Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 4. Психология развития дошкольника. Выпуск 16 – 2020
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 373-056,2/.3
Пироженко Т.А.
Пироженко Тамара Александровна – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
В статье представлены позиции развития психологической науки о детстве как особой общественной ценности, которая демонстрирует форму культурного самосознания взрослых. Конкретизировано, что представление о детстве в ряду гуманитарных, социальных и естественных наук реализуются в двух направлениях. Первый обобщает проблемы и вопросы о культуре детства: среда в широком смысле, окружение, культурные формы, которые создают взрослые для детей. Второе направление характеризует природу детства, проявление детской сути, детской субкультуры, то есть форм деятельности самого ребенка. В статье доказано, что представление о детстве и его осмысление через ценностный (аксиологический) аспект является одним из ключевых, поскольку демонстрирует форму культурного самосознания взрослых через отношение к детям, реализуя через ценности взаимодействие между поколениями.
Ключевые слова: детство, развитие ребенка, ценностные ориентации, характеристики и функции ценностей в обществе.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.9:373.24
Балицкая И.Н.
Балицкая Ирина Николаевна – воспитатель Житомирского центра развития ребёнка № 53, научный корреспондент лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
В статье представлены психолого – педагогические аспекты партнерского взаимодействия педагогов ДДУ с родителями воспитанников. Рассмотрена суть педагогического сотрудничества дошкольного учреждения с родителями как способ повышения и согласования воспитательного влияния на детей дошкольного возраста
Раскрыто цель и принципы организации такого сотрудничества. Смоделированы и охарактеризованы современные подходы в формировании педагогически – родительских отношений.
Ключевые слова: психолого – педагогическая культура, партнерское взаимодействие, ценностные ориентиры, педагогическое сотрудничество, ценностное отношение.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 378.091.313:159.955-021.412.1
Беленькая А.В.
Беленькая Анна Владимировна – доктор педагогических наук, професор, заведующий кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрены возможности использования интерактивных методов обучения для развития одного из ключевых навыков XXI века – критического мышления. Автор представляет опыт использования ряда интерактивных методов обучения в работе со студентами второго (магистерского) образовательного уровня специальности 012 – дошкольное образование. Как таковой, что может быть глубоко практико-ориентированным и одновременно способствующим развитию критического мышления студентов, представлен метод «Шесть пар обуви способов действий», британского психолога Эдварда де Боно. В статье раскрыто этапы развития критического мышления студентов, представлена динамика его изменений по критериям: объективность – опора на факты и их анализ, толерантность к альтернативным мнениям и оценкам, коммуникативность – умение взаимодействовать с другими в определении и решении сложных профессиональных вопросов.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, критическое мышление, магистранты, дети дошкольного возраста, Эдвард де Боно, метод «Шесть пар обуви способов действий», саморазвитие.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.942:0057.87
Дмитриюк Н.С.
Дмитриюк Наталия Степановна – кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии Восточноевропейского національного университета шимени Леси Украинки.
Кордунова Н.А.
Кордунова Наталия Александровна – кандидат психологических наук, доцент, преподаватель кафедры педагогической и возрастной психологии Восточноевропейского національного университета шимени Леси Украинки.
Язык статьи: украинский
В статье предпринята попытка раскрыть важность эмоционального развития ребенка на этапе дошкольного детства и осветить его значение в становлении дошкольника как личности. Выявлено на основе эмпирического исследования особенности психологических проблем в эмоциональном развитии среди старших дошкольников: общее негативное эмоциональное самочувствие от пребывания в учебном заведении; проблемы во взаимоотношениях с родителями, воспитателями и сверстниками; неудовлетворенность собственной деятельностью; неудовлетворенность собой.
Доказано, что для эффективного развития эмоциональной сферы детей необходимо обеспечить определенные психолого-педагогические условия. Предлагается краткая характеристика особенностей развития эмоциональной сферы и причин трудностей осознания эмоциональных проявлений в исследуемых детей.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональное развитие, дети старшего дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.953.5-057.874*1кл.
Дорошенко М.И.
Дорошенко Марина Ибрагимовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бердянського государственного педагогического университета.
