Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 4. Психология развития дошкольника. Выпуск 13 – 2017
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.923
Батлина Л.В.
Батлина Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Коммунальное учреждение «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета
Язык статьи: русский
Статья посвящена вопросам: определения роли детства в жизни человека; изучения положения детей в мире и в Украине; установления причины создавшегося усугубляющегося положения детского населения в стране, мире; определения путей улучшения ситуации.
Ключевые слова: детство, феномен детства, дошкольное детство, качество детства.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):4-14 (pdf)
УДК: 159.928.23
Била И. Н.
Била Ирина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии одарённости, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Разносторонняя психологическая диагностика, получение информации о каждом ребенке с акцентом на его сильных сторонах является необходимым условием построения индивидуальных программ сопровождения развития способностей, личностного становления ребенка. Ориентиром всего диагностического процесса является структурная модель развития способностей, которая включает мотивационный, ценностный, когнитивный и операционный компонент и демонстрирует динамическую, интегративную природу способностей, которая проявляется в деятельности ребенка. Наиболее эффективными диагностическими методами в дошкольном возрасте является наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, особенно наблюдение за игрой ребенка, запись жизненных наблюдений, анализ результатов продуктивной деятельности (в частности, изобразительной), методика незавершенных предложений, стандартизированные тесты для изучения умственного развития детей, тесты для диагностики познавательных процессов и творческих способностей, метод экспертной оценки по шкале рейтинга базовых характеристик способностей (модификация шкалы Дж. Рензулли), опросники, анкеты, составленные с таким расчетом, чтобы собрать больше разнообразной информации о ребенке, его индивидуально-психологических особенностях развития. Изучая способности детей, целесообразно опираться на принцип гуманности, индивидуальности, оптимистичности по отношению к каждому ребенку и обеспечивать благоприятные условия для его познавательной активности, развития интересов, наклонностей и талантов.
Ключевые слова: диагностика, диагостические методы, способности, дети дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):14-31 (pdf)
УДК: 159.955
Ваганова Н.А.
Ваганова Наталия Аркадиевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии творчества, Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье анализируются исследования, посвященные психологии творческого восприятия, определяется само понятие «творческое восприятие», его психологические характеристики и особенности развития в дошкольном возрасте. В процессе активной познавательной деятельности детей восприятие приобретает целенаправленный, творческий характер и предполагает обязательное получение новой информации, которое зависит от того, насколько ребенок сохраняет способность видеть индивидуальные особенности в объектах. В большинстве случаев начинает доминировать обобщенность, схематичность, стереотипность восприятия. Важно специально учить детей восприятию, так как без обучения этот процесс сохраняет слитность, неточность, синкретичность. В конце дошкольного возраста восприятие характеризуется уже такими свойствами как предметность, целостность и осмысленность. Восприятие становится целенаправленным процессом, в котором выделяются произвольные действия – рассматривание, поиск – от схематического оно переходит к целостному целенаправленному наблюдению.
Ключевые слова: творческое восприятие, перцептивная деятельность, познавательная активность, предметность, целостность, осмысленность восприятия, дошкольный возраст.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):31-40 (pdf)
УДК: 37.015.3:159.922.7
Гальченко В.М.
Гальченко Виктория Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного образования и детского творчества Факультета педагогики и психологи Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова
Язык статьи: украинский
В статье раскрыта роль диалогического общения в развитии эмоционально-социальной сферы ребенка дошкольного возраста. Охарактеризованы формы общения дошкольника со взрослым в течение дошкольного детства. Выявлен ряд возможных эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Определены психолого-педагогические условия обеспечения эмоционально-социального развития детей. Описаны меры развивающей работы с дошкольниками, которые следует применять психологам и педагогам с целью повышения уровня эмоционально-социального развития дошкольников в контексте подготовки к обучению в школе.
Ключевые слова: эмоции, общение, эмоционально-социальное развитие, дети дошкольного возраста, диалогическое общение, социальная изобретательность, духовность, творческая личность.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):40-50 (pdf)
УДК: 159.9
Гальцева Т.А.
