Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 21 – 2015
АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ
УДК159.9
Моляко В. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Генетические индикаторы конструирования образов мира в современном информационном пространстве
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья направлена в первую очередь на дальнейший анализ когнитивного конструирования образов мира в условиях информационной насыщенности, дефицита информации, динамизации и машинизации субъективного пространства современного человека. Авторский подход к пониманию лабиринтно-потокового функционирования психики в диалоговой системе «человек – новая информация» позволяет обогатить теорию конструктологии достаточно существенными данными, которые получены в теоретическом и эмпирическом ракурсах на разных возрастных уровнях коллективом лаборатории психологии творчества (дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники, студенты). Творческая когнитивная деятельность рассматривается на разном материале (игрушки, технические задания, художественные произведения, дисплейная и рекламная информация, религиозные конструкты, направленность на другого субъекта и др.). Предлагается широкий реестр дальнейших актуальных разработок в русле выбранной научно-психологической проблемы.
Ключевые слова: информация, творческая конструктология, перцептивные процессы на разных возрастных уровнях.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21):7-18 (pdf)
УДК 159.95
Алиева Э. Ю.
Институт философии образования и науки НПУ имени М. П. Драгоманова, Киев
Влияние эмоциональных факторов на формирование у студентов способности к самостоятельному жизненному выбору
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье внимание сосредоточено на содержании и составляющих структуры способности к самостоятельному жизненному выбору, в частности, когнитивных проявлениях личности (высоких показателях креативности и рефлексии), мотивационно-волевых проявлениях (интернальном локусе контроля, преобладании мотивации достижений над мотивацией избегания неудач, наличии устойчивых ценностных ориентаций, высоком уровне саморегуляции), эмоциональных проявлениях (эмоциональной устойчивости, низких показателях тревожности и фрустрированности), поведенческих проявлениях (активности и независимости, спонтанности, быстром реагировании на сложные ситуации и приспособлении к ним, легкости в общении, способности к риску, самоактуализованости). В психологической науке проблема изучения способности к самостоятельному жизненному выбору представлена в виде исследования сущности осуществления жизненного выбора, его психологических особенностей, структурных компонентов и т.д., и почти не раскрывает возможности ее формирования в течение жизни личности, в частности в студенческом возрасте. В данной статье мы рассматриваем как способность студентов к самостоятельному жизненному выбору возможно формировать по совокупности психологических факторов, влияющих на ее своевременное возникновения и интенсивное развитие. Исследование определенных нами эмоциональных проявлений (эмоциональной устойчивости для рационального принятия решения, высокой самооценки для веры в собственные силы, тревожности и фрустрированности для уменешення волнения при осуществлении выбора и эффективного преодоления стрессовых ситуаций) с помощью комплекса диагностических методик, показало, что они имеют бесспорное влияние на формирование у студентов способности к самостоятельному жизненному выбору. Итак, высокий уровень сформированности способности студентов к самостоятельному жизненному выбору предусматривает положительное отношение к себе, эмоциональную устойчивость, низкие показатели тревожности и фрустрированности.
Ключевые слова: способность к самостоятельному жизненному выбору, эмоциональные проявления, эмоциональная устойчивость, самооценка, тревожность, фрустрация, уверенность в себе.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 19-28 (pdf)
УДК 159.922.8:[968-34]
Антюхова Н. И.
Ровненский государственный гуманитарный университет, Ровно
Творческий потенциал будущего учителя иностранных языков как психологическая проблема
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье описаны направления научного исследования психологии творчества в целом и психологии творческого потенциала в частности. Обоснована актуальность изучения проблемы развития творческого потенциала будущих специалистов. Дана характеристика познавательному, морально-этическому, коммуникативному, эстетическому и творческому потенциалам человека, описаны компоненты структуры личности, которым эти указанные потенциалы соответствуют. Структурировано компоненты, выделенные В. А. Моляко и Н. В. Кузьминою в структуре творческого потенциала личности, которые соответствуют учителю иностранных языков. Обоснована целесообразность введения в структуру творческого потенциала учителя иностранных языков социального компонента, описаны его составляющие. В статье уточнено содержание понятий “социальная креативность” и “коммуникативная компетентность” в структуре творческого потенциала учителя иностранных языков.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, структура личности, социальный компонент, социальная креативность, коммуникативная компетентность.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 28-39 (pdf)
УДК 159.937
Била И. Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Реабилитация творческого восприятия
Язык статьи: украинский
Аннотация: Важной задачей воспитания, развития личности является формирование сенсорного опыта, наблюдательности, перцептивных действий, стимулирование возникновения феноменов творческого восприятия. Важно наполнять жизнь впечатлениями, создавать условия для более глубокого освоения окружающего, формировать умения видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязь, подталкивать к видению нового, поощрять естественное стремление детей исследовать свойства и качества различных материалов, экспериментировать, изобретать. Формирование перцептивного опыта, сопровождение сенсорного развития предусматривает поддержку и поощрение познавательной, исследовательской активности, создание развивающей среды, способствующей активизации познания, развития чувственного опыта, перцептивных действий, творческой наблюдательности служат условием эстетизации творческой деятельности. Непосредственное восприятие, наблюдение, расширение чувственного опыта, памяти новыми образами обеспечивает основы мыслительных действий, формирование суждений, рассуждений, развитие творческой деятельности. Грамотно подобранные средства и приемы активизации процесса восприятия помогут ввести в мир прекрасного. Действенной формой, средством развития сенсорной сферы, стимулирование их творческого восприятия является система творческих упражнений, которые предусматривают поддержку, поощрение познавательной, исследовательской активности и удовлетворение психологических потребностей. В статье представлены следующие игры: «Открой красоту», «Исследователь», «Для чего?», «Таблица восприятия», «Что слышно?», «Ароматы природы», «Что в мешке?», «Реклама», «Что мы задумали?», «Выставка», «Волшебник», «Развивай наблюдательность», «Мир вещей», «На что похоже?», «Сравни объекты», «Тайна», «Пантомима» и др. А также показаны приемы ознакомления с произведениями искусства. Применение системы творческих заданий, игр, комплекса условий и развивающих приемов обеспечит целенаправленную активизацию сенсорно-перцептивных, мыслительных процессов, становление сенсорного опыта творческого видения мира..
