Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 7. Экологическая психология. Выпуск 39 – 2015
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 159.922.8:[968-34]
АНТЮХОВА Н.И.
Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно
ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье раскрыта сущность понятия “ответственное отношение к окружающей среде, природе”. Определены особенности экологизации науки и культуры, а также дана характеристика сущности экологизации общественного сознания. Описаны особенности становления экологического мышления личности и его влияния на формирование творческого потенциала человека. Охарактеризована структура творческого потенциала личности студента.
Указано, что творческий потенциал является системной характеристикой личности, которая даёт ей возможность творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно в различных ситуациях. Эта система состоит из следующих структурных компонентов: мотивационный компонент, который выражает своеобразие интересов личности, её ориентацию на выявление творческой активности; интеллектуальный компонент, который выражается в оригинальности, гибкости, адаптивности, скорости и оперативности мышления, лёгкости ассоциаций и др.; эмоциональный компонент, который выполняет роль эмоционального настроя на творческий процесс; волевой компонент, характеризующий направленность индивида на достижение конечной цели творческой деятельности, требовательность к результатам собственного творчества.
Ключевые слова: творческий потенциал личности, ответственное отношение к окружающей среде, экологизация науки, экологизация культуры, экологизация общественного сознания.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 12-25 (pdf)
УДК 159.9.072.42
БАЙЕР О. А., СИВОКОНЬ Л. В.
Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара, г. Днепропетровск
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СУБЪЕКТАМИ В ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ.
Язык статьи: украинский
В работе раскрыта роль некоторых индивидуально-психологических факторов в переживании психологического благополучия людьми позднего возраста, в частности особенностей самосознания, мотивации и эмоциональной сферы. В качестве выборки испытуемых были привлечены 50 респондентов: 25 жителей Днепропетровского гериатрического пансионата и 25 человек, живущих вместе с семьями. Психодиагностический инструментарий включил шкалу психологического благополучия К. Рифф, шкалу субъективного благополучия Н. П. Фетискина, В. В. Козловой и Г. М. Мануйлова, САН, методику «Незавершенные предложения». Эмпирические результаты были обработаны с помощью критериев φ* углового преобразования Фишера и r-Пирсона. Ожидаемо, все выделенные для исследования факторы оказались определенным образом связаны с переживаним психологического благополуччя, но по-разному для жителів гериатрического пансионата и респондентов, живущих с семьями.
Ключевые слова: психологическое благополучие, поздний возраст, самосознание, мотивация, емоцинальная сфера
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 26-34 (pdf)
УДК 159.923.2
БЕЛАНОВСКАЯ О.В., БЕЛАНОВСКИЙ О.Л.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, г. Минск, Білорусь; центр «Kerry’s Place Autism Services», Маунт Элберт, Канада
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КЛИЕНТЕ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Язык статьи: русский
Качественная подготовка специалиста-психолога в большей мере определяется фундаментальностью его образования, уровнем профессиональной компетентности, позволяющей решать разнообразные сложные проблемы, возникающие в современном социуме. Важным компонентом профессионального самосознания психолога является представление о клиенте и профессиональном взаимодействии с ним. В статье обсуждаются результаты исследования представленности в самосознании будущих психологов характеристик профессионального взаимодействия с клиентом. Выделены и описаны особенности представлений о профессиональном взаимодействии с клиентом у психологов с различными уровнями профессионального самосознания.
Ключевые слова: представления, профессиональное самосознание, Я-концепция, концепция Другого, представления о клиенте, профессиональные отношения, профессиональное взаимодействие, психолог.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 35-47 (pdf)
УДК 159.942.5(045)
ВАРАВА Л.А.
Мариупольский государственный университет, г. Мариуполь
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЯ» И КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Язык статьи: украинский
Статья посвящается анализу проблемы переживания как базового феномена в структуре жизни личности. Рассмотрены основные научные подходы к определению этого феномена и разностаронность его трактования, что порождает сложность интерпритации результатов в исследованиях. Подчеркнуто, что знания о структуре и динамике переживания, его взаимодействиях с психическими и социаньно-психологическими феноменами, закономерности и особенности проявления в различных ситуациях является значимой необходимостью для психологической практики. Разработана схематическая структура диагностики биполярных переживаний. Представлены результаты и методы эмпирических исследований переживания чувств одиночества и счастья. Выделены основные компоненты: эмоциональная модальность, интенсивность, временное измерение, смысловой и регулятивный аспекты, которые позволяют сделать качественную интерпритацию переживаний различных чувств.
Ключевые слова: феномен переживания, внутренний мир личности, механизмы структурирования внутреннего мира, значимые переживания, структурные компоненты переживания, переживания чувств одиночества и счастья.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 48-56 (pdf)
УДК 159.922
ВАРГА В. C.
Мукачевскийо государственный университет, г. Мукачево, Украина
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПТИМИЗАЦИИ АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ ВЕНГЕРСКОЙ И УКРАИНСКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Язык статьи: украинский
В статье освещено основное содержание программы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников через детско-родительские отношения в контексте оптимизации адаптации детей венгерской и украинской этнических групп в школьной среде, раскрытоі отдельные факторы, влияющие на адаптацию на психологическом и социальном уровне в младшем школьном возрасте. Описаны практические занятия, которые повлияли на восстановление механизмов родительской позиции в межличностном общении и осуществили оптимальное влияние на развитие адекватности психологических и характерологических особенностей ребенка; способности изменять формы и методы общения и воздействия на ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, конкретными ситуациями, условиями жизни семьи; направленности воспитательных усилий в будущее, в связи с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь; сочетание эмоционального принятия и поддержки ребенка с высокой требовательностью и необходимым контролем.