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрены умственные способности первоклассника как предмет научного анализа. Проанализирована взаимосвязь умственных способностей и учебной деятельности учащихся первых классов.
Разработана методика, процедура исследования и интерпретация результатов, система упражнений развития умственных способностей первоклассников.
Ключевые слова: первоклассники, умственные способности, учебная деятельность, успешность.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.954.4-026.15-053.4
Зозуля И.Н.
Зозуля Ирина Николаевна – специалист отделения аспирантуры и докторантуры ГВОУ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический університет имени Григория Сковороды», аспирантка кафедры психологии.
Язык статьи: украинский
В статье отражены результаты теоретического анализа проблемы проявления креативности у детей дошкольного возраста. Предпринята попытка раскрыть сущность понятия «креативность», которое рассматривается как имманентная черта личности, формирующая и определяющая творческий потенциал во всех областях ее деятельности. Рассматривается познавательная потребность, составляющая психологическую основу познавательной мотивации по сравнению с другими типами мотивации, как механизм проявления и развивающий компонент творческого потенциала. Определена роль подражания в формировании креативности. Отмечено, что для формирования креативности необходим определенный уровень социализированности, который предусматривает овладение элементарными навыками коммуникации. Описаны этапы процесса формирования креативности путем подражания (подражание-копирование, творческое подражание, репродуктивное творчество, настоящая креативность).
Ключевые слова: креативность, дети дошкольного возраста, познавательная потребность, познавательная активность, механизмы проявления креативности, подражание.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.923
Карабаева И.И.
Карабаева Ирина Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Терещенко Л. А.
Терещенко Людмила Анатолиевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии обучения шимени И.О. Синицы Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
В статье на основе теоретического исследования современной научной психолого-педагогической литературы предоставляется характеристика существующим подходам к определению понятия развивающая образовательная среда. Очерчивается структура феномена "развивающая образовательная среда", и выделяются основные его компоненты. Раскрываются и этапы формирования развивающей образовательной среды и критерии его оценивания.
Ключевые слова: учреждение дошкольного образования, среда, развивающее, образовательное, развивающая образовательная среда.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 37.091.12:005.962.131
Коваленко Е.В.
Коваленко Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета шимени Бориса Гринченко.
Язык статьи: украинский
В статье представлено исследование дефинитивной характеристики основных понятий при помощи энциклопедических и толковых словарей, энциклопедий и справочников. На основе изучения и анализа психолого-педагогических исследований охарактеризованы требования к воспитателю учреждения дошкольного образования в историческом контексте и с позиций современности. Проработаны исследования по вопросу мотивационной готовности к самореализации будущих воспитателей детей дошкольного возраста и на этом основании выделены ее критерии и показатели уровня.
Ключевые слова: мотив, мотивационная готовность, самореализация, будущие воспитатели детей дошкольного возраста, профессиональная деятельность, критерии, показатели уровня.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 373.2:364.64
Кондратец И.В.
Кондратец Инна Викторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.
Язык статьи: украинский
В статье анализируется зарубежный и отечественный опыт концепций «работы горя», этапы (фазы) проживание и особенности сопровождения человека в горе. Охарактеризованы поведенческие проявления и эмоциональные реакции детей по возрастным группам. Освещены взгляды исследователей на вопрос «когда рассказывать ребенку о смерти», «как рассказывать ребенку о потере». Представлена литература для детей, которая доступно и иллюстративно раскрывает тему потери. Определены условия для осуществления поддержки и помощи в горе детям дошкольного возраста. Даны рекомендации по регулированию эмоционального фона и обозначены основные концепты по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка в процессе потери.
Ключевые слова: горевание, утрата, эмоции, сопровождение, поддержка, помощь, рефлексия.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 373.2.016:81-028.31
Кроливец Ю.В.
Кроливец Юлия Виталиевна – преподаватель кафедры психологи и педагогіки дошкольного образования ГВОУ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический університет имени Григория Сковороды».
