Актуальные проблемы психологии, Том 12, Выпуск 25 – 2019

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

 

 

УДК159.9

Моляко В. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Футурологическая методология Г. С. Костюка в исследованиях умственной деятельности (І)

Аннотация: На современном этапе осуществления психологических исследований как в широком, так и в более узком диапазонах, отыскивая новые перспективные подходы, мы непременно обращаемся к уже выполненным разработкам и, в первую очередь, конечно, к тем, которые являются более адекватными с точки зрения научных замыслов и гипотез. Продолжая многолетние исследования проблем творчества и мышления, мы с пристальным вниманием имеем основания вновь и вновь обращаться к работам выдающегося отечественного исследователя – Г. С. Костюка, который, с нашей точки зрения, является до сих пор непревзойденным пионером в разработке некоторых конкретных составляющих сферы умственной деятельности, на что мы и будем обращать внимание в этом и дальнейших изложениях. Здесь мы для начала подчеркнем, что в нынешнем достаточно насыщенном потоке разработок когнитивной сферы различного уровня и конкретной направленности нам видится обоснованным обратить специально внимание на целостное функционирование психики в измерениях именно умственной деятельности, которая вмещает в себя, так сказать, процессы мышления, перцепции в первую очередь (конечно же, ни память, ни внимание, а тем более эмоционально-чувственные и волевые, речевые составляющие не остаются в стороне, но мы, как это принято, в большей мере несколько отстраняем их для обычного удобства анализа).

Ключевые слова: мышление, умственная деятельность, понимание, концепции когнитивной деятельности.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25):6-15 (pdf)


УДК 159.9

Березова Л. В.

Национальный университет биоресурсов и природоиспользования Украины, Киев

 

Язык статьи: Украинский

Психологический аналіз стратегий решения студентами конструктивно-технических задач

Аннотация: В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования процесса технического творческого конструирования, в основу которого положена концепция стратегиальной организации и регуляции творческих процессов В. А. Моляко. Определены и проанализированы три уровня трансформации стратегии решения конструктивно-технической задачи, которые обусловлены доминированием функционирования той или иной стратегии: алгоритмический, условно творческий, творческий. Выявлено, что при решении конструкторских задач доминирующие мыслительные тенденции аналогизирования, комбинирования и реконструирования формируются и функционируют на каждом этапе решения задачи. Они трансформируются в доминирующие мыслительные тенденции при условии проявления на каждом из этапов решения. Трансформация преобладающих мыслительных тенденций аналогизирования, реконструирования и комбинирования в мыслительные стратегии подкрепляется субъективной уверенностью в их достоверности.

Ключевые слова: творческая деятельность; конструкторское мышление; конструктивно-техническая задача; мыслительные стратегии аналогизирования, комбинирования, реконструирования; трансформация стратегии.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 16-25 (pdf)


УДК 159.955

Била И. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Психолого-педагогические аспекты технологического подхода к развитию творческого мышления личности

Аннотация: В статье рассматривается технологический подход к развитию творческого мышления личности. Он предусматривает личностно-ориентированное обучение, которое определяет смещение акцента с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности, решению задач, творческому, критическому мышлению. Технология развития творческого мышления, предусматривает руководство процессом обучения, организацию и мотивацию познавательной деятельности учащихся и контроль этой деятельности, включая педагогическое целеполагание, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение умений и формирование личностных качеств субъекта, его компетенций и диагностику качества образовательного процесса. Эффективным развивающим и диагностическим инструментарием определения качественной оценки творческой мыслительной деятельности на всех этапах онтогенеза являются эвристические, проблемные, исследовательские творческие задачи. Результатом внедрения в образовательный процесс технологии развития творческого мышления является формирование творческой личности – субъекта деятельности, который проявляет развитые творческие способности, творческую мотивацию, творческие умения, обеспечивающие ему способность порождать качественно новые идеи и ценности, а также способствуют саморазвитию и прогрессу общества.