Ключевые слова: эстетическое восприятие, творческое восприятие, стимулирование, реабилитация.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 40-48 (pdf)
УДК 159.9
Бондаренко Я. И1, Кубриченко Т. В.2
1Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Днепропетровск
2Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, Днепропетровск
Самоотношение одиноких женщин
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье описана специфика самоотношения одиноких женщин, установлен характер связей между показателями одиночества и самоотношения одиноких женщин. показано, что большинство одиноких женщин с высоким уровнем субъективного одиночества характеризуется более высокими показателями самообвинения и закрытости, чем замужние женщины. Отмечатся, что ряд показателей самоотношения (глобальное самоотношение, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, отношение других, самовосприятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание, отраженное самоотношение, самоценность, самовосприятие и самопривязанность) являются значительно более низкими у одиноких женщин в сравнении с замужними. Также у одиноких женщин выявлен более высокий уровень внутренней конфликтности. Незамужние женщины с глубоким переживанием актуального одиночества характеризуются низким интересом к собственным мыслям и чувствам, неуверенностью в своей интересности для других, а также неготовностью общаться с собой "на равных". Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в работе с эмоциональными состояниями женщин, чувствующих себя одинокими и имеющих отрицательные показатели самоотношения.
Ключевые слова: женское одиночество, самооценка, самоотношение, одиночество, Я-концепция личности, Я-образ.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 49-61 (pdf)
УДК159.92
Боровицкая Е. Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Гиппокамп и праобраз: попытка понятийного уточнения в контексте психологии творчества
Язык статьи: украинский
Аннотация: Речь идёт о глубинных факторах как конфигурационных механизмах творческо-мыслительной деятельности. Делается попытка понятийного уточнения «гиппокампа» и «праобраза» как потенциальных категорий психологии творчества. Исследуется их роль в организации и регуляции творческо-мыслительной деятельности. В сочетании с понятиями «гиппокамп» и «праобраз» употребляется понятие «психологической конфигурации» как регулирующего принципа определения закономерностей организации какой-либо деятельности как психической активности человека, обусловленной метафизическими основаниями как глубинными предпосылками его самореализации.
Осуществляется методологический поиск как один из потенциальных путей к установлению понятийного взаимодействия «гиппокампа» и «праобраза» в контексте обоснования ключевой роли метафизических оснований развития творчества. Особенное звучание преобретает феномен творческой активности личности, и рассматривается как некоторая проекция актуализированных переживаний личности как её унифицированных психических состояний, предпосылками активации которых служат метафизические факторы как их духовные предпосылки. Творческое состояние личности понимаем как проекцию её структурированного переживания прежде всего как активированной метафизической формы опыта, направленной на удовлетворение творческой как духовной, значит, фундаментальной потребности личности. Говорится о роли нейронных механизмов как актуализированных проекций гиппокампа в организации и регуляции эмоциональных состояний личности как её продуктивных творческих состояний. Гипотетически, творческую сущность будем понимать как некоторую метафизическую сущность, предпосылкой активации которой служит так называемый метафизический праобраз как исходная структурированная форма духовного опыта, детерминированный работой гиппокампальной системы человеческого организма.
Ключевые слова: гиппокамп, праобраз, психология творчества, творческо-мыслительная деятельность, творческая активность, творческое состояние, психологическая конфигурация, нейроны, конфигурационные механизми, метафизические основания.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 62-77 (pdf)
УДК 159.955
Ваганова Н. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Восприятие как творческий перцептивный процесс в познавательной деятельности детей
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты исследования перцептивных процессов в дошкольном возрасте, а именно изучения общих особенностей проявления творческого восприятия новой информации, представленной в форме заданий на узнавание, комментирование, интерпретацию. В процессе активной познавательной деятельности детей восприятие приобретает целенаправленный, творческий характер и предполагает обязательное получение новой информации, которое зависит от того, насколько ребенок сохраняет способность видеть индивидуальные особенности в объектах. В большинстве случаев начинает доминировать обобщенность, схематичность, стереотипность восприятия. Важно специально учить детей восприятию, так как без обучения этот процесс сохраняет слитность, неточность, синкретичность. В конце дошкольного возраста восприятие характеризуется уже такими свойствами как предметность, целостность и осмысленность. Восприятие становится целенаправленным процессом, в котором выделяются произвольные действия – рассматривание, поиск – от схематического оно переходит к целостному целенаправленному наблюдению.
Ключевые слова: творческое восприятие, перцептивная деятельность, познавательная активность, предметность, целостность, осмысленность восприятия, узнавание, интерпретация, новая информация, старший дошкольный возраст.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 77-87 (pdf)
УДК 159. 954.4
Винничук И. П.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Особенности развития творческого воображения младших школьников в современных условиях
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье изучается роль современных условий социума в развитии творческого воображения младших школьников, анализируются факторы деструктивного влияния информационного общества на формирующуюся личность. Среди них – злоупотребление мобильной связью, компьютерными играми, пересмотр телепередач на фоне уменьшения количества подвижных и социально-ролевых игр. Суммируются работы ученых, которые занимались исследованием вышеуказанного психического процесса на этом возрастном этапе. Описывается трансформация игровой деятельности в жизни ребенка, дефицит общения. Особенное внимание сосредотачивается на феномене современной куклы и ее этико-эстетической значимости для воспитания подрастающего поколения. Рассказывается об изменениях в традиционной иерархии семьи, о соотношении часовых затрат ученика, о градации родительской аудитории по отношению к своим обязанностям и роль данных факторов в формировании личности. Выделены ключевые параметры предметно-информационной среды с точки зрения их значимости для развития творческого воображения. Потребительские акценты современности определяются как деструктивные факторы для данного психического процесса. Ситуация усложняется оторванностью детей от естественной среды. В тренинговой системе КАРУС, разработанной В.А. Моляко, видится потенциал развития творческого воображения. С этой целью предлагается адаптация ее и внедрение в практику школьной жизни, а именно, использование ее на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: творческое воображение, стратегия, тренинговая система КАРУС, комбинирование, аналогизирование, реконструирование, универсальная стратегия, стратегия спонтанных подстановок.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 87-95 (pdf)
УДК159.922
Гулько Ю. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Стратегии умственного развития детей раннего возраста
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье обосновывается целесообразность рассмотрения процесса умственного развития ребенка с позиции стратегиально- деятельностного подхода. Слаженное функционирование сложных структур психики объясняется наличием общего генерального регулятора, и если в первые месяцы жизни ребенка этот регулятор из за слабой дифференциации психологических структур имеет только несколько особенностей проявления, то по мере развития он приобретает все большое количество характерных признаков. Этот регулятор определяет индивидную специфику действий, потребностей и эмоций младенца, определяет процесс создания ребенком своего собственного опыта и знаний, и в конечном итоге, определяет весь процесс умственного развития. Этот регулятор можно назвать стратегией умственного развития. Наличием такого регулятора и объясняется индивидуальные различия развития малышей, даже тех, кто воспитывается и обучается в одной среде, у близнецов, у двойняшек. Использование понятия «стратегии умственного развития» дает, возможности нового объяснения и изучения причин нечеткости границ психологического возраста, субъективной специфики проявления ведущей деятельности и так же временной разницы появления психологических новообразований в литические и кризисные периоды у детей одного возраста.