Язык статьи: украинский
В статье осуществлен научно-теоретический анализ проблемы влияния процессов восприятия на развитие речи детей дошкольного возраста. Раскрыта сущность феноменов «восприятие» и «образ». Указано, что речь дошкольников развивается в процессе дифференциации образов и словесном преобразовании представлений. Обращено внимание на особенности восприятия окружающей действительности детей дошкольного возраста и ее вербализации. Отмечено положительное влияние восприятия картинок на развитие связной речи детей дошкольного возраста. Констатировано, что на современном этапе развития психолингвистической науки проблема влияния восприятия на развитие речи дошкольников является недостаточно исследуемой, в отличие от проблемы воздействия речи на процесс восприятия.
Ключевые слова: восприятие, образ, речь, высказывания, развитие, дети дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.922.73 – 053.4 (043.3)
Мельник И.С.
Мельник Инна Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.
Язык статьи: украинский
Статья посвящена раскрытию психологических основ профилактики нарушений коммуникации у детей дошкольного возраста (на ранних возрастных этапах дошкольного детства) в процессе игрового взаимодействия с родителями. В статье охарактеризованы процесс становления коммуникативной сферы ребенка в норме и основные диагностические значимые моменты в психическом развитии и поведении детей при коммуникативных нарушениях. Даны практические рекомендации родителям по профилактике коммуникативных нарушений детей и организации эффективного игрового взаимодействия с их детьми, которые уже испытывают трудности коммуникации. Намечены перспективы исследования по данной проблематике.
Ключевые слова: речь, коммуникация, нарушение коммуникации, игра, взаимодействие родителей с ребенком.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 316.752,159.923.2 – 053.4
Соловьёва Л. И.
Соловьёва Людмила Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
Статья посвящена раскрытию особенностей терминальных и инструментальных ценностей детей на этапе их присвоения в старшем дошкольном возрасте. Проанализированы современные методики изучения ценностных ориентаций по М. Rokeach, адаптированные для детей дошкольного возраста. Представлены применённые диагностические методы. Очерчена структура терминальных и инструментальных ценностей дошкольников в единстве их когнuтивного, эмоционального и деятельностного компонентов. Определен рейтинг знаемых, значимых и действенных ценностей-целей и ценностей-средств. Охарактеризовано состояние сформированности структуры ценностей исследуемых детей.
Ключевые слова: терминальные и инструментальные ценности, структура ценностей, рейтинг ценностей, ребенок старшего дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 373.2.091:316.422 (045)
Тищук Л.И.
Тищук Людмила Ивановна– кандидат психологических наук, заведующий Житомирским центром развития ребенка № 53 «АБВГДЕЙКА».
Язык статьи: украинский
В статье проведен анализ организационно-психологических факторов, которые касаются внутренних факторов учреждения дошкольного образования, которые в условиях изменений существенно влияют на педагогическую деяльность. Организационно-психологический подход рассматривает комплекс взаимосвязанных факторов с точки зрения их влияния на развитие инновационной деяльности педагогов, которые по-разному могут влиять на развитие детей дошкольного возраста. Исследуются особенности факторов, которые формируют осознанную потребность введения педагогических инноваций, поддерживают и стимулируют развитие кадрового потенциала, обезпечивают непрерывный обмен информацией об обстоятельствах инновационных поисков. Предложено собственное видение характеристик основных груп факторов, которые вплияют на стиль управления персоналом, социально-психологический климат, элементы корпоративной культуры.
Ключевые слова: учреждение дошкольного образования, организационно-психологические факторы, социально-психологический климат, корпоративная культура.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 373. 2 : 159. 9463
Товкач И. Е.
Товкач Ирина Евгениевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.
Язык статьи: украинский
Эта статья посвящена освещению теоретических аспектов проблем понимания и осознания детьми дошкольного возраста речи как психолингвистических феномена. Работа по овладению и осознанию ребенком дошкольного возраста речи как качественного восприятия и понимания того, чем ребенок овладел практически, привлечение его к речевой деятельности должно осуществляться не только с учетом возрастных особенностей, но и индивидуальности каждого ребенка, его интересов, желаний и предпочтений и др. И совершенно точно невозможно осуществлять индивидуализацию у детей без индивидуализации в самых взрослых (воспитателей и родителей). Принимая во внимание сложность языковедческих понятий, разноплановость мнений ученых, обобщая их, студентам и практикам необходимо дать четкое представление о осознании детьми указанного возраста речи в современной психолингвистике.
