Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 23 – 2017

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК 159.9

Моляко В. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Рабочая концепция стратегического и тактического преодоления кризисных научно-образовательных проблем (психологические ракурсы)

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье изложены положения рабочей концепции стратегического и тактического преодоления кризисных научно-образовательных проблем, рассматриваются наиболее приоритетные направления в развитии современной науки, образования и культуры с учетом конкретных социально-экономических условий, морального состояния населения и психологической готовности к существенному преодолению негативных вызовов современности. Показано, что основной существенной проблемой является проблема психологической неготовности отдельных людей, коллективов и общества в целом к быстрым изменениям, к творческой деятельности в новых усложненных условиях, к рациональным действиям. Изложены основные цели, стоящие перед наукой. Главная из них – поддерживать такой уровень развития науки, который бы позволял с опережением предвидеть и решать задачи развития страны, общества, людей в условиях научно-технического прогресса и всего, что с ним связано. Принципиально важным аспектом предложенной программы является то, что она нацелена на развитие творчества на всех возрастных уровнях, во всех отраслях. Обоснована необходимость создания специального института проблем творчества, инновационной деятельности – по разработке сверхновых технологий умственной деятельности, решения нестандартных проблем, искусства преодоления кризисов и др. Высшим учебным заведениям предлагается работать над проектированием новых профессий в сферах инженерии, биологии, медицины, межличностных отношений, искусства терапии и ряда других. Главный акцент делается на развитие творческих стратегий и тактик деятельности, формирование творческого конструкторского мышления, что предполагается разработанной системой диагностики творческого потенциала и творческого тренинга КАРУС. Широкое привлечение системы КАРУС в учебно-воспитательную работу школ, вузов гарантированно будет способствовать формированию высокого уровня психологической готовности личности к творческой деятельности во всех ее разновидностях.

Ключевые слова: основные проблемы современности, психологическая готовность, система КАРУС.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23):6-13


УДК 159.9

Алексеева Т. С.1, Моляко В. А. 2

1Клиническая больница «Феофания», Киев;

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Проблеми впровадження психологічних компонентів в діагностико-лікувальну медичну практику

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье описано медико-психологическое исследование особенностей возникновения и развития психологических механизмов посттравматического стресса и проанализированы психологические компоненты в работе с пациентами, относимыми к разряду кризисных личностей, переживших те или иные негативные воздействия, приводящие к нарушению их жизнедеятельности. Представлены типы реагирования на травматический стресс, в частности, дана классификация реагирования на чернобыльскую атомную катастрофу, в которой было выделено шесть основных типов реагирования людей с учетом сочетания субъективных и объективных факторов травматического воздействия. Авторы рассматривают в статье общие особенности динамической паники, причины возникновения и механизм ее развития, а также описывают основные типы паники и их деструктивные последствия, связанные с психическими деформациями, физическими и выраженными психологическими травмами, утратой трудоспособности, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью.

Ключевые слова: медико-психологическое исследование, ЧАК, посттравматический стресс, паника, типы реагирования, психологическая помощь, кризисная личность, работа с пациентами.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 14-22


УДК 159.9

Бедлинский А. И.

Сумской государственный педагогический университет имени А. С. Макаренка, Суммы

Анализ речеовго отражения бытия через рифму

Язык статьи: украинский

Аннотация: Опираясь на особенности поэтического отражения мира, в статье представлена попытка исследования сознания, как процесса взаимодействия психического и рефлекторно-речевого отражений. Родной язык рассматривается как отражение сознания народа. Появление слова объясняется через проблески сознания, зафиксированные в представлениях соединенных со словом, как результат действия ориентировочного рефлекса. Слово рассматривается как орган отражения. В процессе поэтического творчества писатель дотрагивается до сознания народа. Анализ, осуществляемый поэтом, опирается на собственное бессознательное, которое является сознанием народа, возбуждает проблески сознания предыдущих поколений зафиксированных в словах родного языка, в связях между нейронами, которые не тождественны нейронным связям образов восприятия. Регуляция сознания осуществляется психическими и рефлекторно-речевым отражениями, каждое из которых в отдельности может быть доступным сознания только как отдельные догадки, а вместе могут целенаправленно регулировать потоки психических отражений в соответствии с требованиями активной направленной деятельности, обеспечивают возможность осознания бытия. Механизмом регуляции является содержание в сфере сознания одного из потоков (психического или рефлекторно-речевого) за счет изменчивости другого, при постоянном уподоблении устойчивого и изменяющегося.

Ключевые слова: отображение, догадка, образ, сознание, уподобление.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 23-33


УДК 159.955:387.147

Березова Л. В.

Национальный университет биоресурсов и природоиспользования Украины, Киев

К вопросу решения студентами задач в усложненных условиях

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье выявлено, что в обычных условиях решения конструкторских задач доминирующие мыслительные тенденции аналогизирования, комбинирования и реконструирования формируются и функционируют на каждом этапе решения задачи (понимание, построение замысла, апробация замысла). Они трансформируются в доминирующие мыслительные тенденции при условии проявления на каждом из этапов решения. Трансформация преобладающих мыслительных тенденций аналогизирования, реконструирования и комбинирования в мыслительные стратегии подкрепляется субъективной уверенностью в их достоверности. Показано, что в усложненных условиях решения конструкторских задач (ограничения и самоограничения во времени, скоростное эскизирование, несформулированное или частично сформулированное условие задачи, перегруженное условие задачи) мыслительные тенденции аналогизирования, комбинирования и реконструирования, функционируя на каждом этапе решения задачи (понимание, построение замысла, апробация замысла), не всегда трансформируются в доминирующие мыслительные тенденции, что приводит к уменьшению количества сформированных мыслительных стратегий. При некоторых усложненных условиях мыслительные стратегии преобладают на этапе формирования замысла, в то время, когда на этапе понимания условия задачи они имеют эпизодический характер.

