Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 11. Психология личности. Психологическая помощь личности. Выпуск 16 – 2017
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 159.9
Воронкевич О.Н.
Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем в современной психологической науке – психологической профилактике школьного насилия. В работе представлены обобщенные результаты теоретического анализа научной литературы, проанализированы современные качественные исследовательские проекты и программы психопрофилактики школьного насилия, которые за последние десятилетия проводились за рубежом. Обобщен лучший зарубежный опыт по организации предупреждения насилия в школе. Выделены основные направления, формы, методы и средства, которые могут быть учтены при разработке системной модели профилактических мероприятий в Украине.
Ключевые слова: школьное насилие, психологическая профилактика, психологическое просветительство, буллинг, образовательно-профилактическая программа, третирование, травля.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):5-14 (pdf)
УДК 159.942159.942.5-055.26
Галицкая М.А.
Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова
Язык статьи: украинский
Аннотация: Предлагается модель эмпирического исследования психоэмоциональной сферы женщины в послеродовом периоде. Все компоненты модели основываются на теоретических положениях психологии эмоциональной сферы и на данных разных эмпиричных исследований. Считается, что на психоэмоциональные изменения женщины на раннем этапе материнства оказывают влияние различные факторы, осознаваемые и неосознаваемые, личностные и социальные, физиологические и др.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, мать и дитя, концепция исследования, методы психодиагностики.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):14-23 (pdf)
УДК159.923.2
Грись А.М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы познания и понимания нарушений составляющих Образа Я, которые могут быть использованы при работе с социально дезадаптированными несовершеннолетними.
Выделены следующие основные нарушения как ощущение разрыва связности Я, возникающее в результате тотальной имплозии. В таком состоянии идентичность, сознание, способность к осмыслению опыта исчезают в пространстве архетипической реальности. Переживания ребенком угроз, которые становятся следствием нарушений процессов самовосприятия, уязвимое «Истинное Я» регрессирует к бессознательному, а с целью его защиты создается маскированное «Ложное Я», которое заняв место истинного Я, взаемодействует с миром.
Подчеркивается, что инкапсуляция - это неестественной состояние, тяжелая вина, имеющая негативные последствия. Избегание, которое изначально предназначается для временной защиты - чтобы защититься, сохранить себя и успокоиться, превращается в изоляцию из-за отсутствия опыта проживания аутентичных отношений.
Ключевые слова: психологические механизмы, Образ Я, Ложное Я, Истинное Я, социально дезадаптированные несовершеннолетние, инкапсуляция.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):23-33 (pdf)
УДК 159.923.2
Гудинова И.Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: Показано, как виртуальная реальность способна влиять на самопроектирование личности. Представлен короткий обзор нового Интернет жанра человеческого творчества в блогосфере, а именно, мотиваторы (протонарративы). Обосновано само понятие протонарратив. Описаны функции мотиваторов, такие как: ценностно-смысловое регулирование при создании личностного жизненного проекта, оценивание истинности моральных доменов социокультурного знания, конструкторы новых реальностей и так далее. По сути, меми это чистая информация, но его функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия. Определены рычаги влияния протонарративов на психологию человека.
Ключевые слова: мем, мотиватор, демотиватор, протонарратив, самопроектирование.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):33-43 (pdf)
УДК 159.922.6
Зуева А.О.
Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между структурными показателями готовности к возрастным изменениям и субъективным ощущением благополучия в возрастной группе старше 50 лет. Выявлено, что готовность к освоению возрастных изменений и сформированность ее структуры не определяет полностью ощущения психического благополучия людей данной возрастной группы, однако повышает общую эмоциональную оценку собственной личности, что говорит об огромных компенсаторных возможностях людей пожилого возраста и подтверждает предположение о том, что старение является процессом индивидуальным и очень вариативным. Показана перспективность дальнейшего изучения детальных аспектов взаимосвязи психологической готовности к возрастным изменениям с субъективным ощущением психологического благополучия личности.
Ключевые слова: психологическое благополучие, пожилой возраст, готовность к возрастным изменениям.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):43-51 (pdf)
УДК 376 - 056. 24: 159. 922. 760
Ильяшенко Т.Д.
Украинский научно-методический центр практической психологи и социальной работы НАПН Украины
Обуховская А.Г.
