Актуальные проблемы психологии, том 7, выпуск 38 – 2015

АННОТАЦИИ И ВЕДОМОСТИ ОБ АВТОРАХ

Содержание

УДК 159.922

МАКСИМЕНКО С. Д.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Язык статьи: украинский

В статье акцентировано внимание на проблеме научного прогноза психического развития личности. Отмечается, что прогнозирование своеобразно вплетается в предмет генетической психологии. Утверждается, что логика экспериментально-генетического метода предполагает активное моделирование и воспроизве дение эмпирических форм проявления психики в особых условиях. Отмечается, что теоретический уровень изучения психических процессов в экспериментально-генетическом методе специально задается через конструирование содержательно-оперециональных сторон предметной деятельности. Подчеркивается, что по¬нять прошлое развитие и спрогнозировать будущее нельзя, игно¬рируя социальную ситуацию. Следовательно, цель прогнозирова¬ния личностью собственного жизненного пути - один из цен¬тральных предметов диагностики при решении задач прогноза развития в генетической психологии.

Ключевые слова: высшие психические функции, генетическая психология, экспериментально-генетический метод, конструиро¬вание, моделирование, предметная деятельность, психика.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 13-23 (pdf)

 

УДК 159.923

АБСАЛЯМОВА Л.М.

Харьковский национальный педагогический университет имени Григория Сковороды

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ «Я ТЕЛЕСНОГО»

 

Язык статьи: русский

В статье исследуется психологическая структура и содержание «Я телесного». Показано, что преобразование внешнего облика играет роль адаптационно-компенсаторного механизма, позво¬ляющего осуществлять регуляцию взаимоотношений личности и социума. Данный механизм проявляется в различных поведенче¬ских стратегиях. Указано, что роль и значение образа «Я телесно¬го» у индивидуумов в социокультурном срезе необходимо рассмат¬ривать в контексте социально-психологического развития и со-циальной адаптации личности. Отмечено ограниченность экспе¬риментальных исследований по выявлению связи между уровнем зрелости представлений индивидуума о своем образе «Я-телесного» и характером его личностной и социальной идентификации, комму¬никативных и адаптационных возможностей.

Ключевые слова: психологическая структура, содержание «Я телесного», личностная и социальная идентификация, индиви¬дуум, пищевое поведение, пандемия, булимия, анорексия, «Я-кон-цепция».

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 24-38 (pdf)

 

УДК 371.13:378

БАБАЯН Ю. А., СКАЧКО И. В.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕНОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Язык статьи: украинский

В статье раскрыто содержание понятий «конфликт» и «конфликтные отношения». Приведены основные представления ученых о феномене межличностного конфликта, обобщенное представление об основных стратегиях поведения в конфликте. Определено, что характер поведения человека в конфликте зави¬сит как от объективных условий протекания конфликта, так и от социальных характеристик участников конфликта, в том числе гендерных различий. Выявлено, что поведение женщин и мужчин значительно отличается в решении конфликта - они по-разному воспринимают цели общения, для них различной есть ценность самого конфликта и они отличаются в стратегии ре¬шения острых ситуаций.

Ключевые слова: гендерное поведение, гендерные различия, конфликт, конфликтная ситуация, конфликтные отношения, конфликт

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 39-48 (pdf)

 

УДК 378.147

БАРКАСИ В. В., ФИЛИППЬЕВА Т. И.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СМЕШАННОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК СПОСОБУ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

Язык статьи: английский

В статье обосновывается возможность использования смешан¬ного обучения как модели современной методики обучения ино¬странным языкам. Рассматривается концепция единого европей¬ского образования, согласно которой объединены в одно целое стандарты обучения, модели образования и цели преподавания для создания единой общеевропейской системы образования. С целью присоединения и использования этой общеевропейской схе¬мы необходимо внести модификации в систему образования Ук¬раины. Анализируется мнение украинских педагогов относитель¬но следующей идеи: учитывая нынешнее состояние уровня досту па к Интернету, наличие оборудования и программного обеспече¬ния для частных лиц и учебных заведений, возможно использо¬вать рекомендуемые методы смешанного обучения в учебных за¬ведениях Украины.

Ключевые слова: Болонский процесс, концепция единого евро¬пейского образования, модульная объектно-ориентированная ди¬намичная середа обучения, преподавание английского языка, сме¬шанное обучение.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 49-56 (pdf)

 

УДК 159.922.8

БАЦЫЛЕВА О. В.

Донецкий национальный университет, г. Винница

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Язык статьи: украинский

В работе проанализированы ведущие факторы, влияющие на со¬стояние здоровья студенческой молодежи в процессе ее обучения в высшем учебном заведении. Показано, что составляющие стиля жизни играют ключевую роль в развитии многих заболеваний современного человека, при этом особое место в формировании здорового образа жизни имеет пищевое поведение, нарушение ко торого приводит к нарушению соматического здоровья и психосо¬циального функционирования личности. Проведено исследование особенностей пищевого поведения студенческой молодежи, пока¬зано целесообразность его проведения для предупреждения и свое¬временного выявления нарушений пищевого поведения, а также формирования гармоничного пищевого поведения как составляю¬щей здорового образа жизни.

Ключевые слова: пищевое поведение, здоровый образ жизни, здоровье, молодежь, студенты, нарушение пищевого поведения, самоотношение, образ «Я», образ телесного «Я».

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 57-68 (pdf)

 

УДК 159.9

БОНДАР К.В.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕФЛЕКСИИ ТЕЛЕСНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ

 

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты исследования саморефлек¬сии телесного потенциала молодой женщины. Телесность жен¬щины в содержательном аспекте представлена как осознанное психическое образование, объектами которого выступают раз¬личные телесные процессы, распознанные сознанием женщины. Утверждается, что взаимодействие женщины и сложной жиз¬ненной ситуации, связанной с телесным опытом, включает в себя процессы переживания, понимания, осмысления ситуации в кон¬тексте целостного жизненного пути, в результате чего форми¬руется новое отношение в единстве эмоционального, когнитивно¬го и поведенческого компонентов, выражает внутреннюю пози¬цию личности, или позицию по отношению к жизни. Отмечается, что интеграция телесного опыта в субъективную картину жиз¬ненного пути женщины может носить дезадаптивный характер и приводить к трансформации временных и смысловых аспектов структуры субъективной картины жизненного пути.

