Актуальные проблемы психологии, Том 2, Выпуск 10 – 2017
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
.
УДК159.923.2
Чепелева Н.В.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : русский
Аннотация. Охарактеризованы теоретико-методологические основания разработки нормативной модели дискурсивного самопроектирования личности, которая базируется на трактовке самопроектирования как процесса выстраивания собственной идентичности. Самопроектирование базируется на интерпретации и осмыслении личного и социокультурного опыта, усвоении культурно заданных схем самоорганизации. Оно направлено на создание личностью идеальных моделей себя. Показано, что основой для выстраивания технологий личностного самопроектирования являются дискурсивные практики, среди которых важное место занимают практики интерпретации, понимания и трансформации Я-текста личности. Основными дискурсивными моделями личностных проектов являются нарратив как создание замысла себя, идеальной собственной истории и тезаурус как создание идеальной личностно неповторимой картины мира. Дана характеристика дискурсивных технологий самопроектирования как технологий создания, упорядочивания и функционирования смыслов. Показана роль задач, которые ставит перед собой личность, прежде всего, задач на смысл, в создании личностных и жизненных проектов. Определены основные этапы дискурсивного самопроектирования, которые положены в основу разработанной модели. Сделано предположение, что способность к самопроектированию является залогом становления зрелой личности, способной определять и направлять ход собственного развития, становясь автором собственной жизни и собственной личности.
Ключевые слова: самопроектирование, личностный проект, нарратив, тезаурус, задачи на смысл, интерпретация, понимание
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10): 4-19 (pdf)
УДК 159.923.2
Рудницька С.Ю.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : русский
Аннотация. В статье рассматривается понятие прототекста в применении к исследованию процесса воспроизводства ценностно-смыслового ресурса личности, инкорпорированного в знаково-символическую форму «Я-текста», конструируемого индивидом в процессе нарративного самопроектирования.
В русле психолого-герменевтического подхода, жизненный путь человека, артикулируемый как проект и, одновременно, как процесс воплощения этого проекта, в статье рассматривается как особый вид «Я-текста» личности. Показано, что в основе его порождения лежит протопроект, «прорастающий» в личностный прототекст, который является не только совокупностью всех текстов (в широком значении), но и совокупностью всех кодов, лежащих в основе «Я-текста».
Обсуждается проблема гипотетичности прототекста (его исследовательской реконструкции) в процессе личностного самопроектирования. Показано, что в контексте порождения «Я-текста» «отсутствующим» (не достаточно определенным) прототекстом выступает замысел, зафиксированный в различных черновых вариантах, черновиках личностного текста – личностных содержаниях (значениях, смыслах, ценностях), которые не ассимилировались, не присвоились личностью как «ее собственные», «ей принадлежащие», «ею порожденные» либо «ошибочно порожденные».
Авторская идея заключается в том, что реализуемый человеком в своих жизнеосуществлениях личностный текст («беловой», «чистовой») становится, в определенном смысле, архитекстом, т. е. реконструкцией замысла (инварианта или модели текста) на основе семантического ядра черновых вариантов, которые рассматриваются как каналы связи между замыслом и окончательным «Я-текстом» личности.
Ключевые слова: самопроектирование, проект, «Я-текст», протопроект, прототекст, замысел.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10): 20-37 (pdf)
УДК 159.923.2
Зазимко О. В.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. В статье рассмотрен процесс объективации репликационных образований культуры повседневности в жизненных сюжетах лиц юношеского возраста. С учетом того, что в репликационных образованиях культуры повседневности заданы социальные образцы проектов-ориентиров саморазвития личности, проанализировано формирование механизма их нарративизации в юношеском возрасте. Отмечено, что указанные репликационные образования являются способом осуществления нарратива, а нарративизация, в свою очередь, задает границы их существования в индивидуальном опыте. Определено место коротких обобщающих нарративов, совмещающих индивидуальную историю с культурным мифом. Нарративизация, основанная на рефлексии, в силу трансгрессивной функции и взаимопроницаемости смыслов индивидуального и социокультурного опытов, обогащает и расширяет оба опыта. Определены основные виды практик нарративизации репликационных образований культуры повседневности: адаптивные практики, практики самоизменений, интерпретативного обогащения. Индивидуальные практики нарративизации обусловливают ориентированность личного проекта. В статье также указано на возможность методологического определения указанных видов практик и перспективность исследования процесса технологизации самопроектирования личности в юношеском возрасте как воспроизводимости практик нарративизации репликационных образований культуры повседневности.
