной и обеспечивающие ее функционирование в коммуникативном пространстве. Рассмотрен феномен «социальной нормы» и его основные формы, а также их социально-психологические функции. Акцентировано внимание на процессе конструирования «другого как инакового», чтобы тот стал принятым и одобренным обществом, должен пройти последовательно следующие этапы: типизацию, хабитуализацию, институализацию, легитимацию. Отмечены перспективы анализа явлений противоположных социальной норме и указанных социально-психологических технологий, которые являются основой для поиска средств смягчения дискриминационных тенденций в коммуникативном пространстве.

Ключевые слова: легитимация «другого как инакового», социальные нормы, «окно Овертона», обычай, ритуал, традиции, моральные нормы, религиозные нормы.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 295-304 (pdf)


 

УДК 371.035.6-057.874

Тягур В. М.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Мукачевского государственного университета, заместитель директора по учебной работе гуманитарно-педагогического колледжа Мукачевского государственного университета, Мукачево

Использование идей Г. Кершенштейнера в развитии личности учащихся современной школы

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проведен исторический анализ опыта организации и функционирования трудовых школ Германии Г. Кершенштейнером, в которых художественно-эстетическое обучение реализовалось через совокупность методических средств и приемов художественной подготовки, что отвечало не только естественным и интеллектуальным стремлением ребенка, но и его социальным инстинктам. Рассмотрены попытки адаптации этого опыта на развитие системы образования Украины в начале ХХ века и проведено обоснование рекомендаций по его эффективному использованию для переориентации современного образования Украины на европейские образовательно-профессиональные стандарты по формированию конструктивной, творческой всесторонне развитой личности. Статья рассчитана на широкий круг читателей, в том числе, преподавателей и студентов высших учебных заведений, учителей школ, ученых.

Ключевые слова: трудовая школа, ручной труд, художественно-эстетическое обучение, украинско-германские отношения, гражданское воспитание, творческие силы ребенка, всестороннее развитие личности.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 304-314 (pdf)


УДК 373.21.013.82:691.22

Тягур Л. М.

преподаватель психологии гуманитарно-педагогического колледжа Мукачевского государственного университета, Мукачево, Украина

Сендплей – метод позитивного влияния на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена изучению песочной терапии как инновационной здоровьясохранительной технологии для работы с детьми дошкольного возраста, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознать свои желания и находить возможность их реализации., оказать псхотерапевтическое воздействие. Установлено, что сендплей положительно влияет на становление и развитие гармоничной личности ребенка дошкольного возраста из-за влияния на эмоционально-чувственную сферу, интеллектуальные и коммуникативные способности, психофизиологическое состояние. Даны характеристики возможности применений разновидностей метода сендплей на практике: игры с песком, рисование на песке, рисования цветным песком, сказки на песке.

Ключевые слова: сендплей, юнгианская теория, песочная терапия, песочница, дошкольный возраст, игры с песком, рисование песком, сказки на песке.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 315-324 (pdf)


УДК 159.923.2:316.614.5

Угрин О. Г.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления факультета психологии Львовского государственного университета внутренних дел, Львов, Украина

Половые особенности лиц с разным уровнем готовности к профессиональной самореализации

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализированы половые особенности лиц с разным уровнем готовности к реализации в профессиональной сфере и роль родительской семьи в выявлении этих различий. Выяснено высокий уровень готовности к профессиональной самореализации у женщин, по сравнению с мужчинами. Для женщин не благоприятным для становления психологической готовности к профессиональной самореализации является строгость и контроль со стороны матери, а у мужчин - только требовательность отца. В ценностной сфере для женщин факторами высокого уровня готовности к профессиональной самореализации выступают стремление к самореализации, персональная идентификационная ориентация, а для мужчин - познавательные и креативные установки, ориентация во времени «здесь и теперь», коллективная идентификационная ориентация.

Ключевые слова: психологическая готовность, психологическая готовность к профессиональной деятельности, пол, типы идентификационных ориентаций, семья.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 324-331 (pdf)


УДК. 616.89:316.64

Уханова А. И.

аспирант кафедры клинической психологии, Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, Одесса, Украина

Родительское участие как фактор психического здоровья украинских подростков

Язык статьи: русский

Аннотация: В ходе исследования украинских подростков был проведен психометрический анализ и адаптация оригинальной версии шкалы родительского участия показавшей высокий уровень надежности по внутренней согласованности. Наиболее интенсивно родительское участие в жизни подростков проявляется в осведомленности об их времяпрепровождении, наименее – в контроле успеваемости. Прямо пропорциональная связь была обнаружена между интегральной шкалой родительского участия и таким фактором нездорового образа жизни, как «употребление алкоголя/ эпизодически крепких напитков», а также с фактором здорового образа жизни «без табакокурения». Установлено, что выраженность суицидальных тенденций и интернет-зависимости подростка обратно пропорциональны уровню родительского участия.

Ключевые слова: подростки, родительское участие, здоровое поведение, психометрическая шкала, психическое здоровье.

Actual_probl_psihol 2015, 11(13): 332-347

УДК 159.923.33

Федоровичева А. Л.