Показателями стратегии умственного развития детей раннего возраста являются: наличие одного или нескольких видов деятельности, которым ребенок отдает предпочтение перед другими в данный период своего развития; выбор предпочитаемых предметов с помощью каких осуществляется эта деятельность; специфика предпочитаемых экспериментальных действий благодаря которым предпочитаемая деятельность всегда протекает как экспериментальная; особенности переноса любимого вида деятельности в новые ситуации; сложность и вариативность новых задач, которые ребенок сам себе ставит.
Ключевые слова: поток сознания, стратегия творческой деятельности, стратегия решения новой задачи, стратегия умственного развития.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 96-105 (pdf)
УДК 159.99
Гусев А. И.
Институт менеджмента и психологии Университета менеджмента образования НАПН Украины, Киев
Развитие толерантности к неопределенности у студентов-психологов
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье утверждается, что современные условия существования можно охарактеризовать как «новую повседневность», определяющей характеристикой которой является высокий уровень как внешней, так и внутренней неопределенности практически в любой социальной или личностной системе. В связи с этим развитие и формирование толерантности к неопределенности у специалистов, чья деятельность предполагает работу в условиях высокого уровня неопределенности является чрезвычайно актуальным и перспективным направлением исследований. В соответствии с чем возникают новые требования к подготовке психологов как к специалистам, способным сопровождать становления личности в неопределенных условиях. Констатируется, что зарубежными и отечественными учеными делаются многочисленные попытки теоретического осмысления и практической разработки приемов толерирования неопределенности. Исследуется соответствующий зарубежный и отечественный опыт практического обучения таких специалистов. Содержится описание авторской тренинговой программы развития толерантности к неопределенности, которая подтвердила свою эффективность во время многолетних использования и может быть задействована в процессе подготовки будущих психологов. Программа базируется на принципах личностно-ориентированного подхода к обучению будущих психологов, принципах екофасилитации П. В. Лушина и элементах технологии «Открытое пространство» Харрисона Оуэна. В работе содержится теоретико-методологическое обоснование программы, и предлагаются средства психодиагностического контроля полученных результатов.
Ключевые слова: развитие толерантности к неопределенности, обучение студентов-психологов, личностно-ориентированный подход.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 105-114 (pdf)
УДК 159.92
Дмитриюк Н. С.
Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк
Теоретико-методологические основы изучения проблемы депривации в психологической науке
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена депривации в психологической науке. В частности, в статье рассматриваются теоретические исследования научных подходов к пониманию проблемы психической депривации, ее причины, а также психологических факторов ее влияния. Раскрыта и описана специфика и психологические особенности феномена психической депривации. Показано, что депривация особенно опасна в среде жизнедеятельности современного человека. Представлено саморазрушение как наиболее опасную депривационную деформацию личности. Симптомами саморазрушения являются увеличение преступности и наркомании, суицидальных попыток и самоубийств. Проанализирован исторический аспект изучения данной проблемы. В статье проанализированы и выделены четыре периода в развитии проблемы депривации: эмпирический, мобилизующий, критический и экспериментально-теоретический. Автором представлены основные виды депривации. Все виды депривации имеют пагубные последствия. Причина возникновения депривации основывается на том, какая психическая проблема выбирается как базовая. Показано, что факторами психической депривации в детском возрасте есть формы нарушения связи со специфичной стимулирующей средой: изоляция и сепарация. Лишение любви, семейной опеки, негативный ранний опыт эмоциональных отношений со значимыми близкими способствуют появлению у ребенка разных отклонений его психического и личностного развития. Рассмотрено современное состояние проблемы депривации в психологической науке. Представлен теоретический анализ сущностных характеристик понятия. Рассмотрены факторы, способствующие возникновению и развитию психической депривации. Статья основана на исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых. Отмечается, что современный этап в исследовании проблемы психической депривации имеет важную практическую ценность и не является завершенным и устойчивым. Депривация создает ограничения для вхождения личности в социум, в социальное окружение, обуславливает построение неадекватных моделей межличностного общения, понижает активное отношение к жизни. Психическая депривация способствует появлению разных психических отклонений, нарушает психическое и личностное развитие.
Ключевые слова: психическое развитие, депривация, виды депривации, формы депривации, изоляция, сепарация.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 114-124 (pdf)
УДК 159.9
Кириченко В. В.1, Марчук К. А.2
1Житомирский государственный университет имени И. Франка, Житомир
2Житомирский государственный университет имени И. Франка, Житомир
Литературное полотно жизни
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье идет речь о психологических особенностях восприятия личностью собственного жизненного опыта. Акцентируется внимание на роли культурного опыта, который формируется путем интериоризации элементов культуры в процессе потребления информационной продукции. Указывается на роль эстетической, гедонистической, утешительно-компенсаторной функции художественной литературы в восприятии личностью собственного жизненного опыта. Обращается внимание на психотерапевтические функции литературного творчества как способа ретроспективного отражения жизненного пути личности. В пределах литературного сюжета автор пытается структурировать собственную жизнь и насытить его событиями, которые были желательными в его жизни, вычеркнув, те, которые осуществили травмирующее влияние. Жизненный мир личности автора представляется как целостное сюжетно-ролевое полотно на котором происходит расстановка ключевых персонажей, которые повлияли на его судьбу: друзей, врагов, наставников, кумиров. В пределах сюжета происходит детальное осмысление жизни, значения отдельных событий, поступков; осуществляется попытка перестроить логику жизненных событий, воссоздать значимые детали или создаться новые. Литературное творчество является одним из ключевых проявлений духовности человека ее глубинной способности к самоконструювання и личностному росту.
Ключевые слова: литературное творчество, жизненный путь, культура, информация, социальная экология.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 124-132 (pdf)
УДК 159. 9:62
Кириченко В. В.
