Актуальные проблемы психологии, Том 5, Выпуск 16 – 2016

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание выпуска


УДК: 159.938

Болотникова И.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Язык статьи: украинский

Анотация: Содержанием статьи является сущностный анализ проблемы самоосуществления личности. В публикации представлено определение феноменов самовыражения, самореализации и самотрансцендентности личности как факторов ее самоосуществления; исследовано индивидуальные особенности и процессуальные характеристики личности, которые способствуют ее самоусовершенствованию и определяют динамику самоосуществления.

Ключевые слова: самоосуществление личности; самореализация личности; самовыражение личности; самореализация личности; самотрансцендентность личности; личностный рост.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 3-12 (pdf)


 

УДК: 159.923.2

Гуменюк Г.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ФЕНОМЕН САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ИЗМЕРЕНИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛА.

Язык статьи: украинский

Анотация: Рассмотрена проблема становления специалиста как профессионала в условиях современной реальности, в частности требования, которые предъявляются к его профессиональному уровню. Подчёркнуто, что одним из эффективных путей повышения профессионализма современного специалиста есть формирование такого психолого-акмеологического феномена как самоосуществление. Очерчено проблемное поле теоретического анализа с позиции субъектного подхода. Представлено определение жизненного и профессионального самоосуществления. Проанализированы существующие теоретические позиции относительно проблемы самоосуществления в контексте акмеогенеза. Сделано теоретическое обобщение сущности феномена самоосуществления и смежных ему понятий, что позволяет определить не только его место и роль в единой системе внутренних закономерностей профессионального развития (в форме - саморазвития), но и отобразить профессиональтную динамику в разных "координатах" профессионального становления (по "вертикали" и по "горизонтали"). Сформулировано приоритетное задание при организации сопроваждения профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионал, профессионализм, субъект, профессиональное саморазвитие, акмеологическое развитие, самоопределение, самореализация, самоактуализация.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 12-24 (pdf)


 

УДК: 159.938

Дзвоник Г.П.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматривается феномен эмоциональной устойчивости как важный фактор субъетивного развития специалиста и предпосылка его успешного профессионального самоосуществления. Наше внимание к изучению эмоциональной устойчивости профессионала является полностью понятной, так как большинство профессиональных проблем связаны с человеческим фактором, с его недостаточной устойчивость к эмоциогенным влияниям профессиональной среды, которая вызывает возникновение неблагоприятных функциональных состояний, в том числе эмоциональной напряженности. Эмоциональная устойчивость считается одним из самых важных факторов обеспечивающая жизнедеятельности человека и обеспечения эффективности его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональное самоосуществление специалиста, профессиональная деятельность.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 24-29 (pdf)


 

УДК: 159.9:378-051

Дубчак Г.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей стрессовых реакций, проявляющихся в учебной деятельности современных украинских студентов высших и средних учебных заведений. Описана процедура исследования с использованием методики изучения учебного стресса Щербатых Ю.В. Определены общие и отличительные особенности в значимости, уровнях, проявлениях, динамике и приемах снятия стресса студентами высших и средних учебных заведений. Сделан вывод о необходимости специально организованной психологической работы со студентами с высоким уровнем проявления учебного и экзаменационного стрессов.

Ключевые слова: студенты, стресс, экзаменационный стресс, стрессогенные факторы, стрессовые состояния студентов.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 30-38 (pdf)


 

УДК: 159.938

Завадская Т.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье приведен обзор экспериментальных данных проявления признаков профессионального самоосуществления дошкольных воспитателей и личностных свойств, которые влияют на этот процесс. Большинство воспитателей показало средний и выше среднего уровни профессионального самоосуществления, высокую самоэффективность и мотивацию к деятельности, соответствующие темпераментальные показатели. Среди воспитателей определены группы с высокими значениями показателей "принятие агрессии" (самоактуализация), "редукция профессиональных обязанностей", "личностная отстраненность" (симптомы эмоционального выгорания). Выяснилось, что почти половина воспитателей имеет признаки "ригидности" и "пассивности" (показатели темперамента), которые могут мешать профессиональному самоосуществлению.

