Актуальные проблемы психологии. Том 2, выпуск 8 – 2014

Аннотации и сведения об авторах

 Содержание

УДК 159.923.2

 

Чепелева Н.В.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Самопроектирование как фактор развития личности

 

Язык статьи : русcкий

 

Аннотация: Рассматривается проблема самопроектирования личности в контексте постнеклассической психологии. Самопроектирование определяется как способность личности действовать исходя из собственного замысла, проекта. Самопроектирование базируется на интерпретации и осмыслении предыдущего личного и социокультурного опыта путем погружения в социокультурное дискурсивное пространство и создания собственного смыслового пространства, выступающего важнейшим фактором личностного развития.

Предложена трактовка личностного проекта как осмысленной версии человеческого бытия. Будучи воплощенным в дискурсивной форме, он дает возможность личности осознавать себя и выстраивать траекторию своего развития, соответствующую собственным целям и задачам. Такой проект становится смысловой доминантой, базисным центром смыслообразования, открывая перспективы дальнейшего личностного роста.

Выделены пути личностного самопроектирования: интерпретация и реинтерпретация личного и социокультурного опыта, построение собственной символики; порождение личных нарративов и концепций собственной жизни. Показано, что основными дискурсивными формами, в которых может воплощаться личностный проект являются нарративы, мифы, легенды о себе, личностные концепции.

Охарактеризованы особенности построения личностных проектов на разных этапах развития. На первом, биологическом, этапе личность действует по нормативным проектам, заданным взрослыми. На втором – социальном, заимствует проекты, заданные социокультурным пространством. И только на третьем, личностном, этапе появляется способность к созданию собственных проектов, позволяющих выстраивать траекторию собственной жизни и собственного развития.

 

Ключевые слова: развитие личности, самопроектирование личности, постнеклассическая психология, нарратив, дискурс, личный опыт, смысл.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8): 4-15 (pdf)

 

 

УДК 159.953.5

 

Смульсон М.Л.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Место самопроектирования в проектной прадигме

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматривается соотношение самопроектирования и саморазвития личности, а также место самопроектирования в более широкой проектной парадигме, которая характеризуется встраиванием идеи проектирования в массовые и повсеместные практики. Обобщены методологические и технологические координаты проектной парадигмы, среди которых такие характеристики проекта, как связь проекта с будущим, описание в проекте еще не существующих объектов, принципиальная реализуемость проекта и его нормативность, трактовка проекта как практической модели. Показаны этапы разработки проекта, в частности, постановка проблемы проектирования, документированная разработка проекта, обоснование, оценка и согласование, а также реализация проекта. Выделены характеристики самопроектирования, которые отвечают основным аспектам проектной парадигмы, и такие, которые в нее не вписываются.

Самопроектирование, также как и проектирование, рассматривается как самостоятельная и специфическая целенаправленная деятельность, которая имеет все признаки интеллектуальной (начинается с постановки проблемы, включает мышление и воображение, метакогнитивные рефлексивные процессы). Самопроектирование является непрерывным процессом, который обеспечивает перманентное саморазвитие личности. В процессе самопроектирования осознанно разделяются продукт деятельности проектирования и проектирование процесса получения этого продукта.

Показано, что самым противоречивым моментом в сравнении проектирования и самопроектирования является групповой (совместно-распределенный) характер деяльности проектирования в современной проектной парадигме и принципиально личностный характер самопроектирования и саморазвития.

Для определения более глубокой связи самопроектирования с проектной парадигмой специального исследования требует проблема практик самопроектирования, а также их технологизации.

 

Ключевые слова: проектирование, самопроектирование, личностный проект, саморазвитие, рефлексия, интеллект, ментальная модель мира.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):16-29 (pdf)

 

УДК 159.923.2

 

Лебединская И. В.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Дискурс самопроектирования : культурные формы текстуальной истории

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация. В статье анализируется феномен самопроектирования как опосредованный результат собственного исторического становления. Предметом интерпретации избрана фигура или принцип авторства, который, по мнению автора статьи, в философском и психологическом дискурсах трансформировался в субъектную парадигму. Историческое становление практик самопроектирования предложено проанализировать в контексте горизонта авторства. Метафора горизонт в статье используется в феноменологической традиции как подвижное интенциональное единство, потенциально содержащее возможности конституирования предмета интерпретации.