Житомирский государственный университет имени И. Франка, Житомир
Практические аспекты ценностной поддержки личности в процессе переживания кризиса профессиональной адаптации
Язык статьи: украинский
Аннотация: Представлены основные возможности использования субъектно-ценностного подхода в процессе ценностной поддержки работников, переживающих кризис профессиональной адаптации. Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности использования программы ценностной поддержки и материалы идеографического исследования методикой моделирования ценностного сознания, иллюстрирующие изменения в ценностном сознании личности в процессе ценностной поддержки. Проанализированы возможности использования программы ценностной поддержки в зависимости от типологических особенностей работников и стратегии профессионального развития. В статье представленные результаты идеографических исследований, которые иллюстрируют статистические обобщения экспериментальной проверки эффективности использования программы ценностной поддержки личности в процессе профессиональной адаптации. Установлено, что методические приемы субъектно-ценностного анализа являются эффективными в процессе психологического сопровождения работников. Представлены факторно-семантические модели ценностного сознания работников, которые переживают кризисы профессиональной адаптации и указано на позитивные изменения, которые состоялись после предоставления ценностной поддержки.
Ключевые слова: стратегия профессионального развития, ценностный кризис, ценностное сознание, профессиональная адаптация, идентичность.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 132-140 (pdf)
УДК 159.928
Киричевская Э. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Стратегиальный подход в исследовании процесса творческого восприятия религиозной информации
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлен стратегиальный подход в исследовании процесса творческого восприятия религиозной информации с целью дальнейшего развития основных положений системно-стратегиальной концепции деятельности. Наши положения выводились с опорой на позицию, соответственно которой концепция творческого восприятия содействует конструированию новых образов, новых картин мира разнообразнейшего масштаба и субъективной значимости. Творческое восприятие религиозной информации, закодированной в продуктах творчества сакрального характера - это всегда сотворчество человека с миром. Это совершается прежде всего через систему религиозных знаков, образов, символов, метафор, которые помогают пониманию их значения и смысла. Наши исследования показали, что в юношеском возрасте присутствуют проявления творческого восприятия религиозной информации, такие как умение совершать анализ продуктов религиозного творчества знаково-символической, образной, архетипической формы презентаций, способность выделять в них логические и смысловые связи, создавая определенную информационную целостность на основе уже существующих в опыте реципиента кодов восприятия. Очевидно, что субъективность и объективность религиозного творческого мировосприятия, соотношение религиозного опыта и веры не только обуславливают возможность, но и актуализуют необходимость изучения религиозной творческой личности.
Ключевые слова: творческое восприятие, религиозная информация, духовность, символ, образ, знак, метафора.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 140-152 (pdf)
УДК 378.147+612.017+614.253.4
Козова И. Л.
ГВУЗ «Ивано-Франковский национальный медицинский университет», Ивано-Франковск
Сравнительная характеристика показателей социально-психологической адаптации и невротизации студентов медицинского ВУЗа в разных системах современного образования
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье обосновывается актуальность исследования адаптации молодого человека к обучению в высшем учебном заведении, как основа к мотивации получения ею качественных знаний. Анализируются психологические аспекты проблемы адаптации, рассматриваются психологические основы исследования состояния и процесса адаптации студента к обучению в медицинском вузе и отмечается негативных последствиях некачественной адаптации к такому обучению. Сравнивается состояние адаптации будущих врачей к обучению в вузе по традиционной и болонской системы образования. Описывается состояние невротизации, как один из индикаторов уровня адаптации студента к обучению в вузе. Акцентируется внимание на необходимости внедрения специальных адаптационных действий для поддержки студентов при внедрении Болонской системы обучения в вузе.
Ключевые слова: учебный процесс, традиционная и Болонская система образования, адаптация к обучению, невротизация.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 153-166 (pdf)
УДК 159.9
Кокарева М. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Типология восприятия студентами рекламной информации
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье исследование восприятия рекламной информации представлено не с точки зрения ее эффективности для повышения спроса на определенный товар или услугу, а с целью изучения особенностей восприятия как познавательного процесса, что предполагает менее традиционный подход, а именно – определение проявлений творчества при восприятии рекламной информации. На основе анализа соотношения восприимчивости студентов к информации рекламного содержания и их творческой направленности выделены и описаны типы восприятия студентами рекламной информации. Первый тип характеризуется высоким уровнем творчества и высокой восприимчивости к рекламной информации. Второй тип – высоким уровнем творчества и низкой восприимчивостью к рекламной информации. Третий тип характеризуется низким уровнем творчества и высокой восприимчивостью к информации рекламного содержания. Четвертый тип – низким уровнем творчества и низкой восприимчивостью к рекламной информации. Описаны психологические особенности восприятия рекламной информации выделенных типов по показателям творческой направленности студентов: склонность к риску, любознательность, сложность, воображение. Также показаны отличия между типами восприятия студентами рекламной информации по доминирующей перцептивной модальности (визуальной и аудиальной). Поданы практические рекомендации для студентов, которые воспринимают рекламную информацию и для тех, кому необходимо более эффективно презентовать определенную информацию.
Ключевые слова: восприятие, мировоззрение, творчество, рекламная информация, восприимчивость студентов к рекламной информации, типы восприятия студентами рекламной информации.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 166-174 (pdf)
УДК 159.92
Костюченко Е. В.
Киевский национальный университет культуры и искусств
Художественная перцепция в системе рекреации
Язык статьи: украинский
Аннотация: Определена рекреационная роль художественного восприятия как сотворческого процесса понимания искусства (которое "отражает", "воспитывает", "представляет", "призывает", насыщает внутренний мир человека духовным, предполагает получение эстетического удовольствия) и воспроизведения многомерного и многофункционального художественного образа. Выяснено, что именно в перцептивных действиях проявляется: сензитивность, как способность органов чувств тонко и точно воспринимать, различать и избирательно реагировать на стимулы; автоматическая фиксация нового в объекте; видение целого и деталей, внешней формы и внутренней сути вещей, известного в неизвестном, неизвестного в известном, единичного и всеобщего в одном объекте, сочетание положительного и отрицательного; синестезия, как слияние ощущений в некий "обобщенный образ". Акт художественного восприятия представлен как процесс постижения произведения, в который включается вся человеческая личность с ее мировоззрением, идеалами, нравственными чувствами, отношением к жизни, что способствует творческой деятельности в результате внутренней работы по овладению эмоционально-психологического, информационного, культурного влияния продуктов художественного творчества.
Ключевые слова: искусство, художественное творчество, художественная перцепция, художественный образ.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 174-183 (pdf)
УДК 159.9:167.7
Кривцова Н. В.
Одесский национальный медицинский университет, Одесса
Постнеклассический подход в исследовании самореализации личности
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования, самореализации личности как формы ее самоорганизации в контексте постнеклассики. Анализ результатов исследования позволил рассматривать развитие личности - открытой самоорганизующейся системы как переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, показав, что каждому уровню самореализации соответствует определенный уровень пространственно - временной организации личности. Усложнение которой сопровождается изменением уровня/типа самореализации, становится условием перехода с уровня репродуктивной реализации личности на уровень ее творческой самореализации.