Ключевые слова: воспитатель, профессиональное самоосуществление, самоактуализация, эмоциональное выгорание, темперамент.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 39-48 (pdf)


 

УДК: 925 : 159.923

Ивашкевич Э.З.

Ровненский государственный гуманитарный университет, Ровно.

МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ В ПАРАДИГМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГА.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализированы доминирующие аспекты рассмотрения ментальных репрезентаций. Описаны психологические исследования, в которых рассмотрены особенности моделей социальных репрезентаций, а именно модель прототипа, модель примера (образца), модель ассоциативных систем, модель схематизации, модель базовых оценок.С учётом данных моделей предложена и описана авторская концепция социального интеллекта педагога, которая предусматривает, что социальный интеллект содержит когнитивную, мнемическую и эмпатийную подструктуры. Подчёркнуто, что, в частности, когнитивная подструктура социального интеллекта включает в себя совокупность достаточно устойчивых знаний, оценок, правил интерпретации событий, поведения людей, их взаимоотношений и т.д. на основе сложившейся системы интерпретаций на микроструктурном и макроструктурном уровнях. В статье подчёркивается, что мнемическая составляющая социального интеллекта педагога характеризует наличие у индивида способности к интерпретации явлений, событий жизни, поведения других людей и своего собственного как субъекта этих событий. Отмечено, что эмпатийная составляющая социального интеллекта в большей степени зависит от того, какую форму поведения выбирает педагог в качестве приоритетной.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, модели социальных репрезентаций, когнитивная, мнемическая и эмпатийная подструктуры социального интеллекта.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 49-58 (pdf)


 

УДК: 159.9.072

Каплуненко Я.Ю.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных факторов социального интеллекта у специалистов социономических профессий - работающих менеджеров, психологов и преподавателей. Были выделены соотношения между различными группами личностных факторов и показателями основных компонентов СИ; внутренние взаимосвязи между различными показателями социального интеллекта; выделены и проанализированы факторы, определяющие развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта.

Ключевые слова: социальный интеллект, личностные предпосылки, развитие социального интеллекта; когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты СИ; специалисты социономического профиля.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 58-73 (pdf)


 

УДК: 159.938

Кокун О.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ).

Язык статьи: украинский

Анотация: Установлено, что для профессионального самоосуществления мужчин большее значение имеет влияние таких факторов как: степень выраженности ценностей, присущих самоактуализирующейся личности; степень творческой направленности личности; уровень развития коммуникативных способностей; заинтересованность в профессиональной деятельности; количество усилий, направленных на повышение профессионального уровня. Для профессионального самореализации женщин - уровень развития организационных способностей; уровень профессиональной самоэффективности; удовлетворенность содержанием профессиональной деятельности; способность меньше уставать в течение рабочего дня; "редукция личных достижений" (отрицательный фактор).

Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, профессиональное становление, факторы самоосуществления, специалисты.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 74-82 (pdf)


 

УДК: 159.938

Корнияка О.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализировано психологическое содержание феномена компетентности специалиста. Представлено понимание сущности коммуникативной компетентности и определено ее место в структуре профессиональной компетентности. Показано значение профессионального общения преподавателя высшей школы и его инструмента - коммуникативной компетентности для успешного осуществления им научно-педагогической деятельности. Определена роль этого вида компетентности в его профессионально-коммуникативном самоосуществлении.

Ключевы слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, профессиональное самоосуществление, научно-педагогическая деятельность, профессионалы научно-педагогического профиля.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 82-92 (pdf)


 

УДК: 159.923.5

Кружевая Т.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООСУЩЕСТВЛЕНИИ УЧЕНЫХ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей мотивационных компонентов как факторов профессионального самоосуществления ученых-исследователей. Описаны методики исследования внутренней и внешней мотивации, компонентов мотивационной структуры и мотивационного профиля. Определена мера выраженности означенных компонентов. Отмечено, что профессиональное самоосуществление ученых связано с разноплановыми характеристиками мотивационной сферы, с актуализацией внутренней потребности формирования определенной жизненной стратегии, в частности, по отношению к реализации себя в профессии. На уровне личности доминирующей мотивацией становится как потребность в создании общественно полезной научной продукции, так самой себя.

Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, ученые-исследователи, мотивационная структура, мотивационный профиль.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 93-99 (pdf)


 

УДК: 159.923

Лахтадыр Е.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ: ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье описаны результаты факторного аналіза коммуникативной компетентности и ее компонентов у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Определено соответствие эмпирических даных составляющим гипотетической модели содержательной структуры исследуемого феномена. Выделены п'ять основних факторов в структуре коммуникативной компетентности этих специалистов.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, факторный анализ, модель и факторы коммуникативной компетентности.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 100-109 (pdf)


 

УДК: 159. 97:616.89 - 008.441.3

Литвинчук Л.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Язык статьи: украинский

Анотация: Данная статья раскрывает основные подходы к изучению наркотической зависимости. В литературе, посвященной проблемам наркотизма, в качестве факторов риска и причин наркомании указываются различные явления: идейно-политический кризис в обществе, утрата традиционных идеалов и ценностей, экономические трудности, безработица, морально-психологический кризис семьи, утрата близости и доверия, массовая культура вообще и молодежная субкультура в частности. Все это можно объединить в одно явление, такое как психологический, социальный и духовный кризисы современного общества. Если данные социологического направления исследований выявляют внешние причины наркотизма, то психологическое направление сосредотачивается на путях поиска внутренних факторов, провоцирующих начало и развитие зависимости.

Ключевые слова: наркотическая зависимость, фактор, причина, кризис, аддикция, подход, адиктивное нарушение, психоактивное вещество.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 109-117 (pdf)


 

УДК: 159.923.2

Панасенко Н.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализирован характер влияния кризисов профессионального развития на уровень профессионального самоосуществления учителя. Особое внимание уделяется изучению профессионального самоосуществления учителя в условиях социально-экономических преобразований и изменений требований к личности. Определена зависимость уровня профессионального самоосуществления учителя от стратегий преодоления им кризисов профессионального развития.

Ключевые слова: требования к специалисту, кризис профессионального развития, конструктивная стратегия преодоления кризиса, психологический портрет учителя, профессиональное самоосуществление.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 117-126 (pdf)


 

УДК: 159.923.2

Панасенко Н.Н., Войтович М.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ЖИЗНЕННЫХ КРИЗИСОВ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье изложены результаты теоретического анализа проблемы психологических особенностей преодоления личностью жизненных кризисов. Особое внимание уделяется анализу психологических ресурсов и ресурсных каналов личности. Определены перспективы дальнейших эмпирических исследований проблемы активизации личностью психологических ресурсов преодоления жизненных кризисов.

Ключевые слова: жизненный кризис, копинг-стратегия, личностные ресурсы, преодоление жизненных кризисов, психологические ресурсы, ресурсные каналы личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 126-135 (pdf)


 

УДК: 159.9.072.4

Пилипенко Н.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКЕ ЗАЩИТЫ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Язык статьи: украинский

Анотация: Осуществлён анализ разных типов самоотношения - уверенного, без ригидных механизмов психологической защиты и неуверенного - с высоким уровнем их развития. Эмпирически обнаружено позитивное самоотношение и низкие значения механизмов психологической защиты у адаптированных студентов-первокурсников. Им присущие мотивы профессионального роста. Негативными характеристиками механизмов психологической защиты является отход от реальности, сосредоточение на собственном "Я" и одновременное приуменьшивание значимости "Я" другого человека или поддержание негативного отношения личности к самой себя. Предложен социально-психологический тренинг с целью оптимизации адекватного позитивного самоотношения у будущих специалистов как фактора формирования их профессионального самосознания.

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, самоотношение, самосознание, адаптация, соцыально-психологический тренинг.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 136-144 (pdf)


 

УДК: 159.938

Савченко Т.Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассмотрены основные аспекты возможности психологического содействия психофизиологического обеспечения профессионального самоосуществления специалистов в условиях социально-экономических преобразований. Определены возможные пути осуществления психологического содействия.

