Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 7. Экологическая психология. Выпуск 44 – 2017

АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Содержание


УДК: 17+502 : 159.92(045)
Борец Ю.В.
Борец Юлия Васильевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Академии Государственной пенитенциарной службы, м. Чернигов

Моральная и экономическая психолого-онтологическая компетенции гражданской компетентности
В статье рассматриваются психологические особенности моральной и психолого-онтологической компетенций гражданской компетентности. Мир современной цивилизации является экологически кризисным, что грозит исчезновению всего живого на Земле. Поэтому спасение человече- ства находится в сознании и правовой деятельности каждого гражданина. Исследованиям смысловой регуляции экологически релевантной по- ведения было показано, что наряду с проэкологическими стремлениями могут проявляться и другие – материально-потребительская установка, финансово-экономическая доминанта тому подобное. Динамически- смысловая релевантность может быть использована учитывая соответ- ствующие компетенции как сущностные смысловые системы регуляции общественной жизни.
Ключевые слова: компетентность, гражданская компетент- ность, моральная компетенция, экономическая компетенция, мораль- ные нормы, психологические механизмы, сенсо-ценностный подход, ког- нитивная сфера

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 12-20 (pdf)


 

УДК: 159.9
Буковская О.А.
Буковская Ольга Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экологической психологии и психического здоровья Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г.Шевченко., Г. Чернигов

«Кризисная жизненная ситуация» в реабилитационной деятельности психолога
В статье рассматриваются вопросы реабилитационной деятельности психолога о помощи личности в кризисной жизненной ситуации. Важным фактором реабилитационного процесса рассматривается понимание пси- хологом сущности кризисной жизненной ситуации, степени тяжести и ин- трапсихических механизмов ее переживания. Важное место отведено учету в деятельности психолога также стадий реагирования личности, которые определяют стратегию и направления профессионального вмешатель- ства. Эффективным методом реабилитационного процесса в кризисной жизненной ситуации является нарратив, как важный метод интеграции и переосмысления психотравмирующих событий в личный опыт
Ключевые слова: кризис, кризисная жизненная ситуация, фру- страция, конфликт, стресс, реабилитация, опыт, интеграция, психо- травмирующие обстоятельства, нарратив.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 21-29 (pdf)


 

УДК: 159.922
Верник А.Л.
Верник Алексей Леонидович
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, старший научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, доцент факультета психологии КНУ имени Тараса Шевченко., Г. Киев

Проблематика ""жизненного пути"" в психологическом исследовании
В статье осуществлен теоретический анализ становления понятия «жиз- ненный путь» в психологическом исследовании. Прослежено подходы к его определению, функций и структуры в рамках различных отечественных и зарубежных школ. Предложено разграничивать концепции жизненного пути личности, разделив их на три группы. В первой жизненный путь по- нимается объективным этапом развития человека - надстройкой над соци- альными циклами и биологическим онтогенезом. Во второй - продуктом сознания, в котором отражено жизни самого человека. К третьей группе были отнесены подходы, в которых жизненный путь осознается направ- ленной активностью индивида к собственной жизни в его целостности. При этом субъективная картина жизненного пути понимается продуктом осознание личностью собственной жизни как некой целостности в процес- се его проживания
Ключевые слова: жизненный путь, жизнедеятельность, личность, сознание, деятельность, событие, жизненный выбор, образ жизни

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 30-50 (pdf)


 

УДК: 159.922
Вовчик-Блакытна Е.А.
Вовчик-Голубая Елена Александровна
ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Костюка АПН Украины, кандидат психологических наук, г.. Киев

Досуг как пространство развития межпоколенного взаимодействия
В статье рассматривается тема семейного досуга, которое позициони- руется как составляющая среды межличностного общения между детьми и представителями старшего поколения. Анализируется психологичес- кое наполнение категории досуга и своеобразие межвозрастного, меж- дупоколенного взаимодействия. Раскрывается развивающий потенциал такого взаимодействия, в частности общения детей и бабушек, дедушек в пределах многопоколенной семьи, который в наши дни представляется недостаточно артикулированным в современной психологической науке активизированным в педагогической практике.Формула развивающе- го пространствва взаимодействия ребенка с бабушками-дедушками при таких условиях включает следующие элементы: характерная предметно- пространственная среда, где хозяевами являются представители старшего поколения; временной промежуток - от незначительного до длительного, разнообразие занятий в различных сферах человеческой жизнедеятельно- сти.
Ключевые слова: досуг, семейная среда, межпоколенное взаимодей- ствие, экопсихологический подход, развивающая среда.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 51-60 (pdf)