Гальцева Татьяна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, докторант психологического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Язык статьи: украинский
В статье проанализированы особенности становления учебной самоэффективности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Определены социально-психологические факторы, детерминирующие учебную самоэффективность личности: семейное воспитание, общение со взрослыми и сверстниками, эмоциональное отношение педагога, успехи в игровой и учебной деятельности, пример других. Проанализирована роль учебно-игровой среды.
Ключевые слова: учебная самоэффективность личности, учебно-игровая среда, дифференцированная самооценка, целеполагание, рефлексия, субъект собственных действий, субъект учебной деятельности.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):51-62 (pdf)
УДК: 159.938
Завадская Т.В.
Завадская Татьяна Василиевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты исследования уровня самоактуализации как фактора профессионального самоосуществления воспитателей детских дошкольных заведений. Определены группы воспитателей с признаками самоактуализации по показателям «компетентности во времени», «ценностных ориентаций», «взглядов на природу человека людини», «самоуважения», «синергии», «познавательных потребностей». У группы воспитателей определено отсутствие признаков самоактуализации по некоторым шкалам. Определена группа риска по шкале «принятие агресии».
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, воспитатель, самоактуализация.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):63-72 (pdf)
УДК: 159.923
Завязун Т. В.
Завязун Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, преподаватель Коммунального учреждения «Житомирский ОИППО» ЖОС
Язык статьи: украинский
В статье освещаются вопросы особенностей развития речи современных дошкольников. Раскрываются психолого-педагогические причины трудностей общении дошкольников та пути их устранения с помощью основного вида деятельности – игры.
Ключевые слова: развитие речи, трудности в общении, речевой портрет ребенка, игровая деятельность.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):72-82 (pdf)
УДК: 159.923
Карабаева И.И.
Карабаева Ирина Ивановна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются вопросы развития этических инстанций детей дошкольного возраста в психологической образовательной среде. Раскрывается значение субъект-субъектного взаимодействия взрослого с ребенком и рассматривается сущность понятия «значимый взрослый». Представлены подходы к формированию этических инстанций дошкольников путем использования приёмов работы с субъективным опытом детей. В работе раскрываются подходы к созданию условий для продуктивного диалога между ребенком и взрослым.
Ключевые слова: значимый взрослый, этические инстанции, субъект-субъектное взаимодействие, развивающая среда, моральные ценности.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):82-94 (pdf)
УДК: 159.955.4:37.01
Клименко И. В.
Клименко Игорь Владимирович, кандидат психологических наук, в.и.о. начальника Департамента кадрового обеспечения Национальной полиции Украины
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрена проблема психической саморегуляции и рефлексивности в психологии. Проанализирована специфика личностной саморегуляции и ее взаимосвязи с парциальными характеристиками рефлексивности у курсантов в контексте программы психологического сопровождения.
В исследования было установлено, что курсанты, которые были включены в программу психологического сопровождения, в большей степени ориентированы на анализ и оценку уже проделанной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Эти испытуемые склонны к размышлениям о будущей деятельности и ее планировании, наблюдению и анализу собственного поведения. У курсантов, которые обучались в обычных условиях выявлены более низкие показатели по всем составляющим личностной саморегуляции.
Ключевые слова: курсанты, парциальные характеристики рефлексивности, правоохранительные органы, психологическое сопровождение.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):94-107 (pdf)
УДК: 372.011.31:373.2
Кондратец И. В.
Кондратец Инна Викторовна, методист информационно-методического центра управления образования и науки Новоград-Волынского городского совета
Язык статьи: украинский
Статья посвящена раскрытию понятия рефлексивной культуры как одной из составляющих профессионализма, ценностного ориентира в саморазвитии и самосовершенствовании профессиональных и личностных качеств педагога дошкольного образовательного учреждения. Освещены научные подходы в трактовке дефиниции „рефлексивная культура”, а также условия ее формирования.
