Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 4. Психология развития дошкольника. Выпуск 12 – 2016
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.922.73-053.4
Била И.М.
Язык статьи: украинский
МИРОВОСПРИЯТИЕ: ОСНОВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье описываются методы диагностики, которые выявляют ведущие тенденции в мировосприятии ребенка, определяются индивидуальные и общие особенности его формирования в онтогенезе дошкольного детства, анализируются возрастные и индивидуальные тенденции мировосприятия как основы формирования мировоззрения. Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, мировосприятие, мировоззрение, методы диагностики.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 4-13 (pdf)
УДК: 159. 923
О. І. Власова, В. Л. Щербина
Власова Олена Іванівна, доктор психологічних наук, професор, завідувач кафедри психології розвитку Київського національного університету імені Тараса Шевченка,
Щербина Вікторія Леонардівна, кандидат соціологічних наук, науковий співробітник факультету психології, Київський національний університет імені Тараса Шевченка
Язык статьи: украинский
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В МНОГОУКЛАДНОМ УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Авторы статьи раскрывают содержание социализации личности в многоукладному обществе как процесс, обусловленный культурным укладом, на который ориентирован конкретный индивид. Традиционный, современный (индустриальный) и постмодернистский (коммуникативный) культурные уклады предусматривают различные способы интерпретации и понимания людьми социальных норм и ценностей. Показано, что разные люди могут выказывать различное понимание одинаковым событиям жизни в процессе концептуализации собственной жизненной перспективы и достижения переживания целостности как психологического благополучия, самореализации или экзистенциальной наполненности. Ключевые слова: личность, социализация, многоукладное общество, ценности, типы целостности личности, общество, трансформируется.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 13-23 (pdf)
УДК: 316.362:316.613.434-053.4
Демченко М.О.
Демченко Марина Олександрівна, асистент кафедри практичної психології ДВНЗ «Донбаський державний педагогічний університет» м. Слов’янськ, Донецька обл.
Язык статьи: украинский
СТИЛИ И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ВОЗМОЖНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье раскрыты особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста. Раскрыта «психогенная теория истории детства» (Л. Демоз). Проанализирована классификация стилей семейного воспитания Д. Баумринд (либеральный, авторитарный и авторитетный). Представлена характеристика влияния семейного воспитания на формирование особенностей характера ребенка. Раскрыта сущность понятий «агрессия», «агрессивность». Определены подходы к объяснению природы агрессии. Охарактеризованы факторы, определяющие возможное развитие агрессивности в поведении ребенка. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, стили семейного воспитания, типы семейного воспитания, психоаналитический подход, этологический подход, ситуативная теория агрессии, теория социального научения, детско-родительские отношения, агрессия, агрессивность.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 23-32 (pdf)
УДК: 159.922.73 + 316.614.6] – 053.4
Завязун Т. В., Кльоц Л. А.
Завязун Тетяна Василівна викладач ЖОІППО, кандидат психологічних наук,
Кльоц Любов Антонівна викладач ЖОІППО кандидат психологічних наук
Язык статьи: украинский
МОТИВАЦІЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В статье обосновано значение мотивации как средства активизации образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении, раскрыто ее влияние на личностное развитие ребенка-дошкольника. Акцентировано внимание на необходимости поиска наиболее эффективных условий организации учебного процесса, направленного на формирование не только содержательной (знание) и операционной (умение) стороны программы, но и мотивационной. Проанализированы особенности создания мотивации во время образовательно-воспитательного процесса и предложены эффективные формы работы с мотивации деятельности во время взаимодействия педагога с воспитанниками. Ключевые слова: потребносно-мотивационная сфера, мотив, мотивация, мотивационная составляющая личности.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 32-41 (pdf)
УДК: 616.89-084-085-053.4:614.21
Кабанцева А.В.