Ключевые слова: творческая деятельность; конструкторское мышление; конструктивно-техническая задача; мыслительные стратегии аналогизирования, комбинирования, реконструирования; трансформация стратегии; усложненные условия.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 33-41


УДК159.92

Боровицкая Е. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Эпистемологическая психология творчества: место и роль праобраза

Язык статьи: украинский

Аннотация: Исходной точкой наших рассуждений является понимание психологии творчества как эпистемологической. Центральной её проблемой видится проблема конструирования нового, с помощью структурно-функционального участия праобраза. Праобраз будем считать одним из ключевых понятий эпистемологической психологии творчества и рассматривать как исходную структурированную форму опыта, в широком его понимании.

Ключевые слова: эпистемологическая психология творчества, праобраз, опыт, ментальный образ, конструктивизм, энактивизм, творческий процесс, бессознательное.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 41-52


УДК159.922

Ваганова Н. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Синергийный характер проявлений воображения в процессах восприятия дошкольниками сложных объектов

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье анализируются проявления воображения в процессах восприятия дошкольниками относительно сложных объектов. Известно, что виды восприятия условно делятся на две группы: простые и сложные. В первую группу входят восприятие свойств предметов (формы, цвета, величины), восприятие целостных предметов, пространства, времени, движения, в восприятии которых активно участвуют ощущения. К другой группе относятся сложные объекты, сложные по содержанию образы, а именно: иллюстрации, тексты, природа, музыка, отношения людей, в восприятии которых принимают участие мышление, память, воображение. Для каждого вида восприятия существует набор перцептивных действий и эталонов, которые ребенок осваивает в образах и в словесной форме, с опорой на предыдущий опыт. Постепенно развитие процесса восприятия у детей совершенствуется; обогащается новыми перцептивными действиями, эталонами, словарным запасом, комплексной организацией познавательной деятельности, согласованностью с другими психическими процессами. В данной статье рассматривается синергийный характер проявлений воображения в процессах восприятия и анализируется определенная часть таких синергийных проявлений, а именно: когда новый образ объекта доминирует и мало актуализирует образы воображения; когда образы воображения выходят на первый план и вытесняют в какой-то мере образы новых объектов; и когда достигается динамический баланс между образами воображения и образами восприятия.Авторский подход основывается на положениях о включенности воображения в процессы восприятия новой информации, о ведущей роли творческого анализа и интерпретации, и актуализации оперативного воображения, которое в первую очередь базируется на наличных образах, существующих в опыте ребенка; то есть речь идет о синергии относительно автономных процессов восприятия, памяти (установки) и воображения, которое актуализируется в зависимости от меры новизны нового объекта. Эти процессы могут быть описаны в парадигме трансформации образов при решении новых задач, перехода от праобразов к образам-ориентирам и ведущим образам (В.А. Моляко).

Ключевые слова: синергия, воображение, восприятие, сложные объекти восприятия, новая информация, старший дошкольный возраст.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 52-60


УДК 159.9

Гулько Ю. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Регуляционные механизмы перцептивно-мыслительной стратегии конструирования младшими дошкольниками нового объекта

Язык статьи: украинский

Аннотация: К концу 21 века психология творческой деятельности перестала рассматриваться только как раздел общей психологии и стала приобретать общий теоретико-методологический статус, главными постулатами которого есть положения о творческой природе психики человека. К настоящему времени сложилась достаточно четко оформленная методологическая база, позволяющая осмысливать познавательные процессы человека с точки зрения стратегиальной природы творческой деятельности. Наблюдение за детьми в процессе конструирования целостного объекта из стимульных материалов поданных в виде «фигур и фона» дало возможность выделить узловые регуляционные механизмы перцептивно-мыслительной стратегии, которые: функционируют одновременно, обеспечивают динамику создания целостного смыслового и предметного конструкта и так же являются показателями функционирования стратегии. Перцептивно-мыслительная стратегия возникает с момента принятия ребенком внешней задачи. В задаче выделяются знакомые данные и происходит трансформация условия (задания) по аналогии известному образцу. В процессе принятия задачи зарождается и развивается замысел как основная идея конструирования. По мере развития замысла изменяется понимание ребенком условия поставленной задачи. Переход стратеги на болем сложный уровень функционирования осуществляется за счет игровых и экспериментальных действий ребенка со стимульным материалом.

Ключевые слова: творческие перцепции, трансформация условия задачи, трансформация замысла, аналогизирование, наглядные и образные аналоги.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 60-70

Данилюк И. В. 1, Гресько В. В. 2

1 Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка

2Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка

Психологические особенности проявления этнической толерантности украинской молодёжи

Язык статьи: украинский

Аннотация: Этническая толерантность – важный фактор социального развития Украины, способствует укреплению государственности, политического строя, национального единства, гармонизирует жизнедеятельность общества. Процесс интеграции Украины неизбежно сопровождается трудностями в общении граждан, которые являются представителями других национально-культурных сообществ. Именно поэтому фактор толерантности во взаимоотношениях становится важным критерием осуществления интеграционного процесса Украины. То есть этническая толерантность украинского общества будет способствовать укреплению государственности, национальному единству и гармонизации общества. Важным заданием становится способствие этнопсихологической компетентности и сформирование в сознании каждого гражданина установки на этническую толерантность. В статье раскрывается понятие этнической толерантности, ее сущность и основные структурные компоненты. Охарактеризовуються основные особенности и специфика ее проявления. Проведено эмпирическое исследование, которое определяет проявление этнической толерантности украинской молодежи, особенности проявления структурных компонентов этнической толерантности и их взаимосвязь. Также была выявлена взаимосвязь этнической толерантности с уровнем развития этнической идентичности личности. В статье поставлена проблема укрепления украинской идентичности на основе этнического формирования этнической толерантности.

