Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 7. Экологическая психология. Выпуск 40 – 2015
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК 159.98(045)
ВАРАВА Л.А.
Мариупольский государственный университет, г. Мариуполь
МЕТАФОРА СЧАСТЬЯ КАК СПОСОБ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ И ИХ РАЗРЕШЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Язык статьи: украинский
В статье проанализирован опыт практической деятельности с метафорами в консультативной и терапевтической практиках. Представлена эффективность использования метафор как диагностического, терапевтического и коррекционного способов. Определены особенности терапевтического влияния на поиск личностных ресурсов клиента как возможности осознанно, направленно изменять целевые и поведенческие паттерны для развернутости модели мира. Подчеркнуто, что метафора дает возможность установить индивидуальную, субъективно обусловленную наполненность понятия счастья.
Разнообразие функции метафоры позволяет осознать личности собственные ограничения и перестроить в образ желаемого результата будущего. Отмечено, что смысл многих метафор раскрывался в сопроводительном тексте. Механизм психологической метафоры как коррекционного инструмента состоит в том, что через трансформацию проблемной метафоры в ресурсную, возможно позитивное изменение эмоционального состояния личности.
Ключевые слова: метафора, консультативная и терапевтическая практика, переживания, функции метафоры, анализ и интерпретация визуальной метафоры.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):10-20 (pdf)
УДК 159.922
ВЕРНИК А. Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И САМООТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Язык статьи: украинский
Осуществлен анализ современных подходов к психологическим аспектам проблемы «погружения» человека в социальные сети. Упорядочены внешние и внутренние причины данного явления, проанализирована мотивационная структура включения в них. Утверждается, что одной из фундаментальных причин стремительного распространения социальных сетей является тяга современного человека к самоотчуждению, рассматриваемому на основе теоретического подхода Э. Фромма, сформулированного в работе «Бегство от свободы».
Исследуются явления современных IT в контексте их соответствия средствам активации базовых механизмов самоотчуждения – авторитаризма, разрушительности и роботизация. Также отмечается, что самоотчуждение – не единственная сторона включения в социальные сети. Другая сторона связана с использованием социальных сетей как средства самопроектирования и самотворения.
Ключевые слова: авторитаризм, отчуждение, информационные технологии, мотивы, личность, потребности, роботизация, самоот-чуждение, свобода, социальные сети.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):21-32 (pdf)
УДК 159.922
ВОВЧИК-БЛАКЫТНА O. O.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ КАК СОЦИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА
Язык статьи: украинский
В статье представлены результаты анализа проблемы, сопряженной с социально-психологическими особенностями функционирования института семьи, переживающего значительную трансформацию в период непрерывного наращивания численности городского населения и образования мегаполисов. Предпринята попытка определения семьи как социоэкологической системы, в которой происходит содетерминация развития всех ее членов.
Рассмотрены положительные и отрицательные стороны изменяющегося образа жизни современной семьи в условиях мегаполиса, варианты защитных стратегий самосохранения, намечены основные линии психологического сопровождения и поддержки семьи.
Ключевые слова: мегаполис, семейная среда, активизация внутреннего ресурса, экологическа ориентация .
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):33-42 (pdf)
УДК 159.922.8
КОРНИЕНКО И. О.
Мукачевский государственный университет, г. Мукачево
ОЦЕНОЧНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОПИСАНИЙ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Язык статьи: украинский
В статье выделены элементы жизненного пространства в подростковом и юношеском возрасте. Выделены главные составляющие жизненного пространства как учеников старших классов так и студентов. Констатировано, что жизненное пространство учащейся молодежи не ограничивается только значимыми, близкими, любимыми; в него входит и то, с чем субъект постоянно встречается, взаимодействует, причем, не по своей воле. Проанализировано влияние внутреннего и внешнего на причинную обусловленность собственного жизненного пространства. Определены различия по возрасту (между школьниками и студентами) и по полу по показателям отношения к жизненному пространству. Осуществлен анализ оценочно-динамической составляющей описаний жизненного пространства по уровню удовлетворенности жизнью. Выявлены различия в желании изменить собственное жизненное пространство подростков и юношей, что свидетельствует об активном процессе роста чувства субъектности.