Ключевые слова: технологический подход, образовательный процесс, творческое мышление, технология развития творческого мышления, творческая задача.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 26-35 (pdf)


УДК159.92

Боровицкая Е. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Принцип обратной связи в процессе творческого взаимодействия

Аннотация: Будет осуществляться методологический поиск одного из потенциальных путей исследования процесса творческого взаимодействия. Таков процесс видится одновременно и сложным, и значимым для понимания природы творчества, поэтому потребует интегрированного участия общенаучных принципов и методов исследования. Предлагается принцип обратной связи как их методологическое дополнение. Творческое взаимодействие рассматривается как целостная система диспозиций, доминирующий уровень активности которой образуют ценностные ориентации еѐ участников. Творческое взаимодействие будем считать так называемой проекцией актуализированных переживаний участников, предпосылками активации которых послужат их детерминированные ценности. Интердисциплинарное значение предложенной проблематики обусловило обращение к востребованого специального научного знания, которое будет интегрировать кибернетико-синергетический подход к ее исследованию, и в первую очередь, в связи с конкретным его назначением – выяснением роли принципа обратной связи в процессе творческого взаимодействия.

 

Ключевые слова: творческое взаимодействие, принцип обратной связи, кибернетико-синергетический подход, диспозиция, фрейм.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 35-47 (pdf)


УДК159.922

Ваганова Н. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Понимание в структуре мыслительных процессов

Аннотация: В статье представлены результаты исследования психологических особенностей понимания в структуре мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на психологические исследования проблемы понимания, акцентировано внимание на тех моментах, которые касаются понимания как мыслительного процесса, а также как результата этого процесса, учитывая такие важные характеристики понимания как его направленность, мотивационная основа; как опосредствованный процесс, который связан с новыми суждениями, понятиями, оценками, выводами, теми или иными решениями субъекта.

 

Ключевые слова: понимание, мышление, новая информация, старший дошкольный возраст.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 48-55 (pdf)


УДК 159.954 – 043.86:[929:001]

Виноградова В. Е.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Киев

Язык статьи: Украинский

Методологические проблемы исследования творческих способностей в отечественной и зарубежной психологической науке

Аннотация: Раскрываются теоретические и методологические проблемы исследования творческих способностей. Рассматриваются вопросы создания теории творчества, а также концепции развития творческих способностей. Анализируется вклад отечественных и зарубежных ученых в концепции творческих способностей и их уникальные концептуальные особенности в данном понятии в психологической науке. Каждый из ученых, кто исследовал проблему способностей, находит собственные уникальные концептуальные особенности в данном понятии. Системообразующим фактором в проблеме развития способностей выступает личность. Поиск личностью собственной целостности может выступать фактором способности делать научные открытия. Потребность развития личности может приводить к развитию общества, путем потребления новых произведений, теорий (ноосфера), изобретений.

 

Ключевые слова: творчество, творческие способности, теория творчества, креативность, талант, развитие, целостность, личность.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 55-64 (pdf)


УДК 159.9.072.432

Гуд А. А.

Барский гуманитарно-педагогический колледж имени Михаила Грушевского, Бар

Язык статьи: Украинский

Уровневая дифференциация проявлений тревожности у младших школьников: эмпирический аспект исследования

Аннотация: статье представлены результаты эмпирического исследования тревожности младших школьников, проведенного с помощью применения комплекса психодиагностических методик. Проанализированы особенности эмоциональной сферы учеников младших классов; раскрыто динамику развития тревожности, как личностной характеристики. Указано на особенности тревожности как формы проявления эмоционального неблагополучия, а именно: беспокойство по обучению и общения со сверстниками, ожидания плохого отношения со стороны учителей, родителей, одноклассников, фрустрация потребности успеха. Эмпирически доказано, что общая школьная тревожность у младших школьников, которые обучаются по традиционной системе образования, преимущественно представлена высоким уровнем. Выявлено, что школа, как социальный институт выступает стресогенним фактором и вызывает тревожность.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст, дети, тревожность, особенности тревожности, школьный стресс, агрессия, фрустрация.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 64-75 (pdf)


УДК 159.9

Гудинова И. Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Креативный конспект как результат глубокого и полного понимания учебного текста

Аннотация: Аргументируется точка зрения, что одной из современных тенденций психологической науки должно стать углубление интереса к внутреннему смысловосприятию текста с помощью избирательности и вариативности мышления, а также, множественности и многогранности восприятия окружающего мира. В таком случае, учебный популярный текст становится субъектом социального воздействия, который формирует и структурирует социальные практики человека, тоесть, создает бесконечное смысловое пространство (когнитивная карта). Поэтому, актуализируется проблема готовности студентов к самообразовательному чтению, которое достигается при условии сформированости читательской деятельности в полном ее объеме: ориентирование в течениях информации, организация и планирование чтения, сформированости основных когнитивных операций и прийомов диалогического взаимодействия с текстом, умение оценить прочитаное и применять в дальнейшей работе. Тоесть, смыслы усвоенных текстов должны служить целью, стимулом и средством для дальнейшего восприятия информации. Рациональное чтение позволяет в кротчайшие сроки с наименшими затратами воспринять и усвоить максимум информации в соответствии с целью. При этом, текст становится еденицей человеческой деятельности и «взаимодействия» комуникации и познания.

