Актуальные проблемы психологии, Том 5, Выпуск 17 – 2017
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.938
Албул В.Г.
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороди. Украина.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматриваются особенности различных видов развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы эффективные методы и приемы использования художественной литературы как определяющего средства формирования у них лексической компетентности. Показана система словарной работы для развития речи и обогащения лексики у детей старшего дошкольного возраста путем использования произведений волынских авторов.
Ключевые слова: лексическая компетентность, средства развития, художественная литература, произведения волынских авторов, речевое общение, словарная работа.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 3-12 (pdf)
УДК: 159.938
Болотникова И.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Работа посвящена актуальной проблеме профессионального самоосуществления. В статье проводится анализ результатов экспериментального исследования, проведенного в профсоюзных организациях, подчиненных Киевскому городскому совету профсоюзов. В ходе экспериментального исследования изучались закономерности профессионального самоосуществления работников профсоюзов. В результате анализа результатов проведенного эмпирического исследования были определены общие значимые факторы профессионального самоосуществления работников профсоюзных организаций
Ключевые слова: профессиональная деятельность; профессиональное самоосуществление внешнепрофессиональное самоосуществление; внутрипрофессиональное самоосуществление.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 12-18 (pdf)
УДК: 159.938
Войтович М.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматриваются результаты психодиагностического исследования психологических факторов профессионального самоосуществления школьных психологов. Результаты исследования подверглись обработке при помощи регрессионного анализа. Установлено, что наиболее существенными оказались четыре фактора: самоэффективность, самоуважение, шкала ценностных ориентаций и шкала взглядов на природу человека. Эти факторы влияют на профессиональное самоосуществление психологов системы среднего образования, которое является одним из важнейших форм жизненного самоосуществления, и характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала школьных психологов, развитием их способностей, востребованностью их профессиональной квалификации, широким использованием их профессионального опыта и т.д. Исследование факторов, профессионального самоосуществления специалистов, и в их числе – школьных психологов, и способствование их профессиональному самоосуществлению можно рассматривать в качестве одной из важнейших проблем современной отечественной психологической науки.
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, факторы профессионального самоосуществления, регрессионный анализ.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 19-30 (pdf)
УДК: 159.938
Гуменюк Г.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы самоосуществления в профессиональной деятельности, которая связанная с ресурсной способностью человека к постоянному профессиональному развитию, самосовершенствованию и самодетерминации для достижения вершин профессионализма. Осуществлен анализ концептуальных подходов к изучению феномена профессионального самоосуществления с позиций: системного, системно-генетического (профессиогенетического), деятельностного, субъектного, системного личностно-развивающего, синергетического, акмеологического, ресурсного, аксиологического, психосоциального подходов. Раскрыта существующая фрагментарность и вариативность взглядов на сущность и место самоосуществления в профессиональном становлении; сформулированы позиции, объединяющие рассмотренные подходы.
Ключевые слова: субъект труда, профессиональная деятельность, профессиональное самоосуществление, профессионализм, акме.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 30-43 (pdf)
УДК: 159.938
Дзвоник Г.П.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье проанализированы результаты экспериментальных исследований и определены общие факторы профессионального самоосуществления менеджеров. Результаты регрессионного анализа показали, что выявленные психофизиологические показатели можно рассматривать в качестве наиболее выраженных общих факторов профессионального самоосуществления менеджеров коммерческих организаций.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, профессиональная деятельность, общий уровень профессионального самоосуществления, внутрипрофессиональное самоосуществление, внешнепрофессиональное самоосуществление;.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 44-57 (pdf)
УДК: 159.938
Завадская Т.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье приведены результаты определения общих факторов профессионального самоосуществления воспитателей детских дошкольных учреждений с помощью регрессионного анализа. Построенные модели зависимостей показателей профессионального самоосуществления показали, что наиболее значительно влияющими являются показатели «ценностные ориентации», «внешняя негативная мотивация», «активность». К наиболее информативно значимым методикам оценки профессионального самоосуществления воспитателей детских дошкольных учреждений можно отнести «Самоактуализационный тест Шострома – САТ».