Ключевые слова: этническая толерантность, этническая идентичность, этнические предубеждения, этнические стереотипы, украинская молодежь.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 70-80


УДК 316.47.37.018.32

Девис Л. А.

Донбасский государственный педагогический университет, Славянск

Особенности развития сотрудничества со сверстниками в условиях психической депривации

Язык статьи: украинский

Аннотация: В данной статье исследуется проблема сотрудничества воспитанников школы- интерната с окружающими людьми. Исследования психологов показывают, что у этой категории детей наблюдаются значительные отклонения в их личностном развитии и взаимодействии с взрослыми и сверстниками. Таким образом, у воспитанников учреждений интернатного типа не формируется стремление к деловому сотрудничеству с людьми и в процессе общения у них не проявляется познавательная активность, а доминирует стремление к примитивным индивидуальным контактам, что, в свою очередь, не способствует усвоению ребенком культурных достижений человечества и его полноценной ориентации в окружающем мире.

Ключевые слова: психическяа депривация, взаимоотношения, общение, сотрудничество, воспитанники школы-интерната.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 80-88


УДК 159.922

Дригус М.Т.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Концептуальные парадигмы самоэффективности личности

Аннотация: В статье осуществлен анализ концептуальной парадигмы самоэффективности А. Бандуры. Раскрыты истоки самоэффективности в контексте реципрокного детерминизма теории социального научения. Акцентирована значимость для понимания самоэффективности разграничения таких спектров, как ожидание эффективности и ожидания результата в континууме «личность – поведение – результат». Представлена концептуальная парадигма Г. С. Костюка проблемы становления эффективной личности. Сделан вывод о том, что ученый впервые самобытно и системно инициировал в педагогической и возрастной психологии (как в зарубежной, так и в отечественной) проблему личностной эффективности. Показаны перспективы научных исследований проблемы самоэффективности в контексте концепции психологической безопасности творческой личности, созданной В.А. Моляко.

Ключевые слова: личность, развитие, саморазвитие, эффективность, личностная эффективность, самоэффективность, самодвижение, психическое развитие, внутренние условия, среда, детерминация.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 88-97


УДК 159.9:351.74

Клименко І. В.

Национальная полиция Украины, Киев

Взаимосвязи жизнестойкости и составляющих самоорганизации деятельности курсантов – будущих правоохранителей в контексте программы психологического сопровождения

Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязей жизнестойкости и составляющих самоорганизации деятельности курсантов - будущих правоохранителей в контексте программы психологического сопровождения. В исследовании было установлено, что у курсантов, обучающихся в контексте программы психологического сопровождения отдельные компоненты самоорганизации деятельности актуализируют все составляющие жизнестойкости курсантов и ее общий уровень. В группе курсантов, обучающихся в рамках обычной программы самоорганизация деятельности актуализирует отдельные компоненты их жизнестойкости.

Ключевые слова: вовлеченность, жизнестойкость, контроль, курсанты, принятие риска, психологическое сопровождение, самоорганизация деятельности.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 97-105


УДК 159.922.63:128

Коваленко-Кобилянская И. Г.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: украинский

Аннотация: Цель статьи – акцентировать внимание на возможность развития творческих способностей человека на протяжении всего периода онтогенеза, включая его завершающий период - геронтогенез. По результатам исследования можно утверждать, що в позднем возрасте возможно как актуализация деградированных творческих способностей, так и развитие задатков, которые не были реализованы им в предыдущие периоды онтогенеза. В статье отмечено позитивное воздействие развития творческой деятельности на общее интеллектуальное развитие, оптимизацию психологического здоровья старого и стареющего человека и опосредованное улучшение межличностных отношений с их социокультурным окружением.

Ключевые слова: геронтогенез, интеллект, интеллктуальное развитие, творчество, психологическое здоровье.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 105-112


УДК 159.92

Костюченко Е. В.

Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев

Перцептивные основы дизайна как творческой деятельности в индустрии красоты и моды

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализировано содержание понятий «дизайн», «дизайн в индустрии красоты и моды» как творческой проектно-художественной деятельности, процесса и результата художественно-технического проектирования фэшн-продуктов, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых фэшн-объектов и среды в целом утилитарным и эстетическим потребностям потребителей, а также существенное повышение конкурентоспособности фэшн-продукции. Определены место и роль творческого и адаптивного потенциалов перцепции в дизайне как целостного и интегрального процесса технологического и художественного освоения объективной сложной и многогранной действительности, адаптацию к меняющимся условиям, в частности в сфере красоты и моды, а также раскрытие собственного потенциала, мировосприятия, мировоззрения, вкусов, дизайнерской позиции. Особое внимание сфокусировано на том, что в художественно-творческом процессе дизайна творческое мировосприятие и художественное восприятие является основой творческого комбинирования идей, образов, творческой импровизации, когда автоматически происходит фиксация нового в объекте; видение целого и деталей, внешней формы и внутренней сути вещей, известного в неизвестном, неизвестного в известном, единичного и всеобщего в одном объекте. Отмечено, что творческое восприятие дизайнера, полноценное воспроизведение особенностей воспринимаемого мира в дизайне будет способствовать вовлечению дизайнера в творческую деятельность и наоборот в творчески-познавательной деятельности возникнет новое восприятие предметного и социального мира.