 

Ключевые слова: когнитивные операции, структурирование переструктурирование, смысл, чтение.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 76-83 (pdf)


УДК 159.9

Гулько Ю. А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Особенности умственной деятельности дошкольников в ситуациях информационной неопределенности

Аннотация: В статье изложены особенности умственного реагирования детей четвертого года жизни на новую информацию. Выделено четыре уровня умственной деятельности. Первый уровень – примитивные предметные ориентировочные действия с переносом в новую ситуацию подражательных предметно-практических действий, как аналогов тому, что известно ребенку. Второй уровень характеризуется появлением экспериментальных действий благодаря которым ребенок может создавать новые смысловые ориентиры и по ним не только понимать новый предмет но и далее строить свою деятельность с ним. В памяти ребенка актуализируются не предметные аналоги, а образные. Это дает основу тому, что деятельность ребенка обретает черты игровой (воображаемой) деятельности. Третий уровень – ребенок выполняет отдельно и игровые и экспериментальные действия с предметом благодаря чему создает все больше новых субъективных смысловых ориентиров, по которым придает более сложный смысл новому объекту. Эти ориентиры для ребенка существуют отдельно, не связано между собой. Для четвертого уровня характерным есть усложненное перетекание экспериментальных действий в игровые в рамках одной мыслительной задачи, которую ребенок сам себе поставил. Благодаря этому усложняется деятельность и результат этой деятельности в виде смысловых конструкций. Смысловые ориєнтиры выделенные ребенком частино связаны между собой.

 

Ключевые слова: ориентировочная деятельность, экспериментирование, игровая деятельность, аналогизирование как подражание, смысловые ориентиры.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 84-93 (pdf)


УДК 159.922

Данилевич Л. А.

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычини, Умань

Язык статьи: Украинский

Проблема развития творческого потенциала в студенческом возрасте

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческих способностей студентов. Даются результаты исследования развития творчества студентов в период обучения способом психотренинга. Психотренинг обьясняется как активный сознательный процесс, который представляет собой образование в сфере мышления и есть важным подходом в обучении творчеству. Особенности психотренинга творчества заключается в своеобразном обучении через непосредственное «проживание» и осознание опыта, который обеспечивается теоретическими обьяснениями процессов, которые протекают в организме благодаря разным приемам саморегуляции. Одной из основных задач современной психологической науки в развитии творческой личности в студенческом возрасте есть не только разработка методов диагностики творческих (креативных) качеств, а также способствование проявлениям творческого потенциала в единстве главных сторон – создание творческой среды, где личность включается в процесс создания нового и получает навыки достижения творческих результатов, а также включение в организацию учебной и внеучебной деятельности творческих психотренингов, что будет способствовать саморазвитию и самореализации студентов.

 

Ключевые слова: творчество, cтуденческий возраст, креативные качества, психотренінг, саморазвитие, саморегуляція.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 93-102 (pdf)


УДК 59.922.7-053.5

Девис Л. А.

Донбасский государственный педагогический университет, Славянск

Язык статьи: Украинский

Особенности развития самосознания и взаимодействия детей со взрослими в разных условиях воспитания

Аннотация: В статье исследуется проблема развития самосознания и взаимодействия воспитанников школы-интерната со взрослыми и сверстниками. В трудах отечественных и зарубежных психологов подчеркивается ведущая роль в психическом развитии ребенка и его полноценных и эффективных связей с социальным окружением. Решение задач эффективного развития самосознания личности требует активного исследования главных факторов, специфики и условий формирования составляющих самосознания младших школьников, которые воспитываются вне семьи. В ходе научного поиска были определены теоретические основы этой проблемы. Также были исследованы психолого-педагогические условия развития самосознания младших школьников в разных условиях воспитания. Изложенный в статье материал позволяет увидеть, каким образом в процессе формирования основных составных компонентов самосознания формируются новые уровни и качества самосознания личности, которое развивается в разных условиях воспитания.

 

Ключевые слова: структурные компоненты самосознания, психическая депривация, взаимодействие, психокоррекция и развитие личности.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 102-109 (pdf)


УДК 159.9

Дихтяренко С. Ю.