Ключевые слова: образ «Я», саморефлексия телесного потен¬циала, отношение женщины к своей телесности, телесная ориен¬тация, телесный опыт, телесность, тело, феномен телесности.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 69-78 (pdf)

 

УДК 159.942(045)

ВАРАВА Л.А.

Мариупольский государственный университет, г. Мариуполь

ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА СЧАСТЬЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Язык статьи: украинский

В статье проанализированы особенности формирования пред¬ставлений о счастье в дошкольном возрасте. Определяются базо¬вые механизмы, которые позволяют ребенку чувствовать себя счастливым в процессе социализации. Представлены результаты эмпирического исследования механизмов возникновения и особен¬ностей переживания чувства счастья дошкольниками в зависимо¬сти от социальной ситуации развития. Подчеркнуто, что до¬школьники, находящиеся в разных социальных ситуациях разви¬тия, имеют разные условия для формирования представлений о чувстве счастья. Доказано, что нахождение ребенка в условиях заведения интернатного типа приводит к сложностям в адап¬тации к условиям жизнедеятельности, социализации и интегра¬ции в обществе. Показано, что отсутствие чувственно-эмоциональных желаний, способствующих возникновению пози¬тивных переживаний у детей-сирот, характеризуется сужением мировоззрения и трудностями в личностном росте.

Ключевые слова: переживание чувства счастья, социализация личности в дошкольном возрасте, условия воспитания, механиз¬мы формирования представлений о счастье.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 79-92 (pdf)

 

УДК 159.922

ВАСИЛЕНКО Я. А.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды

ОБОСНОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФЕНОМЕНОВ «Я» ТЕЛЕСНОГО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

Язык статьи: украинский

«Я» телесное человека является одним из важнейших компонен¬тов всего «Я-образа», так как тело мы можем наблюдать и оце¬нивать постоянно. Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического и исторического аспектов. По мне нию исследователей в области телесности, здоровое тело пред¬полагает подвижность «Я» телесного при неизменной телесной схеме, которая включает в себе внутренний стержень, реали¬стичность собственного телесного образа и объемность своего тела, видение его в трех измерениях. В психологии существуют различные подходы к определению места и роли «Я» телесного в структуре личности: от почти полного исключения его из струк¬туры самосознания к рассмотрению «Я» телесного как одного из ведущих факторов организации психики (хотя очевидный перевес в сторону первого подхода). Еще более разрозненны представле¬ния о развитии «Я» телесного.

Ключевые слова: «Я» телесное, развитие, телесный опыт, те¬ло, организм, мотив, схема тела, телесность.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 93-104 (pdf)

 

УДК 159.922.7:37.036

ВОРОПАЕВ Е. П.

Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВОЛНА В АРТИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Язык статьи: русский

В статье рассмотрены физиологические механизмы, недостаточ¬но изученные в современной педагогике искусств. Показано, что телесная двигательная волна, с архаических времен помогавшая человеку решать сложные задачи существования в мире, мало осознана в художественной деятельности как способ достижения технического совершенства, оздоровления и поиска вдохновения. Предложено ряд положений, взятых из физики, физиологии, психо¬логии, которые объясняют процессы, происходящие в костно-мышечном аппарате деятеля искусств. Также уточнены условия эксперимента, уже несколько лет проводимого автором с различ¬ными творческими коллективами - по внедрению приемов, при¬званных обогатить технический арсенал искусств.

Ключевые слова: волна, волновые движения, силовая волна, ловкость, психология и педагогика искусств, артистическая дея¬тельность, профессиональные заболевания артистов, психология художественного творчества.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 105-116 (pdf)

 

УДК 159.9+316.6:331.5:37

ГАЛЬЦЕВАТ.А.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕЗРАБОТНЫХ НА ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ (ПЕРЕОБУЧЕНИЮ)

 

Язык статьи: украинский

В статье представлен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых о причинах безработицы людей разного воз¬раста. Выделены социально-психологические особенности безра¬ботных по возрасту, уровню квалификации, состоянию здоровья, отношению к поиску работы, сроком пребывания безработного в состоянии поиска работы. Указано, что готовность к обучению (переобучению) зависит от индивидуальных особенностей безра¬ботных, от количества отказов работодателей, от понимания своих конкурентоспособных возможностей на рынке труда, от веры в свои учебные способности. Определено, что часть безра¬ботных нуждается в психологической реабилитации. Рекомендо¬вано государственным центрам занятости организовать работу по формированию у безработных готовности к профессионально¬му обучению (переобучению) в форме тренингов, семинаров, кон¬сультаций.

Ключевые слова: безработные, профессиональное обучение, переобучение, социально-психологические особенности, профессио нальные компетенции, готовность к обучению, психологическая помощь, конкурентоспособность, учебные способности, рынок труда.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 117-129 (pdf)

 

УДК 159.953.34-057.87(045)

ГЕНЕРАЛОВА Е. М.

Мариупольский государственный университет

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МНЕМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассматриваются некоторые аспекты феноменологии памяти, расширены представления об эмоциональной памяти, которые опираются на анализ исследований специалистов, при¬держивающихся принципа системного подхода в изучении мнеми-ческих свойств личности.

Акцентируется внимание на необходимости учета индивидуаль¬ных особенностей человека, его эмоционального состояния и си¬туации, в которой осуществляются процессы запоминания и вос¬произведения необходимой информации. Осуществлен семантиче¬ский анализ понятия ситуации во временном и функциональном отношении. Описана процедура и результаты исследования особенностей про¬явления мнемических свойств под влиянием стрессогенных фак¬торов, обуславливающих состояния напряженности, дискомфор¬та у студентов.

Ключевые слова: субъект деятельности, мнемические свойст¬ва, эмоциональная память, эмоциональное напряжение, напря¬женная ситуация, эмоциогенный период, полезависимость, осо¬бенные условия.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 130-142 (pdf)

 

УДК 796.2

Довгань Н.Ю.

Киевский национальный торгово-економичнийуниверситет

КОПЫЛОВ А.Н.

Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрены физическое воспитание как социальное явление, основы формирования системы знаний по физической культуре и здоровому образу жизни украинского студенчества. Целью процесса самосовершенствования определено всестороннее саморазвитие через формирование самоорганизации и гармониза¬ции потребностей личности с потребностями общества и госу¬дарства. Значительное внимание уделено повышению уровня мо¬тивации к занятиям физическими упражнениям. Проанализированы основные психологические задачи физического самосовершенствования, исследуется специфика самовоспитания и самосовершенствования в процессе физического воспитания, а также раскрыты психологические компоненты физического са¬мовоспитания, самоконтроля и самосознания.

Ключевые слова: физическое самосовершенствование, физиче¬ское воспитание, самоконтроль, самосознание, самовоспитания, самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самопознание.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 143-153 (pdf)

 

УДК 159.94

ДОЦЕВИЧ Т. И.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

 

Язык статьи: украинский

В статье раскрыт компетентностный подход к педагогической деятельности преподавателя вуза в современной психологиче¬ской науке, который оказывается одним из ведущих. Показано, что компетентностный подход наиболее полно раскрывает связь функций, способностей, профессиональных качеств и психологиче¬ских свойств субъекта педагогической деятельности. Показано, что профессиональная педагогическая компетент¬ность преподавателя вуза рассматривается как интегративное свойство личности педагога, реализуется через мотивированную способность к эффективному осуществлению педагогической дея¬тельности и воплощается в профессиональном опыте. Компетентностный подход к педагогической деятельности преподава¬теля позволяет определять ее как деятельность, в которой реа¬лизуются психолого-педагогические и методические знания, навы¬ки и умения, обусловленные комплексом профессиональных и лич¬ностных качеств и способностей личности педагога.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетент¬ность, педагогическая деятельность преподавателя вуза, субъ¬ект педагогической деятельности, психолого-педагогическая ком¬петентность, методическая компетентность, коммуникатив¬ная компетентность педагога.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 154-166 (pdf)

 

УДК 159.923.2

ЕВДОКИМОВА Н. А.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов технических специальностей. Ценност¬ные ориентации студентов рассматриваются как базис их ценно¬стного самоопределения, на основе которого они создают лично-стно значимую картину мира, «жизненную философию», которая выступает собственной ценностью, обязательным для трансля¬ции и воспроизведения в будущем. Констатируется, что ориента¬ции студентов технических специальностей 1-3 курсов более ори-ентированы на взаимодействие с социальным и образователь¬ным средами, чем на взаимодействие с профессиональной средой. Их «жизненная философия» опирается на личностные установки и доминирующие ценности студенческой группы. Подчеркнуто, что стремление к здоровому образу жизни выходит на первый план. В соответствии с этим выстраиваются и их жизненные стратегии. Перспективой дальнейших исследований автор счи¬тает исследования ценностных ориентаций студентов техниче¬ских специальностей старших курсов, сравнение ценностных ори¬ентаций различных специальностей, построение картины мира студентов, отражает их стремление к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: персональные ценности, система ценностей, направленность, терминальные и инструментальные ценности, ценностная сфера личности, ценностные ориентации, ценност¬ное самоопределение, ценности.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 167-177 (pdf)

 

УДК 159.922

ЕВДОКИМОВА К А., БАРТОШУК М. К

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

В статье охарактеризовано влияние правосознания на уровень агрессивности. Доказано, что при высоком уровне правосознания старших подростков наблюдается низкий уровень их агрессивно¬сти. Описаны особенности взаимосвязи между уровнем агрессив¬ности и правосознанием. Раскрыто направления психокоррекцион-ной программы с подростками, у которых диагностирован высокий уровень агрессивности. Предложена программа психокоррек¬ции уровня правосознания старших подростков. Установлено, что реализация психокоррекционной программы нормализирует у под¬ростков уровень их агрессивности и способствует повышению их правосознания.

Ключевые слова: подростковый возраст, старшие подростки, кризис подросткового возраста, агрессивность, агрессивные дей¬ствия, агрессия, негативизм, правосознание, враждебность, пра¬вовая социализация, правовое поведение.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 178-188 (pdf)

 

УДК 159.922

ЕВДОКИМОВА Н. А., ТЫМЦИВ М. Н.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОЦЕНКУ ИМИ КАЧЕСТВА ИХ ЖИЗНИ

 

Язык статьи: украинский

В статье охарактеризовано влияние уровня тревожности на оценку качества жизни подростков. Доказано, что при низком уровне тревожности подростки оценивают качество своей жиз¬ни на уровне выше среднего. Описаны особенности взаимосвязи между уровнем общей тревожности и самооценкой качества жизни подростков. Раскрыто направления психокоррекционной работы с подростками, которые низко оценили качество своей жизни. Предложена программа психокоррекции уровня тревожно¬сти старших подростков. Установлено, что внедрение психокор¬рекционной программы у подростков нормализирует уровень их общей тревожности и способствует более высокой оценке ими качества своей жизни.

Ключевые слова: подростковый возраст, старшие подростки, созревание, тревожность, тревога, качество жизни, психологиче¬ское благополучие, самооценка, самовосприятие.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 189-199 (pdf)

 

УДК 159.92

ЕВДОКИМОВА Н. О., ПАРТЕНАДЗЕ О. В., ГУРОВА. С.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ СЛИЯНИИ ВУЗОВ

 

Язык статьи: украинский

В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме дезадаптации личности и поиска эффективных технологий пси¬хологической помощи дезадаптированным студентам в отечест¬венной и зарубежной практике. Приведены результаты научных исследований влияния процессов реорганизации и слияния вузов на жизнь студентов и их адаптации к новым условиям. Представле¬на авторская модель организации группы поддержки для студен¬тов с проблемами дезадаптации при слиянии вузов в деятельно-сти психологической службы. Внедрение данной модели роботы группы поддержки решает задачи гармонизации психоэмоцио¬нального состояния дезадаптированих студентов, отработки ими новых навыков социального взаимодействия и налаживания социальных связей для успешной адаптации и реализации себя в стенах вуза.

Ключевые слова: адаптация; дезадаптация; психологическая служба; психотерапевтическая группа; группа поддержки; психо¬эмоциональное состояние; социальное взаимодействие; социаль¬ные связи; социально-психологическая адаптация.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 200-212 (pdf)

 

УДК 316.61

КАХНО И.В.