 

УДК: 159.922.63:316.334.56(045)
Генералова О.М.
Генералова Елена Михайловна
старший преподаватель кафедры практической психологии Мариупольского государственного университета. м. Мариуполь

Социальная эксклюзия пожилых людей в современной городской среде
Статья посвящена анализу социальной эксклюзии лиц пожилого воз- раста: причин, последствий, путей преодоления данного процесса в совре- менном украинском обществе. Выявлены физиологические, психологиче- ские, социальные изменения, которые присущи пожилым людям и лицам старческого возраста. В связи с этими трансформациями, социальная экс- клюзия имеет ряд особенностей. Рассматриваются подходы к изучению эксклюзии как социально-психологического феномена: экономический, социологический, политико-правовой, психологический, междисципли- нарный. Обращается внимание на неоднозначность определения данного феномена, рассматривается динамика смыслового наполнения понятия «эксклюзия». Обнаружены явления, которые либо сопровождают экс- клюзию, либо проявляются как некоторые её аспекты. Выделены социо- географические характеристики эксклюзии.
Ключевые слова: старение населения, лицо преклонного возраста, эксклюзия, инклюзия, ситуация и состояние социальной эксклюзии, воз- растная сегрегация, геронтофобия, эйджизм, социальная депривация, городская среда

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 61-71 (pdf)


 

УДК: 159.922.4:159.923.2-057.875(045)
Гирченко Е.Л.
Гирченко Елена Леонидовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры экологической психологии и психического здоровья. Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов

Гендерно-возрастная опосредованность этнической идентичности
В статье раскрыто актуальную проблему этнической идентичности в гендерных проявлениях. Этническая индентичность понятийно и содер- жательно взаимосвязана с феноменами национальной идентичности, эт- нического самосознания, этничности. Рассмотренное понятие этнической идентичности имеет большое количество трактовок. Соответственно наи- более распространенному она является составной социальной идентично- сти личности. Изучено, что этническая идентичность имеет собственные механизмы формирования, такие как наследование, наказательный и сво- бодный выбор. Проанализованно возрастную динамику етнической иден- тичности и взаимосвязь её с гендерной ролью. Установлено, что типы ет- нической идентичности у респондентов с разными типами поло-ролевого поведения имеют достоверные отличия. Особенно выражены отличия у лиц с маскулинным и недифференцированным типами.
Ключевые слова: гендер,этническаяидентичность,индивидуально- типологические особености, нация, народ, этнос.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 72-80 (pdf)


 

УДК: 159.9
Гончаренко Ю.В.
Гончаренко Юлия Викторовна
ассистент кафедры психологии и социальной работы учебно-научного института педагогики, психологии, подготовки специалистов высшей квалификации Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского; научный корреспондент лаборатории экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г.. Винница

Способы организации жизненного пространства личности в условиях неопределенности
В статье раскрыто содержание понятий жизненное пространство лич- ности, ситуация неопределенности и жизненная стратегия. Рассмотрены основные теоретические подходы изучения проблемы жизненного про- странства личности. Выделены структурные компоненты ситуации нео- пределенности. Проанализированы способы организации жизненного пространства личности. Определены типы жизненных стратегий личности в условиях неопределенности.
Ключевые слова: жизненное пространство личности, ситуация неопределенности, способы организации жизненного пространства, жизненная стратегия, толерантность к неопределенности.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 81-91 (pdf)


 

УДК: 159.93
Кирпенко Т.М.
Кирпенко Татьяна Михайловна
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г.. Киев