Ключевые слова: элементы жизненного пространства, подросток, юноша, субъектность, удовлетворенность жизнью, интерпретационно-оценочная.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):43-54 (pdf)
УДК 159.922
ЛОТОЦКАЯ-ГОЛУБЬ Л. Л.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ У ВРАЧЕЙ
Язык статьи: украинский
В статье на основе эмпиричексих данных, результатов теоретического анализа проблемы раскрываются проблемы профессионального стресса, внутренних конфликтов и профессионального выгорания медицинских работников – врачей хирургов, анестезиологов, стоматологов, психиатров. Определяются ведущие факторы профилактики профессиональных деформаций у врачей, среди которых ценностное отношение к жизни, миру, профессиональной деятельности выдвигаются как ведущие. Освещается понятие «ценностное отношение к профессиональной деятельности», психологическая природа, специфика проявлений.
Ключевые слова: врачи, профессиональное выгорание, профессиональный стресс, ценностное отношение к профессиональной деятельности.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):55-68 (pdf)
УДК 159.922.2:502/504
ЛЁВОЧКИНА А. М.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВНЗ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена проблеме взаимоотношений и взаимодействия в системе «Человек - Городская среда». На примере работы со студентами на занятиях по экологической психологии показано, как можно сформировать осознание человеком своего места и роли в охране, поддержке и развитию городской среды, а также - в создании элементов городской среды, которые сделают её условием развития экологической культуры жителей. С помощью специально созданных таблиц, которые нужно заполнять, мы формируем понимание того, что городской житель не только должен не наносить вреда собственной жизненной среде, но и - охранять её и развивать. В связи с этим перед экопсихологами и педагогами ставится задача, которая заключается в формировании экологической культуры жителей города.
Ключевые слова: экологическая поведение; екодевиантное поведение; экологическое сознание; экологическая деятельность; среда жизнедеятельности; экологическая культура..
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):69-78 (pdf)
УДК 159.9:35:364.13
ЛЮТА Л. П.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ КАК СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В БИЗНЕС ОРГАНИЗАЦИЯХ
Язык статьи: украинский
Статья посвящена анализу удовлетворенности потребностей у работников бизнес сектора. В качестве инструментария была использована методика диагностики уровня удовлетворенности актуальных потребностей А.В. Капцовой. Выборку составили: торгово-посреднические, инновационно-внедренческие, банковские организации.
Продемонстрировано, что уровень удовлетворенности высших потребностей, можно считать показателем эффективности социальной политики организации. Выявлена связь между распределением средств для удовлетворения потребностей и сбалансированностью социального пакета. Зафиксировано, что удовлетворенность высших потребностей является свидетельством реализации политики социально-ответственного бизнеса. Предложена система мер по удовлетворению выявленных потребностей, учитывая специфику различных видов бизнес организаций.
Ключевые слова: классификация потребностей, уровень удовлетворения потребностей, социально-ответственный бизнес, социальная политика предприятия..
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):79-88 (pdf)
УДК 159.922
МАТВИЕНКО О. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются психологические подходы изучения жизненного сценария личности как социально-психологического феномена и механизмы самоопределения молодежи в выборе приоритетов жизненного пути.
Формирование стратегии жизненного сценария молодежью зависит от совокупности внешних (социальных) и внутренних (личностных) факторов, имеющих в своей основе механизм предадаптации, который, в частности, реализуется в экспериментальных сценариях поведения, успешность либо не успешность которых определяет дальнейший путь конструирования жизненной стратегии.
Образующая смысл основа проектирования будущего, сознательное отношение личности к выбору, стратегии и тактики его построения и реализации в образовательной и профессиональной сферах, анализируется в качестве важнейшего компонента самоопределения относительно приоритетов жизненного пути современного студенчества.
Делается вывод о перспективе изучения формирования проектов будущего на основе прошлого и настоящего, психологии избрания направлений и приемлемых способов самореализации молодежи в рамках конкретно-исторического времени.