Ивано-Франковский медицинский национальный университет

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОФЕСИОГНЕЗЕ

 

Язык статьи: английский

В статье раскрываются содержательно-сущностные факторы становления ценностно-смысловой сферы и морально-этических качеств студентов медицинских вузов. Личностные факторы рассматриваются как составляющие характеристики професио-генеза будущих врачей. Раскрыты особенности сенситивного пе¬риода обучения в высшей школе, анализируются основные новооб¬разования юношеского возраста, специфика психологической под¬готовки медиков и ее необходимость при выполнении профессио¬нальных функций. Студенческий возраст выделяется как отдель¬ный период развития в связи с обучением в высшей школе, с на¬чальным периодом профессионального становления. Утвержда¬ется, что изучение будущими врачами психологических дисциплин («Медицинская психология», «Психология личности», «Психология общения») способствует становлению их профессиональной ком¬петентности и личностному росту.

Ключевые слова: личность, личностные факторы, професиоге-нез, ценностно-смысловая сфера, морально-этические качества, преподавание психологических дисциплин, студенты-медики, но¬вообразования юношеского возраста.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 213-222 (pdf)

 

УДК159.922

КАШЕКОВА О. П.

Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины

СУЩНОСТЬ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

 

Язык статьи: украинский

В статье раскрыто содержание понятий: «стратегия», «страте¬гия деятельности», «консультативная стратегия». Проанализи¬рованы труды отечественных и зарубежных ученых по изучению и совершенствованию сущности консультативной стратегии. По¬казано сферу использования стратегии консультирования. Осве¬щены вопросы полезности применения стратегии консультиро¬вания в профессиональной работе психолога и ситуации клиента, обратившегося за помощью. Рассмотрен и проанализирован спектр проблем, которые решаются методом психологического консультирования. Сделан вывод, что использование стратегий консультирования психологом в своей профессиональной деятель¬ности приводит к интеграции полученного опыта.

Ключевые слова: стратегия, стратегия деятельности, кон¬сультативная стратегия, психологическая беседа, психологиче¬ская практика, принятие решений, личность, ценностные ориен¬тации, эмоциональный стресс.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 223-232 (pdf)

 

УДК 159.9.019

КОЗЛОВ А. В.

Харьковский национальный аэрокосмический университет имени М. Э. Жуковского

КУЛЬТУРНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Язык статьи: украинский

В статье обозначена проблематика, обуславливающая необходи¬мость разработки понятия психологического здоровья. Представ¬лен анализ современных исследований и публикаций, демонстри¬рующих авторские точки зрения на природу и основу психологиче¬ского здоровья. Представлен теоретический анализ описанных в литературе популярных моделей психологического здоровья, транслируемых различными психологическими течениями. Пред¬ставлены экспериментально полученные результаты кластерного анализа, демонстрирующие векторы реализации психологическо¬го здоровья соответствующие описанным в литературе моде¬лям, и показана их распространенность.

Ключевые слова: психологическое здоровье, модели психологи¬ческого здоровья, структура психологического здоровья, вектор реализации психологического здоровья, культура, психокультура, кластерный анализ, кластерная структура.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 233-244 (pdf)

 

УДК 159.954:82-053.67

КРИВОПИШИНА Е. А.

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

В статье представлены результаты эмпирического анализа пси¬хологических особенностей рефлексивной самореализации творче¬ской личности в юности; выявлено, что конститутивным источ¬ником целесности деятельности и общения есть семантическая сфера личности, котророя развивается в процессе рефлексивного культивированияя человеком собственной творческой уникально¬сти; определено, что характерной особенностью личности юно¬шеского возраста есть стабилизация эмоциональной сферы, по-вышение самоконтроля и саморегуляции, глубинной рефлекси, а новообразование юношеского возраста определенное открытие своего «Я», которое реализуется в стремлении самовыражения и творческой деятельности; доказано, что а период юности реф¬лексия актуализирует естетическую потребность как инте¬грально когнитивно-эмоциональную способность, которая вы¬ступает способом освоения мира личностью в процесе познания, общения, творчества.

Ключевые слова: творчерская личность, рефлексия, рефлек¬сивная самореализация, эстетическая потребность, внутренний мир, жизненный путь, юность, часо-простанственная матрица.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 245-255 (pdf)

 

УДК 159.9

ЛАНОВЕНКО И. И.

Академия труда, социальных отношений и туризма, г. Киев

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫБОРА СПОСОБА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассматриваются основные теоретические подходы относительно социально-психологических и экономических осно¬ваний организации здорового образа жизни, что опираются на принципы безопасности и конкретизируют их в анализе эмпириче¬ских результатов исследования факторов, которые влияют на состояние социальной психики современной молодежи. Анализиру¬ются причины использования психоактивных веществ (алкоголь, легкие наркотики) как способа преодоления беспокойства, получе¬ния ощущения безопасности. Рассматриваются факторы форми¬рования сценария саморазрушительного поведения. Определяется влияние средств массовой информации на мировоззрение молоде¬жи в контексте формирования аддиктивной мотивации.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, безопасность, лич¬ность, риск, молодежь, социальная угроза, социальная психика, аддикция.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 256-268 (pdf)

 

УДК 159.923

ЛИТУШ С.В.

Николаевский межрегиональный институт Университета «Украина»

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассмотрена самооценка в структуре профессиональ¬ной компетентности будущих экономистов. Созданная модель самооценки состоит из следующих компонентов: мониторинг учебной деятельности; определения предыдущего уровня подго¬товленности; диагностика и коррекция развития личностных качеств (мотивации, самооценки, самоанализа); проведение инди¬видуально-консультативной работы; использование ситуаций создания успеха; оценивания студентами собственной учебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, моти¬вация, самооценка, субъективный локус-контроль, групповые ус¬тановки, индивидуальный подход, информационная компетенция.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 268-278 (pdf)

 

УДК 159.923

ЛИТВИНЕНКО И. С., ДАНИЛОВА О. В.