Ключевые слова: уровень самореализации, пространственно–временная самоорганизация, открытая нелинейная самоорганизующаяся система, постнеклассический подход, психосинергетика.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 184-193 (pdf)
УДК 159.922.76
Липка Н. В.1, Островская Е. А.2
1Институт коррекционной педагогики и психологии НПУ имени М. П. Драгоманова, Киев
2Львовский национальный университет имени И. Франко, Львов
Психологические барьеры социализации подростков с расстройствами спектра аутизма
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещены особенности подросткового возраста у лиц, страдающих расстройствами аутистического спектра. Проанализированы исследования ведущих ученых в этой области. Анализ исследований позволил установить следующие отклонения развития у подростков: пубертатный период начинается позже, чем у здоровых подростков; отклонения гормонального развития, отставание в росте и весе. Вышеуказанные изменения могут провоцировать дефицитарность нервной системы - эпилептические припадки и эндокринные патологии. Так как эти вопросы для лиц подросткового возраста были исследованы недостаточно, то в работе впервые выдвинуто предложение наложить результаты исследований расстройств спектра аутизма детей на физиологические и психологические свойства при достижении ими подросткового переходного возраста. Рассмотрены особенности больных, характерные для этого возраста: страх, связанный со школой, достижениями в учебе; страх, связанный с определением собственного места в группе сверстников; страх, связанный с сексуальными потребностями; осложнения, связанные с питанием: анорексия, булимия; разнообразные зависимости; деструктивное поведение: преступность и попытки самоубийства, чрезмерная агрессия; психические отклонения, в частности депрессия. В работе представлена впервые разработанная автором статьи классификация факторов, ограничивающих социализацию подростков со спектром аутистических расстройств. Как следствие, были установлены составляющие осложнения социализации подростков с особыми потребностями: страх, враждебность, депрессия, агрессивное поведение, автоагрессия, неадекватная самооценка, пассивное состояние, зависимость от внешних обстоятельств. Успешным примером преодоления таких ситуаций есть нахождение больных подростков в центрах дневного пребывания для людей с особыми потребностями. По полученным статистическим данным, более одной четверти подростков с аутизмом имеют шансы адаптироваться к более сложным социальным условиям взрослой жизни.
Ключевые слова: аутизм, социализация, профессиональность, подросток, ситуация усложнения, среда.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 194-202 (pdf)
УДК 159.9
Мазилов В. А.
Ярославский государственный педагогический университет, Ярославль
Творчество и мышление, психология и философия
Язык статьи: русский
Аннотация: В настоящей статье констатируется, что в настоящее время психология не располагает приемлемой теорией поэтического творчества. Более того, утверждается, что даже научное творчество в психологии рассматривается поверхностно, психология не уделяет необходимого внимания анализу его интимных механизмов, в частности, соотношению мышления и знания. В результате упускается, что главная трудность творческого процесса состоит не в открытии нового, а в преодолении заблуждения, препятствующего этому открытию. Предложена типология трудностей в творчестве. Утверждается, что в разработке этой проблематики, чрезвычайно перспективным представляется подход, который представлен в новой книге В. Д. Шадрикова «Мысль и познание». В рамках этого подхода содержится возможность соотнесения мысли, образа, символа, что важно для описания и понимания поэтического творчества. В статье отмечается, что для изменения существующего неблагоприятного положения в психологии, зафиксированного выше, необходимы определенные шаги. Необходимо разрабатывать философию психологии как верхний уровень методологии психологии. Полагаем, что разработки этого уровня помогут научной психологии выстроить необходимые мосты, которые позволили бы соединить в психологическом исследовании пока что плохо соединимое (например, дать психологическую теорию поэтического творчества).
Ключевые слова: поэзия, психология, творчество, творческое мышление, философия, философия психологии.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 202-211 (pdf)
УДК 159.928
Мазяр О. В.
Житомирский государственный университет имени И. Франко, Житомир
Психофизиологические факторы одаренности в работах и. А. Сикорского
Язык статьи: украинский
Аннотация: Проблема одаренности в начале ХХ столетия рассматривается в связи с психофизиологическими факторами развития личности. В этом вопросе И.А. Сикорский обосновывает важность роли наследственности, в том числе и психической. При этом воспитание является иногда способствующим фактором, иногда противостоящим разворачиванию природных способностей. Тем самым он приближается к идее несводимости одаренности к психофизиологическим особенностям и пониманию их в качестве задатков. Вместе с тем И.А. Сикорский придает большое значение этнопсихологическому элементу развития личности, который накладывает существенные ограничения на развитие ее одаренности. Врожденный психофизиологический материал должен развернуться под влиянием благоприятных социокультурных условий, черты темперамента одаренной личности должны трансформироваться в характерологические качества. Следовательно, физиологические и психофизиологические факторы являются основой для становления одаренной личности. И.А. Сикорский не разделяет распространенного в то время мнения о том, что одаренность непременно носит компенсаторный характер и является проявлением односторонности психического развития человека. Он отстаивает мнение о том, что одаренная личность должна быть развита всесторонне. Поэтому одним из путей развития одаренности являются изменения на психофизиологическом и физиологическом уровне функционирования.
Ключевые слова: структура личности, одаренность, наследственность, способности, задатки, темперамент, характер.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 211-218 (pdf)
УДК 159.947.5
Макаренко С. С.