Ключевые слова: дизайн, дизайнер, индустрия красоты и моды, творческий потенциал, перцепция, творческое восприятие, эстетическое восприятие.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 112-120


УДК 159. 954: 82

Кривопишина Е. А.

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности, Львов

Особенности развития социального интеллекта творческой личности юношеского возраста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты емпирического исследования психологических особенностей развития социального интеллекта творческой личности юношеского возраста; подчеркнута актуальность изучения социального интеллекта как необходимого условия жизнедеятельности и жизнетворчества личности в современных особенных условиях; рассмотрены основные этапы исследования проблемы развития социального интеллекта; уточнены и углублены сущность и смысл понятия социальний интеллект; определено наличие взаимоисвязи между эмоциональним и социальным интеллектом; в реультате процентного и корреляционного анализа доказано, что творческим личностям юношеского возраста присуще: высокий уровень развития личностной креативности, высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, низкий и очень низкий уровень социальной фрустрации, развиты эмпатические способности, что является свидетельством развития структурных состовляющих социального интелелкта.

Ключевые слова: социальный интеллект, эмоциональный интеллект, творческая личность, личностная креативность, эмпатия, социальная фрустрация, коммуникативные и организаторские способности.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 120-128


УДК 159. 954

Латыш Н. М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Исследование перцептивно-мыслительных стратегий творческого конструирования в графической деятельности младших школьников

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье анализируются перцептивно-мыслительные стратегии творческого конструирования в графической деятельности младших школьников. Исследование осуществлялось в рамках концепции творческого восприятия В. А. Моляко, где творческое восприятие рассматривается как процесс (и его результат), конструирование субъективно нового образа, который в той или иной мере видоизменяет, своеобразно модифицирует предметы и явления объективной реальности. Конструирование графической информации рассматривается как процесс решения творческих задач, где стимульным материалом являются геометрические формы и изображения одной и разного количества точек. Показано, что функционирование перцептивно-мыслительных стратегий творческого конструирования в графической деятельности младших школьников осуществляется посредством трансформации зрительных образов, начиная от праобраза до образа-решения; процесс поиска регулируется стратегией (аналогизирования, комбинирования, реконструирования).

Ключевые слова: творческое восприятие; младший школьный возраст; конструирование; графическая информация; творческая задача; стратегиальные тенденции.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 128-136


УДК 159.9:331.101.3

Лещенко О. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Когнитивно-операциональный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности машиниста локомотива

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье проанализированы особенности исследования когнитивно-операционального компонента психологической готовности к профессиональной деятельности помощника машиниста и машиниста локомотива. Показаны результаты проведения методик исследования когнитивно-операционального компонента в двух группах. На основе полученных результатов выделены уровни сформированности компонента (низкий, средний, высокий) и их критерии. Описаны особенности применения творческого тренинга системы КАРУС для формирования когнитивно-операционального компонента. Представлены результаты применения системы КАРУС для формирования когнитивно-операционального компонента у помощников машиниста и машинистов.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, структура психологической готовности к профессиональной деятельности, когнитивно-операциональный компонент, помощник машиниста, машинист локомотива, тренинг, КАРУС.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 137-148

159.923:616.89-008.441.3

Литвинчук Л. М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Основные методы и принципы построения программы психологической реабилитации лиц, зависимых от опиоидов

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье раскрываются основные методы и принципы построения программы психологической реабилитации лиц, зависимых от опиоидов. В статье отмечается, что построение системы психологической реабилитации лиц с зависимостью от опиоидов проводилась автором статьи в соответствии с целями и задачами исследования в соответствии с полученими данными и основываясь на данных литературы по психологической реабилитации. На основании проведенного комплексного исследования, в основу которого входило определить когнитивные, эмоциональные, поведенческие паттерны испытуемых, проанализировать структурные особенности, уровень мотивации, интеллекта, эмоционального развития, учесть также тяжесть нарушений, спектр и длительность хронического заболевания, тип отношения к болезни были сформированы принципы мероприятий психологического вмешательства. С помощью групповой работы участники психологической программы реабилитации усваивали информацию быстрее, благодаря тому, что обучение проходило интерактивно, они имели возможность одновременно с получением информации обсуждать непонятные моменты, задавать вопросы и закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод способствует к активному участию, а сам процесс обучения становится легче и интереснее, стимулирует мотивацию к работе. Консультирование наркозависимых проводилось с учетом симптомов наркотической зависимости, учетом содержания и структуры текущей программы выздоровления клиента. Технология психологической реабилитации наркозависимых от опиоидов опирается также на транстеоретической модель изменения поведения, которая была разработана американскими психологами университета Род Айленд - Дж. Прочаска и К. Ди Клементе. В статье приводятся основные терапевтические факторы даной программы.

Ключевые слова: программа психологической реабилитации, мотивационный диалог, системный подход, принцип, терапевтические факторы программы, сеанс.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 148-157


УДК 159.9.075

Максём Е. В.