Предполагается, что феномен авторства в историко-культурном процессе конструировался целым рядом культурных форм (где форма – готовый инструмент, по Р.Барту), и в частности живописной техникой перспективы. В процессе исторического становления техника перспективы трансформировалась в универсальную практику означивания: стратегию анализа и технику личностного самопроектирования – личностную или жизненную позицию. В статье также начат анализ пути становления стратегии авторства от утверждения в авангардном ренессансном перспективизме до проекта «смерти автора» в постмодернизме.

 

Ключевые слова: самопроектирование, автор, дискурс, практика означивания, культурная форма, перспектива, позиция.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):30-40 (pdf)

 

 

 

 

УДК 159.923.2

 

Зарецкая О.А.

 

Институт психїологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Дискурсивные практики самопроектирования взрослых: методологические замечания к постановке проблемы

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Исследование дискурсивных практик самопроектирования взрослых базируется на основах психологической герменевтики. В работе представлена попытка построения методолого-организационной основы исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы сформулировать, аргументировать и структурировать корпус проблем, задач и вопросов, ответы на которые даст дальнейшая работа над темой. Выявлены основные составляющие исследуемой проблемы: построение категориального аппарата исследования, нахождение границ самопроектирования с другими процессами, наблюдаемыми на эмпирическом материале; психологический анализ деятельности взрослых при осуществлении самопроектирования; взрослые как субъект самопроектирования; анализ значения осознанности, текстуализации, вербализации и наррации в самопроектировании взрослых; выявление типов самопроектирования; соотношение процессов самопроектирования и личностного роста; выяснение особенной роли личного опыта при осуществлении личностью самопроектирования; отслеживание источника, импульса, детерминанты самопроектирования; рассмотрение самопроектирования как движущей силы личностной истории; отслеживание гендерного аспекта самопроектирования; анализ возрастного аспекта в самопроектировании взрослых; анализ творческого самопроектирования; выявление признаков самопроектирования в речевой практике. Обосновывается использование методики смешанного (устно-письменного), «разорванного», частично «скрытого», «длительного» интервью. Объектом дальнейшего анализа выступает весь текст диалога во время интервью, который мы можем назвать «управляемым диалогическим разорванным нарративом».

 

Ключевые слова: самопроектирование, взрослые, дискурсивные практики, методология, интервью.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):41-52 (pdf)

 

УДК 159.923.2

 

Мединцев В.А.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Реконструкция интракультуры лица по биографическому нарративу : основные положения

 

Язык статьи : русcкий

 

Аннотация: Понятие «интракультура» является одним из системы понятий для описания культурного пространства лица (КПЛ) в рамках модельной концепции культуры и личности. Ранее структура КПЛ была представлена через элементы и их отношения в синхронии, было дано описание процессов в пределах КПЛ и их основные свойства, предложены трактовки ряда структурных характеристик КПЛ как психологических свойств лица. В настоящей статье описание КПЛ (точнее, его интракультуры) проведено с ориентацией на процедуры, разработанные в психологической герменевтике. Одной из таких процедур является анализ биографического нарратива клиента/пациента с целью оказания ему консультативной/терапевтической помощи. Данные, полученные в ходе указанной нарративной процедуры, могут быть использованы для исследования интракультуры конкретного лица – выяснения состава групп, в которых происходит принятие биографически значимых решений, сравнения влиятельности отдельных её агентов и др. Компактное и наглядное представление элементов такой реконструкции можно получить, в частности, используя принципы построения многомерных пространств данных. Процедура реконструкции состоит в выделении в автонарративе лица важнейших биографических интенциональных событий, вычленении в них ситуаций принятия решений, определении влиятельности агентов интракультуры на агента-эксперта. Биографические интенциональные события, составы групп агентов, принимавших важнейшие решения, и числовые выражения их влиятельности являются элементами описания интракультуры лица в виде пространства данных. Выделение в биографическом нарративе лица биографических интенциональных событий, их главных и второстепенных действующих лиц, а также оценка взаимных воздействий агентов могут быть осуществлены методами психологической герменевтики. Представление культурного пространства лица и его интракультуры в виде многомерного пространства данных открывает возможность применения, в его эмпирических исследованиях, измерительных и аналитических процедур.