Современное состояние и перспективы изучения волевой регуляции личности в психологических исследованиях
В статье рассмотрена история психологических и философских иссле- дований феномена «воли». Определены основные направления этих ис- следований. Обоснована актуальность темы исследования. Установлено, что внешними результатами волевой регуляции являются конкретные достижения человека: победы, достижения, успехи и тому подобное. Внутренними результатами являются изменения, произошедшие в самой личности, например, новое отношение к себе, развитие собственных воз- можностей, повышение собственной компетентности, профессионализма, эмоциональной устойчивости в профессиональной деятельности, в дости- жении изменений собственной личности Определены актуальность ис- следуемой проблемы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Перспективой дальнейших исследований является изучение генезиса волевой регуляции на протяжении всех возрастных периодов жизни человека. Это позволит значительно расширить и уточнить знания о ее проявлении.
Ключевые слова: личность, свобода, волюнтаризм, мотивация, психическая регуляция, ценность, социальная установка

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 92-101 (pdf)


 

УДК: 159.922.63:128
Коваленко-Кобылянская И. Г.
Коваленко-Кобылянская Ирина Генриховна
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории современных информационных технологий обучения. Институт психологии имени Костюка АПН Украины, г.. Киев

Влияние психологических новообразованиях геронтогенеза на актуализации интеллектуальной сферы
В статье рассматривается проблема взаимодетерминации интеллек- туального развития в период геронтогенеза и психологических новооб- разований данного периода. Результаты исследования показали, что де- структивные психологические новообразования оказывают значительное воздействие на снижение когнитивного потенциала, в свою очередь, дегра- дирующий интеллект способствует деинтектуализации всех психических процессов. В процессе исследования доказано, что основным фактором эффективности интеллектуального развития является не возраст старого человека, а специфика его психологических новообразований. Экспериментально доказана возможность коррекции деструктивных психологических новообразований в период геронтогенеза вследствие по- вышения интеллектуального уровня человека.
Ключевые слова: геронтогенез, интеллект, психосоциальное раз- витие, психологические новообразования.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 102-110 (pdf)


 

УДК: 316.621
Комар Т.О.
Комар Татьяна Александровна
кандидат психологических наук, доцент ВГПУ им. Михаила Коцюбинского., Г. Винница

Этнические стеоретипы студентов вузов
В статье проведен теоретический анализ явлений менталитет, социаль- ные стеоретипы, архетипы, проанализированы их различия и отношения. Показан менталитет как интегративный, етнопсихологический при- знак нации и причины возникновения социальных стеоретипов, которые приводят к поляризации общества. Был проведен эксперимент по иследовании тенденций этнической аф- филяции, этнического самосознания, этнической идентичности студентов из разных регионов Украины и их преобразования с точки зрения этниче- ской напряженности.
Ключевые слова: студенты, менталитет, этнические стеорети- пы, этническая идентичность, этнических афиляция, ассоциативные карты Украины, национальний признак, коллективное бессознатель- ное.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 111-120 (pdf)


 

УДК: 316.47-055.2(477)(045)
Куликова А.А.
Куликова Анастасия Александровна
соискатель Института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г.. Киев, ассистент кафедры практической психологии Мариупольского государственного университета, г.. Мариуполь

Развод как фактор изменений «Я-образа» у женщин
В статье представлены теоретический и эмпирический анализ проблемы развода, как фактора изменений Я-образа у женщин. Развод - разрыв брака - согласно исследованиям занимает одно из первых мест по шкале стрессов. Это кризисное время в жизни семьи, когда разрушаются отношения пары, когда двое вследствие семейных конфликтов и в осознание эмоциональной отчужденности, решают расстаться, чтобы жить порознь или возобновить поиски личного счастья. Ситуация развода связана с тяжелыми эмоциональными переживаниями, с изменением образа «Я-женщина», снижением самооценки, возникает недоверие к противоположному полу, формируются новые страхи, характерным является нестабильное эмоциональное состояние, аффективные реакции, возможная дезадаптация.
Ключевые слова: Я-образ, развод, изменения, дезадаптация, эмоциональные переживания, сложные жизненные обстоятельства, самооценка

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 121-132 (pdf)


 

УДК: 159.922
Левочкина А.М.
Левочкина Антонина Михайловна
профессор кафедры социальной работы Киевского национального университета имени Тараса Шевченко., Г. Киев