Ключевые слова: психологическое содействие, профессиональное самоосуществление, профессиональная деятельность, мотивация профессиональной деятельности, самоэффективность.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 144-149 (pdf)


 

УДК: 159.923

Сердюк Л.З., Шамич А.Н.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев. Открытый международный университет развития человека "Украина". Киев.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье осуществляется анализ основных теоретических подходов к пониманию самореализации личности. Раскрыто содержание понятия самореализации и определены основные факторы феномена самореализации личности. Обосновано определение самореализации личности как мотива, как опредмечивания ее сущностных сил и потребностей, определяющего стремление к развитию своего потенциала.

Ключевые слова: самореализация, саморазвитие, самоотношение, личностный потенциал.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 150-157 (pdf)


 

УДК: 159.9.072.42

Удод М.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ.

Язык статьи: украинский

Анотация: Повышение качества экстренной медицинской помощи в Украине требует методологического и методического обеспечения диагностики профессионально значимых психологических качеств медицинского работника. Успешность профессиональной деятельности работника службы ЭМП и МК определяется количественными и качественными показателями характера ее выполнения работником, его психофизиологического состояния, удовлетворенности профессиональной деятельностью и психологическим климатом в рабочем коллективе и обусловлена взвешенным профессиональным отбором медицинского персонала службы ЭМП и МК. За концептуальную основу профессионального отбора работников службы ЭМП и МК предлагается взять континуально-иерархическую структуру личности О.П. Санниковой и аксиологический проект профессионально-личностного становления работника сферы "человек-человек" И.М. Грицюк.

Ключевые слова: профессиональный отбор, личность, экстренная медицинская помощь и медицина катастроф, континуально-иерархическая структура личности, аксиологический проект профессионально-личностного становления работника.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 157-166 (pdf)


 

УДК: 159.9:159.96

Ходос А.С.

Военная часть В0962 Вооруженных сил Украины. с. Десна, Козелецкого р-на, Черниговской обл.

СТРЕСС, ТРЕВОГА И АГРЕССИЯ, КАК НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье изложены материалы эмпирического исследования негативных совокупных факторов процесса адаптации военнослужащих к военной службе, сделан краткий анализ полученных данных и намечены дальнейшие направления работы по совершенствованию и облегчения процесса адаптации военнослужащих к новым условиям службы.

Ключевые слова: Вооруженные Силы Украины, адаптация, агрессия, эмоциональное выгорание, военнослужащие, тривога.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 167-175 (pdf)


 

УДК: 159.923

Шелестова Е.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ.

Язык статьи: украинский

Анотация: Статья посвящена исследованию актуальной как для общества, так и для психологической практики теме возникновения, формирования и протекания расстройств адаптации. В статье проанализированы факторы и oсобенности протекания расстройств адаптации в различных возрастных и социальных группах. Отмечено, что к расстройствам адаптации склонны лица, принадлежащие к разным возрастным и социальным группам. Влияние дистресса и тревоги, уязвимость, индивидуальные различия, возможности относительно психологической адаптации, обуславливают возникновение расстройств адаптации и влияют на состояние здоровья в детском, подростковом, взрослом и пожилом возрасте. Устойчивость личности к возникновению расстройств адаптации напрямую зависит от максимального использования преимуществ своей психической организации и нейтрализации ее недостатков. Поэтому реальное поведение человека зависит не только от его индивидуально-личностных особенностей, но и от тех ситуаций, в которые она бывает вовлеченной.

Ключевые слова: стресс, расстройства адаптации, дистресс, негативные состояния, посттравматические расстройства личности.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 176-184 (pdf)


 

УДК: 159.938.362

Шульга В.В.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования школьной тревожности и уровня адаптации учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы. Констатируется, что уровень адаптации учащихся средних и старших классов на протяжении обучения в школе остается на одном уровне, в то время, как уровень школьной тревожности к концу обучения в школе снижается.

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, адаптация, уровень адаптации.

Aktual_probl_psihol 2016, 5(16): 184-190 (pdf)