Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 4. Психология развития дошкольника. Выпуск 15 – 2019

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание


 

УДК 159.922–053.4

Пироженко Т.А.

Пироженко Тамара Александровна – доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Коммуникативно-речевое развитие ребенка как фактор выбора стратеги межличностного общения.

В статье представлен теоретический и экспериментальный анализ взаимосвязей коммуникативно-речевых достижений ребенка старшего дошкольного возраста с перспективой выбора конструктивных стратегий межличностного общения. Доказано, что в ситуациях неопределенного содержания выбор ребенком стратегии контакта, согласования, разъединения, противоречия, объясняется факторами речевых достижений, сформированностью ценностных ориентаций, связанных с коммуникацией.

Ключевые слова: межличностное общение, коммуникативно-речевое развитие, личность ребенка дошкольного возраста, ценностные ориентации ребенка дошкольного возраста.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922/159.923

Балицкая И.Н.

Балицкая Ирина Николаевна – воспитатель Житомирского центра развития ребёнка № 53, научный корреспондент лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Психологические особенности ценностного отношения личности.

В статье осуществляется идентификация и систематизация проблем формирования аксиологической сферы личности. Обращается внимание на соотношение таких понятий, как «ценности», «ценностные ориентации», «ценностное отношение» в контексте заявленной проблемы. Раскрыто особенности формирование ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста. Статья раскрывает содержательную суть и механизмы формирования ценностного отношения личности к себе, к другим, окружающему миру.

Ключевые слова: аксиология, теория ценностей, ценности, отношение, ценностные ориентации, ценностное отношение, система ценностей, классификация ценностей, духовные ценности, «поле ценностей» ребенка, терминальные ценности, инструментальные ценности, структура личности, ценностные категории.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 373.3.015.31:159.922:17.022.1

Дорошенко М.И.

Дорошенко Марина Ибрагимовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Бердянського государственного педагогического университета.

Язык статьи: украинский

Формирование и динамика развития морального сознания у младших школьников.

В статье раскрывается понятие моральное воспитание младших школьников. В процессе рассмотрения морального воспитания выявлены такие категории: сознание, убеждение, направленность. Исследованы особенности специфики морального воспитания у учеников младших классов, определены возрастные и психологические особенности.

Ключевые слова: младшие школьники, моральное воспитание, моральное сознание, моральная направленность, моральные убеждения, моральные привычки.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.73.-053.4

Завязун Т.В.

Завязун Татьяна Владимирова – кандидат психологических наук, старший преповадатель кафедры психологии Коммунального учреждения „Житомирский институт последипломного педагогического образования” Житомирського областного совета.

Язык статьи: украинский

Проблема развития структурных компонентов речи старших дошкольников в игре: современные подходы исследования.

В статье осуществлен научный анализ проблемы развития структурных компонентов речи старших дошкольников в игре. Подчеркнуто двусторонний характер связи развития речи с игровой деятельностью в дошкольном детстве, так как развитие речи старших дошкольников предполагает активное включение ребенка в самостоятельную деятельность со взрослыми и сверстниками, которая сочетает репродуктивную и творческую формы отражения окружающего мира.

Акцентировано внимание на главной задаче, которая встает перед взрослыми, а именно, как с помощью игры, то есть через самую естественную для ребенка деятельность, возможно развить структурные компоненты его речи. Раскрыты основные факторы, которые обеспечивают развитие структурных компонентов речи старших дошкольников на разных этапах игры.

Ключевые слова: развитие речи старших дошкольников, структурные компоненты речи, игровая деятельность.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.923

Карабаева И.И.

Карабаева Ирина Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Особенности сформированности ценностных ориентаций современных детей старшого дошкольного возраста.

В статье на основе эмпирического исследования определяется представление об интересах, потребностях, отношениях современного дошкольника. Освещается вопрос ценностного отношения к себе, своей семье, детскому саду. Доказывается, что шестилетка уже является носителем системы ценностей. Подчеркивается, что дошкольник достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружении, представляет свое настоящее и будущее. Отмечаются способности ребенка оценивать то, без чего не могут обойтись люди, быть счастливыми. Доказывается, что старшие дошкольники имеют сильную потребность в действиях. Предпочтение отдается игровой, изобразительной, музыкальной, двигательной, познавательной деятельности. Показывается интерес детей к новой современной технике. Освещается разнообразный круг детских увлечений. Особое внимание уделяется общению со взрослыми и сверстниками. Отмечается, что дети очень нуждаются в общении со взрослыми, с членами своей семьи, проявляют чувства симпатии к своим сверстникам, хотят заниматься совместной деятельностью, многому учатся друг у друга. Раскрывается личностная центрация как одна из особенностей сформированности ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, интерес, потребность.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.923

Клёц Л.А.

Клёц Любовь Антоновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Коммунального учреждения „Житомирский институт последипломного педагогического образования” Житомирского областного совета.

Язык статьи: украинский

Исследование развития составляющих профессионального самосознания педагогов.