Психологические и методические особенности формирования стрессоустойчивости будущих социальных работников
Статья посвящена решению психологических проблем формирования готовности у будущих социальных работников к определенным особенностей профессиональной деятельности, а именно - формированию умения действовать в стрессовых ситуациях, с которыми часто встречаются специалисты, работающие с сфере социальной работы. Стрессовая ситуация рассматривается как что вызывает особое психическое состояние, которое является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Подчеркивается необходимость формирования и развития стрессоустойчивости, которая, в свою очередь, состоит из четырех компонентов: когнитивного, конативного, эмотивного и мотивационного. Отмечается, что умение правильно вести себя в сложных ситуациях профессиональной деятельности, демонстрирует не только свою выдержку и толерантность, что должно свидетельствовать о профессионализме социального работника, но и предотвращает его профессиональной деформации и способствует сохранению здоровья. Предлагаетсяпрограммаформированияиразвитиястрессоустойчивости будущих социальных работников. Функционирование данной программы планируется в рамках учебной дисциплины «Социальная работа с пострадавшими от чрезвычайных ситуаций и мигрантами», которая является обязательной для изучения в рамках образовательного уровня «бакалавр» по специальности «Социальная работа»
Ключевые слова: социальная работа стресс стрессоустойчивость компоненты стрессоустойчивости� стрессовая ситуация в профессиональной деятельности социального работника профессиональное выгорание.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 133-144 (pdf)


 

УДК: 159.923.2.5.922.6
Мазуренко К.В.
Мазуренко Екатерина Владимировна
ассистент кафедры общей психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, кандидат психологических наук, г.. Киев

Психологический анализ ведущей деятельности как элемента образа жизни человека с точки зрения субъектно-деятельностного подхода (постановка проблемы)
Психологический анализ ведущей деятельности как элемента образа жизни субъекта раскрывает целостность субъекта деятельности, проявляю- щуюся в целостности его проявлений во всех видах активности в соответ- ствии с субъектно-деятельностным подходом С.Л.Рубинштейна. Раскрыть место ведущей деятельности в образе жизни субъекта означает выявить взаимную детерминацию образа жизни как внутреннего условия ведущей деятельности субъекта и ведущей деятельности как детерминанты разви- тия субъекта и совершения им других активностей, организованная це- лостность которых представляет собой образ его жизни. Важным аспектом исследования является выявление взаимосвязей ведущей деятельности с качеством жизни, что обусловлено возможностью использования данной категории как критерия качества ряда социальных институтов (образова- ние, профессионализация)
Ключевые слова: образ жизни, качество жизни, ведущая деятель- ность, субъект деятельности, дошкольная игра, учеба, труд

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 145-154 (pdf)


 

УДК: 159.922.73 : 614.876
Максимов Н.В.
Максимов Николай Владимирович
кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии развития факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко., Г. Киев

Экологичность музыкального пространства как фактор формирования личности
В статье рассмотрена проблема взаимосвязи экологичности музыкальногопространстваиформированияличностичеловека.Показано, что основой эстетической реакции яяввлляяююттссяя аффекты, вызываемые иисс-- кусством, которые переживаются человеком со всей реальностью и силой, но находят свою разрядку в деятельности. Доказано существование связи музыкальных предпочтений человека с гармоничностью и личностной зрелостью, что дает основание определить пути формирования личности средствами музыкального искусства. Высокая оценка и признание класси- ческой музыки как важного элемента своего духовного багажа возникают у человека как результат определенной зрелости его просоциальных устано- вок, выбранного стиля жизни, обусловленного системой ценностных ори- ентаций личности.
Ключевые слова: экологичность, музыкальное пространство, формирование личности человека, искусство, ценностные ориентации личности

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 155-163 (pdf)


 

УДК: 159.922
Максимова Н.Ю.
Максимова Наталья Юрьевна
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной реабилитации и социальной педагогики факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко., Г. Киев