Николаевский национальный университет имени. В. А. Сухомлинского

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ВОСТОКА УКРАИНЫ, КОТОРЫЕ ПЕРЕЖИЛИ ПСИХОТРАВМУ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассматриваются особенности современного социума, в котором живут дети. Акцентируется внимание на психотравмирующих ситуациях (военные действия), в которых оказались дети младшего школьного возраста с Востока Украины, для кото¬рых неожиданно изменился образ жизни, место жительства, кар¬тина мира и т. д. по независящим от них причинам и переживших первичную травматизацию, так как были непосредственно свиде¬телями и участниками, ужасных событий. Освещаются взгляды отечественных и зарубежных ученых на феномен и процесс пере¬живания психической травмы. Отмечается, что психотравмирующая ситуация имеет чрезвычайно широкий диапазон отреагирования и зависит от того, какое субъективное значение или смысл придает ей личность.

Ключевые слова: авторская программа «Расту и Понимаю», внутренний мир, индивидуальные стратегии, младшие школьни¬ки, переходное пространство, практикующий психолог, психиче¬ская травма, психологическая помощь, психологический стресс, экстремальная, психотравмирующая ситуация.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 279-298 (pdf)

 

УДК 159.923

МАТВИЕНКО О. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, г. Киев

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕНОГО СЦЕНАРИЯ МОЛОДЕЖИ

 

Язык статьи: украинский

В статье рассматриваются психологические подходы к изучению жизненного сценария личности как социально-психологического феномена. Сдален вывод о сложности, многомерности и междис¬циплинарном характере изучения жизненного сценария личности. В соответствии с концепцией выбора формирование сценария жизненного пути рассматривается как форма целеполагания личности в условиях социального пространства и времени. Опре¬делено, что формирование стратегии жизненного сценария моло¬дежью зависит от совокупности внешних (социальных) и внут¬ренних (личностных) свойств и качеств, в основу которого поло¬жен механизм предадаптации, представляющийся в частности в экспериментальных сценариях поведения, успешность или неуспешность которых определяет дальнейший путь адаптации.

Ключевые слова: молодежь, самореализация, выбор, жизнен¬ный путь, жизненный сценарий, сферы жизнедеятельности, жиз¬ненное пространство, события, мечта.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 299-308 (pdf)

 

УДК 159.922.8

МИХАЛЬЧЕНКО Н. В.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

 

ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Язык статьи: украинский

В статье определены детерминанты развития патриотической рефлексии, и факторы, которые обусловливают развитие пат¬риотической рефлексии учащихся. К ним относены семья, школа, средства массовой информации. Подчеркнуто, что без воспита¬ния детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обога¬щения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества. Для полного и эффективного воспитательного процес¬са должна существовать прочная связь между школой и семьей, между школой, семьей и воспитательными молодежными органи¬зациями, которые могут оказывать большое влияние на воспита¬ние воли, характера и патриотизма.

Ключевые слова: рефлексия, патриотическая рефлексия, цен¬ности, самосознание, патриотизм, патриотическое воспитание учащихся, семья, психолого-педагогическая культура семьи, семей¬ные ценности.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 309-318 (pdf)

 

УДК 159.92

МОСЬПАН М. О.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины

 

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Язык статьи: украинский

 

В статье описаны психические состояния педагогов, возникающие в время педагогической деятельности. Выявление психологиче¬ских условий саморегуляции психических состояний в конфликт¬ных ситуациях педагогической деятельности осуществлено с по¬мощью созданного опросника «Идентификация психических со¬стояний и методов саморегуляции в конфликтных ситуациях педагогической деятельности». Подчёркнуто, что состояния, ко¬торые испытывает человек в сложных ситуациях, сопровождаю¬щихся высоким напряжением или перенапряжением естественно¬го протекания психических процессов, может приводить к дест-руктурированию систем психической деятельности или к их вы¬сокой мобилизации, и тогда негативные состояния есть основой кульминационных форм психической деятельности.

Ключевые слова: психические состояния, саморегуляция, педа¬гогическая деятельность, конфликтные ситуации, методы и тех¬ники саморегуляции, напряжённость, аутосугестия.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 319-326 (pdf)

 

УДК 159.9

МУХИНА Л.М.

 

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

 

 

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Язык статьи: украинский

 

В статье представлен теоретический обзор научной литерату¬ры, посвященной проблеме конфликтологической компетентно¬сти. Обоснована актуальность исследования проблемы конфлик-тологической компетентности. Определено, что конфликтологи¬ческая проблематика обрела большую значимость во всех отрас¬лях профессиональной подготовки, особенно в педагогическом образовании. Установлено, что конфликтологическая компе¬тентность является составляющей профессиональной компе¬тентности. Выяснено, что конфликтологическая компетент¬ность преподавателя определяется как способность педагога применять специальные психологические знания, умения и навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также как способность предупреждать эти ситуации.

Ключевые слова: компетентность, конфликтологическая компетентность, конфликтная компетентность, профессио¬нальная компетентность, профессионально-педагогическая ком¬петентность, конфликт, профессиональная подготовка, профес¬сионализм, образовательное пространство, преподаватель.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 327-339 (pdf)

 

УДК 159.9:336

НИКИТИНА О. П.

Украинская инженерно-педагогическая академия, г. Харьков

ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ТРЕНИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО УСПЕХА» ДЛЯ ЛИЦ РАННЕ¬ГО ВЗРОСЛОГО ВОЗРАСТА

Язык статьи: украинский

 

В статье раскрываются основания разработки программы моне¬тарного тренинга для лиц раннего взрослого возраста. Освеща¬ются особенности современного монетарного бытия взрослого человека. Осуществляется теоретический экономико-психологический анализ диады «Деньги-Человек». Осмысливается двойст¬венное рационально-иррациональное значение денег в жизнедея¬тельности взрослого человека. Приводится краткий обзор на¬правлений коррекционной работы с монетарными проблемами взрослого человека. Анализируются данные пилотажного иссле¬дования спектра символического пространства значений денег и актуальных денежных тематик лиц раннего взрослого возраста.

Ключевые слова: деньги, значение денег, отношение к деньгам, система отношений человека, успех, финансовый успех, деловая ак¬тивность, монетарный тренинг, лицо раннего взрослого возраста..

