Актуальные проблемы психологии, Том 2, Выпуск 9 – 2015

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска

.

УДК 159.923.2

Чепелева Н.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Самопроектирование и развитие личности

Язык статьи : русcкий

Аннотация. Предложено толкование самопроектирования как процесса выстраивания собственной идентичности, базирующемся на интерпретации и осмыслении личного и социокультурного опыта, усвоении культурно заданных схем самоорганизации. Самопроектирование осуществляется с помощью дискурсивных практик, предполагающих создание собственных дискурсивных проектов, выступающих важнейшим фактором личностного развития.

Личностный проект представлен как осмысленная версия человеческого бытия, в большой мере базирующаяся на процессе усвоения социокультурных дискурсов, задающих сценарии поведения и основные векторы развития личности. Самопроектирование направлено на создание личностью идеальных моделей себя. Основными дискурсивными моделями личностных проектов являются нарратив как создание замысла себя, идеальной собственной истории и тезаурус как создание идеальной личностно неповторимой картины мира.

Показана роль задач, которые ставит перед собой личность, прежде всего, задач на смысл в создании личностных проектов. Эти задачи поначалу опираются на социокультурные образцы, но в процессе развития личность переопределяет и доопределяет их, реконструируя таким образом собственный личностный проект.

Определены основные виды личностных проектов – социально ориентированный, базирующийся на принятых в социуме образцах и стандартах; личностно ориентированный, опирающийся на процессы самоинтерпретации и самопонимания и задающий вектор развития и личностных трансформаций; альтернативный, предполагающий создание замысла себя желаемого.

Ключевые слова: самопроектирование, развитие личности, личностный проект, нарратив, тезаурус, самопонимание, интерпретация

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 4-17 (pdf)


УДК 159.9.015

Балл Г.А. , Мединцев В.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Теоретико-множественный метод анализа процессов самопроектирования

Язык статьи : русcкий

Аннотация. Изложены основные идеи разрабатываемого нами теоретико-множественного метода анализа процессов, в том числе изучаемых в психологии, и описана процедура его применения. Суть метода состоит в рассмотрении любого предмета исследования как процесса и/или как его компонентов. Для описания процессов используются отображения множеств, в общем виде записываемые как Функции : Прообразы → Образы.

В статье указанный метод применён к описанию процессов самопроектирования, трактуемого как реформирование и функционирование личного проекта. Последний мы рассматриваем как психическое достояние лица, характеризующее его замысел себя и совокупность процессов, реализующих этот замысел; замысел себя охватывает Я-желаемое и то осуществление содержания жизни, которого лицо надеется достичь благодаря реализации Я-желаемого. Можно считать, что личный проект в предлагаемой трактовке представляет собой объединение личностного и жизненного проектов (в терминах Н.В. Чепелевой и О.А. Зарецкой).

Определены компоненты математического пространства, в котором затем рассмотрены описываемые отображениями процессы самопроектирования. Анализ математического пространства проведён по трём направлениям, связанным с рассмотрением личного проекта соответственно как прообраза, как образа и как функции. Охарактеризованы этапы реформирования личного проекта и типы личных проектов, различающиеся особенностями структуры этапов.

Ключевые слова: самопроектирование, личный проект, замысел себя, отображение, прообраз, образ, функция, математическое пространство, этапы реформирования личного проекта.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 18-35 (pdf)


УДК 159.923.2

Смульсон М.Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Самопроектирование как способ амплификации развития в старости

Язык статьи: украинский

Аннотация. Статья посвящена анализу специфики самопроектирования как интенциональной основы саморазвития у пожилых людей, а также как способа амплификации саморазвития. Показано, что специфика самопроектирования в старости проявляется на всех его этапах, а именно на этапе рефлексии задач саморазвития, этапе определения проекта результата, проекта процесса и соответствующих технологий саморазвития, а также критериев события саморазвития. Для пожилого возраста очевидна неприемлемость ускорения (акселерации) психического развития, его невозможность в условиях ограниченного жизненного ресурса. Поэтому можно говорить только об определенной амплификации, обогащении психического развития в старости. Осознанное самопроектирование личности в старости предполагает самостоятельное принятие решения о направлениях такой амплификации на основе понимания своих инволюционных дефицитов.

Все указанные выше этапы самопроектирования требуют соответствующего интеллектуального обеспечения на уровне понятийного мышления, отрефлексированных интеллектуальных действий. Поэтому взаимную амплификацию самопроектирования и интеллекта пожилого человека можно считать фактором-протектором деменции при нормальном старении. В то же время самопроектирование должно быть направлено также и на общую реинтерпретацию ментальной модели мира в старости.

Ключевые слова: старость, нормальное старение, самопроектирование, саморазвитие, амплификация, ментальная модель мира.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 36-48 (pdf)


УДК 159.923.2

Лебединская И.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Типизация как путь становления культурных практик самопроектирования.

