Актуальные проблемы психологии, том 6, выпуск 10 – 2015

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание

УДК 159.928.22-058.862

БАЖАНЮК В.С.

Национальная академия внутренних дел Украины, Киев.

Исследование когнитивных стилей познавательной деятельности студентов факультета физики.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлен психологический анализ проблемы исследования когнитивных стилей личности. Предлагается программа диагностики когнитивного стиля личности студентов физического факультета. Исследование было дополнено изучением креативности личности в сфере физики, анализом академических и научных достижений. Проведенный психологический анализ дал возможность продифференциировать индивидуальные отличия когнитивных стилей студентов физического факультета в зависимости от креативного мышления, типов восприятия, мотивации стремления к успеху и реальных достижений личности.

Ключевые слова: когнитивный стиль, тип восприятия, креативность в сфере физики, мотивация стремления к успеху.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 5-13 (pdf)

 

УДК 159.9:37.015.3

Бохонкова Ю. А.

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, Северодонецк.

Психологические условия профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе развития общества.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируются социально-психологические условия, которые позволят активизировать будущее профессиональное самоопределение современных старшеклассников. Освещены основные принципы подготовки старшеклассников к будущему профессиональному самоопределению. Дана характеристика особенностей поведенческого, когнитивного и личностного развития современного старшеклассника. Определено мотивы деятельности, которые влияют на будущее профессиональное самоопределение старшеклассников. Доказано, что старшие школьники оценивают учебную деятельность с позиции того, что она дает для их будущего. Определено, что избирательность познавательных интересов старших школьников часто связана с будущими жизненными планами, которые благоприятствуют формированию учебных интересов. Источников – 7.

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональное самоопределение, старшеклассники, личностное развитие, профессиональные интересы, учебная деятельность, самооценка, идентичность.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 14-21 (pdf)

 

Горобець И. А.

Луцкий национальный технический университет, Луцк.

Психологические особенности формирования экологически сознательной личности.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье проанализированы психологические особенности; охарактеризировано эколологически сознательну личность; обусловленная екологическая деятельность, которая есть интегративным понятием для обозначения разных видов деятельности, которые тем или иным способом спровоцированы на обеспечение оптимального состояния «общество-природа».

Ключевые слова: психологические особенности, екологически сознательная личность, екологическая деятельность.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 22-31 (pdf)

 

УДК 159.954:82-053.67

Кривопишина Е.А.

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности, Львов.

Психологический анализ развития структурных компонентов одаренной личности студентов.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье представлены результаты психологического анализа развития структурных компонентов одаренной личности студентов. С целью определения уровня развития способностей к эмпатии, вербальной и невербальной креативности проведено психодиагностическое исследование одаренных студентов. За результатами констатирующего исследования выявлено: высокий уровень развития специальних способностей предполагает достаточно високий уровень развития вербальной и невербальной креативности; полученные количественные данные уровня развития общей эмпатии и ее составляющих у респондентов с высоким уровнем качества творческого продукта находятся на уровне високих значений, что указывает на высокий уровень развития эмпатических способностей. На основе проведенного констатирующего исследования доказано наличие взаимосвязи между уровнем развития литературных и художественных способностей и уровнем развития основных структурных компонентов одаренной личности: эмпатии и творческого дивергентного мышления.

Ключевые слова: творчество, эмпатия, вербальная и невербальная креативность, специальные способности, одаренная личность, дивергентное мышление.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 31-38 (pdf)

 

УДК 159.938

КОКУН О.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Психолого-профессиональные предпосылки профессионального самоосуществления специалистов.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье изложены результаты эмпирических исследований, освещающие психолого-профессиональные предпосылки профессионального самоосуществления специалистов различных профессий. В качестве таких предпосылок определены: наличие у специалиста высокого уровня профессиональной самоэффективности, внутренней и внешней положительной профессиональной мотивации, высокий уровень развития коммуникативных и организационных способностей, высокая степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, сформированность профессиональной позиции и индивидуального стиля профессиональной деятельности, профессиональная мобильность, гибкость стиля деятельности, уровни творческого осуществления и самопроектирования профессиональной деятельности и карьеры. Достаточно тесно связаны с профессиональным самоосуществлением показатели удовлетворенности специалиста содержанием профессиональной деятельности, зарплатой, карьерой и социальным положением, интенсивность его усилий по повышению профессионального уровня, позитивных отношений с начальством и состояния здоровья. Крайне неблагоприятными для профессионального самоосуществления факторами являются такие составляющие профессионального «выгорания» и деформации как эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений.

