Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 4. Психология развития дошкольника. Выпуск 14 – 2018

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание


УДК: 373.2–37.014.3

Пироженко Т.А.

Пироженко Тамара Александровна – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ И ВЗГЛЯД В ПЕРСПЕКТИВУ.

С целью обобщения современных тенденций и перспектив достижения качественного дошкольного образования проанализированы тенденции и изменения в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Понимание проблем и перспектив в организации образовательной деятельности взрослых для наименьших граждан государства требует объединения усилий специалистов дошкольного образования для решения стратегических задач дальнейшего развития отрасли.

Ключевые слова: доступность и качество дошкольного образования, социально- психологические факторы и перспективы развития дошкольного образования.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 6-27 (pdf)


 

УДК: 159.9:373.2.013.77-051

Балицкая И.Н.

Балицкая Ирина Николаевна – воспитатель-методист Житомирского учреждения дошкольного образования № 52, научный корреспондент лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДАННОЙ ПРОФЕССИИ.

В статье рассматриваются психолого-педагогические основы формирования ценностного отношения родителей к профессиональной деятельности воспитателя дошкольного заведения. Осуществлен анализ понятий, которые формируют психологический портрет современного воспитателя. Определено содержание профессиональных ценностных ориентаций педагогов дошкольных учебных заведений.

Раскрыто составляющие индивидуального стиля профессиональной деятельности воспитателя, особенности педагогического имиджа современного педагога, роль психологической компетентности воспитателя как органической составляющей педагогического мастерства. Рассмотрены мотивы, которые имеют наиболее практическое значение в деятельности воспитателя. Отмечено, что психолого-педагогическое просвещение родителей благоприятствует становлению эффективного взаимодействия с воспитателями дошкольного учреждения. Подчеркнуто, что современный воспитатель должен уметь гибко адаптироваться к новым условиям сотрудничества с родителями, к взаимодействию с детьми, быстро меняться в ответ на возможные запросы общества.

Ключевые слова: ценности, ценностное отношение, психологические знания, психологический портрет, индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогический имидж, психологическая компетентность педагога, мотивы, профессиональные способности, психологическое просвещение родителей, культура речи педагога дошкольного заведения.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 28-44 (pdf)


 

УДК 316.752 : 159.9,316.625

Барсуковская М.В.

Барсуковская Мария Викторовна – аспирант лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ПЕДАГОГА В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье обосновывается актуальность проблемы ценностно-смысловой сферы педагога как аспекта психологической готовности к педагогической деятельности, как особого вида самодетерминации, что меняет представление о сущности педагогического труда в условиях субъект-субъектной парадигмы образования. Охарактеризовано категорию «ценностно-смысловая сфера», как характеристику личности, что обусловливает системность и целостность деятельности педагога. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных подходов к терминологическому обоснованию конструкта «психологическая готовность к педагогической деятельности»; сделана попытка раскрыть сущность личностно-профессиональный потенциал и его важной составляющей «ценностные ориентации», которые являются определяющими компонентами психологической готовности к педагогической деятельности.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера; психологическая готовность; педагогическая деятельность; самодетерминация, субъектняа активность.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 44-56 (pdf)


УДК 159.928.23

Била И. Н.

Била Ирина Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ученый секретарь Отделения психологии, возрастной физиологии и дефектологии НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

СЕМЕЙНОЦЕНТРИЗМ В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА.

Первичной микросистемой социума, через которую ребенок усваивает умения и знания является семья. Семья выступает главным агентом влияния на личность, детерминирует ее характеристики и качества. Особенности взаимоотношений, стиль воспитания в семье влияет на развитие ребенка. В совместной творческой деятельности, реализуя заложенный потенциал, ребенок стремится подражать значимом взрослому, что является предпосылкой формирования ее способностей и талантов.

Семейное взаимодействие, которое происходит при общении и совместной деятельности ребенка и взрослого является решающим средовым фактором ее социального, когнитивного развития, становления способностей ребенка. Для правильного психического развития малыша первоочередным является отношения с матерью, материнская любовь дает чувство безопасности, способствует развитию образа «я» и социализации. Отец является для сына примером для подражания и значительно влияет на формирование половой идентичности. С первых минут зарождения новой жизни родительская любовь определяет жизненный сценарий, она является огромным и незаменимым источником развития ребенка, эмоций, моральных качеств, положительного мировосприятия, уверенности в себе, творческой самореализации.