 

Ключевые слова: культурное пространство лица, агенты, культурные воздействия, биографический нарратив, биографическое интенциональное событие, принятие решений, пространство данных.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8): 53-72 (pdf)

 

 

 

 

 

 

УДК 159.923

 

Гуцол С.Ю.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

«Сюжет перехода» как мифологическая форма воплощения личностного проекта студенческой молодежи

 

Язык статьи : русcкий

 

Аннотация: Данное исследование является попыткой привлечения ресурсов психологической герменевтики, в частности, возможностей нарративного подхода для решения проблемы поиска продуктивных стратегий взаимодействия с клиентами, переживающими лиминальную фазу. Статья посвящена анализу «сюжета перехода» как воплощению личностного проекта студенческой молодежи в мифологическом дискурсе. Представлена авторская трактовка «периодов перехода» жизненного пути человека, артикулируемых как субъективно дифференцируемые «зазоры в длящемся опыте» (В.П. Зинченко), сопряженные с рефлексией смысловой завершенности определенных жизненных фрагментов, требующих преодоления «Себя наличного» и проектирования «Себя иного». Показано, что «сюжеты перехода» как мифологические формы воплощения личностного проекта актуализируются как периоды «пиков напряжения» личностной активности по присвоению новых смыслов, созиданию обновленных идентичностей и играют важную роль в процессе проектирования самоосуществлений личности. Разработана и апробирована методика построения личностного проекта как сюжета возможной истории, базирующаяся на переосмыслении жизненного опыта с целью осознания личностного потенциала развития, моделирования опыта преодоления лиминальности различных «периодов перехода» и фиксации его в художественном «квазибиографическом» тексте. В результате анализа эмпирических данных, полученных в ходе применения предложенной методики, подтверждена ее эффективность в контексте обучения нарративным практикам самопроектирования в юношеском возрасте, что, в свою очередь, способствует формированию жизнетворческих ресурсов на этапе взрослости.

 

Ключевые слова: миф, проект, самопроектирование, нарратив, «сюжет перехода», лиминальный период.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):73-82 (pdf)

 

 

 

 

УДК 159.923.2

 

Зазимко О.В.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Психологические возможности самопроектирования личности в юношеском возрасте

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В работе исследованы психологические особенности и возрастные возможности самопроектирования личности юношеского возраста, которое рассматривается как предвидение себя будущего на основе авторского формирования жизненного пути с собственными целями и ориентирами личностного становления. На эмпирическом материале доказывается сензитивность юношеского возраста к самопроектирования собственной личности, на что указывают наличие у юношей и девушек ощущения уникальности жизни в пределах ее социокультурного контекста, эмоциональной насыщенности событий собственной истории и направленность на будущее наряду с поиском смысла жизни. В развитии личности юношеского возраста определена доля самопроектирования в различных сферах жизнедеятельности. Собственные проекты личности у лиц юношеского возраста чаще появляются в сфере самореализации, реализации собственных увлечений, хобби. В сфере интимной жизни как сфере межличностных отношений юноши еще не составляют авторских предвидений себя в будущем. Исследования смысловой структуры нарративных текстов юношей и девушек показало, что созданию самостоятельных проектов собственной личности способствует способность к смыслопорождению, ориентированность на событийно насыщенное настоящее время и на положительное активное будущее, реинтерпретация «обязательств» прошлому в интерпретации личностного опыта как фрейма для самопроектирования. Приведены характеристики дискурсивных практик, которые способствуют выражению более высокой степени активности управления собственным смысловым пространством в юношеском возрасте, среди которых: логическая последовательность разностороннего освещения собственной жизненной истории; активная и позитивная интерпретация личного опыта; событийная насыщенность настоящего; ответственность за жизненные события; ориентация рассказов на будущее.

 

Ключевые слова: самопроектирование, жизненный опыт, жизненные задачи, жизненные смыслы, авторство, юношеский возраст

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):83-97 (pdf)

 

УДК 159.923.2

 

Шиловская Е.Н.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

Психологические предпосылки развития споособности ребенка младшего возраста к сампроектированию

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Статья посвящена теоретическому исследованию предпосылок развития способности ребенка младшего школьного возраста к самопроектированию. В процессе теоретического анализа определено, что одной из особенностей взрослости является способность человека к индивидуальному осмысленному самопостроению, которое предусматривает самопроектирование, планирование, саморазвитие и т.д. Внутренние предпосылки перечисленных процессов закладываются в младшем школьном возрасте, когда ребенок под влиянием социокультурной среды учится осознавать не только собственное «Я», но и события своей жизни. Определяющим фактором развития способности ребенка к самопроектированию может выступать его повышенная чувствительность к социокультурным и ситуационным влияниям, поскольку младший школьник не может самостоятельно проинтерпретировать ни содержание социальных влияний, ни события собственного опыта. Осмысление социокультурного и индивидуального опыта у ребенка данного возраста обусловлено не только влиянием взрослых, но и речевым развитием ребенка.