Ключевые слова: самоосуществление, профессиональное самоосуществление, профессиональное становление, признаки самоосуществления, специалисты.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 39-49 (pdf)

 

УДК 159.928

Королев Д. К.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье освещаются результаты разработки и апробации методики оценки образовательной среды вуза. Исследование осуществлялось на примере Киевского национального университета имени Тараса Шевченко как ведущего высшего учебного заведения Украины. Методика включает анонимное анкетирование и неструктурированный опрос. Эти данные могут быть дополнены информацией из других источников — интервьюированием преподавателей и администрации вуза, изучением документов образовательного учреждения, результатами различных процедур внешнего оценивания учебного заведения. Применение методики позволяет получить согласованное и целостное видение, которое должно стать основой стратегии развития образовательного учреждения.

Ключевые слова: одаренность, интеллектуально одаренные студенты, высшее образование, образовательная среда, развивающий потенциал, методика оценки.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 50-63 (pdf)

 

УДК 159.943

Музыка А.Л.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Экзистенциональные потребности и развитие одаренной личности.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье анализируются экзистенциональные потребности одаренной личности: потребность в субъектности, в самоидентичности, в смысле жизни.

Экзистенциональные потребности являются результатом рефлексии, осознания одаренной личностью динамики собственных потребностей и личностных ценностей. Нравственные (этические) и деятельностные (способности) ценности во взаимодействии и взаимосвязях являются ресурсом личностного развития. Личностные ценности возникают в процессе удовлетворения потребностей, а в конечном счете в корне изменяют всю потребностную сферу личности, способы ее жизнеконструировання и самоосуществления.

 

Ключевые слова: одаренная личность, экзистенциальные потребности, потребность в субъектности, потребность в самоидентичности, потребность в смысле жизни, личностные ценности, развитие.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 63-77 (pdf)

 

УДК 616.891.4+615.832.9:159.942]-07

Панченко О.А., Зайцева Н.А., Садчикова Е.Г.

Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика (Киев), Государственное учреждение «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (Константиновка).

Динамика изменений эмоционального состояния больных неврастенией при криовоздействии.

Язык статьи: русский

Анотация: Активное применение криотерапии в клинической практике для лечения широкого круга соматических заболеваний, пограничных психических и психосоматических расстройств позволяет отнести ее к перспективным методам современной восстановительной медицины. В результате проведенного психологического исследования контрольной и экспериментальной групп больных с неврастенией, выявлены статистические различия средних показателей в экспериментальной группе пациентов по шкалам теста «САН», уровня нервно-психического напряжения, астении, качества жизни. Полученные результаты свидетельствуют о более быстром достижении терапевтического эффекта у пациентов, получавших криотерапию.

Ключевые слова: неврастения, криотерапия, эмоциональное состояние, самочувствие, активность, настроение, нервно-психическое напряжение.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 63-84 (pdf)

 

УДК 316.3+004:159.9

Панченко О.А., Панченко Л.В., Антонов В.Г.

Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика (Киев), Государственное учреждение «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (Константиновка).

Психологические проблемы становления информационного общества.

Язык статьи: русский

Анотацияя: Статья посвящена изучению факторов информационного влияния на психологическую безопасность личности в условиях становления информационного общества. Рассмотрены причинно-следственные связи между информационной средой обитания, новым информационным образом жизни и информационным стрессом. Сделан вывод, что при переходе к информационному обществу человечество должно быть готово к наличию психологических проблем. Формируемые новые информационная среда обитания и информационный образ жизни влекут увеличение психоэмоциональных нагрузок на человека. Необходим существенный пересмотр и коррекция существующих социально-психологических механизмов адаптации человека и выработка новых механизмов обеспечения психологической безопасность личности.

Ключевые слова: информационное общество, информационная среда, информационный образ жизни, информационный стресс, психологическая безопасность личности.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 84-93 (pdf)

 

УДК 616.891.4+615.851

Панченко О.А., Кутько И.И., Петракова Т.В., Стасюк А.В.

Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика (Киев), Государственное учреждение «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (Константиновка).

Психологическая коррекция больных неврастенией.