Ключевые слова: этнопсихологическая адаптация, процессы адаптации, психические процессы, гендерные особенности воспитания, семейная дисфункция, этнические особенности воспитания, коррекция детско-родительских отношений, коррекция стилей родительского взаимодействия.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 57-66 (pdf)
УДК 159.92
ВЕРНИК А. Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПРИРОДА КАК ЦЕННОСТЬ. ДИНАМИКА МЕСТА ПРИРОДЫ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Язык статьи: украинский
В статье изложен историко-психологический анализ особенностей отношения к природе в Античные времена, в Средневековье и в эпоху Возрождения. Предложено исследовать экологические ценности того или иного историко-культурного периода в их диспозиции по отношению к ядерной, системообразующей общественной ценности. Анализ проходил двояко: путем изучения философско-культурных продуктов определенной исторической эпохи, и через изучение способа повседневной жизни в даный период. Было выявлено, что место экологических ценностей в ценностной системе европейского общества менялась нелинейно – не от безусловного принятия до полного отчуждения, но разнонаправленно. Природа была или в центре картины мира человека, или на ее периферии, в зависимости от диспозиции к системообразующей ценности эпохи, что находило свое отражение в отношениях человека с миром природы.
Ключевые слова: экологические ценности, система ценностей, природа, историко-психологический анализ, системообразующих ценность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 67-78 (pdf)
УДК 159:923-051:316.4
ВИЗНЮК И.М.
Винницкий государственный педагогогический университет имени Михаила Коцюбинского, г. Винниця
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СОЦИОМЕТРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
Язык статьи: украинский
В основе нашего исследования лежит попытка проанализировать основные аспекты формирования культурологических тенденций личности педагога в социометрическом измерении, проследить за условиями развития педагогической компетенции и авторитета учителя, отметить основные характеристики его досуговой деятельности. Педагогическая деятельность не всегда защищена от социальных деструкции. Очень часто семейные обстоятельства составляют центр личностных проблем человека, которые дезорганизуют ее в социологическом измерении. Именно психологический статус личности является показателем профессиональной толерантности педагога, уровня его личностной зрелости, ценностных ориентаций и культурологических тенденций.
Ключевые слова: культурологические тенденции личности, социометрический статус, педагогическая компетентность, самоактуализация личности, досуговая деятельность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 79-88 (pdf)
УДК 159.922
ВОВЧИК-БЛАКЫТНА О.О.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА:
ПРОСТРАНСТВО СИЛЫ И СЛАБОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы, сопряженной с социально-психологическими особенностями функционирования института семьи, переживающего значительную трансформацию в период глобализационных процессов, в частности непрерывного наращивания численности городского населения и образования мегаполисов. Предпринимается попытка определения семьи как социоэкологической системы, в которой происходит содетерминация развития всех ее членов.
Рассмотрены положительные и отрицательные стороны изменяющегося образа жизни современной семьи в условиях мегаполиса, варианты защитных тактик самосохранения, намечены основные линии психологического сопровождения и поддержки семьи.
Ключевые слова: мегаполис, семейная среда, активизация внутреннего ресурса, экологическа ориентация
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 89-97 (pdf)
УДК 159.923.2:316.775.4
ВОЛЫНЕЦ Н. В.
Хмельницкий институт социальных технологий, Открытый международный университет развития человека «Украина», г. Хмельницкий
ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА УЧАЩЕЙСЯ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ХМЕЛЬНИЦКОЙ
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты фокус-групового исследования особенностей языковой среды ученической и студенческой молодежи Хмельниччины. Показаны особенности использования учениками и студентами суржика как языка общения, особенности употребления слов-паразитов и сквернословия в общении. Обнаружено, что среди учеников, так и среди студентов респонденты имеют более развитые вербальные способности, чем невербальные. Позитивным является осознание как учениками, так и студентами потребности развивать собственные языковые и речевые способности. Отмечено, что существует реальная и немедленная потребность во внедрении в учебно-воспитательный процесс соответствующих воспитательных, профессиональных, образовательных и других мероприятий, направленных на формирование и развитие у современной украинской молодежи коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: языковая среда, общение, социокультурная языковая и речевая компетенции, профессиональная компетенция, языковые и речевые способности, вербальные и невербальные способности, суржик, слова-паразиты.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 98-103 (pdf)
КАХНО И.В.
Ивано-Франковский медицинский национальный университет, г. Ивано-Франковск
ДИАЛОГ В ФОРМАТЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ
Язык статьи: украинский
В статье осуществлен теоретический анализ исследования проблемы диалога в структуре взаимодействия врача с пациентом. Раскрыты механизмы доверия как исходного условия диалогического общения. Рассмотрены психологические особенности речевого общения в структуре взаимоотношений «врач-пациент», в частности его семантический, фонетический и прагматический компоненты. Проанализированы отличия между субъект-субъектным и субъект-объектным типами взаимодействия врача с пациентом. Обращено внимание на уровень профессиональных знаний и умений врача, в формате которых особое место отводится его коммуникативным способностям, речевой культуре, умению организовывать обратную связь с пациентом, осуществлять рефлексивный анализ собственного психологического состояния, владеть навыками психотерапевтического воздействия.
Ключевые слова: диалог, взаимодействие, речевое общение, сотрудничество, доверительное общение, коммуникативное пространство, рефлексия психического состояния, слово.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 104-113 (pdf)
УДК 159.9
КЛЕЦ Л. А.