Кабанцева Анастасія Валеріївна, практичний психолог дошкільного навчального заклад №6, молодший науковий співробітник Державного закладу «Науково-практичний медичний реабілітаційно-діагностичний центр МОЗ України»
Язык статьи: украинский
ОРГАНИЗАЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном обществе, где каждый год ужесточаются требования к маленькой личности, где происходят изменения жизненных догм, такие кратковременные состояния, как тревожность, агрессивность, замкнутость, превращаются в устойчивые. Не каждый ребенок способен справиться с такими требованиями, и это приводит к закреплению негативных состояний, которые существенно влияют на здоровье каждого. Статья посвящена изучению проблемы сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изложенный материал имеет анализ последних исследований, определены главные содержательные и организационные аспекты построения работы в направлении сохранения и укрепления психического здоровья, раскрыто структурные компоненты, содержание и задачи создания развивающей программы, а также представлены наиболее эффективные формы и техники работы на занятиях. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, психическое здоровье, эмоции, ощущения, сохранения и укрепления здоровья, психологическое сопровождение, развивающая программа, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 41-50 (pdf)
УДК: 372+159.922.73
Каплунова К.А.
Каплунова Катерина Анатоліївна, секретар філологічного факультету, Миколаївського національного університету імені В. О. Сухомлинського
Язык статьи: украинский
ОТОБРАЖЕНИЕ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОПЫТА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЕ
В статье проанализированы научные подходы к проблеме отображения старшими дошкольниками опыта межличностного взаимодействия в психолого-педагогической литературе, определены различные позиции в толковании этого феномена, выявлены его основные характеристики, обоснована целесообразность и необходимость межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, определена целесообразность формирования межличностного взаимодействия старших дошкольников в творческих играх. Обосновано межличностное взаимодействие старших дошкольников со сверстниками в творческих играх, необходимость развития гармоничной личности и становления социальной компетентности дошкольника в новой социокультурной среде. Ключевые слова: взаимодействие, межличностное взаимодействие, дети старшего дошкольного возраста, творческая игра.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 50-62 (pdf)
УДК: 159.922.7
І. І. Карабаєва
Карабаєва Ірина Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії психології дошкільника Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України
Язык статьи: украинский
ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ИНСТАНЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье на основе анализа научной литературы представлена характеристика современных подходов к определению понятий: квалиметрический подход, мониторинг качества образования, компетенция, компетентность. Раскрывается содержание социально-коммуникативной компетенции старших дошкольников. Выделяются основные критерии и показатели определения уровня развития этических инстанций у детей шестого года жизни. Ключевые слова: квалиметрия, квалиметрический подход, мониторинг, качество, компетенция, компетентность.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 62-74 (pdf)
УДК: 372.011.31:373.2
І. В. Кондратець
Кондратець Інна Вікторівна, методист інформаційно-методичного центру управління освіти і науки Новоград-Волинської міської ради
Язык статьи: украинский
ИСКУССТВО ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
В статье осуществлен теоретический анализ проблемы формирования у педагогов дошкольных учебных заведений умений и навыков спрашивать. Рассмотрены функции и типы вопросов, задачи и педагогические условия для построения конструктивного диалога. Представлен практический материал для формирования искусства вопросов и ответов у детей и взрослых, учитывая развитие рефлексивной культуры. Ключевые слова: диалог, диалогическое мышление, вопросы, ответы, общение, рефлексивная культура, рефлексивный практикум, компетенции.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 74-86 (pdf)
УДК: 159.922.7
Костецька О. І.
Костецька Оксана Іванівна, аспірантка кафедри практичної психології Кіровоградського державного педагогічного університету ім. Володимира Винниченка
Язык статьи: украинский
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДИАЛОГИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассмотрены теоретико-методологические основы исследования диалогичности как психологического феномена, что проявляется в раскрытии концептуальных подходов и истории изучения диалога, освещении особенностей современного представления о возрастныхх особенностях диалогичности, а также анализе подходов к изучению структурных компонентов диалогичности. Представлена характеристика таких структурных компонентов диалогичности: эмоциональный, перцептивный и интерактивный, которые в совокупности образуют «коммуникативное ядро» личности. Отмечено, что именно от гармоничного формирования и развития каждого из них зависит становление и развитие диалогичности младшего школьника. Ключевые слова: младший школьник, общение, диалогичность, структура диалогичности, «коммуникативное ядро», эмоциональный компонент диалогичности, перцептивный компонент диалогичности, интерактивный компонент диалогичности.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 86-95 (pdf)
УДК: 159.922.7
Ладивір С. О.