учитель географии общеобразовательного учебного заведения № 224 г. Киева, Украина

Ресурсы психодрамы в контексте адаптации детей-переселенцев в процессе изучения географии

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье актуализировано проблему адаптации детей-переселенцев в процессе изучения географии. Раскрыты теоретические аспекты метода психодрамы и ресурсы его в контексте понимания общественных процессов и мехинизмов взаимодействия личности и группы. В частности акцентировано внимание на возможностях психодраматического направления психотерапии с целью трансформации негативных эмоциональных состояний детей-перселенцив на положительные и адаптации их к новой социокультурной среды. Предложены наиболее ресурсные техники работы, которые могут применяться при изучении географии, что позволяет использовать в процессе адаптации собственный опыт детей, их мироощущение и миропонимание при интерпретации событий, происходящих как в Украине, так и во всем мире.

Ключевые слова: психодраматическое направление, дети-переселенцы, групповая работа, психоэмоциональное состояние, трансформация.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 347-355 (pdf)


УДК 159.923.2-053.6

Хомчук Е. П.

aспирант Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова, ассистент кафедры социологии и психологии, Белоцерковский институт экономики и управления университета «Украина», Белая Церковь, Украина

Теоретическое обоснование формировочного эксперимента по развитию уверенности в себе у подростков.

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье анализируются взгляды на формирование уверенности в себе с позиций разных научных подходов и направлений психокоррекции. Рассматриваются особенности проведения формировочного эксперимента, направленного на развитие данного психического явления в подростковом возрасте, определены принципы, этапы, задания, формы психокоррекционной работы. Повышение уровня развития уверенности в себе осуществлялось путем целенаправленного воздействия на личностные детерминанты (мотивация достижения, автономность, рефлективность, копинг-стратегия) с помощью реализации определенных психолого-педагогических условий средствами психокоррекции.

Ключевые слова: автономность, уверенность в себе, мотивация достижений, рефлексия, копинг-стратегии, подростковый возраст, самопонимания, самоутверждение.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 355-363 (pdf)


УДК: 159.922

Чопык С.В.

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры практической психологии Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка, Тернополь, Украина

Роль уровня притязаний в процессе адаптации личности в социуме

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассмотрено понятие «адаптация», «социально-психологическая адаптация». Отмечено, что специфика социально-психологической адаптации заключается в возможности осуществления не только приспособительной, но и преобразующей деятельности. Осуществлен анализ основных факторов, влияющих на адаптацию личности в социуме и критериев, определяющих ее эффективность. Выявлено, что одни и те же психологические характеристики (психоэмоциональная стабильность, личностная комфортность, чувство удовлетворенности, принятия себя и других и т.д.) одновременно могут выступать фактором адаптации и критерием ее успешности. Актуализировано необходимость детального рассмотрения уровня притязаний в контексте проблемы адаптации. Прослежены взаимные связи уровня притязаний, личностных характеристик и социально-психологической адаптации. Определено, что уровень притязаний является фактором и, одновременно, критерием социально-психологической адаптации личности.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, притязания, уровень притязаний, самооценка, «аффект неадекватности», мотивация, уверенность.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 363-371 (pdf)


УДК 159.922.72/.76-057.66(477.83)

Широкая А. A.1, Кузьо И. Н.2, Кубай И. А.3, Франчук А. A.4

1кандидат психологических наук, ассистент кафедры теоретической и практической психологии Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина

2магистр специальности Практическая психология Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина

3студентка 4-го курса специальности Практическая психология Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина

4студентка 2-го курса специальности Практическая психология Национального университета «Львовская политехника», Львов, Украина

Особенности интеллекта беспризорных детей

Язык статьи: украинский

Аннотация: Представлены результаты исследования, посвященного особенностям интеллектуальной сферы детей Приюта. Как результат обнаружены две качественно отличных по интеллектуальным способностям группы детей. Показано, что 76% детей переживают значительные интеллектуальные трудности: по отдельным шкалам их результаты ниже двух стандартных отклонений по сравнению со сверстниками общеобразовательных школ. Проведено сравнение интеллекта детей Приюта в возрасте 10-16 лет и учащихся 5-х и 8-х классов. Установлено, что по уровню развития интеллектуальных способностей большинство детей Приюта 13-16 лет не отличается от пятиклассников. Опираясь на полученные результаты, дискутируются возможности и направления дальнейших исследований и реабилитационной работы с беспризорными детьми.

Ключевые слова: интеллект, беспризорные дети, психологическая диагностика интеллекта, умственная отсталость, психологическая коррекция познавательной сферы ребенка.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 372-383 (pdf)


УДК 159.922.763:159.942

Щербина-Прилука В. Н.1, Шикуленко А. В.2

1научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

2младший научный сотрудник лаборатории психологии социально дезадаптированных несовершеннолетних Института психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев

Некоторые аспекты гармонизации эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением

Язык статьи: английский

Аннотация: Статью посвещено исследованию индивидуально-психологических особенностей эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением, и определением на их основе, путей гармонизации эмоционального самочуствия. Определение особенностей эмоциональной сферы преступников якляется важным фактором, который способен предопределить вид совершенного ими преступления. Изучение компонентов эмоционального конструкта личности показало различия в функционировании эмоциональной сферы несовершенолетних осужденных и их законопослушных одногодок. Степень гармонизации эмоциональной сферы личности определяется эмоциями, переживаниями ы чувствами, которые зависят от внешней и внутренней психологической ситуации, ее общего психического состояния. Апробировано программу гармонизации эмоциональной сферы.

Ключові слова: эмоциональная сфера, девиантное поведение, несовершенолетние осужденные, гармонизация эмоционального самочуствия.

Aktual_probl_psihol 2015, 11(13): 384-393 (pdf)