Житомирский областной институт последипломного образования, г. Житомир
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Язык статьи: украинский
В статье представлен теоретический анализ понятия профессионального самосознания. Обоснованно структурную модель профессионального самосознания практического психолога и описано содержание составляющих профессиональной Я-концепции специалиста в процессе профессионализации. Изложенные подходы к пониманию понятия самосознания позволили определить понятие «профессиональное самосознание» психолога как межсистемного взаимодействия трех подструктур: когнитивной – знание возможностей в Я-достижениях; аффективной - эмоционально-ценностное самоотношение и поведенческой - умение рационализировать профессиональные поведенческие действия.
Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, Я-концепция, структура профессиональной Я-концепции.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 114-126 (pdf)
УДК 159.9.015
КОМАР Т. А.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
СТАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ УКРАИНЫ ТА РОСИИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматривается ряд социально-психологических феноменов, которые возникают при нахождении личности в окружающей среде. Сделанный сравнительный анализ ценностной сферы старшеклассников Украины и России. Изучена иерархия, а также отличие между личностной сферой старшеклассников.
Эмпирические исследования дали возможности изучить внутренние личностные конфликты украинских и русских старшеклассников, а также отличие у локализации их жизненных конфликтов.
Ключевые слова: старшеклассники, ценностно – потребительская сфера, терминальные ценности, инструментальные ценности, внутренние конфликты, зоны вакуума, зона конфликтов, зона покоя, статистическое сравнение ценностей.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 127-138 (pdf)
УДК 159.922.2:502/504
ЛЁВОЧКИНА А. М.
КНУ имени Тараса Шевченко, г. Киев
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Язык статьи: английский
В статье проводится анализ подходов к проблеме определения понятия «экологическая культура». Экологическая культура рассматривается автором как система индивидуальных морально-этических норм, взглядов, знаний, установок, целей и ценностей, касающихся взаимоотношений в системе «человек - окружающая среда». Автор исходит из принципа единства экологического сознания и экологической деятельности. Основываясь на концепции, которая легла в основу определения понятия «экологическая культура», автор делает вывод о необходимости как фундаментальных теоретических знаний в области экологии и экологической психологии, так и деятельности, направленной на охрану и развитие окружающей среды, а также на создание отдельных его элементов.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, экологическая деятельность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 139-148 (pdf)
УДК 159.922
ЛОЙКО Л.С., ШУЛЬГА Г.Б., КОЛОМИЕЦ Л.И., МОНАСТЫРСКАЯ А.Ю.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Язык статьи: украинский
В данной статье рассмотрена проблема негативного влияния перфекционизма и чувства одиночества на формирование личности подростка. Систематизированы подходы к определению понятий «перфекционизм», «чувство одиночества». Осуществлено теоретическое обобщение решения исследуемой проблемы, что предполагает определение проявлений перфекционизма и чувства одиночества у подростков, разработку программы коррекции их негативного психосоциального состояния. Программа тренинга предусматривает использование ролевых игр, упражнений, мини лекций, проективных методик, приёмов арт-терапии, которые направлены на развитие личностного адаптационного потенциала, формирование коммуникативных способностей, адекватной самооценки, ответственности подростков за собственный жизненный выбор.
Ключевые слова: перфекционизм, чувство одиночества, подростковый возраст, подросток, виды перфекционизма, чувство одиночества, психокоррекция
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 149-158 (pdf)
УДК 159.9:316.6
ЛЮТА Л. П.
КНУ имени Тараса Шевченко, г. Киев
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОСТРАНСТВ В УСЛОВИЯХ ГОРОДА И МЕГАПОЛИСА
Язык статьи: украинский
В статье проанализированы особенности современного образа жизни в крупных городах. Определено содержание понятия коворкинг и его место в структуре организации труда. Выявлен ряд факторов, которые влияют на возникновение коворкинг пространств: изменение структуры занятости, расширение перечня «свободных профессий», особенность городского образа жизни, стремление к межличностной коммуникации, развитие информационных технологий.
Теоретическим основанием для объяснения феномена коворкинга в современном мегаполисе предложено соотношение понятий общество и сообщество в Ф.Тенниса. Исследован уровень институционализации феномена коворкинга. Представлены результаты всемирного опроса о перспективах развития коворгинг-пространств.
Ключевые слова: способ жизни, фриланс, коворкинг, сообщество, процесс институционализации, потребность в общении.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 158-167 (pdf)
УДК 159.9:316.7 (075.8)
МАКСИМОВ М. В.
КНУ имени Тараса Шевченко, г. Киев
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В МЕГАПОЛИСЕ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена изучению проблемы межкультурной коммуникации в условиях мегаполиса. Город, особенно мегаполис, существует как пространство взаимодействия различных социальных и культурных групп, в котором реализуются интересы представителей этих групп, поэтому важным системообразующим элементом современной цивилизации выступает межкультурная коммуникация. Установлено, что конфликт при межкультурном общении без специальной подготовки коммуникантов неизбежен, поскольку участники интеракции не могут послать или принять сигналы однозначным образом, как они привыкли это делать при внутрикультурних ситуациях. Это связано с тем, что смысл любого прецедентного высказывания в межкультурном общении присутствует не в его лексическом значении, а в прагматическом наполнении и смысле.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, мегаполис, глобализация, личность, этнос, конфликты, социальная группа, информатизация.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 167-175 (pdf)
УДК 159.9.015
МАКСИМОВА Н. Ю.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
РОЛЬ ОБЩИНЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена рассмотрению проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних путем привлечения общественности к этой деятельности. Определён социально-психологический аспект предупреждения преступности подростков и молодежи, а именно влияние жизненной ситуации в территориальной общине и разновидности социальной дезадаптации несовершеннолетних.