Факторы экологичности семейной системы
В статье рассмотрена проблема поиска психологических факторов экологичностисемейнойсистемы. Показано, чтонарушениеэкологичности функционирования семьи как системы происходит из-за невыполнения или ненадлежащего исполнения супругами функций семьи. Это приво- дит к тому, что семья становится дисгармоничной (проблемной), а в даль- нейшем дисфункциональной. В дисфункциональных семьях возникает искривление личностного развития, а следовательно невротические рас- стройства или девиантное поведение. Разработаны критерии, по которым можно определить степень экологичности семейных отношений, а именно: уважение к различи- ям; искренность в выражении мыслей и чувств; динамичность отноше- ний; обмен ролями; соблюдение границ личности; открытость семьи; эмоциональная и духовная близость.
Ключевые слова: семейная система, функции семьи, критерии экологичности семейных отношений, невротические расстройства, де- виантное поведение

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 164-172 (pdf)


 

УДК: 159.942+159.922.2]:37.018.1–053.6(045)
Мунасипова-Мотяш И.А.
Мунасипова-Мотяш Ирина Анатольевна
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры экологической психологии и психического здоровья Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, г.Чернигов

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и экологического сознания подростков с различными типами семейного воспитания
В статье рассматривается проблема взаимообусловленности эмоцио- нального интеллекта и экологического сознания подростков в зависимости от типа семейного воспитания. Приводятся результаты эмпирического ис- следования взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и эко- логического сознания подростков с разным типом отношений с матерями. Установлено, что высоким показателям межличностного эмоционального интеллекта подростков с положительным типом семейного воспитания соответствуют низкие показатели гашенарной екодиспозиции. Отмечено, что высоким показателям внутриличностного эмоционального интеллекта подростков с автономным типом семейного воспитания соответствуют вы- сокие показатели колаборативной екодиспозиции.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, экологическое созна- ние, релевантность, инфантилизм, эскапизм, экопсихологической дис- позиции, типы семейного воспитания, положительный, директивный, враждебный, автономный

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 173-182 (pdf)


 

УДК: 159.9
Мысникова Э.А.
Мысникова Эльвина Александровна
старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальский государственного университета г. Чита, Россия

Жизнестойкость юношеского населения в условиях экологического неблагополучия
В статье описаны результаты исследования жизнестойкости юношеского населения в условиях экологического неблагополучия Забайкальского края. Конструкт «жизнестойкость», являясь одной из составляющих в структуре жизнеспособности, в данном исследовании изучается как по- казатель социально-психологического уровня психологической адапта- ции. Применяется тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой (адаптация теста Мадди). Исследование выполнено в Лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государствен- ного университета, опирается на принцип системности. Применяется экопсихологический подход к развитию психики В. И. Панова. Осуществляется анализ популяционной изменчивости характеристик психики испытуемых.
Ключевые слова: жизнестойкость, жизнеспособность, психологическая адаптация, юношеское население, экологическое неблагополучие

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 183-192 (pdf)


 

УДК: 159.9
Павленко О.В.
Павленко Оксана Владимировна
ассистент кафедры практической психологии Мариупольский государственный университет

Особенности психосемантического пространства жизненного опыта
В статье рассматривается исследование смыслового пространства пси- хологической категории жизненного опыта при помощи метода семанти- ческого дифференциала. Выделены факторы, которые являются ключевы- ми в построении личностью своего жизненного опыта. Такими факторами являются эмоциональный, содержательный и смысловой компоненты опыта. Проведен анализ значимости данных компонентов для представи- телей контрольных и экспериментальных групп. Выявлено преобладание смысловых компонентов жизненного опыта для переселенцев и содержа- тельного для жителей стабильных регионов Украины. Проанализирована готовность представителей выделеных групп к получению нового опыта. Выявлено, что наибольшую готовность проявляют жители приграничных с зоной АТО территорий, наименьшую- военнослужащие, которые прохо- дят службу в зоне АТО.
Ключевые слова: жизненный опыт, семантический дифференциал, семантическое пространство жизненного опыта, компоненты жизнен- ного опыта, готовность к приобретению нового опыта

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 193-203 (pdf)


 

УДК: 316.621
Пионтковская Е.Г.
Пионтковская Елена Георгиевна
аспирантка кафедры социальной работы, факультет психологии, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г.. Киев