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 340-350 (pdf)

 

УДК 159.943

НОСКО Л. А.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины

 

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОСОБАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрено понятие рефлексии как особой психической реальности. Освещены представления ученых о рефлексии. Под¬черкивается, что рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. Отмечается, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит ее субъекта в позицию исследователя относительно собственной деятельно¬сти и не сводится к одной из них. Рефлексия представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге - жизни человека. Рефлексивное мышление рассматрива¬ется как процесс, осуществляемый на основе знания субъектом логических законов связи объекта с направленным на него дейст¬вием и на основе осознания необходимости такой связи.

Ключевые слова: жизненный путь, психическая реальность, реконструкция и проектирование своего «Я», рефлексивное мыш¬ление, рефлексивные функции, рефлексия, формы рефлексии.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 351-360 (pdf)

 

 

УДК: 378: [159.942: 004]

ОЛЕЙНИК О.А.

Киевский национальный университет культуры и искусств

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Язык статьи: украинский

 

В статье очерчены особенности профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Выделены и проана¬лизированы личностные параметры преподавателя культуроло¬гии, определены особенности их реализации в образовательном процессе. Определена роль культурологии в изучении научных яв¬лений с позиции их ценностно-смысловой значимости, в осуществ¬лении нового подхода к качественным характеристикам получен¬ной информации. Очерчена важность культурологического знания в разрешении комплекса образовательно-воспитательных задач в системе высшего образования как средства трансляции мировой культуры. Представлено разнообразие подходов к определению понятия «информационная культура», выделены и охарактеризо¬ваны основные ее компоненты.

Ключевые слова: информационная культура, профессиона¬лизм, культурология, профессиональная деятельность, препода¬ватель, конкурентоспособность, компетентность конкуренто¬способной личности, проектная деятельность.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 361-371 (pdf)

 

 

УДК 159.923

ОНУФРИЕВА Л.А.

Каменец-Подольський национальный университет

 

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ МОТИВА И МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Язык статьи: английский

 

Осуществлен теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в концептуальных подходах современных зарубежных и отечественных ученых. Выделены и обобщены различные подходы к пониманию феномена мотивации - классификационный, феноменологический и структурный, которые, имея свою специфику, является взаимодополняющими и взаимопроникающие.

Сделан вывод, что привлечение как можно большего количества потребностей (актуализация большего количества побудительных факторов) повышает уровень мотивации деятельности, а мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархичность.

Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера, человек, поведение, деятельность, состояние, потребность, цель, личность.

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 372-384 (pdf)

 

УДК: 159.9:316.62

ПИЛЕЦКАЯ Л. С.

ГВУЗ «Прикарпатский национальный университет имени Василя Стефаника», г. Івано-Франковск

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрено профессиональную мобильности личность как интегративное свойство специалист, внутренний потенциал личности. Определены социально-психологические основы профес-сиональной мобильности личности: наличие противоречий профес¬сионального развития, стремление к внутренней свободе и творче¬ской активности, реализация индивидуально-психологического по¬тенциала, достижение акме профессиональной карьеры. Выделены наиболее значимые компоненты профессиональной мобильности: поведенческий компонент (смена профессии), когнитивный компо¬нент (осознание необходимости смены профессии и возможных путей реализации данного решения), интегрально- личностный компонент (умение оценивать ситуацию и свои возможности, решимость, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность, умение принять на себя ответственность). Ключевые слова: личность, профессиональная мобильность, структурные составляющие профессиональной мобильности, поведенческий компонент, когнитивный компонент, личностно-интегративный компонент, этапы становления профессиональ¬ной мобильности, профессиональная карьера, противоречия раз¬вития, личностный потенциал.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 385-395 (pdf)

 

УДК 159.923+316.61+73

ПРОСАНДЕЕВА Л. Е.

Киевский национальный университет культуры и искусств

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОНОМНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье представлены психолого-педагогические условия ста¬новления автономности личности, которая интерпретируется в контексте двуединого процесса автономного освоения и авто¬номного воспроизведения (или отторжения) социального. В ходе эмпирического исследования и в результате многолетних наблю¬дений мы сделали вывод о том, что психолого-педагогические ус¬ловия развития автономизации личности становятся эффек¬тивными после изменения традиционной учебно-воспитательной деятельности. Определенно, что в результате внедрения психо¬лого-педагогических условий на принципах личностно-ценностного подхода качественно изменяются все основные показатели развития автономности личности.

Ключевые слова: психологическая автономность, самоцен¬ность личности, генезис самоценности, психологическое про¬странство собственного «Я», ценностное «Я», стремление быть взрослым, духовное «Я».

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 396-407 (pdf)

 

УДК 316.6:331.56

РУДЮК О. В.

Ровенский государственный гуманитарный университет

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПТА «КРИЗИС ЗАНЯТОСТИ» В АСПЕКТЕ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

 

Язык статьи: украинский

 

Статья посвящена обоснованию и развитию концептуального потенциала понятия «кризис занятости» в аспекте анализа кри¬зисных феноменов, релевантных ситуации профессионального исключения и трудовой невостребованности. Теоретически обосновано, что психологический контент данного понятия позволяет охватить как объективный, так и субъективный параметры функционирования личности в кризисной ситуации. Рассмотрена возможность использования концепта кризиса за¬нятости для верификации целого ряда кризисных феноменов. По результатам теоретического исследования определено, что по¬нятие «кризис занятости» является эффективным инструментом концептуальной фиксации индивидуальных форм личност¬ной трансформации противоречивых отношений кризисного рын¬ка занятости.

Ключевые слова: занятость, кризис занятости, безработица, профессиональное исключение, личность, профессиогенез, кризис¬ный рынок труда, преодоление кризиса.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 408-421 (pdf)

 

УДК 159.9

СЕРДЮК Л. З.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, г. Киев

 

САМОСОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛОСТНИЙ САМОДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ФЕНОМЕН

 

Язык статьи: украинский

 

В статье раскрыты психологические принципы и системогенез самосоздания личности. Установлено, что самосоздание лично¬сти, как самодетерминированный феномен, предопределяется и опосредуется комплексом взаимосвязанных параметров лично¬сти, в частности ценностью саморазвития, целостностью вос¬приятия жизненного пути, самопринятием и др. Выявлены струк¬турные характеристики и динамические особенности самосозда¬ния личности как самодетерминированной системы, базисными параметрами которой определены потребность в саморазвитии, самопринятие и жизненная перспектива личности. Обоснована целесообразность целостного изучения закономерно¬стей процесса самосоздания личности через ее личностное и цен¬ностно-смысловое опосредствование.