Показано, что профилактика правонарушений включает психологическую коррекцию личности социально-дезадаптированных подростков и молодежи, что невозможно без изменения их социальной ситуации развития.
Разработана система профилактики правонарушений несовершеннолетних как комплексный подход, который на уровне общины объединяет усилия органов местной власти и самоуправления, правоохранительных органов, социальных служб, образовательных учреждений и общественных организаций.
Ключевые слова: общество, правонарушения, несовершеннолетние, социальная дезадаптация, социально-психологические факторы, ресоциализация.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 176-184 (pdf)
УДК 159.923.2:159.942
МАНДЗЫК Т. М.
Львовский национальный университет имени Івана Франко, г. Львов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА С МЕСТОМ ЖИТЕЛЬСТВА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье исследованы психологические особенности эмоциональных связей, которые человек формирует с местом жительства, в разные периоды взрослости. Осуществлен сравнительный анализ таких измерений связей человека с местом как локальная идентичность, привязанность к местности, государственная идентичность, открытость к многонациональному прошлому города, значение города. Результаты исследования показали, что в разных возрастных группах взрослости не обнаружено значимых различий в уровнях территориальной идентичности с местом проживания - государственно-локальной, европейской. Выявлено, что существуют определенные различия у представителей разных возрастных групп взрослости в проявлении своего отношения к месту жительства, типе привязанности, значении города, а также принципах идентификации с местом, а именно в самооценке. Также, в статье с целью лучшего понимания особенностей связей с местом жительства в разных возрастных группах представлены обобщенные характеристики каждой группы.
Ключевые слова: привязанность к месту, идентификация с местом, локальная идентичность, емоцианальные связи между человеком и местом, значение места, взрослость.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 185-195 (pdf)
УДК 159.922.7:616-036.81
МАРЦЕНЮК М. А.
Мукачевский государственный университет, г. Мукачево
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются актуальные вопросы для всего человечества и молодежи в частности – развития одной из самых важных психологических условий для возникновения и становления жизненных перспектив старшеклассников – это их ценностные ориентации. Наличие определенной системы ценностей личности есть необходимым психологическим условием для формирования зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределениия юношей и девушек. В статье представлены и проанализованы результаты проведеного исследования, которые дали возможность понять, какие представления о здоровье сформированы в сознании старшеклассников (уровень понимани здоров’я, самооцінка здоровья, прогноз касательно ЗСЖ).
Ключевые слова: здоровье, юношеский возраст, здоровый способ жизни, формирование личности, жизненные перспективы учащихся, ценностные ориентации, иерархия жизненных ценностей.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 196-209 (pdf)
УДК 159.9: 316.46
МАСЛОВА С. О.
Запорожский национальный университет, г. Запорожье
СТАРЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Язык статьи: украинский
Изменения в социально-демографической структуре общества, вызванные сокращением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни, актуализировали проблемы, связанные с увеличением числа лиц преклонного возраста. Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических аспектов старения. Рассмотрены основные подходы к изучению старости и старения; возрастные изменения состояния здоровья и личностных качеств людей пожилого возраста, проблемы социальной изоляции и одиночества; вопросы производительности труда; эйджизм; проблемы и факторы выхода на пенсию; вопросы активного старения и предпенсионной подготовки. Установлено, что подготовка к выходу на пенсию является залогом активного старения.
Ключевые слова: пожилой возраст, старость, активное старение, социальная изоляция, выход на пенсию, производительность, стереотипы возраста, предпенсионная подготовка.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 210-220 (pdf)
УДК 159.923.2
ОЛИФИРОВИЧ Н. И., БЕЛАНОВСКАЯ М. Л.
Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка, г. Минск
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Язык статьи: русский
Статья посвящена анализу гендерной идентичности молодежи в условиях современной перестройки социокультурной среды. Проанализировано понятие гендерной идентичности, обсуждены особенности ее формирования и влияния на личность, а также на поведение индивидов. Рассмотрены последствия современной перестройки гендерных стереотипов. Описаны и проанализированы результаты исследования гендерной идентичности у мужчин и женщин трех возрастных групп. Также приведены результаты исследования типичных психологических портретов в восприятии респондентами самих себя (образ Я), а также типичных представителей мужского (стереотип мужчины) и женского пола (стереотип женщины). Сделаны выводы и намечены перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова: Базовая и персональная гендерная идентичность, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 221-231 (pdf)
УДК 159.9:316.6
ПАВЛЕНКО А. В.
Мариупольский государственный университет, г. Мариуполь
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье рассмотрено формирование жизненной перспективы личности в ситуации, которая определяется неопределенностью и непредсказуемостью. Раскрыты основные параметры жизненной перспективы. Целью данной работы является исследование временной и структурной составляющей жизненной перспективы у студентов, проживающих в зоне АТО. Исследования перспективы собственной жизни было проведено с помощью методики мотивационной индукции (ММИ), разработанной Ж. Нюттеном. В ходе исследования было обнаружено что связь параметров жизненной перспективы личности и социальной ситуации жизни конкретного субъекта повышается в кризисные и перломные периоды в жизни общества. По результатам исследования временной составляющей жизненной перспективы было выявлено, что большая часть студентов (60%), принимавших участие в исследовании, живут не строя отделенной или даже средней перспективы собственной жизни, то есть живут «сегодняшним днем». Структурная составляющая перспективы содержит упоминания о ситуации наличия или близости боевых действий на территории проживания студентов.