Ключевые слова: нарративизация, репликационные образования культуры повседневности, проект-ориентир, жизненный сюжет, самопроектирование личности, развитие личности, юношеский возраст, практики нарративизации.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10): 38-51 (pdf)
УДК 159.923.2
Лебединская И.В.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. В статье рассматривается феномен рациональности личностного самопроектирования. Предполагается, что дискурсивные технологии личностного самопроектирования являются результатом культурно-исторического развития и регулируются соответствующим типом дискурсивной рациональности. Рациональность личностного самопроектирования понимается как внутренне мотивированное следование существующим формам интеракции и интерсубьективно определенным нормам личностного самопроектирования. Утверждается, что форма воплощения и/или стилизация опыта личностного самопроектирования обретает нормативную процессуальность благодаря внутренней рациональности человека, которая мотивируется целями и путями конструирования жизненного проекта и конституируется рациональным порядком личностного самопроектирования. Интерпретируется феномен символической предструктурированности жизненного проекта как культурной нарративизации предьявленности человека самому себе и своему будущему. Как дискурсивная форма опыта личностного самопроектирования анализируется феномен жизненного стиля. Обсуждаются особенности жизненного стиля в культуре постмодерна.
Ключевые слова: личностное самопроектирование, рациональность, символическое предструктурирование, жизненный стиль.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):52-63 (pdf)
УДК 159.923.2
Зарецька О. О.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. Источники индивидуального дискурса самопроектирования исследовались на эмпирическом материале, полученном в ходе опроса (преимущественно он-лайн). Была использована разработанная ранее методика "разорванного", гибкого, длящегося интервью, что позволило инициировать у опрашиваемых нарративную практику, содержанием которой был индивидуальный ресурс самопроектирования. Выявлены составляющие индивидуальных дискурсов самопроектирования у взрослых: (1) концептуальная составляющая – наличие в смысловом багаже личности проектной парадигмы в принципе; (2) социо-культурная составляющая, которая формируется переосмысленным впечатлением от художественных произведений, СМИ, общения и т.п. – то есть соответствующим социо-культурным дискурсом; (3) опыт наблюдения самопроектирования у других лиц, (4) опыт участия в определенных учебно-воспитательных практиках (профессиональное обучение, спорт, тренинги духовного развития, личностного роста и т.п.) или знакомство с соответствующим дискурсом; (5) собственный опыт осуществления определенных жизненных проектов; (6) знакомство с научным дискурсом по проблемам развития личности. Выявлены такие характеристики индивидуального дискурса самопроектирования у взрослых, как неосознанность, нерефлексированность и неартикулированность. Обнаружены феномены формирования и углубления рефлексии собственного самопроектирования участниками опроса как реакции на специально спланированный пролонгированный опросный диалог. Сформулирован вывод о положительном влиянии исследовательской дискурсивной практики, в которой оказался опрашиваемый, на его способность к самопроектированию и, соответственно, о возможности использования принципов опросного диалога в качестве тренинга самопроектирования.
Ключевые слова: самопроектирование, индивидуальный дискурс, нарративная практика, опрос, семиотический ресурс.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):64-81 (pdf)
УДК 159.923.2
Шиловская Е.Н.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. Источники индивидуального дискурса самопроектирования исследовались на эмпирическом материале, полученном в ходе опроса (преимущественно он-лайн). Была использована разработанная ранее методика "разорванного", гибкого, длящегося интервью, что позволило инициировать у опрашиваемых нарративную практику, содержанием которой был индивидуальный ресурс самопроектирования. Выявлены составляющие индивидуальных дискурсов самопроектирования у взрослых: (1) концептуальная составляющая – наличие в смысловом багаже личности проектной парадигмы в принципе; (2) социо-культурная составляющая, которая формируется переосмысленным впечатлением от художественных произведений, СМИ, общения и т.п. – то есть соответствующим социо-культурным дискурсом; (3) опыт наблюдения самопроектирования у других лиц, (4) опыт участия в определенных учебно-воспитательных практиках (профессиональное обучение, спорт, тренинги духовного развития, личностного роста и т.п.) или знакомство с соответствующим дискурсом; (5) собственный опыт осуществления определенных жизненных проектов; (6) знакомство с научным дискурсом по проблемам развития личности. Выявлены такие характеристики индивидуального дискурса самопроектирования у взрослых, как неосознанность, нерефлексированность и неартикулированность. Обнаружены феномены формирования и углубления рефлексии собственного самопроектирования участниками опроса как реакции на специально спланированный пролонгированный опросный диалог. Сформулирован вывод о положительном влиянии исследовательской дискурсивной практики, в которой оказался опрашиваемый, на его способность к самопроектированию и, соответственно, о возможности использования принципов опросного диалога в качестве тренинга самопроектирования.