Ключевые слова: рефлексивная культура, условия развития рефлексивной культуры, рефлексия, саморазвитие, профессионализм, ценностный ориентир.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):108-115 (pdf)
УДК: 159.923
Пироженко Т.А.
Пироженко Тамара Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии дошкольника, Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
Статья посвящена анализу проблемы соотношения внешних (социально-педагогических) и внутренних (психологических) факторов влияния на процесс принятия ребенком старшего дошкольного возраста социально значимых ценностей. Отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка старшего дошкольного возраста в период возрастного кризиса регуляции поведения на 6 (7) годах жизни требует учета закономерностей развития важных достижений ценностно-смысловой сферы, которые способствуют сохранению целостности личности ребенка дошкольного возраста на этапе кардинального изменения социальной ситуации развития малыша (дошкольное-начальное образование).
Ключевые слова: ценностные ориентации, образовательное пространство, становления личности, возрастной кризис регуляции поведения 6 (7) года жизни, жизненная компетентность.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):115-129 (pdf)
УДК: 373.2:7
Половина Е.А.
Половина Елена Анатолиевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, Педагогический институт Киевский университет имени Бориса Гринченко
Язык статьи: украинский
В статье публикуются практические рекомендации по полихудожественному развитию детей дошкольного возраста; представлена система работы, которая основывается на использовании искусства в работе с детьми; определены педагогические условия полихудожественного развития личности.
Ключевые слова: полихудожественное развитие, искусство, живопись, познавательный интерес, игровые упражнения, психогимнастика, педагогические условия.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):129-139 (pdf)
УДК: 159.923
Рижкова Е. С.
Рижкова Елена Сергеевна, практический психолог, Специализированная общеобразовательная школа І-ІІІ степеней №3 Торецкого городского совета Донецкой области
Язык статьи: украинский
В статье дается определение понятия "интеграция", „интегрированные уроки". Раскрываются основные методологические требования, которым должна отвечать педагогическая технология. Анализируются основные группы интегрированных видов деятельности, которые повышают качество усвоения учебного материала.
Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, общегуманистическая основа, познавательная компетентность, педагогические технологии.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):140-150 (pdf)
УДК: 159.943.8 – 053.4 : 316.752
Соловьёва Л. И.
Соловьёва Людмила Ивановна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты экспериментального изучения состояния развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста, которое обуславливает принятие ими социально значимых ценностей. Описаны применённые эмпирические методы исследования: диагностическая беседа „Факторы выбора ребенком социально значимых ценностей” и наблюдения различных видов детской деятельности, инициированной детьми и педагогом. Статистически подтверждена связь уровня проявления произвольного поведения старшего дошкольника и его способности к принятию социально значимых ценностей. Определено реальное состояние развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста, образование которых осуществлялось в условиях дошкольного образовательного учреждения, семейного воспитания и первого класса начальной школы. Установлено, что для исследуемых детей социально значимые ценности являются регуляторами их активности на среднем уровне проявления.
Ключевые слова: произвольное поведение, принятие, выбор, социально значимые ценности, ребенок старшего дошкольного возраста.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):151-159 (pdf)
УДК 378:373.31
Степанюк Е. И.
Степанюк Екатерина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, Бердянский государственный педагогический университет
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются направления научных поисков исследования проблемы формирования исследовательских умений будущих учителей начальной школы. Предлагается контент-анализ понятий: умения, педагогические умения, исследовательские умения. Акцентируется внимание на педагогической практике как эффективном средстве формирования исследовательских умений. Рассматриваются задачи учебно-воспитательной и производственной практики в школе и их возможности для формирования исследовательских умений студентов направления подготовки 6.010102 Начальное образование. Исследуется метод портфолио и его возможности в формировании исследовательских умений будущих учителей начальной школы. Представлены результаты экспериментального исследования.
Ключевые слова: исследовательские умения, педагогические умения, педагогическая практика, метод портфолио.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):159-168 (pdf)
УДК: 159.923
Товкач И.Е.