Институт психологии и социальной защиты Львовского государственного университета безопасности жизнедеятельности, Львов
Методические основы исследования психологических проблем влияния мотивации на учебно-профессиональную деятельность студентов
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены психологические особенности влияния мотивации на учебно-профессиональную деятельность студентов. Определено влияние личностно-мотивационной сферы студентов на усвоение ими учебного материала. Представлен анализ последних исследований и публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам мотивации деятельности человека. Теоретически доказано, что методические основы исследования психологических проблем влияния мотивации на учебно-профессиональную деятельность студентов построены на понимании учебной мотивации, как разновидность мотивации, включенной в деятельность учебы. Как и любой другой вид, она определяется, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями людей которые учатся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень домогательств, самооценка, взаимодействие с другими студентами); субъектными особенностями педагога и в первую очередь системой его отношений к студенту к делу и субъектными особенностями педагога и в первую очередь системой его отношений к студенту к делу и спецификой учебного предмета. Подтверждена гипотеза о том что на процесс усвоения студентами учебного материала имеют влияние два главных фактора - внешние и внутренние. Внешние факторы - это сложность учебного материала, условия учебной деятельности и др. К внутренним факторам относят мотивацию, степень адаптации к условиям учебной деятельности, интеллектуальную активность. Очерчены перспективы дальнейших психологических исследований ориентированных на изучение динамических аспектов мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивация учебы, личностно-мотивационная сфера, учебная деятельность.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 218-229 (pdf)
УДК 159.954
Медведева Н. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Изучение творческого восприятия в контексте концепции Л. С. Выготского
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье анализируется проблема восприятия, сделана попытка рассмотреть выдвинутую проблему в контексте исследования процессов внешнего опосредования деятельности, а именно процессов интериоризации и экстериоризации по проблеме изучения психологических закономерностей творческого восприятия реальности, в пределах культурно-исторической теории развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основное внимание сфокусировано на проблеме художественного восприятия. Также, подробно рассмотрены и проанализированы ключевые составляющие культурно-исторической парадигмы Л. С. Выготского, которую еще называют социально-когнитивной теорией. Показано, что очерченная роль культурного и социального в развитии и становлении личности человека, широко применяется как отечественными, так и зарубежными учеными в современных психологических исследованиях. Особое внимание уделено анализу трех основных принципов развития личности в пределах указанной парадигмы. Замечено, что в основу своих исследований Л. С. Выготским положено две следующие гипотезы: гипотезу об опосредованном характере психических функций человека и гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов. Ключевым выводом можно считать, что концепция Л. С. Выготского сохраняет мощный эвристический потенциал для современной психологии, в том числе и особенно культурно-исторической психологии.
Ключевые слова: культурно-историческая теория развития Л. С. Выготского, художественные образы, восприятие, творческое восприятие, художественное восприятие, перцепция, творчество.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 229-238 (pdf)
УДК 159.9+316.6
Крижановская З. Ю.1, Митлош А. В.2
1Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк
2Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк
Психологические особенности восприятия профессионального персонального имиджа женщины-преподавателя студентами высшего учебного заведения
Язык статьи: украинский
Аннотация: Публикация посвящена анализу результатов теоретического и эмпирического исследования психологических особенностей восприятия профессионального персонального имиджа женщины-преподавателя студентами высшего учебного заведения. Рассмотрены основные подходы к определению понятий имиджа, репутации, престижа. Охарактеризованы основные составляющие имиджа преподавателя, различия между восприятием делового персонального имиджа мужчины и женщины. Эмпирическое исследование проходило в несколько этапов. Первый этап заключался в определении признаков, по которым у студентов складывается первое впечатление о преподавателе. На втором этапе исследования была использована авторская анкета, с помощью которой подтвердилось предположение о том, что цвет одежды является значимым элементом делового имиджа женщины-преподавателя, а именно в его перцептивном компоненте. Во время третьего этапа было применено модифицированную форму семантического дифференциала, разработанного на основе «классического» дифференциала Ч. Осгуда, что позволило выяснить семантические характеристики каждого цвета в восприятии испытуемых. На завершающем этапе исследовательской программы для определения субъективных преимуществ по отношению к цвету одежды женщины-преподавателя была использована разработанная авторами проективная методика: объектом оценки выступало восемь статических изображений женщины, одетой в костюм одного и того же классического фасона, но выполненного в различных цветовых решениях согласно восьми основных цветов, предложенных М. Люшером. На основании проведенного теоретико-эмпирического исследования было установлено, что большинство опрошенных студентов считают имидж не поверхностной характеристикой личности, а включают в структуру также глубинные особенности личности. Теоретически и эмпирически доказано, что первое впечатление влияет на восприятие имиджа женщины-преподавателя. В процессе реализации исследования удалось выяснить, что цвет одежды женщины-преподавателя является одним из важных компонентов ее делового имиджа.
Ключевые слова: имидж, профессиональный персональный имидж, структура имиджа преподавателя, особенности восприятия имиджа, деловой имидж женщины, методы психодигностики имиджа.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 238-246 (pdf)
УДК 159.922.27
Москаленко В. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Особенности экономического и нравственного в экономической культуре личности
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые теоретические подходы к анализу соотношения экономического и нравственного в сознании субъекта экономической деятельности. Акцентируется внимание на необходимости уточнения содержания понятий «экономическое» и «нравственное» в анализе экономической культуры личности. Выделено рациональность как характеристику «экономического» в экономической культуре личности. В контексте культуры анализируется «нравственность», показано, что нравственность является признаком экономической культуры. Особенное внимание уделено проблеме соотношения экономического и нравственного в группах различного уровня экономической активности. Анализируются исследования отношения к соблюдению нравственных норм в группах предпринимателей государственных и негосударственных учреждений. Доказывается, что уровень экономической активности субъекта деятельности определяет особенности его представлений о моральных качествах и отношение к соблюдению нравственных норм.
Ключевые слова: экономическое, нравственное, экономическая культура личности, рациональность, соотношение экономического и нравственного, экономическая активность, отношение к соблюдению нравственных норм.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 246-258 (pdf)
УДК 159.9.075
Мул С. А.
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, Киев
Дифференциальные характеристики профессиональной деятельности офицера пограничного контроля
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье через анализ оперативно-служебной деятельности подразделений пограничного контроля раскрываются дифференционные характеристики профессиональной деятельности офицера пограничного контроля. Учтено, что выделенные характеристики офицера пограничного контроля имеют важное прикладное значение в практике подготовки, воспитания, профессиональной пригодности осуществлять пограничный контроль конкретным пограничным офицером, при этом качество выполнения должностных обязанностей офицерами пограничного контроля есть следствием готовности офицера к пограничной службе вообще, как специфическому виду деятельности. Указанная готовность достигается психологической, физической, профессиональной подготовкой и есть результатом всесторонности развития личности с учетом требований, которые предъявляются пограничной службой к офицеру-пограничнику. Определяющей особенностью морально-психологического развития и профессиональной подготовки офицеров пограничного контроля Государственной пограничной службы Украины есть осуществление целенаправленной психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях. Обязательной характеристикой офицера пограничного контроля есть наличие стойких морально-психологических качеств. В первую очередь, как старший пограничных нарядов в пункте пропуска через государственную границу, он является руководителем вверенного ему состава пограничных нарядов и пункта пропуска. Коммуникативность офицера пограничного контроля имеет особое значение для его профессиональной деятельности. Дифференцированность в подходе к общению с разными категориями граждан обеспечивает офицеру пограничного контроля результативность выполнения возложенных на него задач.