Ключевые слова: жизненная перспектива, ситуация неопределенности, временные параметры перспективы, структурные пераметры перспективы, потеря долговременной перспективы, образ будущего, построение перспективы собственной жизни, субъективность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 232-241 (pdf)
УДК 159.922:504
ПАДАЛКА Р. Г.
Институт педагогики и психологии Национального педагогического университета имени Драгоманова, Киев
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Язык статьи: украинский
В статье обоснована актуальность исследования экологического сознания детей младшего школьного возраста, что связано с необходимостью воспитания молодого поколения, способного гармонично сосуществовать с природой, рационально использовать и воспризводить ее богатства.
Осуществлено экспериментальное изучение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов экологического сознания детей младшего школьного возраста.
Определено, что младшим школьникам присуща направленность познавательной активности на природные явления, проявляющаяся в стремлении к поиску, получению и усвоению знаний об окружающей среде, они информативно сенситивными к нему. Однако в учащихся 3-го класса познавательный интерес к явлениям окружающего мира выражен ярче.
Отмечается, что у детей первого класса еще только начинает складываться система природоцентрических ценностей. Их природоохранная деятельность в основном есть ситуативно обусловленной и касается лишь отдельных представителей флоры и фауны. Зато ученики 3-го класса настроены на более активный контакт с окружающей средой, ориентированны на ответственное, бережное, заботливое отношение к природе.
Диагностировано доминирование непрагматической установки в отношении младших школьников к природе. В своем большинстве они воспринимают окружающую среду не как объект пользы, а как окружающею среду, которая нуждается в защите от нерационального отношения людей к ней.
Ключевые слова: экологическое сознание, когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 242-250 (pdf)
УДК 159.9
ПЕДОРЕНКО В. Н.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СТАРОСТИ У ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Язык статьи: украинский
В современном обществе возрастает количество людей преклонного возраста среди населения многих стран, что связано з возрастанием средней продолжительности жизни. Люди преклонного возраста рассматриваются мировым сообществом как положительный фактор, а не как обуза. Именно поэтому современное понимание старения объединяет идеи полноправного участия людей преклонного возраста в жизни общества и заботу о них. В то же время с целью улучшения качества жизни людей преклонного возраста проблема старения на сегодняшний день стоит достаточно остро, она направлена на поиск путей эффективного использования существующих социальных структур, психологических процедур и ресурсов. Отдельно отмечено проблемы людей преклонного возраста вопросы адаптации к выходу на пенсию и профессионального роста, идентичность, самовыражение и принятие себя в условиях современного общества.
Ключевые слова: старение, люди преклонного возраста, кризис зрелого возраста, передпенсионный кризис, одиночество, идентификация, адаптация, ценности.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 251-259 (pdf)
УДК 159.922.27:316.663
ПИНЧУК Е. В.
Пресс-центр ГП «Укрзализныця», г. Киев
МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА ИМИДЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ
Язык статьи: украинский
В статье представлены методология и результаты исследования социально-психологических условий, влияющих на имидж госмонополии (на примере Укрзализныци) среди пассажиров, с последующим определением факторов формирования положительного имиджа железной дороги. В частности, в процессе исследования выявлено, что позитивному имиджу государственной монополии будет способствовать комплексная программа организации положительного опыта пассажиров железной дороги. А также целенаправленная информационная политика, которая включает в себя эффективное взаимодействие со средствами массовой информации и общественностью, и является действенным инструментом управления в сфере экономики и политики.
Ключевые слова: госмонополия, железнодорожный транспорт, имидж, отношение, представления, установки пассажиров, условия формирования имиджа.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 260-268 (pdf)
УДК 159.922
ПОВОРОЗНИК Е. А.
Национальный авиационный университет, г. Киев
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются особенности временной перспективы у студенческой молодежи в контексте реализации психолого-педагогической программы по развитию ее баланса; анализируется динамика показателей респондентов в направлении баланса трех временных модусов: прошлое, настоящее, будущее; взаимодействие темпоральных та экзистенциальных характеристик личности; подчеркивается роль экзистенциальных механизмов в процессе развития сбалансированной временной перспективы у студенческой молодежи. Представлены результаты коррекционно-развивающей программы.
Ключевые слова: развитие, сбалансированная временная перспектива студента, экзистенциальные механизмы, динамика показателей, после формирующего эксперимента.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 269-278 (pdf)
УДК 159.923.928
ПОТОЦКАЯ И. С.
Винницкий национальный медицинский университет имени Пирогова, г. Винница
ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Язык статьи: украинский
Условия в контексте нашего исследования рассматриваются как обстоятельства, при которых происходит развитие педагогической одаренности будущих учителей и от которых зависит конечный результат этого процесса. Условия развития педагогической одаренности были разделены на внешние и внутренние. Внешние условия определяют специфику развития педагогической одаренности, способствуя или препятствуя адекватному ориентированию в определенных значимых для деятельности обстоятельствах. Внутренние условия развития педагогической одаренности рассматриваются с позиции принципа субъекта, согласно которому человек находится на высшем уровне активности и самоопределения и является активной, творческой, самостоятельной и ответственной личностью. Основным условием эффективности работы с педагогически одаренными студентами мы считаем, прежде всего, высокий уровень профессиональной и личностной компетентности преподавателей, которые способны к постоянному духовному и творческому росту, изменению самого себя, устоявшихся стереотипов во взглядах на мир.