Язык статьи: украинский

Аннотация. В статье рассматривается личностное самопроектирование как тип культурной практики. Предлагается понятие тип культурной практики проанализировать в контексте теории «типизации» как становление соответствующего типа опыта, конституированного типизированными формами знания.

Показано, что ядром установившейся типики опыта самопроектирования, является доксический опыт или габитуальные схемы интерпретации. В дискурсивном пространстве доксический опыт функционирует как латентный уровень дискурса, образует дорефлексивную мировоззренческую систему и является фактором формирования психического габитуса.

Предполагается, что «семантической матрицей» личностного самопроектирования является тысячелетняя традиция рационального отношения человека к самому себе укорененная в культурных практиках самопроектирования.

Ключевые слова: типизация, практики самопроектирования, доксический опыт, габитуальные схемы интерпретации, психический габитус.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 49-60 (pdf)


УДК 159.923.2

Гуцол С.Ю.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Смыслообразующая функция мифа в контексте самопроектирования личности

Язык статьи: русский

Аннотация. Статья посвящена осмыслению проблемы мифологических составляющих жизненного опыта личности, в частности, места и значения мифа в процессе формирования стратегий самодетерминации и самоорганизации личности в контексте жизнетворческих практик.

В основе авторской концепции лежит тезис о том, что в процессе самопроектирования условием генерации новых смыслов выступают как обобщения эмпирического индивидуального опыта личности, так и усвоенные извне «готовые» социокультурные концепты, имеющие мифологическую природу.

На основании обобщения концепций Д.А. Леонтьева, А.М. Лобока, А.С. Шарова представлено авторское понимание механизма мифологического смыслообразования. Предпринята попытка «сгладить» оппозиционные противоречия в категориальном отношении «актуальное бытие-в-мире» − миф. Раскрыта взаимообусловленность этих категорий опыта в процессе самоорганизации личности.

Показано значение мифа как фактора формирования личностного проекта, раскрыта его роль как «смыслонесущей реальности» в процессе самопроектирования. Представлен анализ смыслообразующей функции мифа. Обосновано понимание смысла как вероятностного конструкта личностного мифа.

Раскрыты ресурсы мифа как объемного контекста для «актуального бытие-в-мире»: фиксация на широкой перспективе ведет к осмыслению сферы возможностей личности, ее жизненного горизонта.

Ключевые слова: миф, смысл, опыт, проект, «актуальное бытие-в-мире», смыслообразующая функция, самоорганизация личности.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 61-71 (pdf)


УДК 159.923.2 : 316.752

Зарецкая О.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Особенности использования методов интервьюирования для исследования самопроектирования личности.

Язык статьи: украинский

Аннотация. Работа посвящена выяснению возможностей письменного интервьюирования при исследовании аксиологических аспектов сознания человека. Анализируются принципы проведения интервьюирования, которые позволяют инициировать пробуждение активной рефлексии у опрашиваемого собственных представлений ценностного плана, в частности, о самопроектировании. Сформулированы и аргументированы преимущества опроса в форме интернет-переписки по вопросам экзистенциального плана: письменный формат ответа, возможности компьютерного «нелинейного» редактирования, большая свобода маневра при компьютерной переписке, особенности восприятия виртуального пространства, которые способствуют более свободной коммуникации, вовлечение опрашиваемого в нарративную практику в письменной форме. Аргументировано использование методики смешанного (устно-письменного), "разорванного", поступательного, гибкого, отчасти скрытого, длящегося интервью, в результате чего можно получить "управляемый" диалогический разорванный нарратив. Обсуждаются преимущества применения такой методики в воспитательном и учебном процессах.

Ключевые слова: интервью, интернет-переписка, опрос, аксиологический аспект, самопроектирование, нарратив

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 72-84 (pdf)


УДК 159.923.2

Зазимко О.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Дискурсивные практики обогащения временной трансспективы в самопроектировании личности.