Ценностные ориентации общественно активных пожилых людей
Статья посвящена анализу ценностных ориентаций общественно активных людей пожилого возраста. Актуальность исследования обус- ловлена тем, что вопросы поддержки и развития общественной актив- ности людей пожилого возраста является актуальным, но недостаточно исследованным. Исходя из этого возникает ппотребность в изучении цеенн-- ностных ориентаций как одного из факторов общественной активности пожилых людей. В статье освещены основные направления исследований социальной активности пожилых людей отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций общественно активных пожилых людей. Указанные пути дальнейшего ис- пользования полученных результатов.
Ключевые слова: социальная активность пожилых людей, обще- ственная активность, ценностные ориентации, пожилой возраст

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 204-212 (pdf)


 

УДК: 159.922-053.6]:34(045)
Панченко Т.С.
Панченко Тамара Степановна
ст. преподаватель кафедры общей, возрастной и социальной психологии, заместитель декана по учебной работе психолого-педагогического факультета Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко

Особенности правового сознания городской и сельской молодежи
В статье рассмотрено структуру, определены факторы, влияющие на уровень развития правового сознания. Основное внимание уделено осо- бенностям социальной среды, городской и сельской общности, как факто- ру, обусловливающему особенности развития правосознания молодёжи. Эмпирическое исследование подтвердило наличие отличий в правосозна- нии городской и сельской молодёжи. Сельская молодёжь более склонна к проявлению позитивных типов отношения к праву и правовым явлениям по сравнению с городской. Отображение правовых явлений и категорий в сознании сельской молодёжи происходит на эмоциональной основе, что указывает на личностную значимость права в системе её ценностей. Городская молодёжь рассматривает правовые категории сквозь призму со- вершенства и проявляет прагматическое отношение к закону.
Ключевые слова: правовое сознание, отношение к праву и право- вым явлениям, правовая социализация, социально-психологические фак- торы правосознания, сельская молодёжь, городская молодёжь

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 213-222 (pdf)


 

УДК: 140.8:316.3
Попович Е.В.
Попович Елена Викторовна
доктор философских наук, профессор кафедры практической психологии, Мариупольский государственный университет, г.. Мариуполь

Модели взаимодействия явления аномального и общества в их историческом развитии: экопсихологические измерения
Проанализировано явление человеческой аномалии как социального института, на принципах которого выстраивается стройная модель, фикси- рующая взаимодействие «явления аномального» и общества на всех этапах исторического развития человечества. В исследовании рассматривается в пространстве многоуровневой системы «носитель аномалии – среда», на принципах экопсихологии (Швалб Ю. М.), автор статьи презентует резуль- таты проведения организационно-деятельностной игры «Проектирование эколого-ориентированного развития современного города».
Ключевые слова: аномальное явление, человек с особыми потребнос- тями, компенсация, общество, глобализация, идентификация, среда, ре- креационность

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 223-232 (pdf)


 

УДК: 159.922.6
Рудомино-Дусятская Е.В.
Рудомино-Дусятська Елена Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии, Института психологии имени Костюка АПН Украины, г.. Киев

Организационно-методические основы исследования идентичности личности как фактора экологически ориентированной жизнедеятельности
В статье рассматриваются проблемы психологической адаптации чело- века в большом городе. Изложен подход к адаптации как процессу пассив- ного приспособлениячеловека кдействиюгородскихстрессоров. Показаны ограничения такого подхода, которые стали причиной возникновения но- вой трактовки адаптации. Психологическая адаптация - процесс поиска равновесия между взаимодействующими сторонами - человеком и город- ской средой, в котором активной стороной является человек. Показано, что важным фактором адаптации к городскому образу жизни является актив- ность самих горожан, направленная на приспособление объектов город- ской инфраструктуры к своим социокультурным запросам и потребностям. В этом смысле целесообразно говорить не об адаптации человека к городу, а о его адаптации в городе. В качестве эффективного средства адаптации человека в городе рассматривается организация самими горожанами со- временных публичных пространств, которые соответствуют трендам мо- бильности и индивидуальности.
Ключевые слова: психологическая адаптация, теории психологи- ческой адаптации человека в городе, городские стрессоры, публичные городские пространства и территории

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 233-241 (pdf)


 

УДК: 159.9.07
Сараева Н.М., Суханов А.А.
Сараево Надежда Михайловна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного университета, м.Чита, Россия