Украинский научно-методический центр практической психологи и социальной работы НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается проблема девиантного поведения у детей с особенными образовательными потребностями. Обсуждается содержательное наполнение понятия девиантного поведения у детей указанной категории. Выделяются первичные, биологически обусловленные, и вторичные, которые возникают вследствие неадекватных условий обучения и воспитания, факторы отклонений в поведении этих детей, особенности их проявлений и пути предупреждения и коррекции. В частности, предлагается разработанный авторами алгоритм действий в психолого-педагогическом сопровождении детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания. Очерчены приоритетные направления дальнейшей работы, направленной на предупреждение девиантного поведения у детей с особенными образовательными потребностями в условиях внедрения инклюзивного обучения.
Ключевые слова: девиантное поведение, дети с особенными образовательными потребностями, первичные расстройства поведения, вторичные расстройства поведения, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогическая консультация, инклюзивное обучение.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):51-66 (pdf)
УДК 159.9
Кравченко С.И.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлен комплексный подход к анализу детерминант ненормативного вида политического участия. Представлено современное понимание политического участия и политической компетентности. Разработана структурно-функциональная модель политической компетентности и установлено значение каждого из ее компонентов для существующих видов политического участия.
Показано, что в основе каждого из видов лежат глубинные ценностно-мотивационные структуры. Освещены роль и значение спектра политических знаний при выборе субъектом вида участия. Охарактеризованы стили принятия решений субъектами ненормативных форм политического участия.
Ключевые слова: политическое мышление, информационная война, социальный конфликт, политические установки, гражданственность, политическая социализация.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):66-75 (pdf)
УДК 159.9; 316.6
Красилова Ю.М.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрена проблема ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Показано, что важным фактором ресоциализации является умение вести себя адекватно в фрустрирующих ситуациях. Выявлены различия особенностей поведенческих реакции на фрустрацию несовершеннолетних осужденных и подростков нормативной группы. Определено соотношение несовершеннолетних осужденных и школьников в соответствии с их типами реакций на фрустрацию: асертивный; неасертивный; агрессивный; сформирован и противоречивый.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; реакция на фрустрацию; ассертивное поведение, неасертивна поведение, агрессивное поведение.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):75-85 (pdf)
УДК 159.97:013.42.356.13
Красницкая О.В.
Национальный университет обороны Украины имени Ивана Черняховского
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье раскрыто сущность понятия «профилактика суицидального поведения», выяснено факторы суицидального риска и указаны причины суицидального поведения в среде военнослужащих. Определены задачи профилактики суицидального поведения военнослужащих. Осуществлено теоретико-методологический анализ стратегий и детализировано модели профилактики суицидального поведения военнослужащих. Подано исторический аспект развития представлений о самоубийстве, охарактеризовано понятие «профилактика», определены ее виды, принципы реализации социальной профилактики, определены уровни, на которых реализуется профилактика суицидального поведения военнослужащих.
Ключевые слова: профилактика, социальная профилактика, военнослужащий, профилактика суицидального поведения военнослужащих, факторы суицидального риска, стратегии и модели профилактики суицидального поведения военнослужащих.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):85-95 (pdf)
УДК 159. 37.015.3
Максим О.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье показано, что ресоциализации можно рассматривать как один из самых сложных социальных процессов, направлен-ный на преодоление десоциализации личности, то есть восстановление лицом качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе, усвоение новых ценностей, социальных ролей и навыков взамен утраченных, деформированных или несостоявшихся, переориентация социальной направ-ленности развития личности путем включения ее в н ве, положительно ориентированные межличностные отношения и виды деятельности.
Формирование ценностных ориентаций имеют различные по содержанию особенности: интериоризация ценностей, строительство иерархии ценнос-тей, определение направленности, коррекция поведения и формирование необходимых ценностных ориентаций, обеспечение психологических, комму-никативных и методических условий.
Определено, что формирование ценностных ориентаций происходит в единстве трех психологических механизмов: интериоризации, идентификации, интернализации. С их помощью личность воспринимает ценность, прис-ваивает ее, превращая в собственную, и будучи усвоенной, транслирует через действия, поведение в виде ценностных ориентаций.
Ключевые слова: девианты, социализация, десоциализация, ресоциализа-ция, стадии ресоциализации, ценностные ориентации.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):95-110 (pdf)
УДК 159.922.73 : 614.876
Максимов Н.В.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрена проблема связи музыкальных предпочтений современных подростков и формированием личности, в частности степенью развития рефлексии. Показано, что основой эстетической реакции являются аффекты, которые вызываются искусством и переживаются человеком со всей реальностью и силой, но находят себе разрядку в деятельности. Исследование проведено на двух контрастных выборках: подростки с девиантным поведением и подростки нормативной группы. Доказано существование связи музыкальных предпочтений с социальной адаптацией, степенью гармоничности отношений с окружающими и личностной зрелостью, в частности развитием рефлексии. Высокая оценка и признание классической музыки как важного элемента личностной зрелости формируются у подростков как результат нормативного поведения.