Ключевые слова: пограничный контроль, деятельность, офицер, характеристики, пункт пропуска.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 258-266 (pdf)
УДК 159.937
Найденова Л. М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев
Психологические особенности восприятия экранной информации в подростковом возрасте
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализирована проблема восприятия экранной информации в подростковом возрасте, определено понятие и типы экранной информации. Представлен обзор исследований восприятия экранной информации и обозначены психологические особенности такого восприятия. Выяснены особенности восприятия специфической и неспецифической экранной информации. Рассмотрены особенности восприятия в подростковом возрасте и возрастные нормы взаимодействия с информационным пространством для младших (социальный интеллект, понимание юмора и абстрактное мышление, эмоциональное развитие и критичность, отсутствие опыта) и старших (идеализация кумиров, нравственное развитие и криминальные проблемы, проверка своих ограничений, влияние группы) подростков. Рассмотрено влияние восприятия сцен насилия как одного из наиболее рискованных типов экранной информации (равнодушие к насилию, рост уровня агрессивности поведения и его нормализация, страх стать объектом насилия) .Выяснены особенности восприятия человека опосредованного экраном. Рассмотрены также исследования касающиеся эффекта присутствия и основных факторов, которые на него влияют.
Предложено развитие метакогниций и в частности рефлексии как способ, который может способствовать уменьшению рисков при восприятии экранной информации в подростковом возрасте. Развитие критического мышления и медиаобразование также имеют большой потенциал в решении указанных проблем.
Ключевые слова: восприятие, визуальное восприятие, межличностное восприятие, экранная информация, подростковый возраст.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 267-275 (pdf)
УДК 159.947.5
Подшивайлов Ф. М.
Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев
Динамика эмоциональной направленности как показателя мотивационной сферы будущих психологов (на материале лонгитюдного исследования)
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещаются результаты четырёхлетнего лонгитюдного исследования эмоциональной направленности как показателя мотивационной сферы студентов – будущих психологов. Учитывая формат статьи результаты исследования других составляющих мотивационной сферы студентов – будущих психологов (ориентационной, мобилизационной, актуализационной) будут представлены в следующих публикациях. Рассмотрение эмоциональной направленности основано на классификации эмоций Б. И. Додонова. Описан статистический метод L-критерий Пейджа, являющийся наиболее подходящим для статистической обработки данных, полученных в лонгитюдных исследованиях. При помощи применения этого статистического метода выявлена определенная стабильность структуры эмоциональной направленности студентов на протяжении обучения. Эмоциональная направленность как показатель мотивационной сферы личности студента-психолога представлена доминированием коммуникативных, гедонистических, праксических и альтруистических эмоций. Более детальный анализ результатов исследования показал наличие психолого-педагогической проблемы несоответствия условий обучения по кредитно-модульной системе эмоциональным переживаниям, которым студенты отдают предпочтение. Поскольку в исследовании не учитывался параметр гендера, в дальнейших исследованиях предполагается расширение выборки студентов с учетом гендерных отличий.
Ключевые слова: мотивационная сфера личности, мотивационная классификация эмоций, эмоциональная направленность, динамика эмоциональной направленности студентов-психологов, лонгитюдное исследование, L-критерий Пейджа.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 276-284 (pdf)
УДК 159.92.27
Терещенко М. В.1, Шапошников А. Д.2
1Институт человека Киевского университета имени Бориса Гринченко, Киев
2 Институт человека Киевского университета имени Бориса Гринченко, Киев
Влияние иллюзорной картины мира на детско-родительские отношения
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена понятию картины мира, иллюзорной картины мира, потенциала человека. Рассматривается жизненный сценарий, как один из аспектов диагностики иллюзорной картины мира. Сценарий – это определенная готовая формула, которой следует человек в своей жизни. Человек, который действует по формуле – это уже нереальная личность. Похожим понятием со сценарием рассматривается понятие прототипа. Именно такие люди и составляют большую массу человечества. Обосновывается опасность жизни в мире иллюзий. Человек может быть под влиянием большого количества иллюзий, их основа закладывается в семье. В статье уделяется большое внимание влиянию иллюзорной картины мира родителей на личностное и творческое развитие потенциала ребенка. Отмечается, что творчество – это взаимодействие, которое ведет к развитию. Творчество – это возможность находить новые способы решения проблемы или новые формы выражения. Раскрывается влияние идеального образа ребенка на его дальнейшую жизнь. Родители, наполняя идеальный образ ребенка всеми возможными способностями, которые хотели бы сформировать у своих детей, не желая видеть и, соответственно, считаться с реальными возможностями ребенка, на самом деле мешают развитию личности ребенка. Освещаются некоторые иллюзорные установки родителей по отношению к детям. Основой иллюзорных установок есть неприятие ребенка таким, какой он есть, стремление его перевоспитать, лишить автономии и право на принятие собственных решений, использование «гуманных» методов наказания. Предоставляются некоторые советы по преодолению иллюзий в семейных отношениях. Основой преодоления иллюзорной картины мира может быть любовь между супругами и между родителями и детьми. Супруги, между которыми царит любовь и которые любят своего ребенка, ищут причины сложного поведения ребенка, относятся к нему с пониманием и уважением. Для таких родителей вопрос, как уважать чувства и потребности ребенка, не позволит превратить дом и жизнь семьи в хаос, такие родители будут уделять время на поиски решения сложной и интересной задачи.
Ключевые слова: картина мира, иллюзорна картина мира, представление, детско-родительские отношения, семья, развитие личности, творчество, потенциал, жизненный сценарий, любовь.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 284-293 (pdf)
УДК 159.92
Ткач Б. М.
Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, Киев
Нейропсихологический подход к пониманию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: этиология, диагностика, коррекция
Язык статьи: украинский
Аннотация: Освещено современное состояние проблемы синдрома дефицита внимания (СДВГ) с гиперактивностью. Раскрыто этиологию, эпидемиологию, патогенез, критерии диагностики МКБ-10 и DSM-IV. Охарактеризованы нейропсихологические и поведенческие особенности детей с СДВГ: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Рассмотрены структурно-функциональная система нравственного поведения и гедонистическая мотивация . Показано причастность дисфункции орбито-фронтальньной коры префронтальных участков мозга к появлению СДВГ. Описаны коморбидные состояния (нарушение структуры сна, аффективные расстройства , головная боль , энурез , синдром раздражения кишечника и др.) и сопутствующие расстройства (обучение, моторики, общения). Освещены особенности СДВГ у современных детей путем непосредственного наблюдения и расспроса об особенностях поведения у их родителей и учителей . Показано тенденции в процессе социализации таких детей в школьную среду. Представлены практические рекомендации как вести себя с детьми с СДВГ, особенности воспитательного и учебного процесса, а также как создать социально приемлемые для них условия развития. Предложено для оказания психологической помощи лицам с СДВГ использовать бригадную модель благодаря которой осуществляется модификация поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекции, а также медицинское сопровождение дают хороший результат, что ребенок с СДВГ осознает свои особенности и научится их учитывать в жизненных ситуациях. В состав бригады входят нейропсихолог (выявляет слабые звенья в высших психических функциях и компенсирует сильными, формирует адаптивные модели поведения), школьный психолог (производит интеграцию в школьную среду), семейный психолог (гармонизирует взаимоотношения в семье), воспитатель / учитель (мотивирует и оптимизирует воспитательный / учебный процесс), родители (правильно и адекватно воспитывают), невролог / психиатр (дифдиагностируют коморбидные состояния, медицинское сопровождение). Показаны основные недостатки имеющихся критериев диагностики СДВГ и пожелания в оптимизации критериев в следующем главном пересмотре ВОЗ и Американской психиатрической ассоциацией.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нейропсихологическая диагностика, нейропсихологическая коррекция.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 293-303 (pdf)
УДК 159.98
Чичуга М. М.