Язык статьи: украинский

Аннотация. В статье охарактеризованы дискурсивные практики обогащения временной трансспективы. Временная трансспектива, в отличие от временной перспективы, обозначается временной децентрацией и воссозданием жизненного хронотопа человека с точки зрения представленности и значимости собственного времени и пространства в его картине мира. Дискурсивные практики, охватывающие временную трансспективу, содержат интерпретацию опыта не только с позиции сегодняшнего дня, но и прошлого или будущего, что в большей степени способствует порождению собственных жизненных смыслов в построении оригинального личностного проекта. В исследовании особое внимание уделено дискурсивным практикам (осмыслению, присвоению, интерпретации, пониманию) раскрытия смыслов событий собственного опыта и «открытию смыслов» опыта Другого. Выяснено, что регенерация утраченных («искаженных» и «предубежденных») смыслов и порождение новых интенциируется эмоционально-интенсивными переживаниями, которые можно классифицировать как «моменты интенсивностей». Указанные переживания, отличные от опыта сознания, пробуждаются остановкой мышления в определенной трансспективной точке опыта. Путь образования смыслов от «моментов интенсивностей» к порождению дискурса сопровождается практиками симультанного и параллельного представления визуализаций. В случае отсутствия дальнейшей их актуализации (нарративизации), «скрытые» авторские смыслы могут остаться непредъявленными Другому и неприсвоенными субъектом их порождения. Отмечено, что дискурсивные практики обогащения временной трансспективы в самопроектировании личности интенсивно приобретаются в юношеском возрасте, когда личность становится способной осмыслить изменчивость собственного «Я». До наступления юношеского возраста расширение смысловых ориентиров в определении себя в будущем происходит за счет интерпретации социальных дискурсов, воспринимаемых как другие измерения пространства.

Ключевые слова: дискурсивные практики, личностный проект, трансспектива, обогащение трансспективы, «моменты интенсивностей», юношеский возраст, жизненный опыт, опыт Другого.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 85-105 (pdf)


УДК 159.923.2

Шиловская Е.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Обеспечение психологического здоровья как возможная предпосылка развития способности ребенка к самопроектирования.

Язык статьи: украинский

Аннотация. Статья посвящена практическому исследованию предпосылок развития способности ребенка младшего школьного возраста к самопроектированию. В процессе теоретического анализа определено, что одной из особенностей взрослости является способность человека к индивидуальному осмысленному самопостроению, которое предусматривает самопроектирование, планирование, саморазвитие и т.д. Внутренние предпосылки перечисленных процессов закладываются в младшем школьном возрасте, когда ребенок под влиянием социокультурной среды учится осознавать не только собственное «Я», но и события своей жизни.

Определяющим фактором развития способности ребенка к самопроектированию может выступать наличие психологического здоровья, в частности, таких его составляющих как способность принимать на себя ответственность за принятие решений и стойкость ребенка к стрессовым ситуациям.

В процессе исследования установлена связь между развитием способности ребенка к самопроектированию и способностью брать на себя ответственность за принятие решений, а также стойкостью относительно стрессовых ситуаций, способностью ребенка преодолевать трудности.

На основании результатов, полученных в процессе экспериментального исследования, сделан взвод о том, что способность ребенка брать на себя ответственность за принятие решений и стиль его реагирования в стрессовых ситуациях являются предпосылками развития способности к самопроектированию. Процесс развития этих составляющих психологического здоровья ребенка обусловлен его социальным окружением.

Указаны дальнейшие перспективы исследования, а именно: влияние наличия таких составляющих психологического здоровья как самопринятие и принятие окружающих, открытость переживаниям, хорошее ролевое развитие ребенка на развитие способности к самопроектированию.

Ключевые слова: самопроектирование, социокультурный опыт, психологическое здоровье, способность принимать на себя ответственность за принятие решений, стойкость ребенка к стрессовым ситуациям.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 106-118 (pdf)


УДК 159.953.5

Коваленко-Кобылянская И.Г.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Интеллектуальное развитие в старости

Язык статьи: украинский

Аннотация. Старение населения и динамика экономического развития общества требует перманентного обучения человека во все периоды его развития, включая старость. Обучение в данном возрастном периоде имеет ряд особенностей. От степени адаптации к новым условиям зависит стиль старения и здоровье (психическое и физическое) человека.

Обсуждается проблема сохранности высших психических функций у людей «третьего» возраста посредством использования виртуальной обучающей среды. В статье приведены фрагменты дистанционного курса «Интеллектуальная поддержка 50+». В статье указано, что курс содержит шесть модулей, состоящих из интерактивных тренажеров, разделенных на уровни сложности и ролевых упражнений.

Отмечены важность фиксации стареющим человеком проблемы снижения психических функций и наличие мотивации. Акцентируется внимание на том, что отношения к индивидуальной психической сохранности в старости является показателем социальной зрелости личности. Особенностью дистанционного курса является направленность не на получение новых знаний, а на общую стимуляцию когнитивной сферы.