Ключевые слова: молодежь, самореализация, выбор, жизненный путь, жизненный сценарий, сферы жизнедеятельности, жизненное пространство, события.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):89-97 (pdf)
УДК 159.9:331.5
МИСЯЧНАЯ Н. Н.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
ТИПОЛОГИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН
Язык статьи: украинский
Статья посвящена рассмотрению проблемы безработицы. На основе данных эмпирического исследования определены социально-психологические ограничения, влияющие на готовность безработных к смене профессии и переобучению. В статье описано типологию безработных граждан, которая построена в соответствии модели социально-психологических ограничений готовности безработных к смене профессии и переобучению.
Ключевые слова: безработица, социально-психологические ограничения, типология безработных граждан.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):98-105 (pdf)
УДК 159.9:616.89-008.615-02-051-07
ПОЛАДКО А. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ДИСФУНКЦИЕЙ ФЕОХРОМОЦИТОМНОЮ
Язык статьи: украинский
Практика врачебно-пациентского взаимодействия свидетельствует о необходимости организации специальных коррекционных мероприятий с целью оптимизации адаптации пациентов с феохромоциторноq дисфункцией и соответственно, стимулирования процесса излечения.
Успешность организации медико-психологической помощи пациентам с фехромоциторноq дисфункцией предусматривает следующее: толерантное отношение к пациенту, которое способствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом; целенаправленность-осознание общей цели, стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность врача и пациента в этом; мотивированность – активная позиция по отношению к лечению и его положительная мотивация; структурированность четкое распределение функций, прав, обязанностей и ответственности; согласованность действий всех сторон, взаимное доверие, доброжелательность и уважение; организованность планомерность и системность лечебно-диагностического процесса; результативность способность достигать результат в не зависимости от тех препятствий, которые возникают в процессе лечебно-диагностической деятельности.
Поведенческим показателем адаптации пациента к феохромоцитомної дисфункции является высокий уровень успешности лечебно-профилактических мероприятий. То есть, речь идет о том, что чем быстрее врач сможет наладить взаимодействие с пациентом, тем быстрее пациент сможет осознать и отрефлексировать свое состояние и тем самым перейти от дезадаптационных r адаптационным формам поведения по отношению к болезни
Ключевые слова: медицинская профилактика, лечение, процесс выздоровления, установки, рефлексия.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):106-115 (pdf)
УДК 159.9:316.614.5
ПОЛИВКО Л. Ю.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
СИТУАЦИЯ УСПЕХА ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОСТРАНСТВО
Язык статьи: украинский
В статье освещена проблема социально-психологических условий успешности включения ребенка с пороками развития в общеобразовательной пространство, рассмотрены основные аспекты ситуации успеха в условиях инклюзивного обучения. Предложен и раскрыто содержание «Программы социально-психологической поддержки семей в которых воспитываются дети с особыми образовательными потребностями».
Ключевые слова: социально-психологическая поддержка, дети с особыми образовательными потребностями, семья, ситуация успеха.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):116-124 (pdf)
УДК 159.922
ПРИТУЛА O. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРИЗИС-МЕНЕДЖЕРА
Язык статьи: украинский
Антикризисное управление – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Эта система направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного кризиса-менеджмента.
С психологической точки зрения деятельность кризис-менеджера требует от человека, который занимает указанную должность значительных психологических усилий и активизации внутренне личностного потенциала. Кризис-менеджер это тип руководителя, который определяется специальной подготовкой (содержание и структура знаний), условиями работы (предкризисное состояние, кризисная ситуация, этап ликвидации последствий кризиса), особенностями системы управления (цели, стимулы, организация, контроль) и индивидуальными качествами человека.
Оценка деятельности кризис-менеджера связана с определением таких компетенций, как: мотивационно-волевые, интеллектуальные, коммуникативные компетенции.
Ключевые слова: антикризисное управление, эмоционально-волевая сфера, компетенции, коммуникация, кризис-менеджер..
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):125-134 (pdf)
УДК 159.9:17.018.21:615.851
ПРИХОДЬКО А. Н.
КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕЙ И ПАЦИЕНТОВ ЦЕНТРОВ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Язык статьи: украинский
Психологическое осмысление подхода врача к пациенту –существенный фактор вовлечения пациента в сферу медицинской помощи. Цель работы заключалась в изучении психологических особенностей врача и пациента для оптимизации профилактики, диагностики и лечения в области репродуктивного здоровья. Впервые исследованы психологические особенности врачей, работающих в центрах планирования семьи и медицинской генетики, и их пациентов. Выборка составила 410 человек. Объект исследования - личность врача и пациента. Предмет - психологические характеристики врачей и пациентов в области планирования семьи и медицинской генетики. Установлены территориальные различия психологических особенностей врачей и их пациентов, установлены достоверные взаимосвязи выделенных психологических характеристик. Предложены стратегии оптимизации психологической составляющей лечебно-профилактического процесса.
Ключевые слова: психологические особенности, взаимодействие врач-пациент, планирование семьи, профессиональное выгорание, защитные механизмы, удовлетворенность пациентов.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):135-150 (pdf)
УДК 159.922.6
РУДОМИНО-ДУСЯТСКАЯ Е. В.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье анализируются методологические различия в подходах к изучению психологических детерминант экологизации образа жизни в зарубежной и постсоветской психологии. Адаптивный и стимул-реактивный подходы, которые доминируют в зарубежной психологии, являются ограниченными, поскольку более ориентированы на изучение психики и поведения в краткосрочной временной перспективе, чем в перспективе человеческой жизни. Личностный и субъектный подходы в постсоветской психологии, едины в подчеркивании значения активности личности в формировании своего образа жизни, однако расходятся в определении центральной координирующей подструктуры личности в такой активности. В рамках личностного подхода такой подструктурой выступает экологическое сознание, в пределах субъектного - общечеловеческие ценности личности. Обсуждается значение самосознания, в частности, процессов самоидентификации личности в экологизации образа жизни.
Ключевые слова: психология образа жизни личности, принципы психологии, экологическое сознание, личность как субъект образа жизни, самоидентичность личности.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):151-161 (pdf)
УДК 159.9:17.018.21:615.851
СЛОБОДЯНИК О. Я.
НМУ им. А. А. Богомольца, г. Киев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПАРТНЕРСКИХ РОДОВ» ДЛЯ СНИЖЕНИЯ АКУШЕРСКОЙ ПАТОЛОГИИ В РОДАХ
Язык статьи: русский
В статье обобщается опыт использования акушерской технологии «Партнерские роды» в работе Перинатального центра г. Киева. Использование комплексного акушерского наблюдения и бережного ведения роженицы является эффективным и методологически обоснованным. Показана роль медицинского психолога в проведении партнерских родов с позиций системного подхода. Проведен анализ участия мужа в процессе рождения ребенка, показаны как позитивные, так и негативные стороны этого процесса. На основе приведенных данных предлагаются мероприятия по улучшению качества родовспомогательной помощи и снижению акушерской патологии в родах.
Ключевые слова: роженицы, акушерские технологии, партнерские роды, медицинский психолог.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):162-168 (pdf)
УДК 159.922.8:82
ТЕРНОВИК Н. А.
Международный экономико-гуманитарный университет имени академика Степана Демьянчука, г. Ровно
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Язык статьи: украинский
В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы развития подростка как субъекта познавательной деятельности. Раскрывается сущность основных аспектов диалогического подхода в образовании как необходимой составляющей развития субъектности подростков в познавательной деятельности
Ключевые слова: субъектности личности, познавательная деятельность, диалогическое взаимодействие.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):169-179 (pdf)
УДК 159.922
ЦАВАЛЮК Т. А.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Язык статьи: украинский
Формирование интеллектуальных чувств обуславливается показателями культурного среды обитания человека. Воспитание чувств, вообще и интеллектуальных чувств человека, в частности, происходит под влиянием культурной среды ее существования. Следовательно, культура является доминирующим фактором формирования интеллектуальных чувств в младшем школьном возрасте.