Язык статьи: русский

Анотация: За последние годы общее количество больных невротическими расстройствами возросло, что обусловлено изобилием информации, бурными темпами жизни и многими другими социальными, политическими и биологическими причинами. В работе представлен комплекс психокоррекционных мероприятий для больных с неврастенией. Особенностями психокоррекции данного контингента явились направленность на снижение эмоционального напряжения, изменение восприятия действительности, обучение навыкам саморегуляции, проработка конфликта и закрепление адаптивных стереотипов поведения и отношения к здоровью. Применение разработанного комплекса психокоррекционных мероприятий позволило добиться высокой эффективности лечения больных с неврастенией, что подтверждается результатами повторной психодиагностики.

Ключевые слова: неврастения гиперстеническая, неврастения гипостеническая, невротические расстройства, астения, эмоциональное состояние, психологическая коррекция, психодиагностика, терапия.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 93-100 (pdf)

 

УДК 616.89:616-053.2004.9

Панченко О.А., Симоненко Е.Б., Зарубайко А.В., Цапро Н.П.

Национальная медицинская академия последипломного образования имени П.Л. Шупика (Киев), Государственное учреждение «Научно-практический медицинский реабилитационно-диагностический центр МЗ Украины» (Константиновка).

Воздействие информационной среды на психическое и соматическое здоровье ребенка.

Язык статьи: русский

Анотация: Статья посвящена проблеме информационной безопасности ребенка, влиянию информации на его психическое и физическое здоровье. Чрезмерный избыток информации для детей увеличивает вероятность дисфункции эмоционально-поведенческого характера (тревожные состояния, депрессия, астения и т.д), а также соматические нарушения. Именно информационные перегрузки оказывают всевозрастающее влияние на ребёнка и приводят к формированию психической и соматической патологии. Своевременная диагностика психологических проблем у детей и комплексный подходов в коррекционной работе с ребенком, а также его семьей, дают возможность предотвратить психологические и соматические проблемы подрастающего поколения.

Ключевые слова: ребёнок, подросток, информационные технологии, безопасность, здоровье, компьютер, влияние.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 100-108 (pdf)

 

УДК 159.9

Поклад И.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Творческие наработки научного наследия Г.С.Костюка в контексте современной психологии.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье исследуется жизнь и творческий путь выдающегося отечественного психолога ХХ века Григория Силовича Костюка. Сделана попытка показать вклад Г.С. Костюка в развитие психологической науки. Анализируются его основные идеи и их значение для психологии и педагогики современности.

Ключевые слова: историко-психологический анализ, творческая личность, активность, развитие, мышление, способности, научная школа.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 108-122 (pdf)

 

УДК 316.647.5: 37.015.3

Пфлюгер А.В.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев.

Толерантность как перцептивная готовность личности.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье осуществлён анализ сущности толерантности, определены её роль и значение в становлении личности, рассмотрены основные направления в исследовании проблемы. Толерантность, как интегративное личностное образование, проявляется в готовности к восприятию мыслей и взглядов других людей, отличающихся от собственных. К механизмам, обеспечивающим развитие толерантности, относятся готовность к личностному изменения, развитая эмпатия, тенденция исследовать и эффективно использовать собственные ресурсы. Понимание толерантности как мировоззренческого феномена, позволяет выйти на механизм преодоления интолерантности и развития саморефлексии. В связи с этим особое значение приобретают актуализация сущности таких понятий как гуманистическое мировоззрение и толерантность.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, личностное развитие, межличностное взаимодействие.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 122-130 (pdf)

 

УДК 159.9.019.4-053.5-056.313

Сидоренко О.Б.

Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев.

Пути развития произвольности в поведении учащихся младшего школьного возраста с низкими учебными достижениями.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье освещены научные исследования условий развития произвольности в поведении детей младшего школьного возраста, имеющих низкие учебные достижения в учении, раскрыты возрастные особенности младших школьников, определена сущность понятия "произвольность", "произвольная регуляция". Представлены пути развития произвольности в поведении младших школьников с низкой результативностью в учении, выделены психологические и педагогические условия развития внутренней и внешней составляющей поведения, преодоления недостатков в познавательной сфере, недостатков в мотивационной сфере учения и недостатков в сфере произвольности.