Ключевые слова: старение, интеллект, развитие, виртуальная среда обучения, самостоятельная работа, эффективность обучения.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 119-129 (pdf)


УДК 159.923.2

Березко И.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Сложная жизненная ситуация : смена траектории саморазвития

Язык статьи: украинский

Аннотация: В статье выполнен анализ постмодерной специфики понятий «личность», «идентичность», «самопонимание». Отмечено, что в периоды кризисной смены жизненных обстоятельств процессы самоидентификации становятся более интенсивными. В сложной жизненной ситуации существенно меняется и смысловое пространство личности, и её идентичности. Проанализированы факторы, которые являются катализаторами самопонимания в сложной жизненной ситуации, её специфика. Для анализа процессов личностных трансформаций в сложной жизненной ситуации использованы понятия нарратив и ментатив. Данные дискурсивные практики имеют свою специфику, каждая из них предположительно доминирует в разные периоды жизни. Высказана гипотеза, что в сложной жизненной ситуации процессы наративизации приостанавливаются, и ментатив становится доминирующим смысловым конструктом. Проанализированы способы репрезентации жизненного опыта людьми, имеющими опыт онкологического заболевания. Для анализа использованы тексты, выложенные в социальных сетях в открытом доступе. Выявлено, что в процессе адаптации к сложной жизненной ситуации, каковой является серьезное соматическое заболевание, личность на первых этапах интерпретации такого жизненного опыта может испытать тенденцию утраты авторства собственной жизнью, обесценивать текущие идентичности, чувствовать свою беспомощность. Описан процесс дифференциации дисфункциональных «Я», поиска ресурсов путем актуализации идентичностей, сформированных в предыдущем опыте в «уникальных эпизодах». Именно такие идентичности в зачаточном состоянии являются главным потенциалом в процессе адаптации к сложной жизненной ситуации. Сложная жизненная ситуация не только меняет ценностное пространство личности, но и дает возможность появления новых идентичностей и сюжетов в жизни личности.

Ключевые слова: самопонимание, идентичность, нарратив, ментатив.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 130-141 (pdf)


УДК 159.923.2

Гудинова И. Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

Протонаратив как ценносно смысловая основа самопроектирования в блогосфере

Язык статьи: украинский

Аннотация. Показано, как виртуальная реальность способна влиять на самопроектирование личности. Представлен короткий обзор нового Интернет-жанра человеческого творчества в блогосфере, а именно, мотиваторов и демотиваторов (протонарративы). Обосновано понятие «протонарратив». Описаны функции мотиваторов и демотиваторов, такие как: ценностно-смысловое регулирование при создании личностного жизненного проекта, оценивание истинности моральных домен социокультурного знания, конструирования новых реальностей и так далее.

По сути, мемы – это чистая информация, но его функционирование имеет заметные физические и поведенческие последствия. Мемы считаются информационным благом благодаря своей лаконичности. Такие тексты или чужие жизненные смыслы, становятся для виртуальной личности близкими («эстетичное чужое как забыто свое»), способными переструктурировать и эстетизировать предыдущие жизненные убеждения.

Использование протонарративов приводит к количественным изменениям, а именно: конкретизации переосмысленной ситуации; повышению эмоционального уровня и самоуважения; текстовая лаконичность приводит к ощущению завершенности и получению жизненной мудрости; человек становится способным словом помочь другому человеку (мемотерапия); возникает ощущение гармонии и окончательной упорядоченности жизненного опыта. В данном случае, человек становится перед «лицом культурного абсолюта». В нем задействованы высшие потенции сознания. Человек продолжает искать смыслы жизненных изменений. Это тексты личного роста, а точнее уплотнённая смысловая перспектива. Следовательно, протонарративная форма отображает жизненный опыт и свидетельствует словом об осмыслении своего жизненного пути.

Определены рычаги влияния протонарративов на психологию человека.

Ключевые слова: мотиватор, демотиватор, протонарратив, самопроектированеи, вера, надежда, мечта.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 142-155 (pdf)


УДК 159.923.2 : 371 : 37.04

Проскура Е.В.

г.Берлин, ФРГ

Януш Корчак и Яков Резник: опыт самопроектирования

Язык статьи: украинский

Аннотация. Целью статьи является аналіз опыта самопроектирования личности и осуществления проекта в течение жизни на примере двух выдающихся личностей – классиков педагогики ХХ столетия Януша Корчака и Якова Резника. Имя Януша Корчака сегодня известно более широко, чем имя украинского психолога и педагога Якова Резника, однако они оба являются яркими представителями гуманистической научной и практической педагогики, содержанием личностного проекта которых было посвятить свою жизнь детям, «отдать им сердце». Особое внимание при этом уделялось социологическим, психологическим, педагогическим поискам в определении роли образования как в функционировании и развитии человеческого общества, так и в практике организации конкретних образовательных институтов, в частности, ориентированных на поддержку, обучение и воспитание детей, которые остались без родителей. В процессе реализации личностных проектов ими созданы авторские образовательные учреждения, основой которых были собственная концепция, теоретическая система и практический опыт.

Ключевые слова: Я.Корчак, Я.Резник, самопроектирование, гуманистическая педагогика, детство, сиротство, детский дом.

Aktual_probl_psihol 2015, 2(9): 156- 185 (pdf)