Влияние культуры на формирование интеллектуальных чувств младшего школьника не может быть однозначным учитывая динамику изменений культурного вектора среды и многослойность последнего. Так, формирование интеллектуальных чувств возможно только у лиц, имеющих определенный общеобразовательный уровень, поэтому большое значение для развития интеллектуальных чувств приобретает образование. В процессе обучения в школе учащиеся осваивают основы знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств Важную роль в их становлении играет создание в нашей стране различных научных и технических обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поддержка научной деятельности. Следовательно, культура характеризует совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории, а также исторически приобретенный набор смыслов в середине социума созданных для его гармонизации. Подводя итоги выше сказанного можно говорить о том, что культура является основой, которая позволяет людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, которые возникают между людьми. Средствами культуры речи, мышления и символические значения.
Ключевые слова: интеллектуальные чувства, культура, самореализация.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):180-187 (pdf)
УДК 159.929
ЧАЛАЯ Е. А.
Институт человека Киевского университета имени Бориса Гринченко, г. Киев
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО УСТРАНЕНИЯ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ
В статье рассмотрено содержание и психические проявления толерантности как положительного личностного качества, охарактеризованы факторы ее развития у студентов вузов во время их профессионального становления. Проведенный анализ научно-методических источников показал актуальность формирования толерантности как положительной личностной черты на современном этапе развития общества. В то же время имеют место проявления интолерантности мировоззренческих и поведенческих стратегий юношества.
Раскрыто связь интолерантности с деструктивной конфликтностью студентов. Установлено, что наибольшим основанием для выявления интолерантности и деструктивной конфликтности студентов являются их взаимоотношения с одногруппниками и преподавателями. Доказано, что для устранения интолерантности и деструктивной конфликтности студентов показана интегрирована программа коррекционного воздействия.
Ключевые слова: толерантность, интолерантность, деструктивная конфликтность, юношеский возраст, студенчество, профессиональное становление.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):188-197 (pdf)
УДК 159.9.016:316.6
ШВАЛБ Ю. М.
Институт психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины , г. Киев
ПРОСТРАНСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ БЫТИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматривается социо-природная система как жизненная середа существования индивида и социума. Утверждается, что системный характер жизненной среды задается через ментальный конструкт «образ жизни», который реализуется в конкретных формах жизнедеятельности. Сама жизнедеятельность рассматривается как единство трех процессов: жизнеобеспечения, жизнеустройства и жизнереализации. Раскрывается их психологическая структура и предлагается модель их взаимосвязи. Показано, что отношение к природно-ландшафтной среде традиционно строилось только исходя из задач жизнеобеспечения, что и привело к глобальному экологическому кризису. Доказывается необходимость и возможность построения таких форм жизнедеятельности, где природа станет основным условием реализации жизненных интересов личности и базовым обстоятельством жизненного благополучия. Вводится понятие антропо-природной экосистемы как единицы описания и анализа взаимодействия в системе «человек – природа».
Ключевые слова: жизненная среда, жизнедеятельность, сознание, жизнеобеспечение, жизнеустройство, жизнереализация, антропо- природнаясистема.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):198-207 (pdf)
УДК 159.93
ЛЕВИЦКАЯ И. В.
Восточноукраинский национальный университет имени В. Даля, г. Северодонецк
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Язык статьи: украинский
В статье рассматриваются проблемы определения в научной литературе понятия «готовность к профессиональной деятельности». Раскрывается структура и виды профессиональной готовности. Описаны основные подходы к исследуемой проблеме. Определены проблемы успешного формирования и развития профессиональной готовности специалиста. Анализируется содержание и структура готовности к различным видам деятельности, описаны параметры этого состояния, внешние и внутренние условия, которые определяют его динамику, продолжительность и устойчивость проявления. Обобщаются результаты психологических исследований по проблеме профессиональной готовности, технологии ее формирования. Определены основные научные подходы к процессу формирования профессиональных качеств специалистов.
Ключевые слова: психологическая готовность, установка, мотивация, готовность к профессиональной деятельности, способность.
Aktual_probl_psihol 2015, 7(40):208-217 (pdf)