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычини, Умань

Язык статьи: Украинский

К проблеме коммуникативной компетентности студентов-психологов

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы коммуникативной компетентности студентов-психологов. Рассмотрены актуальность решения проблемы коммуникативной компетентности в образовательной среде, проанализированы результаты исследования, проведенного среди студентов-психологов. Логика констатирующего эксперимента состояла в том, чтобы выявить студентов, которые имеют наиболее низкие показатели уровня сформированности коммуникативной компетентности, потом провести с ними групповые и индивидуальные беседы о важности эффективного общения в профессиональной деятельности психолога и предложить пройти обучение с применением комплекса психологических технологий, разработанных в ходе моделирования процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности. В связи с этим более глубокого и детального изучения требует вопрос обоснования психологических условий и общей технологии формирования коммуникативной компетентности специалиста любой сферы деятельности.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, коммуникативные умения, общительность.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 110-119 (pdf)


УДК 159.9

Кириченко В. В.

Житомирский государственный университет имени И. Франко, Житомир

Язык статьи: Украинский

Стратегиальная организация личностного мировосприятия

Аннотация: В статье представлены теоретико-методологический анализ проблемы исследования личностного мировосприятия в условиях информационного общества. Определены основные стратегии личностного мировосприятия и разработана принципиальная схема конструирования опросника исследования личностного мировосприятия в условиях принудительной идентификации. Проанализированы место и значение творчества как адаптивного механизма приспособления личности к социальной среде.

 

Ключевые слова: познания мира, информационное общество, поэтическое мировосприятие, стратегия личностного мировосприятия.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 119-127 (pdf)


УДК 316.47.37.018.32

Кормишев Н. В.

Донбасский государственный педагогический университет, Славянск

Язык статьи: Украинский

Проблема развития сотрудничества со сверстниками в условиях депривации семейного взаимодействия

Аннотация: В данной статье исследуется проблема сотрудничества со сверстниками в условиях депривации семейного взаимодействия. Экспериментальные исследования психологов показывают, что у этой категории детей наблюдаются значительные отклонения в их личностном развитии и взаимодействии со взрослыми и сверстниками. У воспитанников учреждений интернатного типа не формируется стремление к деловому сотрудничеству с людьми и в процессе общения у них не проявляется познавательная активность, а доминирует стремление к примитивным индивидуальным контактам, что, в свою очередь, не способствует усвоению ребенком культурных достижений человечества и его полноценной ориентации в окружающем мире. В статье изложено научно обоснованное положения о том, что характер взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми влияет на развитие личности, отношения к себе и к другим людям.

 

Ключевые слова: психическая депривация, взаимоотношения, общение, сотрудничество со сверстниками.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 127-134 (pdf)


УДК 7.012:114

Костюченко Е. В.

Киевский национальный университет культуры и искусств, Киев

Язык статьи: Украинский

Творческие аспекты репрезентации проектных образов в дизайн-среде

Аннотация: Цель работы заключается в исследовании творческих аспектов репрезентации многомерных и многофункциональных проектных образов в основе формирования актуальной дизайн-среды как системы структурирования дизайн-продуктов. Методология исследования основана на системном подходе, в частности на таких теоретических методах, как анализ, синтез, систематизация, что способствовало определению понятийного поля проблемы формирования дизайн-среды на творческой основе. Научная новизна работы заключается: 1) в раскрытии творческих аспектов и интегративных компонентов, прямых и косвенных факторов репрезентации образов в дизайн-продуктах, структурированных в дизайн-среде; 2) в расширении и углублении представления о творческих свойства проектирования образов как механизма дизайна, задействованного в формировании дизайн-среды; 3) в определении содержания понятия «репрезентация проектного образа» в дизайне; 4) в установлении связи между творческими детерминантами восприятия, особенностями отображения образов и системой выразительных универсально-конструктивных средств дизайна. Доказано, что на формирование актуального дизайн-пространства на основе структурирования дизайн-продуктов влияет многомерность и многофункциональность репрезентованных проектных образов, возникающих в ходе активного получения и обработки информации, являющихся специфическим сплавом внутреннего отражения действительности и предыдущего опыта восприятия подобных объектов и взаимодействия с ними.