Главная, обязательная особенность семьи любого одаренного ребенка – необычно высокое внимание, чуткость и требовательность к ребенку. Поддержка взрослых приводит к закреплению тех или иных форм поведения, реакция родителей определяет и стимулирует дальнейшее развитие способностей и дарований детей.

Динамика формирования всех компонентов развития способностей (мотивационно-волевой, когнитивно-творческий, личностно-ценностный и операционный) овладение познавательным, социальным опытом, запас детских знаний в большинстве зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку содержательное познавательное общение, поддерживают увлечения, интересы ребенка, предлагают различные познавательные, развивающие источники и стимулы, создают развивающую, образовательная среда.

Ключевые слова: семья, ребенок, семейное общение, семейное взаимодействие, способности, развивающий взаимовлияние.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 57-78 (pdf)


УДК 373.2.035:316.62

Васильева С.А.

Васильева Светлана Андреевна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории дошкольного образования и воспитания Института проблем воспитания НАПН Україины.

Язык статьи: украинский

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЕДМЕТНО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБЬЕКТАМИ ПРИРОДЫ.

В статье раскрыты теоретические основы формирования социально-целесообразного поведения детей старшего дошкольного возраста в предметно-преобразовательной деятельности с объектами природы. Основанием для процесса формирования избраны научные взгляды Леонтьева А. (макроструктура человеческой деятельности), Беха И. (создание эмоционального образа как мотива, внутренний смысл действия), Т. Алексеенко, В. Лякишевой, П. Анохина, В. Ядова. Рассмотрен механизм возникновения мотива, который обеспечивает процесс создания эмоционального образа во время развертывания социальных ситуаций как воспитательных; уделено внимание объективно предметным условиям для достижения первоочередной цели - действия и общения со сверстниками, цель же предметно-преобразовательной деятельности отнесена к условиям достижения первоочередной цели.

Ключевые слова: социально-целесообразное поведение, предметно-преобразовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 78-91 (pdf)


УДК 37.015.3:159.922.7

Горбатых В.В.

Горбатых Виктория Викторовна – психолог ТОО СООЗ І-степени «Лико-школы», аспирант лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

РОДИТЕЛИ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье представлен общетеоретический анализ изучения влияния родителей на становление эмоционально-ценностного отношения старшего дошкольника к себе. Рассмотрены стили общения взрослых с собственными детьми и их влияние на становление эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к себе. Также автор статьи рассматривает такой феномен как авторитет, значимый другой; анализирует необходимость формирования родительской компетентности. Кроме этого, в статье рассматриваются особенности эмоционально-ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: самоотношение, самоуважение, авторитет, «значимый другой», стили воспитания, эмоционально-ценностное отношение к себе.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 91-103 (pdf)


УДК 195.95

Гулько Ю.А.

Гулько Юлия Анатолиевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии творчества Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ПОНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ ЭМОЦИЙ.

Понимание дошкольниками как собственных эмоций, так и эмоций других людей, может протекать на уровне узнавания, припоминания и на уровне мышления. Понимание детьми каждой конкретной эмоции можно рассматривать как сложный подвижный когнитивный конструкт, который состоит из образных представлений, суждений про внешние проявления эмоций и причины их появления, а также нечеткие расплывчатые знания о возможных причинах появления эмоций. Ведущие субъективные ориентиры, которым следуют дошкольники при понимании эмоций, обусловленные как собственным отношением к тому, что воспринимается, так и имеющимися у ребенка знаниями. Изменение ведущих ориентиров, на которые опираются дети при понимании, происходит благодаря проявлениям надситуативной детской активности и социальному экспериментированию.

Ключевые слова: понимание эмоций, когнитивное конструирование, ведущие ориентиры, надситуативная активность, социальное экспериментирование.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 103-116 (pdf)


УДК : 159.938

Завадская Т.В.