Суханов Алексей Анатольевич
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного университета, м.Чита, Россия

Жизнеспособность человека: экопсихологический подход к изучению
Актуальность изучения жизнеспособности человека определяется нали- чием многих рисков ее сохранения в условиях глобального экологического кризиса и социальной нестабильности. Понятие жизнеспособности в пси- хологической науке рассматривается с разных методологических пози- ций, что определяет разнородность трактовок его содержания. Опираясь на положения экопсихологического подхода к развитию психики (В.И. Панов), авторы статьи понимают жизнеспособность как системное свой- ство системы «человек - жизненная среда», что позволяет преодолеть сведение его содержания только к биологическим или, с другой стороны, только к личностным характеристикам человека. Цель статьи – дать обо- снование необходимости применения указанного подхода к анализу по- нятия «жизнеспособность».
Ключевые слова: жизнеспособность человека, экопсихологический подход, система «человек – жизненная среда», системное свойство, био- психо-социальное явление, модель жизнеспособности

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 242-255 (pdf)


 

УДК: 376:502.132(045)
Скок А.Г.
Скок Алла Георгиевна
декан психолого-педагогического факультета, доцент кафедры общей, возрастной и социальной психологии Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко, г.Чернигов

Экологизация образовательной среды в контексте инклюзивного образования
Статья посвящена рассмотрению процесса экологизации образователь- ной среды в контексте инклюзивного образования и усовершенствования процесса подготовки школьных психологов и социальных педагогов для работы с детьми с особенными потребности. Экологические образователь- ные технологии – те, которые не причиняют вреда психическому, физиче- скому и нравственному здоров’ю учащихся. Работа с детьми с особенными потребностями требует от школьного психолога и социального педагога специальной подготовки. Их роль в создании целостной системы поддерж- ки, основанной на экологическом подходе и объединяющей детей, педаго- гов. Такая система делает акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Профессионально необходимыми качествами специалистов, рабо- тающих с детьми с особенными потребностями, являються эмпатия, толе- рантность.
Ключевые слова: экологизация образовательной среды, экологи- ческие образовательные технологии, инклюзивное образование, толе- рантность, школьный психолог, социальный педагог, тренинг толе- рантности.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 256-264 (pdf)


 

УДК: 159.98 (045)
Тищенко Л.В.
Тищенко Лилия Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Мариупольского государственного университета, г.. Мариуполь

Психологическая структура ментальной модели управленца как фактор эко-ориентированной управленческой деятельности
В статье представлен анализ психологической структуры ментальной модели управленца, действующего в рамках традиционного управления. Показаны принципиальные отличия ментальной модели субъекта эко- ориентированного управления. Проанализированы категории «управлен- ческая идея» и «управленческая миссия». Определены базовые принципы реализации управленческой идеи и управленческой миссии. Показаны от- личия результатов и последствий управленческой деятельности, которая осуществляется под эгидой Идеи и Миссии. Подтвержден один из базовых тезисов психологической науки относительно сознания как особого ин- струмента порождения Мира, в котором человек живет.
Ключевые слова: управление, субъект управленческой деятель- ности, ментальная модель, управленческая идея, управленческая мис- сия, принципы управленческой деятельности, СМД-методология, СМД- подход,«искусственные»объектыипроцессы,«естественно-природные» объекты и процессы, управленческое мышление, естественно-природное научное мышление, социо-культурное пространство, социо-эколого- экономические системы

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 265-273 (pdf)


 

УДК: 159.9-343.951
Ткач Т.В.
Ткач Тамара Владимировна
доктор психологических наук, профессор, г.. Жешув, Польша

Нейропсихологические основы экономики и права
Психология как наука постоянно изменяется, появляются новые на- правления поиска, проблемы. Это приводит к возникновению новых от- раслей психологии, таких как, например, нейропсихология. Цель данной статьи - представить научные подходы в нейропсихологии и возможности их применения в экономике и праве. В уголовном праве чаще всего ин- тересуются психическими состояниями лиц, а именно ответчиков, осуж- денных, свидетелей и потенциальных присяжных. Ученые предоставляют широкий спектр возможностей на стыке нейропсихологии и права. На практике, стремительно растет количество дел, которые требуют участия нейропсихологов. Вследствие этого, возникает необходимость развития интеграции обеих сферах науки - права и нейропсихологии.
Ключевые слова: психологические методы, экономический человек, нейроэкономика, право, нейронаука, нейропсихология, нейроправо