Ладивір Світлана Олексіївна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії психології дошкільника Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м.Київ, Україна
Язык статьи: украинский
ДВИЖУЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье представлены научно-теоретические подходы к психолого-педагогическому сопровождению процесса присвоения старшими дошкольниками социально значимых ценностей. Исследование осуществляется за принципами гуманной психологии. Раскрытие специфики и динамики развития потребностно-ценностной сферы взрослеющей личности зиждется на признании у каждого ребенка индивидуального генетического потенциала, который требует определенных условий для самоактуализации. Осознанные в детстве базовые ценности должны войти в золотой фонд зрелой личности. Исследование осуществляется в рамках проблемы изучения закономерностей процесса прививки детям общечеловеческих базовых ценностей, раскрытие возможностей, которые открывает гуманная психология, основываясь на создании условий для развития природного потенциала ребенка в соответствии с его генетически обусловленными способностями. Ключевые слова: личность дошкольника; общечеловеческие базовые ценности; новообразования психического развития старшего дошкольника; ценностные ориентации.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 95-106 (pdf)
УДК: 159.922.7
Лесик В.В.
Лесик Вікторія Валеріївна, завідувачка Новоград-Волинським дошкільним навчальним закладом №1 «Джерельце» інтелектуального напряму. м. Новоград-Волинськ, Житомирьської області, Україна
Язык статьи: украинский
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье представлен теоретический и практический анализ педагогических чтений в формате рефлексивного дайджеста. Рассмотрены особенности интерактивного аспекта педагогических чтений, его роли в профессиональном обучении педагогов дошкольных учебных заведений. Ключевые слова: рефлексия, дайджест, педагогические чтения, рефлексивный дайджест.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 106-113 (pdf)
УДК: 159.922.7
Метелюк В. І.
Метелюк Валентина Іванівна, викладач кафедри педагогіки та психології Київського університету імені Бориса Грінченка м. Київ, Україна
Язык статьи: украинский
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание статьи привлекает внимание к проблеме развтия воображения дошкольника – важного познавательного процесса, тесно связанного с игрой, ведущей деятельностью возраста. Воображение, проникая во все сферы жизнедеятельности ребенка, создает предпосылки успешного формирования личности ребенка, мотивовационной составляющей, творчества. Статья содержит материалы наблюдений за играми современных детей, рассматривает некоторые целесообразные формы взаимодействия педагога и детей, развивающие воображение и обогащающие игру. Ключевые слова: воображение, творчество, узоры воображения, механизмы воображения: агглютинации, аналогии, gìperbolìzacìâ, участок ролевая игра.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 113-123 (pdf)
УДК: 159.943.8 – 053.4 : 316.625
Соловйова Л. І.
Соловйова Людмила Іванівна, кандидат психологічних наук, старший науковий співробітник лабораторії психології дошкільника, Інститут психології імені Г. C. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Язык статьи: украинский
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВЫБОР : ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПРОЯВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Статья посвящена анализу проблемы развития у ребенка дошкольного возраста способности осуществлять осознанный выбор и его взаимосвязь со становлением произвольного поведения. Раскрыто психологическое содержание понятия ""выбор"", а также подход к пониманию выбора как составляющей волевого процесса. Рассмотрены особенности формирования у дошкольника способности к выборочной поведения. Теоретически установлена тесная связь сознательного выбора с овладением ребенка своим поведением. Отмечено, что старший дошкольник способен к сознательному выбору на основе предвидения последствий своих действий. Подчеркнуто, что оформление в старшем дошкольном возрасте произвольного поведения в качестве личностного новообразования выступает критерием выбора ребенком социально значимых ценностей. Определены показатель и уровни проявления способности старшего дошкольника управлять собой в процессе достижения цели в различных специфически детских видах деятельности. Ключевые слова: произвольное поведение, выбор, социально значимые ценности, ребенок дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 123-135 (pdf)
УДК: 159.922.7
Тищук Л. І., Ковальова Л. В.
Тищук Людмила Іванівна, кандидат психологічних наук, завідувач Житомирського центру розвитку дитини №53 «АБВГДЕЙКА», м.Житомир, Україна,
Ковальова Людмила Василівна практичний психолог Житомирського центру розвитку дитини №53 «АБВГДЕЙКА», м.Житомир, Україна.