.
Ключевые слова: самопроектирование, дискурсивные практики, прототекст, коммуникативная компетентность, самопонимание, самопознание, временная перспектива.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):82-93 (pdf)
УДК 159.923.2
Березко И.В.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. Самопроектирование является важным психологическим ресурсом личности во время сложных соматических заболеваний, в частности онкологических. Ценностно-смысловая сфера и идентичности личности очень существенным образом изменяются во время болезни. Важной психологической установкой во время тяжелой болезни является акцент собственно на ревизии арсенала собственных идентичностей. Есть несколько важных тенденций процесса самопроектирования, которые отражены в статье. Во-первых, это пересмотр ценностной сферы, идентичностей с учетом существенного изменения жизненной ситуации, которая происходит путем самоанализа собственных эмоциональных состояний и выяснения первопричин таких состояний, которые могут иметь разное происхождение. Во-вторых, это поиск ресурсов, благодаря которым эмоциональное состояние изменяется позитивно, и в значительной мере этими ресурсами являются собственные идентичности, которые уже были сформированы в прошлом опыте «уникальными эпизодами», но не были востребованы. Человек, который имеет тяжелое заболевание, делает сознательный выбор протопроекта, который потом трансформируется в конкретный жизненный план, исходя из своих приоритетов, которые считает более ценностными, и локализует свои психологические усилия в его реализации. Даже на стадии предварительного выбора протопроекта приоритетом является выздоровление и те варианты самоосуществления, которые способствуют ему, или хотя бы стабилизации жизненного ритма. Если ревизия ресурсов для осуществления проекта выявляет их недостаточность, то такой проект переопределяется в пользу более осуществимого. После этого личность конкретизирует протопроект в проект-ориентир, ищет определенный алгоритм, который нужен для его осуществления, и который апеллирует также к определению идентичностей, которые важны для этого (они тяготеют к «Я-идеальному). Онкологические больные также отличаются тем, что в выборе собственных планов-ориентиров существенно меньше считаются с социальным одобрением своих проектов, часто не афишируют их своему окружению. Еще одной психологической особенностью жизненных и личностных проектов людей с тяжелыми заболеваниями является выбор абсолютно новых, ранее неопробованных сфер жизненной реализации.
Ключевые слова: идентичность, самопроектирование, протопроект.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):94-108 (pdf)
УДК 159.922.63:128
Коваленко-Кобылянская И. Г.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические подходы к исследованию интеллектуального развития в период геронтогенеза, отмечено, что указанная проблема выражена в многочисленных теориях, ряд положений которых предполагает научные дискуссии. Указано, что несмотря на то, что проблема интеллектуального развития является одной из наиболее исследуемой в современной психологической науке, наименее исследованными остаются аспекты, связанные с развитием интеллекта в период геронтогенеза и, в частности, способности человека к реализации своего интеллектуального потенциала в позднем возрасте. Акцентировано внимание на необходимости мультинаучного подхода для решения данной проблема, в том числе, со стороны геронтологов и геронтопсихологов.
Анализ научных работ, посвященных особенностям интеллектуального развития человека в завершающий период онтогенеза, позволяет сделать вывод о том, что, изучая специфику интеллектуального развития человека в позднем возрасте, значительная часть исследователей, отмечая тенденцию к снижению интеллектуальных способностей в онтогенезе, игнорирует факт социальной депривации людей позднего возраста в современном обществе, который может оказывать решающее воздействие на реализацию человеком своего интеллектуального потенциала в период старения и старости. Результаты анализа научной литературы по вышеуказанной теме позволяет сделать вывод о том, что, исследователи рассматривают интеллект, в первую очередь, в качестве инструмента к получению новых знаний, о чем свидетельствуют многочисленные тесты на IQ, часть из которых не только исключает определение вербальных способностей человека и общий уровень его эрудиции, но и игнорируют теории о типах нервной системы, определяя в качестве фактора успешности выполнения заданий жестко ограниченное время их выполнения.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена демографическими изменениями, выраженными в тенденции к увеличению доли людей постпенсионного возраста в социуме и необходимостью, в связи с этим, построения общества психологически комфортного сосуществования для всех возрастов.
Ключевые слова: геронтогенез, интеллект, развитие, теоретические подходы, демографические изменения.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):109-120 (pdf)
УДК 159.923.2:005.332.7
Кресан О.Д.