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, профессиональное становление, факторы самоосуществления, воспитатель.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 57-69 (pdf)
УДК: 159.938
Кокун О.М., Серегин Ю.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Установлено, что наиболее весомым фактором профессионального самоосуществления учителей музыкальных школ является уровень внутренней профессиональной мотивации. Этот фактор оказался ведущим как для всех трех обобщенных показателей профессионального самоосуществления (общий уровень, уровне внутренне- и внешнепрофессионального самоосуществления), так и для шести из десяти признаков, определяющих эти уровни. Вторым по весу фактором является уровень профессиональной самоэффективности. Дополнительными факторами стали пять показателей шкал САТ, характеризующих выраженность творческой направленности личности, способность переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, чувствуя целостность собственного бытия – неразрывность прошлого, настоящего и будущего
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществления, профессиональное становление, факторы самоосуществления, учителя музыкальных школ.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 69-75 (pdf)
УДК: 159.938
Корнияка О.Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье раскрыто психологическое содержание феномена профессионального самоосуществления специалиста. Представлены результаты определения с помощью регрессионного анализа факторов самоосуществления преподавателя высшей школы в пространстве профессии.
Ключевые слова: профессиональное самоосуществление, регрессионный анализ, факторы (предикторы) самоосуществления, профессиональная компетентность, научно-педагогическая деятельность, профессионалы научно-педагогического профиля.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 76-89 (pdf)
УДК: 159.938
Панасенко Н.Н.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье изложены результаты исследования, направленного на определение психологических факторов профессионального самоосуществления врачей. Установлено, что наиболее выраженным общим фактором профессионального самоосуществления врачей является уровень профессиональной самоэффективности. Этот фактор оказался ведущим как по всем трем обобщенным показателям профессионального самоосуществления (общий уровень, уровни внутри- и внешнепрофессионального самоосуществления), так и для семи из десяти признаков, которые эти уровни составляют. Вторым по весу фактором является уровень внутренней профессиональной мотивации. Дополнительными факторами стали шесть показателей шкал САТ, характеризующие способность переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, умение выражать свои чувства, гибкость поведения, способность уважать себя, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы, воспринимать природу человека в целом как положительную. Также были определены негативные факторы, влияющие на уровень профессионального самоосуществление врачей. Такими факторами оказались симптомы профессионального эмоционального выгорания: загнанность в клетку, недовольство собой и личностное отстранение (деперсонализация).
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, факторы профессионального самоосуществления, мотивация, врачи.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 90-101 (pdf)
УДК: 159.4
Подлесная С.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье изложен теоретический анализ проблемы интерактивного обучения как фактора развития личности. Определена сущность понятия интерактивного обучения. Установлено, что именно интерактивное обучение создает необходимые условия для стимулирования, мотивации познавательной деятельности учащихся, обеспечения высокого уровня их активности и самостоятельности.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные технологии обучения, личность, развитие личности, социализация.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 102-110 (pdf)
УДК: 378.091
Саблина Н. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты исследования темперамента с помощью методик Г. Айзенка и Б. Цуканова, проведен анализ выявленных характеристик, предложены рекомендации направленные на развитие его позитивных качеств и нивелирование недостатков при адаптации студентов первого курса медицинского колледжа к учебному процессу.
Ключевые слова: темперамент, типы темперамента, экстраверсия, интроверсия, нейротизм, метод Б. Цуканова.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 111-119 (pdf)
УДК: 159.938
Савченко Т. Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье представлены результаты психодиагностического исследования, направленного на определение психологических факторов профессионального самоосуществления учителей. Полученные результаты были подвергнуты регрессионному анализу. Установлено, что наиболее существенными оказались четыре фактора: шкала ценностных ориентаций, самоэффективность, внешняя негативная мотивация, шкала взглядов на природу человека. Эти факторы влияют на профессиональное самоосуществление учителей, которое, в свою очередь, представляет собой вершину самореализации и раскрытия творческого потенциала человека. Очевидно, что отобранные методики содержат показатели, которые можно рассматривать в качестве проявленных факторов профессионального самоосуществления учителей.
Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление учителей, факторы профессионального самоосуществления, регрессивный анализ.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 119-125 (pdf)
УДК: 159.923
Сердюк Л. З.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается феномен психологического благополучия личности как интегральное образование, которое выражается в степени ее ориентации на реализацию основных компонентов своего позитивного функционирования, что субъективно воспринимается как удовлетворенность собой и своей жизнью. Установлено, что психологическое благополучие личности связано с ценностно-смысловыми ориентациями (жизненными целями, процессом жизни, результативностью жизни) и жизнестойкостью личности.
Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическое благополучие, внутренние ресурсы, личностный потенциал.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 125-134 (pdf)
УДК: 159.9
Чайка Г.В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается личностная автономия с точки зрения теории самодетерминации. Показано, что уровень личностной автономии определяет, насколько личность опирается в действиях и поступках при взаимодействии с окружающим миром на собственный выбор. Определено, с какими другими личностными конструктами, раскрывающие «Я» личности, связано становление и развитие личностной автономии. Определены соответствующие методики для взаимного исследования личностной автономии и связанных феноменов.
Ключевые слова: личностная автономия, самодетерминация, развитие автономии, методический инструментарий.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 134-142 (pdf)
УДК: 159.923
Чиханцова Е.А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.
Язык статьи: украинский
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению феномена жизнестойкости личности. Описана структура жизнестойкости личности и модель ее развития. Рассмотрено жизнестойкость как сложное интегральное свойство личности, представленное в виде трехуровневого конструкта, включающего уровни, соответствующие иерархической структуре свойств личности.
Ключевые слова: жизнестойкость личности, компоненты жизнестойкости, личностный потенциал жизнестойкости.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 143-151 (pdf)
УДК: 159.923
Шамич А.Н.
Открытый международный университет развития человека "Украина". Киев. Украина.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье анализируется феномен самоорганизации личности параолимпийцев в спортивной деятельности. Показано наличие корреляционных связей между самоорганизацией спортсменов, их самомотивацией и личностными качествами, которые имеют ценностно-смысловую основу. В структуре феномена самоорганизации личности выделено стремление к свободе и независимости; стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в достижениях; определенность целей; осмысленность жизни; высокий уровень самоорганизации; способность контролировать события жизни, настойчивость, планомерность, целенаправленность и др.
Ключевые слова: самоорганизация, самомотивация, самодетерминация, развитие личности, спортивная деятельность, параолимпийский спорт.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 151-159 (pdf)
УДК: 159.938.362
Шульга В.В.
Донецкий государственный университет управления. Мариуполь. Украина.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье обсуждаются результаты диагностики ценностных ориентаций. Констатируется доминирование гедонистических ценностей в студенческой среде. Анализируются причины наличии гедонистических тенденций в установках молодежи.
Ключевые слова: ценностные ориентации, гедонизм, общество потребления, воспитания студенческой молодежи.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 160-166 (pdf)
УДК: 159.98
Ятчук М.С.
Институт уголовно-исполнительной службы Национальной академии внутренних дел. Киев. Украина.
Язык статьи: украинский
Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической работы с сотрудниками органов и учреждений исполнения наказаний. Раскрыто современное состояние и особенности психологической работы с сотрудниками Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Предложено определение психологической работы с сотрудниками Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Рассмотрены отдельные виды психологической работы с персоналом Государственной уголовно-исполнительной службы Украины: психодиагностика работников; психологическая профилактика; психокоррекция; консультирование руководства органов и учреждений исполнения наказаний, а также руководителей отдельных структурных подразделений. Выделены проблемы, связанные с осуществлением психологической работы с сотрудниками Государственной уголовно-исполнительной службы Украины. Указаны перспективные направления совершенствования психологической работы с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний.
Ключевые слова: психологическая работа, профессиональная деятельность, психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция.
Aktual_probl_psihol 2017, 5(17): 166-174 (pdf)