 

Ключевые слова: образ, проектный образ, репрезентация образа, восприятие, творческие аспекты репрезентации, дизайн, дизайн-продукт, дизайн-среда.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 135-146 (pdf)


УДК 159. 9

Латиш Н. М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Теоретические аспекты изучения творческго мышления младших школьников

Аннотация: В пределах процессуального подхода к творчеству, когда мышление рассматривается как творческий процесс, в отличие от других психических процессов, исследователи пришли к выводу, что для решения творческой задачи главным есть не столько нахождение решения, сколько самостоятельная постановка проблемы, задачи. Признано, что главным звеном творчества является дивергентное, нестандартное мышление, способное выходить за пределы стандарта, устремленное на поиск и может находить несколько вариантов решения проблемы, пытается по-новому «посмотреть» на давно известное. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте

характерно тем, что они становятся более самостоятельными видами психической деятельности, которые имеют свою цель, мотив и способы решения: запоминание – в деятельности целенаправленного, произвольного заучивания; восприятие – в деятельность наблюдения, мышление – в деятельность размышления и т.п..

 

Ключевые слова: творче мислення, творча задача, етапи розв‘язування задачі, обдарованість, молодший шкільний вік.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 146-155 (pdf)


УДК 159.92

Мазяр О. В.

Житомирский государственный университет имени И. Франко, Житомир

Язык статьи: Украинский

Патологічна стратегія: субособистісний підхід

Аннотация: В статье описывается феномен патологической стратегии, установлены отдельные свойства, показана ее процессуальная специфика в таких циклах деятельности как понимание исходной информации, формирование замысла, возникновение догадок и предыдущее решение задачи. Патологическая стратегия деятельности, как и остальные конструктивные стратегии, интерпретируются с позиции субличностного подхода, представленного авторской структурой личности и представлением о ее динамике. Охарактеризован путь формирования патологической субличности, которая производит соответствующую стратегию деятельности. Ее специфическое функционирование показано на примере личностной проблемы Родиона Раскольникова.

 

Ключевые слова: субличность, личностная проблема, рефлексия, имитация, опыт.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 155-163 (pdf)


УДК 159.922

Максём Е. В.

Черниговский национальный технологический университет, Чернигов

Язык статьи: Украинский

Социально-психологические особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте

Аннотация: В статье рассмотрено основные концептуальные подходы к определению эмоционального интеллекта как социально-психологического феномена в работах зарубежных и отечественных учѐных. Изложено результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей развития эмоционального интеллекта у молодѐжи. Проанализировано особенности развития когнитивного, аффективного и конативного компонентов эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрасте, определены возрастные особенности формирования данных конструктов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст, юношеский возраст, эмоциональная осведомлѐнность, эмпатия, управление эмоциями, самомотивация, распознавание эмоций.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 164-171 (pdf)


УДК 159.9.078

Мирошниченко С. А.

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев

Язык статьи: Украинский

Специфика использования профессионального мышления практическими психологами в сложных жизненных ситуациях

Аннотация: В статье проанализированы понятие профессионального мышления практического психолога как инструменте принятия решений в сложных жизненных ситуациях. Также перечисленные характеристики личности практических психологов, участвующих в практической реализации профессионального мышления в условиях субъективно актуальных жизненных ситуациях. Рассмотрены особенности субъективного мировосприятия актуальной действительности, с помощью которых, получены данные актуальных схем поведения в сложных жизненных ситуациях. Предоставлены результаты исследования особенностей компонентов профессионального мышления практических психологов в зависимости от их личного мировосприятия.

Ключевые слова: профессиональное мышление, сложная жизненная ситуация, тяжелая жизненная ситуация, мировосприятие, личность, саморегуляция, рефлексивность, принятие решений, творчество.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 171-182 (pdf)


УДК [159.955+159.956]

Мойсеенко Л. А.1, Витвицкая О. М.2, Кулинич Г. М.3

1Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

2Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

3Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа, Ивано-Франковск

Язык статьи: Украинский

Стратегия реконструирования як мыслительный механизм понимания творческих математических зад

Аннотация: В статье рассматривается вопрос касающийся психологической сущности действия мыслительной стратегии реконструирования как механизма понимания творческой математической задачи. По результатам анализа исследований математического мышления, констатировано его творческий характер и определено подход к его изучению через анализ преобладающих мыслительных действий при решении творческих математических задач. Установлено, что реконструирующие мыслительные действия эпизодически встречаються на протяжении всего процесса решения математических задач студентами и произведен анализ реконструирования в процессе понимания задач. Констатировано, что в некоторых случаях реконструирующие мыслительные действия преобретают статус превосходящих мыслительных тенденций и могут проявляться на протяжении всего процесса понимания творческой математической задачи, превращаясь в мыслительную стратегию реконструирования при условии наличия уверенности в качестве полученново результата.