Институт криминально-исполнительной службы Национальной академии внутренних дел, Киев
Методика профилактики деструктивных психических состояний начальников отделений социально-психологической службы учреждений исполнения наказаний
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье освещены основные положения авторского тренинга, направленного на профилактику и коррекцию деструктивных психических состояний и качеств молодых начальников отделений социально-психологической службы, которые работают до 3 лет в учреждениях исполнения наказаний. Апробирована авторская программа тренинга в мае - ноябре 2014 года на базе заочного факультета Института уголовно-исполнительной службы Национальной академии внутренних дел. Определено, что тренинг состоит из четырех модулей: актуализация проблем деструктивных психических состояний в работе персонала УИН; определение основных деструктивных психических состояний, которые присутствуют в профессиональной деятельности начальников отделений СПС УИН; техники минимизации влияния деструктивных психических состояний на эффективность служебной деятельности и личность начальников отделений СПС УИН; формирование активной личностной позиции по противодействию влияния деструктивных психических состояний на эффективность профессиональной деятельности и личность начальников отделений СПС УИН. Проведенный количественный и качественный анализы результатов тренинга, а также анализ статистических данных за непараметрическим критерием Манна-Уитни, показал, что изменения в деструктивных психических состояниях и качествах работников произошли. Выявлено, что программа профилактики и коррекции деструктивных психических состояний начальников отделений социально-психологической службы учреждений исполнения наказаний является эффективной.
Ключевые слова: деструктивные психические состояния, коррекция, профессиональное выгорание, профессиональная деформация, профилактика, тренинг.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 303-312 (pdf)
УДК 159.96
Шелег Л. С.
Национальная академия внутренних дел, Киев
Классификация концепций и основные признаки психосоматических расстройств
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье выделено три самостоятельных направления научных исследований психосоматического статуса личности: западноевропейская (преимущественно, немецкая), русская (советская) и американская. Каждый из них базировался на определенных теоретических основах, что позволяет предложить следующую типологию соответствующих концепций: 1) психоаналитические – посвящены взаимодействию противоречивых аспектов личности (инстинкта, разуму и сознания); 2) психофизиологические – базируются на постулате единства мозга, психики и телесных проявлений; 3) психодинамические – ориентированы на установление личностной специфики происхождения и динамики психосоматических расстройств. К первой группе принадлежат концепции конверсии Ф. Дойча, «осмысленной деятельности «Id» Г. Гроддека и др. Другая группа представлена, прежде всего, теорией условных рефлексов И. П. Павлова, а также концепциями «неполноценности органа и ее психической компенсации» А. Адлера, стресса Г. Селье и др. К треьей группе отнесены концепции «специфичности интрапсихического конфликта» Ф. Александера, «профиля личности» Ф. Данбар, алекситимии П. Сифни, потери «ключевой фигуры» Г. Энгела и др. По мнению автора, психосоматические расстройства – результат негативного влияния специфических особенностей эмоционального реагирования личности на стрессогенную ситуацию, острой или хронической психологической травмы на функционирование органов или их систем. Основными их признаками являются: хроническое течение; наличие определенных эмоционально-волевых и индивидуально-психологических свойств личности, определяющих эмоциональную ригидность, трудности в организации межличностного взаимодействия, недостаточность умений и навыков эффективного преодоления стресса.
Ключевые слова: психосоматический статус личности, типология, классификация, психосоматические концепции, психосоматические расстройства, алекситимия..
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 313-321 (pdf)
УДК 371.132
Шопина М. А.
Институт последипломного педагогического образования Киевского университета имени Бориса Гринченко, Киев
Психологические особенности реализации творческого потенциала воспитателей ДОУ в условиях повышения профессиональной педагогической квалификации
Язык статьи: украинский
Аннотация: Основное внимание в статье сосредоточено на понятии развития творческого потенциала воспитателей дошкольных учреждений, который рассматривается как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога дошкольного образования, выражающие готовность совершенствовать педагогическую деятельность. Анализируются подходы к специфике проявления психологических свойств и возможностей реализации творческого потенциала. Рассмотрены особенности развития и реализации творческого потенциала воспитателей ДОУ на курсах последипломного педагогического образования. Прослежены разнообразные проявления творческого потенциала личности воспитателя, определены методы повышения творческого потенциала педагога дошкольного образования. В статье рассматриваются факторы, способствующие развитию творческого потенциала воспитателя, отражен творческий потенциал педагога дошкольного образования как динамическую личностную структуру, которая выражается интеграцией ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов.
Ключевые слова: воспитатель, творческий потенциал, профессиональный потенциал, творческие задания, повышение квалификации.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 321-328 (pdf)
УДК 159.947.24
Щербан Т. Д.
Мукачевский государственный университет, Мукачево
Исследование ответственности в системе профотбора
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассмотрены особенности взаимосвязи психологических феноменов «профессиональная готовность» и «ответственность» в контексте формирования профессиональной пригодности. Выделены когнитивные и регулятивные процессы типов жизненных миров личности, обеспечивающих целостность профотбора будущих специалистов. Осуществлен анализ влияния «умение дать ответ» на систему профессионально-ориентированных стратегий поведения индивида. Полученные эмпирические результаты показывают, что у студентов старших курсов наблюдается значительный сдвиг в направлении экстернального контроля, в целом негативно сказывается на формировании уровня ответственности и влечет за собой неготовность личности к развитию профессионально важных качеств будущих специалистов. Таким образом, профессиональная готовность, инвариантная по структуре, типичная в отражении своих функций и вариативная относительно индивидуального проявления.
Ключевые слова: профессиональный отбор, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная ответственность, типы жизненных миров личности.
Aktual_probl_psihol 2015, 12(21): 329-340 (pdf)