Ключевые слова: психологические условия, педагогическая одаренность, внешние условия, внутренние условия, одаренность, психологические характеристики, будущие учителя, мотивация.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 279-288 (pdf)
УДК 159.9:316.46
РЕМПЕЛЬ Ж. А.
Запорожский национальный университет, г. Запорожье
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты теоретического исследования социально-психологических особенностей деятельности руководителя как лидера неправительственной организации. Установлено, что деятельность лидера неправительственной организации относится к «коммуникативной профессии», представитель которой не может выполнять свои профессиональные функции без эффективного использования профессионального общения; а эффективность и результативность этой деятельности напрямую зависит от степени сформированности его коммуникативной компетентности. Выяснено, что лидерская позиция руководителя неправительственной организации является главным условием для реализации ее задач и внедрения социальных изменений. Доказано, что социально-психологические особенности лидерства главы НПО состоят из должностного статуса, коммуникативной компетентности и его личностного авторитета.
Ключевые слова: лидерство, руководство, неправительственная организация (НПО), лидер НПО, организационное лидерство, влияние, авторитет, харизма.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 289-300 (pdf)
УДК 159.9:316.6
РОМАНОВА В. С.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Киев
ФИЛОСОФСКИЕ, ДУХОВНЫЕ И НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СЧАСТЬЕ: НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕРА СЧАСТЬЯ
Язык статьи: английский
C древних времен исследователи изучали вопрос счастья – научные исследователи, различные культурологи, философы, а также лидеры духовных практик развивали собственные направления по которым они конструировали хорошую, счастливую жизнь. Статья раскрывает некоторые из множества исторических, философских и духовных взглядов о счастье. Стаття коротко раскрывает некоторые взгляды относительно этого вопроса великих и заничимых мыслителей. Перед тем как углубится в исследование науки о счастье, мы попробовали описать как собственные рассуждеия и исследование про счастье выстраивали некоторые великие мыслители об осмыслении жизи напротяжении всей истории. Это, на самом деле, достаточнно давний вопрос, с которым человечество неоднократно встречалось. Вопрос про то, каким образом вести осмусленную жизни и что есть счастье. Как мы можем культивировать счастье людей, которые нас окружат. Ученые начали изучать это вопрос не так уже и давно, но были великие мыслители, которые на протяжении достаточно долгого времени занимались фундаментальным вопросом: «Что есть счастье?».
Ключевые слова: счастье, философия счастья, наука счастья.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 301-308 (pdf)
УДК 159.922:316.6
РОМАНОВА В. С., КАРАВАН А. И.
КНУ имени Тараса Шевченко, г. Киев
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК СУБЪЕКТОВ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Язык статьи: украинский
В статье отражены результаты эмпирических исследований познавательных интересов людей пожилого возраста. Представленная структура интересов рассматривается в контексте теоретико-методологического основания включения людей «третьего возраста» в образовательное пространство. На подготовительном этапе исследования определены диагностические методики по вопросам выявления интересов людей разного возраста в образовательном пространстве и разработана собственная методика диагностирования познавательных интересов для людей пожилого возраста. На констатирующем этапе исследования были определены мотивы и отношениее к учебе слушателей «Университета третьего возраста» с помощью методики анкетного опроса.
Ключевые слова: познавательные интересы, люди пожилого возраста, структура, образовательное пространство, опрос, результаты.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 309-324 (pdf)
УДК 159.922.6
РУДОМИНО-ДУСЯТСКАЯ Е. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОЖАНИНА
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются психологические аспекты исследования обыденной жизнедеятельности человека. Дано определение обыденной жизнедеятельности как активности, направленной на удовлетворение потребностей физического существования и развития. Выделены особенности психологической структуры жизнедеятельности как фактора разрушения природной среді. Раскрыты личностные и средовые условия экологизации обыденной жизнедеятельности жителя города.
Потенциал экологичности, которой несет в себе будничная жизнедеятельность, раскрывается при условии осуществления ее личностью как формы проявления своей самоидентичности, в аспекте, который обозначается как «самость». В процессе осуществления будничной жизнедеятельности личностью с развитой «самостью» упрощается структура жизнедеятельности, естественные человеческие нужды не омрачаются социальными ожиданиями и опосредствованиями.
Ключевые слова: психология обыденной жизнедеятельности, структурная динамика обыденной жизнедеятельности, личностные и средовые условия экологизации обыденной жизнедеятельности.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 325-332 (pdf)
УДК 159.9.07
САРАЕВА Н. М., СУХАНОВ А. А.
Забайкальский государственный университет, г. Чита
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОМ ГОРОДЕ
Язык статьи: русский
В статье дается обоснование возможности рассмотрения показателей жизнестойкости в качестве одного из параметров, по которому определяется успешность психологической адаптации человека, проживающего в экологически неблагополучной городской среде. По мнению авторов, нельзя сводить содержание понятия «жизнестойкость» только к психосоциальным, личностным, характеристикам. Жизнестойкость имеет биологическую основу и широкий комплекс проявлений – от психофизиологических до социально-психологических. Это делает возможным допущение связи между ее показателями и постоянными воздействиями вредных агентов природной (физической) среды.
В статье приводятся результаты эмпирического изучения жизнестойкости молодежного населения нескольких экологически неблагополучных городов Забайкальского края.