Ключевые слова: музыкальное пространство, рефлексия, формирование личности, искусство, девиантное поведение.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):110-120 (pdf)
УДК 159.922.73
Максимова Н.Ю.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена освещению вопросов по проблемам, которые возникают в процессе внедрения программ пробации. Рассмотрен социально-психологический аспект предупреждения преступности подростков и молодежи, а именно влияние жизненной ситуации в территориальной общине и разновидности социальной дезадаптация несовершеннолетних. Показано, что сложность процесса ресоциализации предусматривает необходимость специальных знаний по психологии, психиатрии, социальной работы и др. Предложены пути социально-психологического обеспечения деятельности службы пробации. Разработана система профилактики правонарушений несовершеннолетних как комплекс мероприятий на уровне общины.
Ключевые слова: служба пробации, социальная дезадаптация, программы пробации, ресоциализация, общество.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):120-129 (pdf)
УДК 159.9
Мельничук О.Б.
Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы актуальные вопросы становления системы регуляции профессионального интеллекта будущих специалистов социальной сферы в контексте профессиональной подготовки к работе с девиантами. Эффективная работа таких специалистов возможна при условии специальной психологической подготовки, одним из аспектов которой есть формирование интеллектуально-личностных качеств профессиональной саморегуляции. Определены аспекты формирования системы регуляции профессионального интеллекта в разрезе очерченной проблемы: 1) обеспечение осведомленности о рисках профессиональной деятельности с девиантами для личностно-профессионального развития специалиста социальной сферы; 2) развитие самопознания; 3) формирование профессиональных навыков самоконтроля и саморегуляции. Очерчено систему психологических условий реализации определенных основ в процессе профессиональной подготовки специалистов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность специалистов социальной сферы, профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы, профессиональный интеллект, профессиональный интеллект будущих специалистов социальной сферы, система регулятивных функций профессионального интеллекта.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):129-138 (pdf)
УДК 159.922; 316.6
Недыбалюк Е.С.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: Рассмотрена проблема диагностики социально-психологической готовности несовершеннолетних осужденных к ресоциализации. Показано, что социально-психологическая готовность несовершеннолетних осужденных к ресоциализации отличается от готовности к профессиональной деятельности. Определено, что социально-психологическая готовность несовершеннолетних осужденных к ресоциализации это субъективное переживание намерения изменить свою жизнь. Доказано, что социально-психологическая готовность зависит от уровня развития самосознания, осведомленности о путях самореализации, сформированности социальных навыков и стратегий ассертивного поведения. Построено личностные профили несовершеннолетних осужденных с различными уровнями социально-психологической готовности к ресоциализации. Разработана система диагностики определения социально-психологической готовности несовершеннолетних осужденных к ресоциализации.
Ключевые слова: социально-психологическая готовность, несовершеннолетние осужденные, субъектность, целеполагание, рефлексия, ассертивное поведение, коммуникативная осведомленность, личностный профиль.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):138-149 (pdf)
УДК 159.53
Павлюк М.М.
Межрегиональная Академия управления персоналом, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к изучению понятий свободы и самостоятельности личности. Раскрыто психо-логическое содержание феномена самостоятельности, в котором наиболее ярко проявляются субъектные характеристики человека, составляющие ее активности, определяющие особенности его действий и поступков, отноше-ний и общения, деятельности и поведения, других форм активности и в целом жизнедеятельность человека. Рассмотрены свободу человека, как осуществ-лять выбор в соответствии со своими желаниями, интересов и целей на основе знания объективной действительности. На основе основных теорий свободы подчеркивается специфика подлинности личности как черты, про-цесса самоорганизации и самореализации личности.
Ключевые слова: свобода, активность, самостоятельность, личность, субъектность, воля, самосознание, аутентичность, автономность.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):149-159 (pdf)
УДК 159.922.6:159.923.2]-053.81"465"21/39"
Партыко Т.Б.