В статье представлен фрагмент экспериментального исследования по проблеме формирования профессионального самосознания педагога. Изложена исследовательская программа изучения развития профессионального самосознания педагога по определенным критериям. Описанный диагностический инструментарий исследования. Представлены результаты исследования развития основных составляющих профессионального самосознания педагога по когнитивному, аффективному, поведенческому компонентах. Определены наиболее актуальные направления для актуализации и развития профессионального Я-образа педагога. Определены психолого-педагогические условия, способствующие гармонизации профессиональной позиции специалиста.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональное развитие, профессиональное самосознание педагога, Я-концепция.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 373.2:37.091.33–042.65

Кондратец И.В.

Кондратец Инна Викторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Язык статьи: украинский

Реализация принципа элективности: свобода современного ребёнка в выборе деятельности.

В статье представлены теоретический и практический анализ обеспечения условий для формирования свободы выбора ребенка, самостоятельности и ответственности за свои действия. Рассмотрены методы и приемы реализации принципа элективности в различных видах детской деятельности; взаимодействия педагогов и родителей в воспитании базовых ценностей у детей.

Ключевые слова: свобода, выбор, самостоятельность, условия, базовые ценности, деятельность, элективность, декалог.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.73 – 053.4 (043.3)

Мельник И.С.

Мельник Инна Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Щербатая В.Г.

Щербатая Виктория Григориевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей, возрастной и социальной психологии Национального университета „Черниговский коллегиум” имени Т.Г. Шевченко.

Язык статьи: украинский

Психологические особенности понимания родителями значения игрового взаимодействия в развитии коммуникации их детей.

Статья посвящена раскрытию психологических особенностей понимания родителями детей дошкольного возраста с нарушениями в сфере коммуникации значения игры как одного из важных средств преодоления этих нарушений. В статье проанализированы распространенные в психологической литературе подходы к изучению игры как важного фактора развития коммуникации детей дошкольного возраста. Отмечены научные исследования особенностей игрового взаимодействия взрослых и детей как средства преодоления трудностей и проблем в коммуникации различных категорий детей. Осуществлено количественную и качественную психологическую характеристику результатов опроса родителей детей с нарушениями в коммуникации относительно понимания ими роли игры в преодолении этих нарушений. Намечены основные перспективы исследования по данной проблематике.

Ключевые слова: речь, коммуникация, нарушение коммуникации, игра, игровое взаимодействие родителей с ребенком.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 373-056,2/.3

Михальская С. А.

Михальская Светлана Анатолиевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и инклюзивного образования Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко.

Язык статьи: украинский

Готовность детей дошкольного возраста к взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями.

В статье представлен анализ состояния разработки проблемы готовности дошкольника к взаимоотношениям с детьми с особыми образовательными потребностями. Сделан вывод, что в настоящее время возникает проблема нежелания к общению и взаимодействию с детьми с особыми образовательными потребностями среди дошкольников. Отмечено, что обучение в инклюзивных группах помогает детям с особыми образовательными потребностями избавиться от чувства изолированности, способствует исчезновению социальных барьеров и интеграции в социум. Результаты исследования показали низкий уровень готовности детей к взаимодействию со сверстниками с особыми образовательными потребностями, почти треть детей испытывает страх перед детьми с особыми образовательными потребностями, однако, более половины опрошенных детей старшего дошкольного возраста изъявили готовность общаться и дружить с детьми с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: ребенок, личность, дошкольный возраст, взаимодействие, общение, ребенок с особыми образовательными потребностями.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 316.752,159.923.2 – 053.4

Соловьёва Л. И.

Соловьёва Людмила Ивановна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Проявления регулятивного действия ценностей в деятельности старших дошкільников.

В статье представлены результаты экспериментального изучения функционирования терминальных и инструментальных ценностей как регуляторов деятельности детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования. Исследовано проявления ценностной регуляции в деятельности дошкольников, организованной по собственной инициативе детей, в частности в сюжетно-ролевой игре и другой самостоятельной творческой деятельности. Определен рейтинг ценностей в свободной деятельности старших дошкольников. Установлено, что наиболее действенными для 6-7-летних детей были такие ценности-цели: «счастье», «семья», и такие ценности-средства: «целеустремленность», «творчество», «уверенность», «самостоятельность». Охарактеризовано проявления регулятивного действия рейтингових ценностей.

Ключевые слова: ценности, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностная регуляция, присвоение ценностей, ребенок старшего дошкольного возраста.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 316.614.6 – 053.4

Тесленко Е.В.

Тесленко Елена Владимировна – педагог высшей квалификационной категории, методист информационно-методического центра управления образования и науки Новоград-Волынского городского совета.

Язык статьи: украинский

Пcихoлoгo-пeдaгoгические условия фoрмирования ценностных oриентaций детeй дoшкольнoгo возраста.

В статье рассмотрено психолого-педагогические условия формирования ценностних ориєнтаций детей дошкольного возвраста, содержится практический опыт создания психолого-педагогических условий в учреждениях дошкольного образования.

Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, психолого-пдагогические условия, взаимотношения, взаимодействие, сотрудничество, образовательная среда.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 373. 2 : 159. 938

Товкач И. Е.

Товкач Ирина Евгениевна – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко.