Ключевые слова: произвольность, произвольная регуляция, мотивы, ограничительная цель, вольовая активность, индивидуальный, личностно – деятельностный, личностно-ориетированный подходы.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 130-139 (pdf)

 

УДК 159.923

Яблонская Т.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Особенности идентичности художественно одаренных та «проблемных» подростков и юношей.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассматривается феномен идентичности личности, его структура как единство когнитивного, эмоционального, коннативного и ценностного компонентов. Выявлено, что более высокий уровень развития идентичности характеризует художественно одаренных детей, что проявляется в более дифференцированном и полном образе Я, его позитивной модальности и согласованности, четкой профессиональной перспективе будущего, более высоких статусах идентичности в разных сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: идентичность, идентификация, социальная идентичность, личностная идентичность, статус идентичности.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 139-149 (pdf)

 

 

УДК 37.091.12 : 159-051 : [004.032.6]

Яланская С.П.

Полтавский национальный педагогический университет имени В.Г. Короленко, Полтава.

Эффективная система связей с общественностью как результат деятельности творчески компетентного психолога.

Язык статьи: украинский

Анотация: Влияние на общественность с целью гармонизации отношений между ней и организацией, установление двустороннего общения для выяснения общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, и полной информированности, призвана осуществлять система связей с общественностью. Последнее время организации ощущают на себе влияние общественного мнения, поэтому неэффективная система взаимоотношений с целевой и потенциально целевой общественностью обусловливает неизбежную потерю предприятиями своего имиджа. Таким образом, проблема совершенствования системы связей с общественностью (паблик рилейшнз) получает на сегодня приоритетное значение.

Ключевые слова: система связей с общественностью, паблик рилейшнз, организация, творческая компетентность специалиста, будущий психолог.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 149-157 (pdf)

 

УДК 159.9.01

Волошин В.М.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Алкоголизм как потеря нравственных и экзистенциальных ценностей.

Язык статьи: украинский

Анотация: Данная статья продолжает ряд трудов, в которых рассматривается вредность влияния алкоголя на человека. Главное ее отличие от других в том, что она сделанная в контексте исследования творческого наследия И. А. Сикорского. В труде проанализирован вред, который делает алкоголь как отдельному человеку, та и обществу в целому. Особенная акцентуация, сделанная на последствиях употребления алкоголя женщинами. Выделено потерю жизненных ценностей и ориентиров, как одну из главных причин возникновения алкоголизма. В статье указаны пути преодоления алкогольной зависимости. Среди них особенно выделено направления работы с моральными и экзистенциальными ценностями.

Ключевые слова: алкоголь, алкоголизм, нравственность, самоубийство, инфантилизм, зависимость, тревожность, импульсивность, низкая самооценка, нравственное влияние.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 157-165 (pdf)

 

УДК 373.2.034:613.88(477)

Малкович М.М.

Прикарпатский национальный университет имени В. Стефаника, Ивано-Франковск.

Программа развития гендерных представлений у мальчиков дошкольного возраста.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье раскрыты особенности формирования гендерной идентичности мальчиков дошкольного возраста. По результатам анализа формирования гендерных представлений у детей дошкольного возраста, обоснованно и представлено программу развития гендерных представлений у мальчиков дошкольного возраста. Раскрыто содержание, методы формирования гендерных представлений у мальчиков дошкольного возраста. Освещены особенности развития этого сложного личностного образования у мальчиков дошкольного возраста в процессе психокоррекционной работы. Экспериментальная проверка эффективности программы показала, что вырос уровень психоэмоционального состояния мальчиков дошкольного возраста; снижен уровень угнетенного настроения. Программа может быть использована практическими психологами в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерные представления, гендерная компетентность, маскулинность, феминность, сказкотерапия, психомалюнок.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 166-176 (pdf)

 

УДК 159 928

Мельник М.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Психологические особенности мотивационной сферы интеллектуально одарённых старшеклассников.

Язык статьи: украинский

Анотация: В данной статье анализируются современные подходы к исследованию особенностей мотивационной сферы интеллектуально одаренных старшеклассников. Рассматривается cтруктурно-динамическая мотивационная модель одаренности Гордеевой Т.О., которая содержит четыре базовых блока мотивации, необходимых для проявления и развития одаренности. В частности, выделяются: внутренняя мотивация выбранной деятельности, содержательно представленная высокой познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией компетентности; целеустремленность; оптимистичная вера в собственный потенциал; высокая концентрация и настойчивость в избранной сфере деятельности. Описываются функции и характер взаимодействия каждого блока с другими компонентами структуры. Также рассматриваються интеллектуальные интенции и эмоциональная направленность как спецыфические характеристики мотивационной сферы одаренной личности.