Львовский национальный университет имени Ивана Франка
Язык статьи: украинский
Аннотация: Исследованы механизмы психической защиты у лиц в возрасте 21–39 лет, которые по-разному оценивают конструктивность своего жизненного пути. Установлено, что отрицание характерно для лиц, склонных оценивать свой жизненный путь как более конструктивный или умеренно конструктивный; этот механизм позволяет человеку поддерживать положительное самоотношение. Показано, что более конструктивные лица переживают сомнения по поводу реальных возможностей своей самореализации и положительных изменений в жизни. Выявлено, что для лиц, которые оценивают жизненный путь как менее конструктивный, наиболее выраженной является регрессия; объединивши этот механизм с проекцией и замещением, человек может снизить давление отрицательного самоотношения.
Ключевые слова: психическая защита, жизненный путь, конструктивность, ранняя взрослость.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):159-171 (pdf)
УДК 159. 923
Рябовол Т.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается проблема недоразвития способности к прогнозированию у людей с психологической травмой. Изложены результаты теоретического анализа научных исследований о причинах нарушений процесса антиципации. В частности, рассматриваются психологические и нейропсихологические аспекты влияния психотравмы на развитие функции прогноза. Недоразвитие функции прогноза рассматривается как следствие повреждений когнитивных и эмоциональных механизмов индивида. Проанализировано влияние недоразвития прогностической функции на поведение и эмоционально-волевую деятельность личности. В статье говорится о том, что сочетание недоразвития прогностической функции с повреждением эмоциональной сферы вызывает девиации поведения, рецидивы противоправных действий и проблемы социальной адаптации индивида в целом.
Ключевые слова: функция прогноза, картина мира, психологическая травма
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):171-180 (pdf)
УДК 159.923.2
Соловьева Т.Н.
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена проблеме психологических границ личности в аспекте их проявления. Обнаружено, что понятия «грани́ца», «грани́цы» (англ. boundary) в значении «разделение», «различение» используются в психологических исследованиях для описания отличий между людьми. Определено, что в концепции Э. Хартманна содержанием «различения» являются особенности проявления – типы границ, мерой «различения» является «положение» на континууме от очень толстых (плотных) до очень тонких границ. Опираясь на предположение Э. Хартманна и его коллег касательно наличия связи между характером границ и нейробиологическими процессами, в качестве направления дальнейших исследований предложено изучение связи проявления психологических границ с биологическими предпосылками в контексте возрастных периодов развития субъекта.
Ключевые слова: концепция психологических границ Эрнеста Хартманна, психологические границы личности, тонкие границы, плотные границы, внутренние и внешние границы, типы психологических границ, психология личности, границы в психоанализе.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):180-190 (pdf)
УДК 159.9
Таточенко С.А.
Херсонский государственный університет, г. Херсон
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье исследованы особенности реадаптации наркозависимой личности в рамках программы снижения вреда. Проанализированы факторы, которые могут провоцировать аддиктивное поведение. Показано, что разработка реабилитационных программ, которые учитывают психологические особенности аддиктов, приобретают важное значение, поскольку благодаря им появляется возможность вернуть зависимую личность в реальную жизнь. Выявлена специфика заместительной терапии, как составляющего компонента программы снижения вреда от употребления психоактивных веществ, которая направлена на комплексное лечение наркотической зависимости. Освещены особенности интегрированного подхода, который предусматривает организацию психосоциального сопровождения клиентов, которые имеют ряд проблем социально-психологического характера. Рассмотрены особенности работы специалистов при организации и внедрении различных программ и проектов, направленных на лечение наркозависимой личности.
Ключевые слова: реадаптация, аддиктивное поведение, наркотическая зависимость, программа снижения вреда, заместительная поддерживающая терапия, интегрированный подход, психосоциальное сопровождение.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):190-202 (pdf)
УДК 316.46.058.5+316.628
Филоненко Л.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация: Проблема поведения личности в обществе была и будет актуальна в разные времена и эпохи. Процессы развития общества и демократии довольно сильно влияют на модальность поведения личности. Социальные отклонения имеют для общества разное значение. Особенно они проявляются на этапе трансформации социальной системы, при смене ценностных ориентаций.
Одним из механизмов ресоциализации подростков-девиантов в условиях системных общественных изменений является социально направленная мотивация. Как четко осознанные, так и менее осознанные мотивы могут стать элементом мотивации поведения. Они выступают то как осознанный интерес, желание, убеждения, то как неосознанные установки и тенденции, которые отображаются в поведении, в особенностях размышлений и мнений, в действиях личности.