Способность к осмыслению индивидуального опыта, как одного из условий формирования способности к самопроектированию, в младшем школьном возрасте зависит от развития трех компонентов: эмоционально-оценочного (эмоциональное состояние ребенка и способность управлять своим эмоциональным состоянием); когнитивного (уровень развития интеллектуальных способностей, направленность на познание окружающего мира и собственного «Я», формирования иерархии жизненных ценностей и отношение к ним); поведенчески-мотивационного (способность к преодолению жизненных препятствий, поиск возможных путей их преодоления). Указаны дальнейшие перспективы исследования, а именно: влиянияе «инсценированного» детства как структурированной заданности взрослыми жизни детей на развитие способности к самопроектированию.

 

Ключевые слова : самопроектирование, социокультурный опыт, индивидуальный опыт, эмоционально-оценочный компонент, когнитивный компонент, поведенчески-мотивационный компонент

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):98-108 (pdf)

 

УДК 159.923.2

 

Березко И.В.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Кризисная ситуация : бифуркация в жизненном сценарии

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: Жизненные истории и контексты, для которых они создаются, отличаются большим многообразием, но всё-таки группируются вокруг определенного ценностного ядра личности. В статье проанализированы особенности реорганизации личностью собственной идентичности во время проживания сложных жизненных ситуаций. Автор считает, что зоны бифуркации на жизненном пути, которые соответствуют кризисным периодам, являются благоприятными для личностных трансформаций. Реализации ожидает одновременно несколько векторов в ценностной сфере. Есть определенные «Я» и жизненные сценарии, которые востребованы в периоды спокойной жизненной реализации в «равнинном ландшафте». Сложные жизненные обстоятельства рассчитаны на актуализацию иных «Я», совсем иных измерений идентичности – сложная жизненная ситуация – это способ их укрепить, закалить, возможно, повлиять на их место в ценностной иерархии. Если личность не выдерживает определенной преемственности собственных нарративов, а также своих «Я» (идентичностей), то она может почувствовать угрозу потерять себя, раствориться в новой, но чужеродной для неё смысловой реальности, потому что личностная идентичность представляет собой набор характеристик, которые делают личность уникальной и отличающейся от других. Но не обязательно сложная жизненная ситуация является признаком того, что в «репертуаре» личности нет определенных качеств, которые помогали бы сложности преодолеть, или что сформированные идентичности утратили свою актуальность.

Наиболее важна способность к мобилизации личностью её когнитивных ресурсов. Процесс когнитивной адаптации разворачивается прежде всего вокруг поиска смысла проблемного события. Важную роль в этом процессе будут играть именно дискурсивные практики, разнообразные способы структурировать собственный опыт. В статье рассмотрен алгоритм и стадии изменения нарратива, разнообразные приемы работы с идентичностью, к которым прибегает личность при решении своих проблем.

 

Ключевые слова: наратив, жизненный сюжет, сложная жизненная ситуация, идентичность, интерпретативный ресурс.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):109-122 (pdf)

 

 

 

 

 

УДК 316.6

 

Брацюк О.Г.

 

Институт психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины

 

Наративна в структурі само презентації користувачів сайтів знайомств

 

Мова статті : українська

 

Язык статьи: украинский

 

Аннотация: В статье рассматривается место нарратива в структуре самопрезентации пользователей сайтов знакомств. Нарратив выступает средством конструирования иерархии жизненных ценностей и обретения человеком собственной идентичности. Определено, что самопрезентация пользователей сайтов знакомств является развертыванием сложного по структуре нарратива, который включает в себя несколько составляющих и выражается через собственный категориальный аппарат. Рассмотрены предварительные исследования, проведенные на базе социальных сетей, выявлено существование половых и индивидуальных различий в лексике, которую употребляют пользователи фейсбук и сайтов знакомств. В то время как экстраверты более склонны употреблять понятия, которые отражают различные виды активности (в основном связанные со спортом) и свои родственные отношения или эмоциональное отношение к объектам, интроверты преимущественно употребляют оценочные категории, которые отражают их общее негативное отношение к собственной жизненной ситуации. Установлено, что группы пользователей разных возрастов употребляют категории, связанные с деятельностью, присущей этой возрастной категории. Установлено существование связи между успешностью и ником, который выбирают себе мужчины и женщины на сайтах знакомств. Определена сфера дальнейших исследований.

 

Ключевые слова: нарратив, самопрезентация, семантические категории, сексуальная ориентация, целевая направленность, эгоцентризм, внимание к другим, эмоциональность, внимание к внешности, романтизм, сила, активность.

 

Aktual_probl_psihol 2014, 2(8):123-137 (pdf)