Черниговский национальный технологический университет, Чернигов

Индивидуальные особенности основных участников буллинга подросткового возраста в школьной среде

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье изложено результаты эмпирического исследования индивидуальных особенностей и типичных личностных качеств основных участников буллинга. На основании анализа научных источников уточнено понятие «буллинг» и охарактеризовано основные факторы и формы проявления данного феномена. По результатам исследования было выявлено тенденцию снижения частоты проявлений буллинга в старшей школе по сравнению со средними классами, а также смену форм проявления буллинга, выявлено статистически значимые отличия между типичными личностными качествами основных участников школьного буллинга, на основе которых составлены психологические портреты типичных «жертв» и «агрессоров»: типичной «жертве» присущи такие личностные качества, как сензитивность, тревожность, ригидность, а также стоит указать, что «жертвами» часто стают физически неразвитые личности, у которых хорошая успеваемость в школе; типичному «агрессору» присущи такие личностные качества, как агрессивность, низкий уровень сензитивности і тревожности, типичные «агрессоры» чаще воспитываются в неполных семьях, физически развиты и достаточно часто имеют плохую успеваемость в школе.

Ключевые слова: буллинг, школьное насилие, третирование, подростковый возраст, личностные качества, индивидуальные особенности.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 157-167


УДК 159. 928

Марчук Е. А.

Житомирский государственный университет им. И. Франко, Житомир

Из психологии творчества Ивана Франко: влияние макро- и микросреды на становление литературной одаренности писателя

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья раскрывает особенности влияния макро- и микросреды на становление литературной одаренности Ивана Франко. Исследовательский фокус направлено на школьный и гимназический периоды, которые являются иллюстративными по отношению к качественной трансформации биологических задатков в творческую одаренность под влиянием социальной среды. Частые переезды (изменение социальной среды, необходимость приспосабливаться к новым условиям) способствовали самостоятельности и независимости, качественное образование, творческая образовательная среда дали интеллектуальный ресурс и толчок к написанию собственных произведений, внешкольное обучение и общение способствовали формированию творческого мировоззрения, неповторимой манеры письма.

Ключевые слова: творчество, одаренность, творческая личность, задатки, способности, талант, гениальность, макро- и микросреда.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 167-175


УДК [159.955+159.956]

Мойсеенко Л. А. 1, Витвицкая О. М. 2, Кулинич Г. М. 3

1Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

2Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

3Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

Стратегия аналогизирования как мыслительный механизм решения творческой математической задачи

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается вопрос касающийся психологической сущности механизмов решения творческой математической задачи. Акцентируется внимане на наличии алгоритмов решения многих типов математических задач, которые apriori приводят к использованию мислительных действий по аналогии при решении новых математических задач. По результатам анализа исследований математического мышления, определен подход к его изучению через анализ преобладающих мыслительных действий при решении творческих математических задач. Аналогизирование считается одной из мыслительных тенденций в творческом математическом мышлении, которая часто проявляеться на протяжении всего процесса решения математических задач. Авторы выделяют три составные процесса: процесс понимания, процесс прогнозирования и апробационный процесс, которые состоят из ряда своих микроэтапов. Установлено, что действия по аналогии встречаются на каждом микроэтапе составных процессов творческого математического мышления и проведен анализ поисков аналогов на каждом микроэтапе составляющих. Действия по аналогии к известным эталонам могут как содействовать поисковой деятельности, так и препятствовать ей. Констатируется, что в некоторых случаях мыслительные действия по аналогии преобретают статус превосходящих мыслительных тенденций и приводят к результативности поискового процесса. Сделан акцент на значимости субъективной уверенности в качестве полученного результата, в возможности продолження мыслительных действий с использованием аналогов. Доказано, что в случае, если тенденция к аналогизирования доминирует на протяжении всех составных процессов и субъект преобретает уверенность в правильности своих действий, такая тенденция превращается в мыслительную стратегию аналогизирования.

Ключевые слова: творческое математическое мышление, аналогизирование, мыслительная тенденция, мыслительная стратегия.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 176-187


УДК 159.922.27 – 316.87

Москаленко В. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Особенности инноваций в творчей деятельности человека

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается психологический аспект теории инноваций. В частности, инновационная деятельность анализируется как сущностная сторона творчества. Подчёркивается, що системообразующим компонентом в стркутуре инновационной деятельности является идеал как направленность сознания в будущее. Эта направленность может бать как позитивной, так и негативной. Утверждается, что лишь позитивно направленная инновационная деятельность, основой которой является социальный интерес, может определять творчество как сущностную характеристику человека. В статье освещается также вопрос связи инноваций и социализации. Подчёркивается, что инновации как формы культуры являються важным фактором социализации человека, особенно в юношеском возрасте, что обусловлено прежде всего возрастными особенностями этого этапа социализации. В статье анализируются также особенности феномена инновации, определены его основные признаки, описаны основные аспекты его исследования.

Ключевые слова: творчество, инновации, инновационная деятельность, идеалы, позитивная направленность, негативная направленность, социальный інтерес, социализация, взаимодействие поколений, «хаос», «порядок», «социальная инерция», «типичная психология», « разрушительные факторы».