Завадская Татьяна Василиевна – кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

С целью поиска факторов, которые влияют на профессиональное самоосуществление воспитателей детских дошкольных учреждений, был проведен линейный регрессионный анализ результатов предыдущих исследований. Строились модели зависимостей уровней общего, внутренне- та внешнепрофессионального самоосуществления от эмпирических данных. Результаты выявили, что наиболее влияющими на уровень профессионального самоосуществления воспитателей были показатели «ценностные ориентации», «синергия», «активность», «внешняя негативная мотивация» и «эмоциональная отстраненность». Последние два показателя указывают на признаки профессиональной деформации.

Ключевые слова: профессиональность, самоосуществление, факторы влияния, воспитатель.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 116-128 (pdf)


УДК 159.9:616.89+615.851-053.2

Кабанцева А.В.,

Корнеева О. Л.

Стягунова О. А.

Кабанцева Анастасия Валериевна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Государственного заведения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МОЗ Украины»,

Корнеева Оксана Леонидовна – кандидат педагогических наук, заведующий Костантиновским дошкольным образовательным учреждением «Мир», старший научный сотрудник Государственного заведения «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МОЗ Украины»,

Стягунова Ольга Александровна – кандидат педагогических наук, заведующий отделом дошкольного образования, доцент кафедры дошкольного, начального образования и развития личности Донецкого областного института последипломного педагогического образования.

Язык статьи: украинский

«КУКЛА-ПЕРСОНА» – ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА УКРЕПЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.

Содействие развитию психического здоровья детей является первоочередной задачей общества в условиях социально-экономической нестабильности. Решение приоритетных проблем современных детей требует совершенствования существующих подходов, методов и методик как к укреплению сопротивляемости негативным воздействиям, так и профилактике негативных эмоциональных переживаний. Среди таких - методика социального и психологического развития ребенка «Кукла-персона» имеет описание результативной реализации в работе с детьми с различными эмоциональными состояниями, даже с психотравмой. Кукла призвана преодолевать стереотипы и предубеждения, которые лежат в основе стигматизации, исключения и дискриминации; учит детей положительно воспринимать себя, свою культуру, социальное происхождение, семейные обстоятельства, лучше осознавать собственную индивидуальность.

Ключевые слова: дети уязвимых категорий, психическое здоровье, эмоциональное напряжение, методика «Кукла-персона».

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 128-140 (pdf)


УДК 159.922.7

Каплунова Е. А.

Каплунова Екатерина Анатолиевна – секретарь филологического факультета Николаевского национального университета имени В. А. Сухомлинского.

Язык статьи: украинский

РЕАЛЬНЫЕ И ИГРОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТРАЖЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ИГРЕ.

В статье проанализированы научные подходы к проблеме реальных и игровых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в отражении межличностного взаимодействия в творческой игре в психолого-педагогической литературе, рассматриваются основные тенденции налаживания реальных и игровых взаимоотношений в процессе творческой игры, определена целесообразность отражения межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в творческих играх.

Обоснованно реальные и игровые взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в отражении межличностного взаимодействия в творческих играх, необходимость гармоничного развития личности и становления социальной компетентности дошкольника в новой социокультурной среде.

Ключевые слова: взаимоотношения, реальные и игровые взаимоотношения, дети старшего дошкольного возраста, взаимодействие, отражение, межличностное взаимодействие, ролевое взаимодействие, игра, творческая игра.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 141-157 (pdf)


УДК 159.923

Карабаева И.И.

Карабаева Ирина Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В статье на основе проведенного теоретического анализа работ и научного наблюдения рассматриваются вопросы предоставления детьми старшего дошкольного возраста приоритетов и отторжений жизненным смыслам. Представлено иерархию ценностных ориентаций, которые закладываются преимущественно в дошкольном возрасте. В статье раскрываются особенности влияния социокультурной среды на формирование ценностных ориентаций дошкольников.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, иерархия ценностей, научное наблюдение.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 158-167 (pdf)


УДК 372.011.31:373.2

Кондратец И.В.

Кондратец Инна Викторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Язык статьи: украинский

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье рассматриваются особенности применения взрослыми вербальных поощрений и позитивных оценок, которые способствуют формированию уверенности у детей дошкольного возраста; представлен анализ научных источников с темы; исследуются конструктивные и деструктивные способы одобрения; предлагаются рекомендации относительно эффективных методов и приемов одобрения.