Ключевые слова: жизнестойкость, био-психо-социальное явление, экологически неблагополучный город, психологическая адаптация, молодежное население.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 333-346 (pdf)
УДК 316.614.5:373.3.011.3-052
СЕРДЮКОВА И. Н.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Язык статьи: украинский
В статье рассматривается проблема исследования социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в условиях альтернативной образовательной среды. Обосновывается важность исследования этой проблемы на современном этапе развития общества. Предлагается исследовать социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста в школах различных типов, выявить социально-психологические условия и выяснить факторы, обеспечивающие эффективность социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста в традиционных и альтернативных школах и определить пути оптимизации этого процесса. Автором представлена программа эмпирического исследования процесса адаптации младших школьников.
Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, младшие школьники, альтернативная образовательная среда, альтернативная школа.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 347-358 (pdf)
УДК 159.922
СЛОБОДЯНИК Н. В.
Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПАТРИОТИЗМ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Язык статьи: украинский
В статье сделана попытка показать, как чувства патриотизма влияют на становление и развитие личности юношества. Определено, что внутренний механизм функционирования патриотизма можно охарактеризовать как использование совокупности шагов, таких как: оценка действий сегодняшнего дня; определения приятия или неприятия патриотизма для себя; формирования линии собственной жизнедеятельности.
Доказано, что патриотизм у юношей может иметь реалистичную и псевдореалистичную форму выражения. Псевдореалистичная форма выражения патриотизма свойственна ригидным юношам с заниженным и завышенным уровнем самооценки и нечетким представлением о собственном будущем.
Ключевые слова: патриотизм, реалистичная и псевдореалистичная форма выражения патриотизма, самооценка, уровень притязаний.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 359-368 (pdf)
УДК 159.9:316.6
СТАРКОВ Д. Ю.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕМИССИИ АДИКТА
Язык статьи: украинский
На основе био-психо-социального подхода к зависимостям рассмотрены непосредственные и опосредованные социальные факторы в синдроме зависимого поведения. Рассмотрены механизмы участия социальных факторов в общем синдроме зависимого поведения. Проанализирована взаимосвязь социальных факторов с психологическими и биологическими факторами и рассмотрен параллелизм развития биологической, психологической и социальной составляющей зависимости. Рассмотрены направления работы с социальным окружением и основные принципы социотерапии зависимости. Предложена модель социотерапии зависимости, которая является расширением Интегративной личностно-ориентированной развивающей модели психотерапии зависимостей. Рассмотрены этапы социотерапии и задачи, которые необходимо решить на каждом этапе. Апробирована возможность практического воплощения этой модели. Определена роль социального работника в процессе работы с зависимостями.
Ключевые слова: социальные факторы зависимости, социотерапия, социальное сопровождение зависимых.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 369-378 (pdf)
УДК 159.922.6(043)
ТИЩЕНКО Л. В.
Мариупольский государственный университет, г. Мариуполь
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ БУДУЩЕГО ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИ АСПЕКТЫ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена теоретическому анализу возникновения категории будущего личности. Представлены аспекты развития представлений о феномене будущего в истории мировой мысли. Прослежена трансформация осознания будущего: от общечеловеческого к индивидуальному будущему личности. Дана характеристика периода формирования религиозных концепций будущего. Рассмотрены особенности социально-утопических теорий как первичного преднаучного осознания будущего. Проанализированы основы философского подхода к феномену будущего как закономерности развития социальных и личностных процессов. Констатировано возникновение мотивов будущего индивидуализма и ориентации на приватный интерес в рамках гуманистической и антропоцентрической философии эпохи Возрождения. Зафиксировано факт возникновения научного прогнозирования социальной организации общества будущего в рамках развивающегося футурологического подхода. Определены особенности психологического определения категории будущего личности. Представлены основные направления изучения категории психологического будущего личности.
Ключевые слова: будущее, эсхатология, презентизм, провиденциализм, социально-утопические концепции, философские подходы, психологическое определение будущего, образ будущего.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 379-388 (pdf)
УДК 159.922
ТУРБАН В. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
СУБЪЕКТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Язык статьи: украинский
В статье ставится вопрос субъектности преподавателя, специфической особенности личности, раскрывающейся в сущности самобытия, в деятельностном, творческом отношении к миру, себе и до способности трансформировать мир и себя. На основе восприятия субъектности как интегральной особенности личности определяется успешность испонения профессиональной деятельности и проявление у преподавателя педагогических способностей и в целом личностного потенциала. Для педагога субъектность означает ценностное отношение к студенту будущему архитектору, строителю, а также собственной личности и педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессиональная культура, студенты-будущие специалисты, субъектность преподавателя, творчество, творение.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 389-401 (pdf)
УДК 316.6:316.454.4
ЧАЛАЯ К. А., ПОЗНЯК С. И.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Язык статьи: украинский
В статье очерчены основные положения теоретической модели исследования репрезентации социального взаємодействия в структуре социально-психологического пространства студенчества, базовыми понятиями которой являются социализирующий дискурс и социальный капитал. Описано и проанализировано особенности моделей семантического пространства представлений о социальном взаимодействии молодежи центрального региона, который представлен киевскими и винницькими студентами ВУЗов, а также проведено сравнительный анализ представлений участников исследования столицы и областного центра. Виявленные отличия в репрезентациях социального взаимодействия касаются в частности таких параметров, как представления о целях и приоритетах социального взаємодействия, образа «Я» как актора социального взаємодействия, определения субъектов и партнеров взаємодействия и дистанции между ними.