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 188-197


УДК 159.922.27 – 316.87

Москаленко В. В. 1, Лавренко О. В. 2

1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Моральность в структуре характеристик образа «экономически успешного человека» студенческой молодежи

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования, проводившегося с целью анализа особенностей моральной составляющей образа «экономически успешного человека» студенческой молодёжи. Эмпирическое исследование осуществоялось на выборке, сформированной из студентов высших учебных заведений г. Киева. Организация эмпирического исследования проводилась в соответствии с задачами определения содержания представлений студентов о «моральности» в структуре характеристик образа экономически успешного человека: отношения студентов к соблюдению нравственных норм личностью в сфере экономической жизнедеятельности; представления студентов о причине нарушения норм нравственности в экономической жизнедеятельности человека. Результаты исследования свидетельствуют о том, что основная масса студенческой молодёжи связывает экономический успіх человека с соблюдением нравственных норм. Тем не менее часть студентов считает возможным нарушать нравственные нормы, если это необходимо для экономического успеха. Эти результаты подтверждают целесообразность организованных форм нравственного воспитания в условиях обучения в вузе.

Ключевые слова: экономически успешный человек, моральная составляющая образа, эмпирическое исследование, единство экономического и нравственного, представления, отношение, моральне нормы.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 197-211


УДК 159.922

Мусияка Н. И.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Онтогенетическая динамика прогностической самооценки как детерминанта личностной эффективности школьника

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования прогностической самооценки как детерминанты личностной эффективности школьника. Раскрыты особенности макрогенезы архитектоники прогностической самооценки у школьников с различной личностной эффективностью. Установлены макрогенетические тенденции становления прогностической самооценки на разных этапах онтогенеза. Зафиксировано снижение адекватности прогностической самооценки на грани перехода школьников от начальной в основную школу, что свидетельствует о трудностях адаптации пятиклассников с высокой и средней личностной эффективностью. Показаны деструктивные тенденции становления прогностической самооценки низкоэффективных учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Ключевые слова: генезис, детерминанты, онтогенетическая динамика, личностная эффективность, личность, оценка, оценочные отношения, самооценка, прогностическая самооценка.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 211-218


УДК 159.923.2

Панасенко Н. Н. 1, Гомонюк В. А. 2

1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Самоактуализация как фактор профессионального самоосуществления программиста

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье изложены результаты исследований, направленных на определение особенностей самоактуализации личности программиста как фактора его профессионального самоосуществления. Определено, что программисты имеют существенно высокие показатели базовых шкал Самоактуализацийного теста, причем их «чрезмерная жизненная самоактуализованность» негативно влияет на отдельные составляющие их профессионального самоосуществления, как на внутрипрофессиональное, так и на внешнепрофессональное, что требует дополнительного исследования. Также было установлено, что для программистов присущ, как правило, высокий уровень профессионального самоосуществления.

Ключевые слова: самоактуализация, программист, профессиональное развитие, самоо¬существление, профессиональное самоосуществление.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 219-229


УДК 159.9

Поддьяков А. Н.

Государственный университет Высшей школы экономики, Москва

Создание объектов для изучения исследовательского поведения и мышления: от замысла до психологического эксперимента

Язык статьи: русский

Аннотация: В статье изложена разработанная автором система объектов типа игрушек-головоломок, которые предоставлялись детям от 3 лет, подросткам и взрослым для самостоятельного исследования, постановки и решения различных проблем. Описаны средовые предпосылки к конструкторской деятельности. Изложены два основных пути возникновения замысла экспериментального объекта. Выработаны задачи разработки дизайна исследовательского объекта и «интерфейса участника». Сформулированы основные принципы по разработке целостной системы экспериментальных объектов. Показано, что реальные объекты в ряде важных аспектов оптимальнее виртуальных для психологических экспериментов, диагностики и оценивания. Установлено, что в сложной деятельности инсайт может быть связан не только с решениями, но и с продуктивной постановкой новых проблем – для других и для себя. Творческая конструктология рассматривается в ракурсе конструирования задач на творческое мышление: как традиционных задач «на соображение», так и проблемных ситуаций с открытым началом и концом и исследовательских сред, предоставляющих свободу творчества участнику и свободу построения диалога между ними и исследователем.

Ключевые слова: творческая конструктология, экспериментальные объекты, возникновения замысла, инсайт, творческий диалог.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 230-248


УДК 159.9:378(043)

Подшивайлов Ф. М.

Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев

Теоретическое обоснование модели мотивационной сферы личности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлено обобщённое определение понятия мотивационной сферы личности как центра пространства личности, где пересекаются все личностные свойства, определяющие характер мотивационных процессов, задающие направленность, обеспечивающие устойчивость, стабильность и целостность личности. Выделены необходимые и достаточные критерии построения модели мотивационной сферы личности: онтогенетическая последовательность, уровень осознания (на шкале бессознательное – сознание), врождённость – приобретённость и функциональность. Обоснована модель мотивационной сферы личности, включающая ориентационную (как систему врождённых задатков, предпосылок, определённых ориентиров, обеспечивающих общую ориентацию в окружающей среде), мобилизационную (как систему закреплённых в прижизненном опыте задатков на уровне характера, индивидуального стиля деятельности, обеспечивающих стабильность жизнедеятельности личности), актуализационную (как актуализацию потенциальных возможностей личности в процессе учебно-познавательной деятельности) и реализационную (систему ценностей, смыслов, мировоззренческих позиций, реализующих человека как личность и обеспечивающих его устойчивость в поведении, поступках, деятельности) составляющие, последовательно переходящие одна в другую и образующие четырёхтактный цикл.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера личности, модель мотивационной сферы личности, нужда, потребность, направленность личности, ценности, ценностные ориентации, картина мира, аксиоматический подход.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 248-263


УДК 159.937

Подшивайлова Л. И. 1, Шепелёва М. В. 2

1Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

2Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Перцептивно-мыслительная стратегии как свойство личности