Ключевые слова: уверенность, личность ребенка, поощрения, похвала, поддержка, ценностные ориентиры, взаимодействие, взрослого и ребенка.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 167-180 (pdf)


УДК 81'233-053.4

Кроливец Ю. В.

Кроливец Юлия Виталиевна – аспирант ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогическний университет имені Григория Сковороды».

Язык статьи: украинский

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Статья раскрывает теоретические основы изучения устной повествовательной речи детей дошкольного возраста на основе результатов анализа исследований Т.В. Ахутиной, Л.С. Выготского, К.В. Засыпкиной, Л.А. Калмыковой, М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, А.А. Люблинской, А.А. Романовой, Н.М. Юрьевой и др.; в ней выделены механизмы порождения устной повествовательной речи детей дошкольного возраста, описанные в психологической и психолингвистической науке; осуществлен анализ форм порождения рассказов детей, в частности: «скопления» повествовательных высказываний, повествовательные «секвенции», примитивный нарратив, несфокусированная повествовательная цепь, сфокусированная повествовательная цепь, детский «реальный нарратив». Учет этих феноменов позволяет исследователю более качественно и комплексно изучить особенности развития у детей дошкольного возраста внутренних и внешних операций логического и последовательного создания рассказа.

Ключевые слова: рассказ, повествовательная речь, внутренняя речь, нарратив, синтаксическая организация, дошкольный возраст.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 180-196 (pdf)


УДК 37.015.311-053.4:165.15

Маршицкая В.В.

Маршицкая Виктория Вячеславовна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории дошкільного образования и воспитания Института проблем воспитания НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В МНОГОМЕРНОМ СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Социализация старшего дошкольника рассматривается как процесс и результат его социального развития и воспитания, достижения оптимальной формы социальной активности, что позволяет изменять собственную жизнь и окружающую среду, проявлять готовность к инициативному и творческому взаимодействию с социумом. При этом социокультурное пространство автор рассматривает как общий творческий опыт предыдущих поколений, который аккумулируется, обогащается и передается в проблемной форме. На сегодняшний день культура выступает для ребенка не как совокупность общественных эталонов знаний, умений и навыков, а как открытая многомерная система проблемно-творческих задач: изменился тип культуры взаимоотношений между поколениями. Поэтому в условиях префигуративной культуры, характерной для нашего времени, практика взаимодействия с детьми требует новых моделей образования, воспитания, которые должны строиться на сотрудничестве взрослых и детей.

Ключевые слова: социализация, старший дошкольный возраст, социокультурное пространство, социальный опыт, культура личности, культура общества, образование, воспитание.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 196-207 (pdf)


УДК 373.2.091 : 796.2

Пуйо О. И.

Пуйо Ольга Игоревна – аспирант кафедры педагогики и методики начального и дошкольного образования, Тернопольский национальный педагогический университет имени В. Гнатюка.

Язык статьи: украинский

ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР.

Статья посвящена исследованию процесса формирования моральных качеств дошкольников средствами подвижных игр. В частности таких как смелость, выносливость, самостоятельность, дружелюбие, доброжелательность. Автор раскрывает важность организации педагогами подвижных игр. Доказывает необходимость использования их для социального и духовного роста детей. Анализирует влияние подвижных игр на личностное развитие дошкольников. Отмечает, что научное изучение проблемы формирования моральных качеств дошкольников средствами подвижных игр ребенка доказывает недостаточный уровень раскрытия данной темы. Утверждает, что основную роль в использовании их в качестве средства воздействия на дошкольников играет воспитатель. Делает вывод о важном влиянии соблюдения дошкольниками правил игры для воспитания волевых качеств личности. Доказывает важность игры как средства коммуникации и приобретения навыков совместных действий, взаимодействия и эмпатии. В исследовании выделены условия правильной организации подвижных игр с целью формирования моральных качеств личности на этапе дошкольного детства. Статья содержит практические рекомендации по организации таких игр для дошкольников.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, подвижные игры, моральные черты, условия организации подвижных игр.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 207-218 (pdf)


УДК 37.12 – 053.4 : [- 021.411 : 159.9.07]

Рагозина В. В.,

Очеретяна Н. В.