 

Ключевые слова: творческое математическое мышление, понимание, реконструирование, мыслительная тенденция, мыслительная стратегия.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 182-192 (pdf)


УДК 159.922.27 – 316.87

Москаленко В. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Особенности конативного компонента образа «экономически успешного человека» студенческой молодѐжи

Аннотация: В статье представлены результаты исследования особенностей содержательных харатеристик конативного компонента образа «экономически успешного человека» как детерминанта экономической активности личности, который отображая социально-экономическую ситуацию, выполняет функцию стимулирования економической активности субъекта. На основе эмпирического анализа таких параметров успешности как направленность на успех, ожидания от реализации успеха, самооценка економической успешности, оценка действий с деньгами выявлен уровень содержательного наполнения конативного компонента образа «экономически успешного человека» у стедентов. Результаты анализа полученных эмпирических данных показали, что параметры економической успешности, представленные через ожидания студентов от получения экономического успеха, имеют довольно высокий уровень проявления. Параметры экономической успешности, представленные результатами действий с деньгами, показали низкий уровень его наполнения, что свидетельствует о непредпринимательском отношении студентов к деньгам.

 

Ключевые слова: социальный образ, экономические ценности, экономический успіх, студенческая молодѐжь, успешный человек, ожидания получения успеха, самооцінка экономической успешности, действия с деньгами.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 193-202 (pdf)


УДК 159.942

Москаленко В. В.1, Максём Е. В.2

1Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

2Черниговский национальный технологический университет, Чернигов

Язык статьи: Украинский

Емоційний інтелект: характеристика феномену та його структурні складові

 

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ сущности феномена эмоционального интеллекта и его структурные составляющие, описана теоретическая модель эмоционального интеллекта личности. Модель эмоционального интеллекта представлена как единство когнитивного, аффективного и конативного компонентов. Представлена характеристика этих структурных компонентов. Когнитивная составляющая характеризуется как способность человека определять свои эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям, а также как способость определять эмоции других людей благодаря их языку, звукам, внешнему виду и поведению, а также произведениям искусства. Аффективная составляющая эмоционального интеллекта выявляется как фасилитация мышления, как направленность внимания на важную информацию, как направленность на смену настроения, связанного с движущей силой преобразовательных стратегий поведения человека. Конативный компонент представлен феноменами управления эмоциями и их рефлексивной регуляцией, которые осуществляются в сфере развития отношений с другими людьми. Этот компонент представлен также способностью осуществления самоконтроля личности в овладении эмоциями, контролем эмоциональной экспрессивности.

 

Ключевые слова: нтеллект, эмоции, эмоциональный интеллект, структурные составляющие эмоционального интеллекта, когнитивный компонент, аффективный компонент, конативный компонент, структурно-функциональная модель.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 203-211 (pdf)


УДК 159.922

Мусияка Н. И.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Макрогенезис отношения к учебным предметам младших школьников как личностной детерминанты учебных достижений

Аннотация: В статье представлены результаты лонгитюдного экспериментального исследования отношения к учебным предметам школьников начальной и основной школы. Полученные результаты свидетельствуют о наличии макрогенетичних тенденций, которые репрезентируют личностную детерминацию учебных достижений учащихся в онтогенетическом измерении. Установлено доминирование у высокоуспевающих школьников положительного эмоционального отношения к учебным предметам на разных этапах онтогенеза. Эта тенденция имеет устойчиво стабильный характер у школьников с высоким уровнем учебных достижений независимо от этапа онтогенеза. Одновременно со снижением уровня учебных достижений зафиксировано рост индифферентного и негативного отношения к учебным предметам, высшая степень выражения которых ‒ у школьников с низким уровнем учебных достижений. Установленная дифференциация эмоционального отношения к учебным предметам указывает на статистически значимую связь между отношением к учебным предметам и уровнем учебных достижений учащихся, как младшего школьного возраста, так и подростков.