Ключевые слова: самосоздание, самореализация, саморазви¬тие, синергия, детерминация, самодетерминация, факторы само¬создания.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 422-431 (pdf)

 

УДК 159.9

ТУРБАН В. В.

Институт психологии имени Г. С. Костюка НАПН Украины, г. Киев

 

ЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФЕНОМОНОЛОГИЯ И ОПЫТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье представлена структурно-функциональная модель фе¬номенологии нравственного сознания, которая включает: 1) осоз¬нание социальной нормы, 2) переживания противоречия социаль¬ной нормы по актуальной для личности потребности, 3) реф¬лексию социальных и моральных норм, 4) личностную рефлексию, 5) выбор одного из значимых образов идеального Я и принятия последнего как этического долга, согласно которому формулируется определенная моральная система, 6) действие в соответст¬вии с принятой етико-нравственной системой: этического образа и моральных предписаний, 7) осознание социального одобрения / неодобрения действия, осуществляемого в соответствии слично-стно принятой этико-моральной системой. Показано, что погной функциональности эта модель достигает у представите лей юношеского возраста и ранней зрелости.

Ключевые слова: мораль, этика, моральное суждение, нравст¬венное сознание, авторитет, рефлексия, самоактуализация.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 432-443 (pdf)

 

УДК 159.94

ФОМЕНКО К. И.

Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды

 

ГУБРИСТИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Язык статьи: украинский

 

Статья посвящена изучению актуальной психологической пробле¬мы - исследованию структуры мотивационной сферы личности студентов. Представлен анализ диагностики уровней саморегу¬ляции и мотивации студентов. Доказано, что девушки более склонны стремлиться к совершенству и идентифицированной мотивации. Определено, что внешнее регулирование учебной дея¬тельности связано со стремлением к превосходству и мотиваци¬ей власти. Внутренняя учебная мотивация студентов оказалась связанной с их стремлением к совершенству и мотивацией дости¬жения, идентифицированным регулированием. Представлена структура мотивационной сферы личности сту¬дента, обусловленная факторами «Мотивация достижения учеб¬ного успеха», «Внешняя саморегуляция учебной деятельности», «Самоутверждение путем достижения власти и успеха».

Ключевые слова: академическая саморегуляция студентов, губристическая мотивация, стремление к совершенству, стрем¬ление к превосходству, мотивация успеха, власти и аффилиации, учебная деятельность студентов.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 444-453 (pdf)

 

УДК 316.473

ХУДЯКОВА В. И.

Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрены гендерные особенности динамических и содержательных характеристик межличностного восприятия: представлен анализ гендерных стандартов и критериев социаль¬ного оценивания, согласованности в построении перцептивного образа, гендерный субъективизм, ингрупповой фаворитизм руко¬водителей сферы образования в процессе управленческой деятель¬ности. Изучены гендерные особенности проявления механизмов социальной перцепции (стереотипизации, идентификации, проек¬ции). Представлены результаты изучения гендерных особенно¬стей дифференцированности, гибкости, полноты социальной перцепции, атрибуции личностных качеств, динамики развития социально-перцептивных качеств руководителей с учётом от возраста и стажа работы.

Ключевые слова: гендер, гендерные особенности социальной перцепции, гендерный субъективизм, согласованность в построе¬нии образа, интерпретация образа другого человека, субъектив¬ная адекватнoсть, ролевые ожидания, стереотипизация, иденти¬фикация, проекция.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 454-467 (pdf)

 

УДК 159.9.072.942.5-055.52

ЦАРЬКОВА О. В.

Мелитопольский государственный педагогический университет имени Б. Хмельницкого

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕНОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВА ВИНЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрена необходимость проведения психологиче¬ской диагностики в семьях, где растет ребенок с особенными по¬требностями. Определен основной психодиагностический инстру¬ментарий, при помощи которого возможно выяснить актуальное психоэмоциональное состояние родителей и наличие таких чувств, как чувство вины, тревоги и страха за будущее. Также акцентировано внимание на особенностях личности родителей. Сделан вывод, что в процессе работы с родителями, которые вос-питывают ребенка с ограниченными возможностями, специали¬сту лучше применять экспресс-методы диагностики, которые занимают меньше времени для их проведения. Определена необходимость создания школы семьи, где родители могут обменивать¬ся опытом по уходу за ребенком. Также рассмотрены особенности построения коррекционной и терапевтической работы с семьей.

Ключевые слова: психодиагностика, чувство вины, беседа, на¬блюдение, семья, модель семьи, психологический климат, школа семьи, психологическое сопровождение.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 468-478 (pdf)

 

УДК 159.942.2

ЦАРЬКОВА О. В., РАДЧЕНКО С. В.

Мелитопольский государственный педагогический университет имени Б. Хмельницкого

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассмотрены теоретические аспекты проявления пси¬хологического феномена тревожности. Определены понятия тре¬воги, тревожности, страха - и специфическая особенность тре¬вожности как личностного свойства. Рассмотрены особенности влияния тревожности на сферы жизнедеятельности человека, которые заметно ухудшают его самочувствие и осложняют от¬ношения с окружающим миром. Определены значения профилак¬тики тревожности для подготовки детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), в овладении новой дея¬тельностью. Также исследована тревожность на разных уров¬нях: нормальный (оптимальный) уровень тревожности, который воспринимается как необходимый для эффективного приспособ¬ления, уровень адаптивной тревожности и чрезмерно высокий уровень, который воспринимается как дезадаптивная реакция.

Ключевые слова: тревожность, тревога, личность, эмоцио¬нальное состояние, страх, когнитивность, эмоции, феномен.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 479-491 (pdf)

 

УДК 159.9:81.165.6

ЧИХАНЦОВА О. А.