К мотивационным стимулам укрепления эффективности социально-позитивного поведения мы относим - прямые неимперативные формы воздействия (просьба, предложение, совет и убеждения), внушение (сильные уговоры, давление и эмоционально-волевое воздействие), манипуляция, мотивация, вызванная привлекательностью объекта (заражение и подражание), иногда прямые императивные формы воздействия (приказы, требования, принуждение).
Нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что надеются многие педагоги. Можно только способствовать этому процессу. Речь идет о влиянии одного субъекта на мотивационный процесс другого субъекта, а не о формировании мотива посторонним человеком. Мотив - сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. Итак, внешне формируются не мотивы, а мотиваторы.
Ключевые слова: мотивация, мотивационные стимулы, мотивы, ресоциализация, подростки-девианты, поведение, общественные изменения.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):202-215 (pdf)
УДК 159.9-053.6
Чуйко Е.В.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Иванова И.В.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья раскрывает результаты эмпирического исследования, направленного на выявление причин школьной тревожности подростков. Выявленные корреляционные связи указывают на существование тенденций между уровнем тревожности и успеваемости ученика, которая тесно связана с высоким уровнем зависимости подростка от оценок внешней среды. Обнаружено, что наиболее угрожающей ситуацией для подростка в школе является ситуация проверки знаний, в которой подросток становится центром внимания и находится в ожидании негативных реакций со стороны учителя.
Ключевые слова: школьная среда, тревожность подростковая, уровень успеваемости, учебная деятельность.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):215-226 (pdf)
УДК 159.938
Шамич А.Н.
Открытый международный университет развития человека « Украина»
Язык статьи: украинский
Аннотация: На основе проведенного исследования разработана Модель самореализации личности паралимпийца, которая состоит из пяти последовательных этапов. Первым этапом самореализации паралимпийца является его специфическая проблемная ситуации жизнедеятельности, обусловлена наличием инвалидности. Вторым этапом является анализ проблемной ситуации, в результате которого многими и выбирается способ самореализации через паралимпийский спорт. На третьем этапе (постановка цели, составление общего плана самореализаци и принятия решения о начале его реализации) выбираемый способ самореализации приобретает необходимой степени оформленности и продуманности. Четвертым этапом является сам процесс самореализации паралимпийца, ход которого определяется несколькими группами взаимосвязанных составляющих: механизмы самореализации (запускающий и процессуальный), опосредующие факторы, барьеры самореализации, способы самореализации (внутренние и внешние). Пятый, заключительный этап, связан с получением паралимпийцем результатов собственной самореализации и их оценкой.
Ключевые слова: самореализация, паралимпийцы, модель самореализации, факторы самореализации.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):226-237 (pdf)
УДК 159.9.81-25.316.624.2
Шиделко А.В.
Львовский государственный университет внутренных дел
Язык статьи: украинский
Аннотация:Осуществлен теоретический анализ проблемы сквернословия в украинском социуме. Рассмотрены особенности сквернословия, как проявления девиантного поведения человека, классификация сквернословия. Представлены основы профилактики сквернословия: общая и специальная, педагогическая и социальная профилактики. Отражено авторское определение понятий: сквернословие, профилактика в области психологии, профилактика сквернословия. Обоснована целесообразность использования в превентивной работе с проблемы сквернословия таких инновационных форм, как игровая программа, интерактивная акция, ток-шоу, интерактивный театр. Раскрыто их цели и задачи.
Ключевые слова: сквернословие, девиантное поведение, основы профилактики, инновационные формы профилактики.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):237-245 (pdf)
УДК: 159.923
Ятчук М.С.
Институт криминально-исполнительной службы Национальной академии внутренних дел, г. Киев
Язык статьи: украинский
Аннотация:В статье рассматривается проблема девиантного поведения у работников органов и учреждений исполнения наказаний. Раскрыта специфика профессиональной деятельности работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и ее роль в возникновении девиантного поведения у них. Выделены основные формы проявлений девиантного поведения, что встречаются у работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Выявлены причины, факторы девиантного поведения у работников органов и учреждений исполнения наказаний. Предложено виды и формы воспитательной и психологической работы для предупреждения девиантного поведения у работников органов и учреждений исполнения наказаний, а также направления психологической профилактики девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, факторы девиантного поведения, психопрофилактика, направления психопрофилактики.
Aktual_probl_psihol 2017, 11(16):245-256 (pdf)