Ключевые слова: одаренность, интеллектуальная одаренность, мотивация, внутренняя мотивация, мотивация достижений, интеллектуальные интенции, эмоциональная направленность.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 176-189 (pdf)

 

УДК 150.09

Музычук О.О.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Исследования в украинской психологии в середине ХХ века.

Язык статьи: украинский

Анотация: Украинская психологическая наука в середине ХХ века сформировалась как самостоятельная отрасль с плеядой выдающихся ученых, разрабатывавших различные направления исследования психической деятельности личности, в частности ориентированные на ее внутренний и внешней мир жизнедеятельности. Она в то же время выполняла социальные заказы связанные с развитием отраслей психологии. Проводились основательные теоретические и экспериментальные исследования, что способствовало развитию категориального аппарата в психологии и обогащения ими прикладных исследований.

Ключевые слова: украинская психология, внутренний мир личности, внутренняя речь, эстетические переживания, психические процессы, области психологии.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 189-199 (pdf)

 

УДК 159.928

Нечаева О.С.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Психологические условия построения школьной образовательной среды для одаренных подростков.

Язык статьи: украинский

Анотация: Статья посвящена проблемам исследования психологических характеристик развивающей образовательной среды в контексте развития одаренной личности. Описываются психологические условия моделирования школьной образовательной среды для одаренных учащихся подросткового возраста, основные и специфические принципы построения развивающей образовательной среды для одаренных. Приводятся данные экспериментального исследования психологических условий школьной образовательной среды при переходе из начальной в среднюю школу учащихся с признаками интеллектуальной одаренности.

Ключевые слова: одаренная личность, интеллектуальная одаренность, образовательная среда, развивающая образовательная среда, принципы построения образовательной среды, психологические условия моделирования образовательной среды.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 199-207 (pdf)

 

УДК 159.922

Орос В.Н.

Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, Луцк.

Генетически-психологические основы изучения особенностей акцентуированности депривированных подростков.

Язык статьи: украинский

Анотация: Статья раскрывает психологические особенности проявления акцентуированности у подростков, которые испытывают по большей части негативное влияние депривации. Раскрыта роль генетически-психологической парадигмы в осмыслении теоретико-эмпирических подходов к изучению акцентуированных подростков, воспитывающихся в режиме депривации.

Ключевые слова: генетическая психология, подростки, депривация, дизонтогенез, иррегулярное развитие, акцентуации характера.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 207-216 (pdf)

 

УДК 159 928

Снежная М.А.

Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, Киев.

Психологические особенности подготовки учителей к работе с одаренными учениками.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье рассмотрены психологические особенности подготовки учителей для работы с одаренными, важнейшие личностные и профессиональные свойства учителей. А также требования к учителям со стороны одаренных учеников - желаемые личностные характеристики и профессиональные компетенции. Соответствующие компетенции достигаются в учебных курсах, которые сконцентрированы на особенностях и потребностях одаренных, творческом решении образовательных проблем, консультировании одаренных и их родителей, научно-исследовательских программах и практикумах для учителей одаренных. Также рассмотрены такие направления совершенствования подготовки учителей, одаренных: полное профессиональное образование; курсы повышения квалификации и краткосрочное обучение; практические занятия, тренинги и мастер-классы для педагогов по отдельным направлениям; использование наставнических (менторских) программ.

Ключевые слова: одаренность, одаренные ученики, учителя для одаренных, характеристики учителей для одаренных.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 216-223 (pdf)

 

УДК 159.9: 159.94

Шарипова Д.С.

Черкасский институт пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, Черкасы.

Теоретико-методологические подходы до психологического изучения соревновательной деятельности спортсменов-стрельцов.

Язык статьи: украинский

Анотация: В статье раскрыты теоретико-методологические подходы к проблеме психологического изучения соревновательной деятельности спортсменов-стрелков. Выделены этапы развития психологии стрелкового спорта: зарождение – реализация методологических и экспериментальных подходов, заимствованных из общей психологии; становление – обеспечение практики спортивной деятельности; современное развитие – углубление теоретических основ научных исследований, выделение категорий деятельности и личности спортсмена, социально-психологических проблем спорта.

Ключевые слова: психология спорта, соревновательная деятельность, спортсмены-стрелки.

Aktual_probl_psihol 2015, 6(10): 223-232 (pdf)