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье представлен теоретический обзор научной литературы по проблеме определения понятия восприятия и его свойств (избирательность, структурированность, осмысленность, опредмечивание, нелинейность, адекватность, синкретичность, константность, целостность). На основе анализа словарей и работ по психологии творчества определены основные функции стратегии: определяет готовность субъекта к творческой деятельности, упорядочивает поступающую информацию, позволяет оценить своевременность действий, задаёт направление осуществления творческой деятельности, выделяет определённую информацию из общего информационного потока, задаёт направление интерпретации информации, определяет ориентацию на будущее, выстраивает иерархию целей, определяет вектор поиска, направление решения задач. Перцептивно-мыслительная стратегия рассматривается как свойство, направляющее личность на достижение гармонии с окружающей средой в процессе их взаимодействия. Она интегрально определяет способность личности к творческой деятельности, направляет её на успешность принятия и осуществления решений в процессе выполнения задач, задает основное направление интерпретации, понимания актуальной информации, в дальнейшем реализуется в созидательной деятельности, ориентирует личность на будущее. Перцептивно-мыслительная стратегия способствует конструктивному решению противоречий между имеющимися у субъекта знаниями, опытом и новыми требованиями актуальной ситуации, в чем состоит ее творческий характер. Перцептивно-мыслительная стратегия как свойство личности определяет ее индивидуально-психологические особенности.

Ключевые слова: восприятие, перцепция, апперцепция, свойства восприятия, стратегия, функции стратегии, перцептивно-мислительная стратегия, творчество, свойство личности, индивидуально-психологические особенности личности.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 263-277


УДК 159.92

Поклад И. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Историко-психологическая трансформация проблемы развития способностей личности в научном наследии отечественных психологов

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье систематизированы научные подходы к проблеме способностей, рассмотрены психологические особенности их развития. Прослежен путь развития данного понятия от теории Л. С. Выготского и теоретических разработок его последователей к настоящему. Отмечено, что в психологическом наследии Г. С. Костюка феномен «способности» рассматривался как «общечеловеческие существенные свойства общие для всех людей» и таким образом, выступал неотъемлемой составляющей проблемы развития и формирования растущей личности. Исследована теоретическая и практическая разработка проблемы способностей в трудах С. Л. Рубинштейна, в которых ученый доказывал, что способности человека – это различные проявления его способностей к усвоению знаний и достижений человеческой культуры, к учебе и труду, в которых они формируются. Освещены в историческом плане две противостоящие друг другу точки зрения на природу способностей: «наследственная» и «социальная». Приведены исследования посвященные изучению особенностей общих и специальных способностей, проанализированы категории одаренность и талант.

Ключевые слова: способности, задатки, одаренность, талант, гениальность, условия развития способностей.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 277-287


УДК 159.9 : 316.6

Преснякова Л. В.

Администрация Государственной Пограничной службы Украины, Киев

Структурно-динамическая модель компетентности участковых инспекторов пограничной службы в профессиональном общении

Язык статьи: украинский

Аннотация: На основе теоретического анализа автором разработана и обоснована структурно-динамическая модель компетентности участковых инспекторов пограничной службы в профессиональном общении. Основу модели составляют коммуникативная, перцептивная и интерактивная компетентности, которые состоят из когнитивного, личностного и поведенческого компонентов. Показано, что коммуникативная, перцептивная и интерактивная компетентности основываются на соответствующих знаниях, умениях, навыках и личностных качествах личности профессионала. Уточнено содержание понятий, которые были использованы для обозначения структурных элементов модели, показана их связь с психологическими особенностями профессиональной деятельности и профессионального общения, личностью инспектора, результатами профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное общение, знания, умения, навыки, личностные качества, компетентность в общении, коммуникативная компетентность, перцептивная компетентность, интерактивная компетентность.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 287-296


УДК 159.9

Сардарзаде С.

Киевський национальний университет имени Тараса Шевченка, Киев

Оцінка емоційних схем у осіб з тривожними розладами

Язык статьи: украинский

Аннотация: Целью данного исследования является оценка эмоциональных схем у людей с тревожными расстройствами психики. Фактически, эмоциональные схемы - определенным образом организованные совокупности принципов или содержания мышления – определяются как взаимосвязь эмоций, целей, воспоминаний и поведенческих тенденций личности. Эмоциональные схемы возникают из взаимодействия между первоначальной историей обучения индивидуума и его врожденным темпераментом. Эмоциональные схемы активируются посредством того влияния, которое они оказывают на интерпретацию жизненных событий и реакций на эти события пациентом. В целом 109 пациентов, которые обращались с различными типами тревожных расстройств к психологам и психиатрам (в государственных и частных центрах) в Тегеране были выбраны методом случайного отбора. Для анализа результатов были использованы анкета эмоциональных схем Лехи, метод дисперсийного анализа и метод Тьюки. Результаты показали, что схемы чувственности, чувства вины, завышенных ценностей, контролируемости, рациональности, консенсуса с другими, принятия чувств, обвинения других существенно отличаются в эмоциональных схемах при различных типах тревожных расстройств. Эмоциональные схемы представляют собой новый метод диагностики различных типов тревожных расстройств.

Ключевые слова: когнитивные схемы, эмоциональные схемы, когнитивно-бихевиоральная терапия, тревожные расстройства.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 297-304


УДК 316.6:364.04

Сила Т. И.