Нежинский государственный университет имени Н.В.Гоголя.
Язык статьи : украинский
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей отображения переживания и осознания жизненных событий личности в устных и письменных нарративах. Проанализированы взгляды ведущих исследователей на особенности устной и письменной речи, в которых отображается характер процессов сознания и внутреннего мира личности. Приведены результаты эмпирического исследования устных и письменных повествований о жизненных событиях. Определены признаки и условия переживания и осознания жизненных событий в нарративе. К ним относятся наличие текста о событии, диалог о нем, рефлексия, проявление чувств, эмоциональное реагирование на это событие, углубление в детали жизненного события и внимание к ним, использование метафор в описании события и др.
В результате эмпирического исследования определено, что процессы переживания и осознания жизненных событий в повествовании зависят не столько от его формы – устная или письменная, сколько от наличия приведенных выше условий и признаков. Обобщены особенности отображения переживания и осознания жизненных событий в устных и письменных нарративах. Они заключаются, во-первых, во влиянии межличностных отношений на построение и характер повествования; во-вторых, в том, что в нем выражаются чувства и эмоции человека к этому жизненному событию, а также в диалогичности устного и письменного текста, что может углубить процессы переживания и осознания личности.
Ключевые слова: жизненное событие, переживание, осознание, нарратив, повествование.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):121-134 (pdf)
УДК 159.953.5
Мещеряков Д.С.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние основных теоретических подходов к проблемам субъектности и субъектной активности. Проанализированы компоненты структурной организации субъектности, уровнях ее проявления и феномены в различных теоретических подходах. Определено, что тема субъектности и субъектной активности в виртуальном образовательном пространстве приобретает актуальность в связи с последующей интеграцией инфокомуникативних технологий сети Интернет и виртуальности в повседневную жизнь, со связанными с этим различными видами деятельности в виртуальном пространстве, такими как: работа, учеба, общение, развлечения и тому подобное. Рассмотрен процесс субьектогенеза и его основных стадий. Отмечено особую роль в субъектности саморазвития с помощью самопроектирования и развитие интеллекта, как факторов деятельности субъектной активности и существования субъектности в целом. Учитывая дальнейшие исследования, дано определение понятий «субъект», «субъектность», «уровни субъектности», «субъектная активность», «развитие субъектной активности», а также определены уровни субъектности саморазвития.
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная активность, развитие субъектной активности, уровни развития субъектности.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):135-154 (pdf)
УДК 159.923.2
Гудинова И.Л.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. Показано, что виртуальная реальность является одним из значимих факторов самопроектирования личности. Представлен краткий обзор нового Интернет-жанра человеческого творчества в блогосфере. Охарактеризовано понятие «социокультурный образец». Описаны функции мотиваторов и демотиваторов, такие как: ценностно-смысловое регулирование при создании личностного жизненного проекта, оценивание истинности моральных доменов социокультурного знания, конструирования новых реальностей и так далее.
Показано, что мемы являются информационным ресурсом благодаря своей лаконичности. Такие тексты (как чужие жизненные смыслы), становятся для виртуальной личности близкими («эстетичное чужое как забыто свое»), способными переструктурировать и эстетизировать предыдущие жизненные убеждения.
Использование социокультурных образцов приводит к количественным изменениям, а именно: конкретизации переосмысленной ситуации; повышению эмоционального уровня и самоуважения; текстовая лаконичность приводит к ощущению завершенности и получению «жизненной мудрости»; человек становится способным словом помочь другому человеку (мемотерапия); возникает ощущение гармонии и упорядоченности жизненного опыта. В данном случае, человек становится перед «лицом культурного абсолюта».
В нем задействованы высшие потенции сознания. Человек продолжает искать смыслы жизненных изменений. Это тексты личного роста, а точнее уплотнённая смысловая перспектива. Следовательно, такая форма отображает жизненный опыт и свидетельствует словом об осмыслении своего жизненного пути.
Ключевые слова: мем, мотиватор, демотиватор, самопроектирование личности, социокультурный текстовый образец.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):155-166 (pdf)
УДК 159.923.2
Гуцол К.В.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. Статья посвящена раскрытию теоретических и методологических принципов исследования нарративной компетентности личности в оптике психолого-герменевтического подхода.
Определяется содержательное наполнение понятий «компетентность» и «нарративная компетентность» личности. Предлагается понимание компетентности как интегрального динамического личностного образования, которое формируется и развивается в процессе построения личностного опыта, и обеспечивает продуктивность жизнеосуществлений личности путем успешного решения актуальных жизненных задач, которые встают перед ней.