 

Ключевые слова: макрогенезис, учебные достижения, личностная детерминанта, результативность учения, отношение к учебным предметам, отношение к учению.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 211-220 (pdf)


УДК 159.923:[316.752]:378.011.3-052

Невмержицкий В. М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Психологические измерения ценностных ориентаций субъектов образовательного пространства

Аннотация: В статье представлены результаты анализа проблемы психологических измерений ценностных ориентаций субъектов образовательного пространства. Рассмотрены феномены патриотизма и ценностного выбора украинского общества. Эмпирическим путем было изучено отношение исследуемых к образу патриота и нормативной модели патриотического поведения, для чего был использован метод семантического дифференциала. Установлена связь данного феномена с набором личностных черт и моральными качествами человека. Показано, что европейские ценности признаются исследуемыми как достойный пример для подражания и является необходимым условием нормального функционирования общества.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, субъекты образовательного пространства, патриотизм, семантический дифференциал, объекты оценивания, европейские ценности.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 221-231 (pdf)


УДК 159.9:378

Подшивайлов Ф. М.1, Подшивайлова Л. И.2

1Институт одаренного ребенка НАПН Украины, Киев

2Киевский университет имени Бориса Гринченка, Киев

Язык статьи: Украинский

Особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов (по результатам эмпирического исследования)

Аннотация: В статье изложены результаты комплексного исследования мотивационной сферы личности современного студента-психолога. Методологическим базисом эмпирического исследования выступила авторская модель, которая выходит из центрального положения мотивационной сферы в структуре личности. Мотивационная сфера личности рассматривается как центр пространства личности, где пересекаются все личностные свойства, определяющие характер мотивационных процессов, и который задает направленность, обеспечивает устойчивость, стабильность и целостность личности. Эмпирическими показателями для исследования были: эмоциональная направленность адаптивность, личностная тревожность, перфекционизм; учебная мотивация; локализация контроля, мотивация достижения (стремление к успеху, страх неудач), ценностные ориентации и некоторые другие. При этом, перечисленные показатели не являются исчерпывающими, они скорее являются примерами того многообразия психологических явлений, которые характеризуют и определяют мотивационную сферу личности, влияют на еѐ проявления.

Ключевые слова: мотивационная сфера личности, модель мотивационной сферы личности, адаптивность, перфекционизм, тревожность, ценностные ориентации, мотивация достижения, локус контроля.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 231-242 (pdf)


УДК 925 : 159.924-18 (562)

Примачок Л. Л.

Национальный университет водного хозяйства и природоиспользования, Ровно

Язык статьи: Украинский

Обоснование профессионального становления личности в современных психологических исследованиях

Аннотация: В статье описаны основные теоретические положения рациогуманистической психологии в аспекте профессионального становления будущего специалиста. Дано обоснование профессионального становления личности как акмеориентированного процесса, связанного со смысловым становлением многомерного мира человека. Подчѐркнуто, что рациогуманистическая психология предоставляет значительные возможности для изучения профессионального становления специалиста, исходя из категории целостности, которая отображается в смыслах и ценностях. Также отмечено, что рациогуманистическая психология позволяет обосновать категорию профессионального становления как процесс кардинальной перестройки личности, предполагает активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводит к принципиально новому устройству образа жизни, представляет собой открытую саморегулируемую целостную систему, которая обеспечивает саморазвитие личности, продуктивность самосовершенствования.

 

Ключевые слова: профессиональное становление, рациогуманистическая психология, акмеориентированный процесс, многомерный мир человека, профессиональная картина мира, профессиональное мышление, саморазвитие личности.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 243-254 (pdf)


УДК 159.922.1-055.2:618.39

Савельева Ю. С.

Полтавский национальный педагогический университет имени В. Г. Короленко, Полтава

Язык статьи: Украинский

Психологическая адаптация женщины в экстремальной ситуации, обусловленной преждевременным рождением ребенка

Аннотация: Исследования в области изучения материнства подчеркивают, что материнство как психосоциальный феномен рассматривают с таких основных позиций - как обеспечение условий для развития ребенка и как кардинальные изменения личностной сферы женщины. Психология сосредотачивает свое внимание на изучении психологических факторов, которые могут служить факторами адаптации и дезадаптации женщины в психотравмирующих ситуациях. Особый интерес представляет вопрос о влиянии преждевременного рождения ребенка на психоэмоциональное состояние женщины. Статья посвящена проблеме исследования психоэмоционального состояния женщин, родивших преждевременно. Изложены результаты исследования особенностей уровня тревожности женщин в ситуации преждевременного рождения ребенка. Описаны рекомендации по организации психологической помощи женщинам преждевременно рожденных детей, которые предполагают работу с субъективным восприятием ситуации, в том числе расширение представлений о данной ситуации, и коррекцию неэффективных в конкретных условиях адаптационных механизмов (психологических защит).

 

Ключевые слова: экстремальная ситуация, преждевременные роды, преждев-ременно родившийся ребенок, адаптация женщины в ситуации преждевременного рождения ребенка

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 254-260 (pdf)


УДК 159. 9

Симоненко С. Н.