Ключевые слова: социально-психологическое пространство, социальное взаимодействие, дискурс, социальный капитал, гражданская активность, ответственность, доверие, нормы и правила.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 402-412 (pdf)
УДК 159.923.33:159.922.76
ЧУХРИЙ И. В.
Винницкий государственный педагогический университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТОВАНОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА В ОБЩЕСТВЕ
Язык статьи: украинский
В исследовании уточнено определение социально-психологической дезадаптованости матерей, воспитывающих ребенка с инвалидностью. Выделены и исследованы такие внутренние факторы социально-психологической дезадаптованости как тревожность и депрессию. Обнаружено, что во время кризисной ситуации в стране у матерей, воспитывающих детей с функциональными ограничениями изменились показатели факторов социально-психологической дезадаптованости, а именно: увеличился показатель личностной тревожности, и подавляющее большинство матерей переживает состояние легкой депрессии
Ключевые слова: ссоциально-психологическая дезадаптованисть, ребенок-инвалид, матери, негативные эмоциональные состояния, психокоррекция.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 413-422 (pdf)
УДК 159.92
ШВАЛБ А. Ю.
Национальный университет гражданской обороны Украины, г. Харьков
ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСТРАДАВШИХ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦІЙ
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются вопросы возможности использования проектного подхода в учебном моделировании стратегий взаимодействия пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций.
Экологически ориентированный проект является сложным системным образованием, направленным на стратегическое усиление позиции субъекта путем реализации программ развития комплекса векторов, с сохранением внутренней и внешней синергии действующих сил.
В нашей работе мы рассматриваем возможность применения принципов построения экологически ориентированных проектов для моделирования процессов взаимодействия между пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации как альтернативу программному, тактико-ориентированному подходу.
Ключевые слова: Модель, пострадавший, психолог, проект, чрезвычайная ситуация.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 423-430 (pdf)
УДК 159.922:316.6
ШВАЛБ Ю. М.
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ
Язык статьи: русский
В статье предлагается новая концепция разработки форм организации и технологий социальной и психологической помощи пострадавшему населению, основанная на базовых понятиях экопсихологического подхода. Утверждается, что само понятие пострадавшего должно определяться через особый теоретический конструкт «социальный и психологический портрет». Выдвигается идея, что конечной задачей всех видов гуманитарной помощи должна стать социальная и психологическая реабилитация населения, выраженная в восстановлении/построении нормального образа жизни. Предлагается три критерия (принципа) организации образа жизни: приемлемость, экологичность и перспективность. Приводятся результаты экспертного исследования сложившейся ситуации в кризисных сообществах и проектно-программной разработки технологий социальной работы и психологической помощи пострадавшим сообществам.
Ключевые слова: старшеклассники, ценностно – потребительская сфера, терминальные ценности, инструментальные ценности, внутренние конфликты, зоны вакуума, зона конфликтов, зона покоя, статистическое сравнение ценностей.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 431-440 (pdf)
УДК 159.9
ШОСТАК У. В.
Винницкий торгово-экономический институт Киевского национального торгово-экономического университета,. Киев
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена проблеме эффективного взаимодействия семьи и школы на начальном этапе школьного образования. В публикации представлен анализ теоретических подходов к определению понятий «технология», «психолого-педагогическая технология» и их содержательного наполнения в плоскости психолого-педагогической науки. Проанализировано понятие «взаимодействие», установлено психологические особенности эффективного взаимодействия семьи и школы. Представлено модель разработанной и апробированной авторами психолого-педагогической технологии взаимодействия семьи и школы
Ключевые слова: технология, психолого-педагогическая технология, эффективное взаимодействие семьи и школы, психолого-педагогическая технология взаимодействия семьи и школы
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 441-449 (pdf)
УДК 159.9
ГРАНОВСКАЯ Е. Я.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Одесса
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ
Язык статьи: украинский
В статье исследуются мифологические представления о времени. В частности показано, что мифологическое время, то есть время циклическое, являться антитезой по отношению к векторному времени. Показано, что циклическое время являться сущностной характеристикой мифологической культуры; другие черты этой культуры – анимизм и фетишизм. Векторное время в свою очередь, являться сущностной характеристикой иудейской, христианской и современной секуляризованной культуры. Кроме этого, не смотря на историчность мифологических представлений о времени, элементы циклического восприятия времени являются когнитивной особенностью человека.
Ключевые слова: старшеклассники, ценностно – потребительская сфера, терминальные ценности, инструментальные ценности, внутренние конфликты, зоны вакуума, зона конфликтов, зона покоя, статистическое сравнение ценностей.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 450-459 (pdf)
УДК 159.92
ШАНДРУК С.К.
Тернопольский национальный экономический университет, г. Тернополь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Язык статьи: украинский
В статье раскрываются основные вопросы развития профессиональных творческих возможностей студентов психологического профиля. Рассматриваются основные концепции, положения и подходы к развитию творческого мышления, творчества и профессиональных творческих способностей будущих психологов. Проанализированы сущность и особенности творчества, творческой активности и творческих способностей личности психолога-профессионала и выделены основные аспекты актуализации его творческого потенциала. Охарактеризованы сущностные аспекты психологии творчества, в частности специфика развития профессиональных творческих способностей студентов-психологов в ходе профессиональной подготовки в высших учебных заведениях Украины. Автором доказано, что развитие творческого потенциала личности студентов-психологов возможно при условии создания соответствующего окружения для подготовки психологов в пространстве современного университета.
Ключевые слова: профессиональные творческие способности, креативность, психолог, психологическая деятельность, новизна, способность к творческому труду, творческий потенциал.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(39): 460-466 (pdf)