Рагозіна Виктория Валентиновна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования и воспитания Института проблем воспитания НАПН Украины,

Очеретяна Наталия Василиевна – научный сотрудник лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института проблем воспитания НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА: СОДЕРЖАНИЕ И ДИАГНОСТИКА.

Проанализированы теоретические подходы к определению понятия «наблюдательность» в психолого-педагогической литературе. Наблюдательность определяется как базовое качество старшего дошкольника, заключающееся в умении с высокой степенью концентрированности наблюдать за предметами, объектами и явлениями окружающего мира с выделением их существенных, характерных и малозаметных признаков. Приведены критерии наблюдательности – сосредоточенность на объекте наблюдения, полнота, точность и самостоятельность наблюдения и их показатели. Предложены диагностические задания.

Ключевые слова: наблюдательность, старший дошкольник, критерии и показатели, диагностика наблюдательности.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 219-234 (pdf)


УДК 37.03-053.4(043)

Рейпольская О.Д.

Рейпольськая Ольга Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий лабораторией дошкольного образования и воспитания Института проблем воспитания НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ.

В статье сделана попытка проанализировать феномен ценностного отношения к себе, его структуру, основные формы проявления, кроме того, рассматриваются подходы ученых к определению сущности понятий «ценностное отношение» и «ценностное отношение к себе».

Раскрыты особенности организации работы по его формированию у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты контрольного этапа педагогического эксперимента.

Ключевые слова: отношение, ценностное отношение, ценностное отношение к себе.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 234-250 (pdf)


УДК 159.922.73

Савченко Ю.Ю.

Савченко Юрий Юриевич – кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по научно-педагогической и социально-гуманитарной работе Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

 

Язык статьи: украинский

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Один из эффективных способов, который даёт возможность человеку ощутить многообразие социокультурной жизни во всех её проявлениях и гармонизировать бытие является искусство. Оно является действенным не только воспитательным, а и терапевтическим средством. Использование его с данной целью находит своё воплощение в арт-терапии.

Арт-терапия рассматривается как творческая методика, которая основывается на средствах искусства, как способах символической, невербальной коммуникации, при реализации которой создаётся благоприятная среда для установления и поддержки позитивных отношений между участниками терапевтического процесса, достижения личных и социальных терапевтических целей, которые определяются индивидуально.

Ключевые слова: арт-терапия, искусство, естетическое воспитание, терапевтическое влияние, ребёнок дошкольного возраста.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 251-262 (pdf)


УДК 316.752,159.923.2 – 053.4

Соловьева Л. И.

Соловьева Людмила Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

ЯЗЫК СТАТЬИ: УКРАИНСКИЙ

ЦЕННОСТИ РЕБЁНКА: ПУТИ ПРИСВОЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена анализу проблемы присвоения ценностей ребенком старшего дошкольного возраста. Раскрыто психологическое содержание понятий «ценность», «ценностные ориентации». Отмечено, что присвоение ребенком ценностей социума происходит не через прямое копирование ценностей значимых взрослых, а в результате их внутренней трансформации с учетом индивидуальных потребностей, интересов, ведущих мотивов дошкольника, личного опыта его переживаний, успехов и неудач деятельности. Действенность ценностных ориентаций как регуляторов детского поведения определяется уровнем развития ведущих личностных новообразований старшего дошкольника, их влияния на гармонизацию структурных компонентов ценностей. Подчеркнуто, что главный путь присвоение ценностей проходит через включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим миром в процессе игровой, предметно-практической, познавательной деятельности; предоставление возможности выбора, проявлений инициативы, творчества.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, социализация, присвоение ценностей, ребенок старшего дошкольного возраста.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 262-276 (pdf)


УДК 37.015.3

Тесленко Е.В.

Тесленко Елена Владимировна – педагог высшей квалификационной категории, методист информационно-методического центра управления образования и науки Новоград-Волынского городского совета.