Южноукраинский нaциональный педагогический университет имени К. Д. Ушинского, Одесса

Язык статьи: Украинский

Индивидуально-психологическое измерение личности как субъекта творческой деятельности

Аннотация: Исследование посвящено изучению индивидуально-психологических свойств личности, выступающих детерминантами творческой деятельности у представителей творческих профессий. Проведен теоретико-методологический анализ различных подходов к изучению индивидуально-психологических особенностей и творческих способностей в зарубежной и отечественной науке. Эмпирическое исследование позволило выявить индивидуально-психологические различия у представителей творческих профессий на уровне индивидуально-типологических и индивидуально-личностных свойств. Раскрыты особенности развития структурных компонентов творческих способностей у представителей творческих профессий. Установлены взаимосвязи индивидуально-психологических свойств и структурных компонентов творческих способностей у субъектов деятельности. Выделены и описаны психологические типы индивидуально-психологических свойств: эмоционально-устойчивый экстраверт, эмоционально-возбудимый экстраверт, эмоционально-лабильный экстраверт, эмоционально-возбудимый интроверт, эмоционально-инертный интроверт. Изучены взаимосвязи выделенных психологических типов с процессуальными и содержательными характеристиками творческих способностей. Раскрыты особенности влияния индивидуально-психологических свойств (в частности, экстраверсии - интроверсии), на решение творческих задач и выявлено, что данные свойства определяют ряд особенностей решения задач, в частности, колористические стратегии создания визуального образа, их содержание и смысловую нагрузку.

 

Ключевые слова: индивидуально-психологические свойства, индивидуально-типологические свойства, индивидуально-личностные свойства, творческие способности, процессуальные и содержательные компоненты творческих способностей, творческая деятельность, творческая задача, колористические стратегии, визуальный образ.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 260-272 (pdf)


УДК 159. 9

Третяк Т. Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Творческое мышление в процессе решения задач

Аннотация: Рассматривается специфика структурно-функционального анализа информации в процессе решения творческой задачи. Анализируются научные наработки Г. С. Костюка относительно мыслительной деятельности личности. В частости, акцентируется внимание на его позиции относительно понимания человеком условия задачи, трансформации начальных условий задачи в искомые, педагогического руководства развитием умственных способностей учащихся, его убеждениях относительно того, каких требований следует придерживаться при разработке средств активизации понимания и усвоения школьниками новых знаний, формирования определенных умственных умений, развития их творческого мыслительного инструментария. Доказывается, что основу мышления, направленного на решение задачи, составляет нахождение объективных соотношений между заданным и искомым в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с объектом. С этих позиций дается определение творческой задачи, творческого мышления, анализируются этапы процесса решения творческой задачи. Подаются методические рекомендации по развитию творческого мышления страршеклассников средствами КАРУСа: прогностически-необходимая информация содержит материал о: понятии творчества в широком и узком смысле; структуру процесса решения задачи; блок занятий на развитие: способности учащихся замечать положительные и отрицательные качества объектов; на развитие творческого мышления старшеклассников в процессе решения творческих задач.

 

Ключевые слова: задача, творческое мышление, понимание условия задачи, аналогизирование, комбинирование, реконструирование.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 272-281 (pdf)


УДК 159.9

Шепелёва М. В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев

Язык статьи: Украинский

Влияние личностных характеристик на художественные ориентации студентов в восприятии живописи

Аннотация: В статье по результатам эмпирического исследования выявлены тенденции проявления художественных ориентаций, личностных характеристик и эмпатии у студентов. На основе расчета факторних весов выявлено, что системообразующим фактором художественных ориентаций студентов в восприятии живопии есть ориентация на эмоциональную нагрузку произведения. Вторым по значимости есть творческий подход художника, смысловая нагрузка произведения и техника изображения имеют наименьшее значение среди проявлений художественных ориентаций в восприятии произведений живописи. С применением множественного линейного регрессионного анализа установлено, что на ориентацию студентов на эмоциональную нагрузку произведения позитивно влияют такие показатели: рациональный канал эмпатии, идентификация в эмпатии, общая активность, совестливость, склонность к риску, женственность, интуитивный канал эмпатии, установки, которые способствуют или препятствуют эмпатии. Негативное влияние оказывают такие показатели: расторможенность, эмоциональный канал эмпатии, проникающая способность в эмпатии, робость.

 

Ключевые слова: художественность, художественные ориентации в восприятии произведений живописи, личностные характеристики, эмпатия, студенты.

Actual_probl_psihol 2019, 12(25): 281-296 (pdf)