Язык статьи: украинский
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОЯВЛЕНИЯМИ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ
Статья посвящена особенностям проявления агрессии в поведении ребенка дошкольного возраста в современном дошкольном учреждении. Аргументирована необходимость гуманистического похода в воспитании дошкольника. Описаны три направления положительного влияния на ребенка: профилактика проявлений агрессии, оперативная гуманная реакция взрослого на проявления агрессии в поведении дошкольника, коррекционно-восстановительная и развивающая работа с учасниками конфликта. Ключевые слова: проявления агрессии в поведении, гуманистические принципы, профилактика проявлений агрессии, оперативная реакция взрослого, психолого-педагогическое сопровождение, модель непрерывной помощи.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 135-145 (pdf)
УДК: 159.922.7
Товкач І.Є.
Товкач Ірина Євгеніївна, старший викладач кафедри дошкільної освіти Педагогічного інституту Київського університету імені Бориса Грінченка, м. Київ, Україна
Язык статьи: украинский
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТРУКТУРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКЛЬНИКОВ
В статье дан анализ полученных нами эмпирических данных, который производился определенными в психологической науке методами математической статистики. Было определено динамику взаимозависимости между уровнем проявления особенностей взаимосвязи структурных компонентов в дифференциации эмоционально-мотивационных, процессуально-операционных, контрольно-оценочных признаков познавательной активности старших дошкольников на разных этапах ее развития в процессе речевой деятельности. Выяснено содержательные характеристики индивидуальных особенностей и специфики их проявления на разных этапах развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Ключевые слова: познавательная активность, структурные компоненты, особенности взаимосвязи, эмоционально-мотивационные, процессуально-операционнные, контрольно-оценочные признаки, старшие дошкольники, индивидуальные характеристики, подгруппы.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 145-155 (pdf)
УДК: 159.922.73 + 316.614.6] – 053.4
Л. Д.Токарєва
Токарєва Людмила Дмитрівна, молодший науковий співробітник лабораторії психології дошкільника Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Язык статьи: украинский
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА И ИХ МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
В статье раскрыта проблема нравственно – этического поведения дошкольника, проблема ценностных ориентаций дошкольника и ее мотивации. Подчеркнули специфику развития особенностей мотивационной сферы в дошкольном возрасте. В статье отметили соподчиненность мотивов, которая является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Сделан вывод, что иерархия мотивов дает определенную направленность всему поведению и появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом. Ключевые слова: Ценностные ориентации, дошкольник, нравственное воспитание, мотивы, мотивация, семья, социализация.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 155-165 (pdf)
УДК: 159.922.27:37.017.7, 316.74
Федорчук О. І.
Федорчук Олена Іванівна, молодший науковий співробітник лабораторії психології дошкільника Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна
Язык статьи: украинский
РОДИТЕЛЬСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТРУКТУРЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье проанализированы понятия родительской ответственности, ее место в современной психологической науке и роль в структуре феномена родительской культуры. Определены составляющие и характерные особенности родительской ответственности, а также факторы, влияющие на процесс ее развития. Сделаны выводы, что родительская ответственность является главным показателем уровня родительской культуры молодых семей в частности и отражением будущего нашего общества в целом. Поставлены задачи по обобщению мирового опыта и поиска эффективных путей становления родительской ответственности. Ключевые слова: родительская ответственность, нравственный выбор, ценностные ориентации, личностная свобода, феномен родительской культуры, семья.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 165-176 (pdf)
УДК: 159.922.6 : 316.752
Філенко Є. Ф.
Філенко Євгенія Філіповна, практичний психолог ДНЗ «Зірочка», м. Обухів, Україна
Язык статьи: украинский
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В статье рассматриваются особенности формирования ценностных ориентаций человека на протяжении жизни, что помогает понять пути актуализации ценностных ориентаций педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Изложены результаты исследования ценностных ориентаций педагогических работников ДОУ «Звездочка» г. Обухов. Ключевые слова: ценностные ориентации, «поле ценностей» педагогических работников, обучение взрослых.
Aktual_probl_psihol 2016, 4(12): 176-182 (pdf)