Язык статьи: украинский

ОТКРОВЕННЫЙ ДИАЛОГ: НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

В статье рассмотрено взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи, формирования ценностных ориентаций у детей и взрослых, содержится практический воспитательный опыт правильно организованного приема ребенка в группу в утренние и вечерние часы «Из рук в руки».

Ключевые слова: ценностные ориентации, сотрудничество с родителями, смещение акцентов, эмоциональное состояние, инновационные формы и методы работы, адресная помощь.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 276-289 (pdf)


УДК 373. 2 : 159. 922. 7

Товкач И. Е.

Товкач Ирина Евгениевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Язык статьи: украинский

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТВА ЗА АВТОРСКОЙ МЕТОДИКОЙ «РАССМАТРИВАЙ И ПОЗНАВАЙ».

В статье представлено содержание авторской методики «Рассматривай и познавай» – психолого-педагогической работы с иллюстрированным содержанием для детей старшего дошкольного возраста с игровыми и творческими заданиями для организации индивидуальной и групповой работы с детьми указанного возраста с произведениями художественной литературы (загадками, стихами, сказками, в том числе авторскими) в условиях учреждения дошкольного образования и семьи, построенный на результатах психолого-педагогического исследования относительно индивидуальных особенностей познавательной активности детей старшего к школьного возраста в речевой деятельности.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальные особенности, познавательная активность, дети старшего дошкольного возраста, методика, принципы.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 289-303 (pdf)


УДК 316.614.6 – 053.4

Токарева Л.Д.

Токарева Людмила Дмитриевна – младший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ.

Статья освещает проблему специфики проявления терминальных и инструментальных ценностей детей старшего дошкольного возраста в семейном очаге. Автор доказывает, что именно ценностные представления, ценностные ориентиры дошкольника полностью зависят и регулируются вниманием и установками взрослого. В статье сделан акцент на деятельностной поддержке ценностной ориентации ребенка, когда взрослый своим присутствием, оценками, образцом поддерживает и стимулирует его активность. Доказано, что можно утверждать о сформированности ценностной ориентации личности только тогда, когда определенная ценность становится личным мотивом, поводом к действию, мотивом к поступку, независимо от присутствия взрослого.

Ключевые слова: семья, дошкольник, ценностные ориентации, инструментальные ценности, терминальные ценности, регулирующие действия.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 304-318 (pdf)


УДК 159.922.27:37.017.7, 316.6

Федорчук Е.И.

Федорчук Елена Ивановна – научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

РОДИТЕЛЬСКАЯ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье поднимается вопрос понимания взрослыми уникальности периода дошкольного детства для развития личности, а также осознание своей ответственности за гармоничное и полноценное развитие ребенка. Определено влияние моделей взаимоотношений в семье на формирование деструктивного поведения ребенка. Названы основные причины депрессивных состояний у детей дошкольного возраста, проявлений агрессии, формирование душевной глухоте. Проанализировано влияние медиа на процесс социализации дошкольника. Поднимается проблема физического насилия в семье и его последствия. Сделаны выводы, что родительская безответственность является основным фактором деструктивного поведения дошкольника, что требует отдельного исследования и разработки методов коррекции отношения родителей к процессу воспитания детей в кругу семьи.

Ключевые слова: дошкольник, авторитарные семьи, родительская ответственность, деструктивное поведение дошкольников, семейное насилие, агрессия.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 218-231 (pdf)


УДК 159.922:373.24

Чернов А.А.

Чернов Артем Анатолиевич – практический психолог Полтавского учреждения дошкольного образования (ясли-сад) № 63 «Сказка».

Язык статьи: украинский

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПАРЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ-ПСИХОЛОГ».

В статье раскрывается проблема индивидуализации дошкольного воспитания и обучения детей раннего возраста в условиях детского сада, методом бинарных занятий в паре «психолог - воспитатель». Анализируется возможность интеграции таких наук, как дошкольная педагогика и детская психология, на основе сопоставления их объектов, предметов и методов исследования.

Ключевые слова: бинарное занятие, личность, когнитивное развитие, эмоциональное развитие, ведущая деятельность, ведущая потребность, отношение.

Aktual_probl_psihol 2018, 4(14): 331-353 (pdf)