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 274-282 (pdf)


 

УДК: 159.922.62-056.29
Чухрий И.В.
Чухрий Инна Владимировна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Винницкий государственный педагогический университет им. Н.Н. Коцюбинского, Винница

Особенности психологических механизмов социальной адаптации молодежи с ограничениями жизнедеятельности
В статье предложены результаты теоретического анализа проблемы психологических механизмов социальной адаптации молодежи с ограничениями жизнедеятельности. Выделены эмоциональный, когнитивный, поведенческий, коммуникативный и ценностно-смысловой психологические механизмы социальной адаптации. Установлено, что психологические механизмы формируются в течение социального развития, в результате успешного протекания которого формируются адаптивные психологические механизмы, а при осложнениях адаптации - защитные и неадаптивные механизмы. По результатам теоретического анализа проблемы психологических механизмов социальной адаптации, предполагается, что у молодых людей с ограничениями жизнедеятельности преобладают неадаптивные и имеющиеся защитные механизмы. Изучение особенностей психологических механизмов социальной адаптации поможет разработать стратегии психологической помощи молодым людям с ограничениями жизнедеятельности.
Ключевые слова: социальная адаптация, психологические механизмы, молодежь с ограничениями жизнедеятельности, защитные механизмы.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 283-292 (pdf)


 

УДК: 159.9
Швалб Ю.М.
Швалб Юрий Михайлович
заведующий лабораторией экологической психологии института психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, Киев

Пространство становления социальных способностей личности
В статье анализируются подходы к проблеме становления и развития социальных способностей личности в пространственно-сферном залоге. Предпринимается попытка осмыслить психологическую сущность про- странства и сфер жизнедеятельности личности. Предлагается рассматри- вать пространство социализации личности через четыре базовые сферы социальных отношений и взаимодействий. Это пространство структуриру- ется по параметру «искусственное – естественное» и опосредующим меха- низмам. Такой подход позволяет анализировать целый ряд психологических ха- рактеристик социального пространства жизни личности. В частности, уси- лия и активность конкретной личности, как способ существования сфер ее жизни; принцип фокусности и связанные с ним процедуры выхода из сферы и вхождение в сферу активности; психологическая целостность со- циального пространства жизни и способы ее поддержки; пассивность – ак- тивность индивида во взаимодействиями с социальными сферами.
Ключевые слова: жизнедеятельность, личность, пространство, социальные способности, социальные отношения, социальные взаимо- действия, способности, сфера

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 293-308 (pdf)


 

УДК: 159.922
Шестопалова О.П.
Шестопалова А.П.
Криворожский государственный педагогический университет канд. психол. н., доцент кафедры практической психологии, Кривой Рог

Психологические механизмы становления моделей разумного потребления молодежи в интересах устойчивого развития города

Ключевые слова:

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 309-314 (pdf)


 

УДК: 316.46.058.5 : 37.011.3 – 051(045)
Шлимакова И.И.
Шлимакова Ирина Ивановна
кандидат психологических наук, доцент, и.о. завкафедрой экологической психологии и психического здоровья Черниговского национального педагогического университета имени Т.Г. Шевченко

Влияние как отрасль психологических исследований: историографический и лексико-семантический аспекты
В статье актуализирована проблема влияния в контексте психологических исследований. Показано, что влияние является базовой категорией экологической психологии. Представлен исторический дискурс исследовательских поисков категории влияния в период античность – современность. Дана характеристика лексико-семантического наполнения понятия «влияние». Определено, что для экологической психологи приоритетность имеют исследования влияний среды, а также изучение влияний, которые поступают со стороны механизмов, функций и свойств психики вообще и сознания непосредственно. Представлено рабочее определение экопсихологического влияния.
Ключевые слова: влияние, психологическое влияние, взаимовлияние, действие,экологическая психология.

Aktual_probl_psihol 2017, 7(44): 315-323 (pdf)