Ключевые слова: речь, речевая деятельность, понимание, осознание, высказывания, текст, дети дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 373.2.015.3:17.022.1
Токарева Л.Д.
Токарева Людмила Дмитриевна – младший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
В статье представлена проблема становления ценностных ориентиров у дошкольников в условиях семьи. Сделан акцент на том, что семья - это первооснова общества, где проявляются индивидуальные особенности каждого из родителей и детей. В статье представлены четыре ярко выраженных типа высшей нервной деятельности: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В статье дали объяснения родителям, о том, что это расширит информационное поле знаний об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Поможет направить их на раскрытие потенциальных возможностей своего ребенка, поможет правильно подобрать к нему нужный подход и даст возможность постоянного психолого - педагогического сопровождения, которое сохранит психическое и физическое здоровье ребенка.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, семья, дошкольник, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.922.27
Федорчук Е.И.
Федорчук Елена Ивановна – научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.
Язык статьи: украинский
В статье проводится экспериментальный анализ особенностей и психолого-педагогических условий семейной социализации старшего дошкольника. Обобщение результатов, полученных в рамках исследования специфики становления ценностных старших дошкольников в условиях семьи, наочно подтверждает роль близкого взрослого в процессе социализации ребенка. Раскрывается значение семьи в процессе зарождения самодостаточной личности. Определяется влияние субъект-субъектных отношений ребенка с близкими взрослыми на формирование семейно-бытовой компетенции.
Ключевые слова: семейная социализация, родительская ответственность, дошкольное детство, субьектность, субьект-субьектное взаимодействие.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.922.26:37.018.3-027.553:364.64
Чистяк О.В.
Чистяк Ольга Владимировна – доцент кафедры практической психологи факультета педагогіки и психологи Национального педагогического университета шимени М.П. Драгоманова.
Язык статьи: украинский
В статье раскрыто содержание и структуру понятия «межличностные отношения», рассмотрена роль детских домов семейного типа в социальном воспитании подростков. Представлены особенности развития межличностных отношений между воспитанниками-подростками и родителями-воспитателями в условиях детского дома семейного типа в виде характеристики этапов их развития. Особое внимание уделено характеристике межличностного восприятия как составляющей поведенческого компонента. Выяснено сущность и роль дружбы в межличностных отношениях между воспитателями и подростками. Раскрыта сущность понятия «культура межличностных отношений взрослого с воспитанником» как вершина развития указанных отношений. Доказано, что результативность развития межличностных отношений между воспитанниками-подростками и родителями-воспитателями будет влиять на эффективность совместной деятельности. Охарактеризованы признаки такой деятельности.
Ключевые слова: родители-воспитатели, воспитанники-подростки, детский дом семейного типа, коммуникация, межличностные отношения, культура межличностных отношений взрослого с воспитанником.
Aktual_probl_psihol, 2020 4 (16) : 4-21 (pdf)
УДК 159.922.72+159.923]-053.4
Шаумян Е.Г.
Шаумян Елена Геворкиевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы ЧВУЗ «Кропивницкий институт государственного и муниципального права».
Язык статьи: украинский
Актуальной во все времена является забота о гармоничном развитии ребенка и воспитании позитивной успешной личности. Несмотря на широту взглядов у отечественных и зарубежных психологов-практиков по становлению личности ребенка, целесообразно проанализировать их в свете процессов глобализации общества и развития информационных технологий.
Будущей личности следует помогать формировать внутреннее состояние включенности в мир, раскрывать творческий потенциал, в частности, креативность. Необходимо развивать у ребенка осознание мира как целостности, основываясь на познании общей связи вещей и явлений Вселенной, которые влияют на мировоззрение личности. Важной задачей сегодня является формирование потребности в творческом преобразовании мира, его совершенствовании, что предполагает развитие таких свойств личности, как эмпатия, альтруизм, любовь через обогащение ролевого репертуара ребенка.
Ключевые слова: ребенок, культура личности, будущая личность, целостность, творческое мышление, креативность, развитие личности.