Открытый международный университет развития человека «Украина», г. Киев

 

СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИ¬КАМИ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье рассматривается роль иноязычного общения по специ¬альности, проблема формирования иноязычных навыков у выпуск¬ников школы и определяются уровни сформированности компо¬нентов психологической готовности старшеклассников к овладе¬нию иностранными языками: мотивационный, когнитивный, операционно-процессуальный. Каждый компонент предусматривает соответствующие умения, сформированность которых является необходимым условием для изучения иностранного языка в обра¬зовательной среде. Результаты эксперимента позволили устано¬вить психологическую специфику процесса овладения учащимися иностранными языками в старшей школе. Эта специфика представлена желанием и готовностью старшеклассников к индиви¬дуально-групповым импровизированным формам работы в сво¬бодное от учебной нагрузки время. Позитивные результаты экс¬перимента демонстрируют эффективность использования пред¬ставленных психолого-педагогических средств.

Ключевые слова: иностранное профессиональное общение, формирование иноязычных навыков, овладение иностранным язы¬ком, формирование иноязычной речи, процесс овладения ино¬странными языками, профессиональная направленность, психоло¬гическая готовность к общению иностранным языком, субъект учебной деятельности.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 492-502 (pdf)

 

УДК 159.942.5

ШВАЛБ Ю.М.

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье социализация рассматривается как ведущий процесс и механизм становления личности. Раскрыто психологические ме¬ханизмы социализации как одного из базовых процессов становле¬ния индивида как субъекта социальных отношений и построения на этой основе периодизации социального развития. Этот подход позволил рассматривать социализацию индивида как процесс приобретения способности к самостоятельной построения и вос¬произведения систем социальных связей и отношений. Выделены возрастные этапы социализации, открывает возможность соз¬дания периодизации социального развития личности. Процесс социализации представляется как один из базовых про¬цессов развития и становления личности за счет развертывания интимно-психологического механизма дифференциации / интеграции отношений индивида с окружающей средой.

Ключевые слова: социализация, личность, жизненный путь, социальный статус, групповое взаимодействие, само отношение, интеграция, социальное пространство.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 503-517 (pdf)

 

УДК 159.9:331.101

ШЕВЯКОВ А. В., МАРКОВА И. В.

Днепропетровский гуманитарный университет

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Язык статьи: украинский

 

В статье представлены основные концептуальные подходы к психологической профилактике негативных функциональных со¬стояний специалистов-металлургов в условиях производствен¬ной деятельности. Разработана типология указанных подходов, изложены и проанализированы их основные положения. Рассмот¬рены основные пути и средства оптимизации и профилактики неблагоприятных функциональных состояний. Осуществлен пси¬хологический анализ деятельности специалистов-металлургов. Представлен опыт использования средств оптимизации для уст¬ранения неблагоприятных функциональных состояний. Установ¬лено, что профилактические влияния на функциональные состоя¬ния металлургов в условиях профессиональной деятельности могут быть осуществлены при помощи метода произвольной психической регуляции состояния.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, работоспособ¬ность, утомление, специалисты, металлургическое предприятие, оптимизация, профилактика, функциональное состояние, влия¬ние, произвольная психическая регуляция.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 518-529 (pdf)

 

УДК 159.96

ШЕЛЕГ Л. С.

Национальная академия внутренних дел, Киев

 

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРИЧИНОЙ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье дано определение психологического сопровождения опе¬ративно-служебной деятельности органов внутренних дел и фак¬торов, обуславливающих его эффективность. Освещены цель и основные задачи психологического сопровождения прохождения службы. Обоснована процедура психологического сопровождения и сущность его этапов: психодиагностического и коррекционного. Своевременная психопрофилактическая работа по укреплению защитных механизмов у работника ОВД, который находится в стрессогенных ситуациях, может способствовать предотвраще¬нию отрицательной трансформации личности специалиста. Пси¬хопрофилактическая и психокоррекционная работа может вер¬нуть человека к границе оптимальной психосоматической нормы и предотвратить дальнейшую деформации ее психосоматическо¬го статуса.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, цель, задачи, процедура, этапы, психодиагностика, коррекция, динамика личности.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 530-542 (pdf)

 

УДК 159.923.5

ШИЛОВА Н. И.

Черноморский государственный университет имени Петра Могилы

 

ВЛИЯНИЕ КОНКРЕТИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Язык статьи: украинский

 

В статье обоснована актуальность и практическая значимость психологического исследования, посвященного формированию це¬левой направленности подростков, на основе выполнения обязан¬ностей выбранной должности в группе (на материале спортивно¬го туризм). Проанализированы подходы разных авторов к поня¬тиям «направленность», «целеполагание» и «целеустремлен¬ность». Раскрыта сущность, структура и содержание системы сменных должностей во время походов. Описана система конкре-тизации целей на протяжении трёх лет тренировок. Представ¬лены результаты оценивания выполнения роли в группе. На осно¬ве проведенного трехлетнего эмпирического исследования сфор¬мулированы основные достижения в процессе формирования це¬лей у подростков, овладевающих туристической деятельностью.

Ключевые слова: цель, целевая направленность, спортивный туризм, роли, система сменных должностей, личность, подрост¬ковый возраст, целеполагание.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 543-556 (pdf)

 

УДК 316.6:711.558

ШУГУРОВА Т.Л.

Мелитопольский институт государственного и муниципального управления «Классического приватного университета»

 

ДОСУГОВАЯ СУЩНОСТЬ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Язык статьи: украинский

 

Статья посвящена теоретическому осмыслению досугового ас¬пекта добровольчества с позиций деятельностного подхода. Ана¬лиз основных социально-психологических характеристик досуга и добровольчества выявил многочисленные точки их соприкоснове¬ния и наложения, что дало основания утверждать о досуговой природе добровольческой деятельности. Добровольческая дея¬тельность как досуг рассматривается в соответствии с её зна¬чимостью для развития личности добровольца и сообщества. Особое внимание уделяется проблеме сложного взаимодействия мотивов альтруизма и эгоизма в досуговой добровольческой дея¬тельности, с указанием изменяемости мотивов добровольческой деятельности в зависимости от субъектов и этапов её соверше¬ния. Изучается содержание вознаграждений, которые получают добровольцы в результате совершения добровольческой деятель-ности, их обусловленность видами добровольческой деятельно¬сти.

Ключевые слова: досуг, добровольческая деятельность, лич¬ность, мотивация, альтруизм, эгоизм, вознаграждение, самоцен¬ность.

 

Aktual_probl_psihol 2015, 7(38): 557-569 (pdf)