Нарративная компетентность трактуется как сформированность у личности способностей конструировать собственные нарративы и выявлять и интерпретировать нарративные высказывание адресанта. Утверждается, что способность человека продуцировать собственные нарративы предполагает владение всеми элементами нарративной структуры (то есть сформированность у нее нарратива как фрейма), а также владение «набором» базовых социокультурных нарративов, умение на их основе разворачивать нарративные структуры в связный рассказ. Отмечается, что способность выявлять и интерпретировать нарративные высказывание адресанта предусматривает умение личности увидеть за рассказом Другого его индивидуальный нарратив, «Я-Текст», его нарративную идентичность.
Сделано предположения, что развитие нарративной компетентности как метакомпетентности личности приводит к повышению уровня ее компетентности в разных контекстах ее самоосуществлений, в частности повышению способности к самопроектированию.
Ключевые слова: личность, компетентностный подход, компетентность, метакомпетентность, нарратив, нарративная компетентность.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):167-185 (pdf)
УДК 159.922 : 004.946
Галунзовский И. С.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : русский
Аннотация. Статья посвящена актуальной для современной психологии проблеме осмысления феномена игрового виртуального дискурса, необходимость решения которой обусловлена стремительными трансформациями, происходящими за последние десятилетия в информационном обществе. В статье раскрываются перспективы применения психолого-герменевтического подхода к классификации игр как нарративов, распространенных в виртуальном пространстве.
Показано, что очевидная неоднородность существующих на сегодняшний день классификаций игр, приводит к параллельному существованию в научном дискурсе большого количества типологий, различающихся между собой по ряду критериев, таких как вид игрового процесса, цели игры, жанровые особенности, проработанность и обширность «игрового мира», тематические и функциональные особенности, степень сопоставимости игровых событий с реальностью и пр.
Обращение к герменевтической парадигме, позволяет авторам рассматривать игры в виртуальном дискурсе как нарративы, сюжеты которых могут носить как линейный, так и нелинейный характер. Предложена классификация игр, в основе которой лежит выделение в них пяти видов сюжетных схем (в зависимости от количества возможных вариантов начала сюжета, его развития и финала), четыре из которых имеют нелинейный характер.
Подчеркивается, что выделение игр «бесфабульного» типа в виртуальном пространстве открывает перспективы изучения их влияния на личность «человека играющего» в масштабах ее жизненного пути, на психологические особенности ее самоосуществлений, готовности к саморазвитию и самопроектированию.
Ключевые слова: виртуальный дискурс, игровой виртуальный дискурс, игра, нарратив, сюжет, линейные и нелинейные сюжеты.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):186-199 (pdf)
УДК 159.9
Колярова А.О.
Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи : украинский
Аннотация. В статье приведено описание эмпирического исследования содержательного наполнения семантического пространства восприятия и понимания тела личностями, способными к самопроективной деятельности и рефлексии собственного телесного опыта. Учитывая то, что телесный опыт обычно не подвергается рефлексии соматически здоровыми лицами и лицами, которые не уделяют собственному телу должного внимания, выборка исследования сформирована была из лиц, для которых здоровье и красота тела являются необходимой профессиональной составляющей, или которые на протяжении многих лет занимаются спортивной деятельностью, а также лиц, имевших внешние или внутренние травмы, что изменило ход привычной ранее жизни, и на время исследования, успешно прошедших реабилитацию. Исследование содержательного наполнения семантического пространства восприятия тела обеспечено реализацией метода семантического дифференциала. Шкалы методики семантического дифференциала сформированы по результатам ассоциативного эксперимента. Результаты 200 испытуемых по созданной методике семантического дифференциала были подвергнуты факторному анализу, в результате которого определены двенадцать независимых факторов. В выводах отмечается, что семантическое пространство восприятия тела исследуемыми лицами является достаточно широким и может состоять из следующих конструктов ощущения и понимания: контролируемости тела; его внешних характеристик; податливости тела к воздействиям; вариативной динамичности тела; активности тела в поддержании здоровья; активности тела в освоении новых жизненных функций; положительного ощущения собственной телесности; незащищенности тела в обеспечении жизнедеятельности; активности тела в формировании имиджа личности; конгруэнтности тела положительному самовосприятию; стабильности тела в его усовершенствовании; незначительности тела.
Ключевые слова: телесный опыт, рефлексия телесного опыта, семантическое пространство восприятия тела, самопроектирования личности, метод семантического дифференциала.
Aktual_probl_psihol 2017, 2(10):200-213 (pdf)