Язык статьи: украинский

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры читателя.

В статье в контексте повышения требований к профессиональной компетентности специалистов по дошкольному образованию на основе проведенного теоретического анализа работ, научного наблюдения и обобщения материала по исследуемой проблеме было выделено и описано психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста основ культуры читателя.

Ключевые слова: воспитатель, художественно-речевая деятельность, дошкольник, культура читателя, психолого-педагогические условия.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.73

Токарева Л.Д.

Токарева Людмила Дмитриевна – младший научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Присвоение терминальных и инструментальных ценностей как процесс становления личности ребёнка-дошкольника в условиях семьи.

В статье освещена проблема становления ценностных ориентаций ребенка-дошкольника как социального развития личности. Показано, что именно семья является главным источником ее ценностных ориентаций. Автор обратила внимание на дошкольный возраст, который является особенным измерением для понимания сущностной природы и условий формирования ценностей. Обозначены структурные компоненты нравственных ценностей, а также показана специфика проявления терминальных и инструментальных ценностей детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи. Представлены таблицы иерархии ценностных ориентаций современных родителей, что дало возможность предвидеть их влияние на качество формирования определенных ценностей у детей. Представлена иерархия терминальных и инструментальных ценностей детей старшего дошкольного возраста, как приоритетных индикаторов личностного роста.

Ключевые слова: Ценностные ориентации, семья, дошкольник, инструментальные ценности, терминальные ценности, нравственные ценности, регулирующее действие.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.8

Толмачёва О.Е.

Толмачёва Ольга Евгениевна – аспирант Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова.

Язык статьи: украинский

Развитие мотивационной сферы младших школьников.

В статье рассмотрено становление мотивационной сферы младшего школьника. Этот возраст имеет большие резервы для развития личности, в частности ее мотивационной сферы. У младших школьников существует своеобразная система потребностей, которая включает в себя общие и собственно возрастные потребности. Выделены три группы мотивов, побуждающих учебную деятельность младших школьников: мотивы, непосредственно связанные с содержанием и процессом обучения, социальные и узколичностные мотивы.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотив, мотивация, самооценка, учебная успешность, уровень притязаний, младший школьник.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.27:37.017.7, 316.6

Федорчук Е.И.

Федорчук Елена Ивановна – научный сотрудник лаборатории психологии дошкольника Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины.

Язык статьи: украинский

Внутрисемейное общение как фактор присвоения ребёнком жизненных ценностей.

В статье исследуются особенности процесса общения ребенка старшего дошкольного возраста со взрослыми членами его семьи и значение этого общения для дальнейшего развития личности ребенка. Представлены результаты практических исследований, подтверждающих значение качества внутрисемейного общения с детьми дошкольного возраста как ведущего фактора присвоения ребенком жизненных ценностей. Сделаны выводы, что в основе взаимодействия между родителями и ребенком должно лежать общение без нотаций и командных директив.

Ключевые слова: семья, внутрисемейное общение, присвоение ценностей, старший дошкольник.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 159.922.7-053.4:82-34

Шаумян О.Г.

Шаумян Елена Геворкиевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы ЧВУЗ «Кропивницкий институт государственного и муниципального права».

Язык статьи: украинский

Сказка как психокоррекционный метод психологической помощи дошкольнику.

Украина стоит на пути дальнейшего развития и евроинтеграции. На сегдняшний день недостаточно развиты знания о способах использования сказок в практике психологического консультирования и сказкотерапии.

Сказка с помощью осознанного и неосознанного влияния формирует личность, позволяет приобрести опосредованно определенный жизненный опыт, у дошкільника развивается способность сопереживать, сочувствовать, ощущать, волноваться. Возможности применения сказок в психокоррекционной работе позволили выделить отдельный вид психотерапии – сказкотерапию, которая направлена на способность к изменениям и росту, способствует принятию своих трудностей и борьбы с ними действенным способом, социализацию и самоорганизацию личности дошкольника.

Ключевые слова: сказка, метод сказкотерапия, психолого-педагогическая работа з детьми, дошкольник, психокоррекционная работа, сказкотерапевтическая работа, терапевтическая сказка.

 

Aktual_probl_psihol, 2019 4(15) (pdf)


 

УДК 37.015.31.016:74(043.5)

Шульга Л.Н.

Шульга Людмила Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Коммунального учреждения «Запорожский институт последипломного педагогического образования» Запорожского областного совета.

Язык статьи: украинский

Психолого-педагогические условия эффективного внедрения технологи развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию.

Статья освещает психолого-педагогические условия эффективного внедрения технологии развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию. Автор описывает профессионализм педагога как совокупность психолого-педагогической, технологической и культурологической компетенций, усовершенствование которых осуществляется на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период в системе последипломного педагогического образования, а также в самостоятельной деятельности. Мотивация ребенка рассматривается в контексте создания положительного психологического климата, характеризующимся позитивным настроем, заинтересованностью, взаимопониманием, удовлетворенностью взаимоотношениями и результатами, а также учете возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, внедрение, технология, развитие, творческие способности, дети дошкольного возраста, занятие по рисованию.