Товкач Ирина Євгениевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко
Язык статьи: украинский
В статье представлено результаты емпирического исследования индивидуальных особенностей познавательной активности старших дошкольников. Раскрыто психолого-педагогические условия эффективного влияния на развитие познавательной активности с учетом индивидуальных особенностей старших дошкольников в речевой деятельности; формы психолого-педагогического влияния на развитие познавательной активности детей указанного возраста, пути реализации указанных условий в практику работи дошкольных учреждений образования.
Ключевые слова: познавательная активность, речевая деятельность, старшие дошкольники, система работы, психолого-педагогические условия и др.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):168-178 (pdf)
УДК: 159.923
Токарева Л.Д.
Токарева Людмила Дмитриевна, младший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника, Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье представлены психологические аспекты морально этических, ценностных представлений. Раскрыта мысль о том, что будущее страны зависит от того, с какими ценностями войдет в жизнь дошкольник. В статье обобщен материал чему именно учится ребенок в семье. Представлен материал исследования с целью изучения сферы ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста: экспресс диагностика на выявление у ребенка ценностных понятий и анкета для родителей, для более глубокого изучения о ценностных ориентациях родителей. В работе представлены результаты исследования.
Ключевые слова: ценностные ориентации, дошкольник, моральное воспитание, моральные качества, семья, семейный круг, взрослый.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):178-190 (pdf)
УДК: 159.922.27:37.017.924,316.752
Федорчук Е.И.
Федорчук Елена Ивановна, научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника, Институт психологии имени Г.С.Костюка НАПН Украины
Язык статьи: украинский
В статье поднимается вопрос о роли дошкольного детства в процессе становления личности, определяются основные характерные особенности социальной ситуации развития, которая способствует возникновению качественных новообразований у ребенка старшего дошкольного возраста. Выявлены основные социальные факторы способствующие процессу дегуманизации детского сознания.
Ключевые слова: дошкольное детство, социальная ситуация развития, ценностные ориентации, факторы влияния.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):190-199 (pdf)
УДК: 159.923:316.62
Швец Д.В.
Швец Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, первый проректор ХНУВД, Харьковский национальный университет внутренних дел
Язык статьи: украинский
Важным направлением развития нашего государства является инновационный путь развития. В связи с этим особую актуальность приобретает повышение инновационной активности в профессиональной подготовке будущих полицейских, а именно возможность формирования и развития инновационного потенциала личности, инновационной активности будущих специалистов. Одним из важных компонентов вероятности успешности готовности к изменениям становится механизм, основанный на прогностической деятельности будущих сотрудников полиции. Доказано, что развитая антиципационная способность присуща курсантам с высоким уровнем готовности к инновационной деятельности, а антиципационная несостоятельность свойственна курсантам с низкой ориентацией к инновационной деятельности.
Ключевые слова: компетентность, прогностическая компетентность, антиципационная состоятельность, готовность к изменениям, инновационная деятельность, инновационный потенциал, курсант, полицейский.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):199-213 (pdf)
УДК: 373.2. 091
Шульга Л.Н.
Шульга Людмила Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, Коммунальное учреждение «Запорожский областной институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета
Язык статьи: украинский
В статье раскрыты психологические особенности дошкольного детства как основы развития творческих способностей ребенка, освещены научные взгляды на развитие творческой личности дошкольника, охарактеризованы психические особенности мышления, воображения, восприятия в дошкольном возрасте и определено их влияние на развитие творческих способностей ребенка. Творческие способности рассматриваются как интегративное свойство личности, которое, благодаря возрастным особенностям - способности к чувственному восприятию, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, фантазированию, образному и ассоциативному мышлению, анимизму, синестезии - выводит развитие психических процессов на уровень успеха в любой деятельности.
Ключевые слова: творческие способности дошкольника, мышление, воображение, восприятие, эмоциональная отзывчивость.
Aktual_probl_psihol 2017, 4(13):213-222 (pdf)