Черниговский национальный технологический университет, Чернигов

Психосоциальная поддержка участников боевых действий и членов их семей: ресурсы сообщества

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможностей, которые открывает уровень сообщества в вопросах реинтеграции участников боевых действий, психосоциальной поддержки семей ветеранов АТО, а также освещению опыта применения социально-психологических практик мобилизации ресурсов сообщества. Рассматриваются психологические, социальные и организационные ресурсы сообществ, которые могут быть задействованы в профессиональной деятельности социальных работников. В качестве методологического инструмента мобилизации ресурсов социальным работникам предлагается трехуровневая концепция эмпауермента (психологический, социальный, политический уровни). Раскрываются возможности социального картирования как практики трансформации проблем в ресурсы на уровне сообщества.

Ключевые слова: психосоциальная поддержка, сообщество, ресурсы, эмпауермент, участники боевых действий, социальное картирование, профессиональная деятельность социальных работников.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 304-312


УДК 159.937

Третяк Т. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Психологические особенности мыслительной деятельности школьников

Язык статьи: украинский

Аннотация: Выясняется роль структурно-функционального анализа информации в мыслительной деятельности учащихся различных возрастных групп. Рассматривается функционирование: основных мыслительных операций: классификация, обобщение, сравнение по принципу аналогии; основных умственных процессов: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, а также их роль в обеспечении успешности продуктивного мышления учащегося. Обосновывается доминирующее функционирование соответствующего психического процесса из совокупности психических процессов, составляющих основу умственного развития школьника, относительно определенного возрастного уровня (восприятие, память, мышление, воображение). Акцентируется внимание на важности включения в содержание обучения школьников овладения инструментальными знаниями, способами логического упорядочивания важных элементов обобщенного опыта познания, то есть дидактически обработанные присущие современной науке обобщенные способы анализа действительности. Анализируются количественные и качественные характеристики и инструментарий такого существенного аспекта умственного развития, как усвоение информации. Описано специфику развития мыслительной деятельности учащихся в процессе решения задач, связанных с преодолением проблемы, трансформацией, усвоением новой информации или поиском, конструированием искомого инструмента ее решения, в частности, в новых разного рода усложненных условиях. Обсуждается вопрос относительно формирования готовности учащегося к восприятию новой информации. Анализируются основные детерминанты конструирования неадекватных информационных блоков и их системообразующая функция в ошибочном отражении структурно-функциональных свойств элементов конструирования в процессе построения замысла решения задачи.

Ключевые слова: мышление, восприятие, информация, задача, конструирование, стратегия.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 312-323


УДК 159.937

Третяк Т. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Творческое восприятие реальности

Язык статьи: украинский

Аннотация: Обосновывается вклад научного наследия Медведевой Н. В. в психологию творчества. Анализируются ее научные труды, посвященные исследованию творческой перцептивно-мыслительной деятельности учеников. Рассматривается разработанная ею авторская концептуальная модель процесса формирования замысла. Проводится анализ диагностического и развивающего потенциала разработанной авторской методики «Творческий калейдоскоп», возможности реализации этих методических средств с целью изучения трансформации художественного замысла в процессе изобразительной деятельности младших школьников, стимулирования развития их творческих способностей. Подаются основные концептуальные положения относительно особенностей и тенденций творческого восприятия учениками художественного произведения, результаты экспериментального изучения художественного восприятия.

Ключевые слова: образ, трансформация замысла, перцептивно-мыслительные стратегии, информация, задача, конструирование, творчество.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 324-328


УДК 159.92

Яворская-Ветрова И. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Самоотношение в структуре самосознания личности: анализ теоретико-методологических оснований

Язык статьи: украинский

Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу проблемы самоотношения в контексте исследования структур самосознания личности. Рассмотрены взгляды Б.Г. Ананьева на «перенесение» как механизм формирования отношений к себе, определяемые им как «рефлексивные черты характера». Освещен анализ П.Р. Чаматой познавательного, волевого и эмоционального компонентов отношения в себе в его положительной и отрицательной модальности. Рассмотрен многоаспектный подход И.И. Чесноковой, которая выделила три составляющих самосознания – самопознание, эмоционально-ценностное отношение и саморегуляцию – и осуществила теоретическое исследование каждой. Проанализированы исследования В.В. Столиным трех эмоциональных измерений: самоуважения, аутосимпатии, близости к себе (самоинтереса), которые лежат в основании макроструктуры самоотношения как эмоционально-оценочной системы и интегрируются в обобщенное чувство положительного или отрицательного отношения личности к себе.

Ключевые слова: самосознание, самоотношение, образ Я, самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, личностный смысл Я, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 329-337


УДК 159.923

Ятчук М. С.

Институт уголовно-исполнительной службы, Киев

Творческий потенциал личности работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье рассматривается проблема креативности и реализации творческого потенциала личности работников органов и учреждений исполнения наказаний. Доказано значимость креативности для профессиональной деятельности работников в условиях органов и учреждений исполнения наказаний. Для оценки креативности личности работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины использованы такие показатели, как: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуицию, эмоциональность и эмпатию, чувство юмора, творческое отношение к профессии. Исследован уровень развития отдельных показателей креативности работников органов и учреждений исполнения наказаний, а именно: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуицию, эмоциональность и эмпатию, чувство юмора, творческое отношение к профессии. Предложены направления развития креативности работников Государственной уголовно-исполнительной службы Украины в процессе прохождения службы.

Ключевые слова: креативность, творческий потенциал, креативные качества, творческое мышление, любознательность, оригинальность.

Actual_probl_psihol 2017, 12(23): 337-345