Актуальные проблемы психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины. Том 7. Экологическая психология. Выпуск 41 – 2016
АННОТАЦИИ И СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
УДК: 159.922.7:316.6
Арнаутова В.В.
здобувач кафедри практичної психології та соціальної роботи Схід ноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, м. Сєвєродонецьк
Определение социально-психологических особенностей социализации воспитанников закрытых образовательных учреждений
В статье приведено обоснование методик эмпирического исследования, социально-психологическая характеристика выборки и процедуры исследования по определению социально-психологических особенностей ресоциализации воспитанников закрытых образовательных учреждений. Установлено, что применение личностно-ориентированного подхода позволило определить частичный, тотальный и деструктивный уровни дезатаптованости воспитанников, находящихся в закрытых учебных заведениях, а также дифференцировать эти уровни по степени проявления, распространения и временным характеристикам. Показано, что в заведении закрытого типа усиливается ощущение амбивалентности, а также существуют условия для приобретения несформированной Я-концепции, в результате чего колеблются такие конструкты самоутверждения как самоанализ, самопознание, самоконтроль.
Ключeвые слова: несовершеннолетние, закрытые образовательные учреждения, социализация, ресоциализация, асоциальное поведение, дезадаптированность, личностно-ориентированный подход, психологическая коррекция
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 14-23 (pdf)
УДК: 378.015.31:504:378: [159.9 + 347.96] - 051
Борец Ю.В.
старший викладач кафедри психології Академії Держаної пенітенціарної служби, м. Чернігів
Экологическая ценностно-смысловая ориентация гражданской компетентности будущих психологов и юристов
В статье изучается отношение будущих психологов и юристов к проблемам современной экологии. Выяснено, что даже там, где есть хорошая осведомленность, эрудированность, осмысленность в экологических вопросах, нету соответствующей поддержки – не хватает навыков и умений воплощать это в практику, в реалии гражданской жизни, в сферу постановки и решения современных экологических проблем. Проанализировано три критерии отношения специалистов социономических профессий к проблемам экологии: обеспокоенности глобальными экологическими проблемами, отрицание экологических проблем и, как альтернативу обеспокоенности, материально-финансовые приоритеты.
Ключeвые слова: экология, экологический кризис, экологическое сознание, биоцентризм, интернальность, релевантность, поведенческо-деятельностные диспозиции
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 24-33 (pdf)
УДК: 159.922.2-057.36
Буковская О.О.
Актуализация внутренних ресурсов учасников боевых действий методами интерактивных влияний
В статье рассматриваются вопросы психолого-социальной реабилитации, абилитации и реадаптации демобилизированных военнослужащих. Анализируется современное состояние системы реабилитации в Украине и осмысливаются способы усовершенствования ее на государственном уровне с учетом мирового опыта. Говорится о том, что приоритетным направлением реабилитационного процесса есть актуализация внутренних ресурсов учасников боевых действий, которая будет содействовать их возвращению к мирной жизни. Важным способом внедрения в практику даного подхода есть использование методы интерактивных влияний, на основе которых представлено тренинговую программу. Представленная программа построена на основе многомерной модели BASIC PH и направлена на актуализацию внутренних ресурсов учасников боевых действий.
Ключeвые слова: ресурс, реабилитация, абилитация, реадаптация, комбатанти, смысл жизни, жизненная перспектива, интерактивные влияния, ПТСР
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 34-42 (pdf)
УДК: 159.9:316.614.5(045)
Варава Л.А.
Осознанность семейного мифа как организующая компонента жизненного пространства личности
В статье рассматривается осознанность семейного мифа как одной из составляющих организации собственного жизненного пространства. Представлены компоненты мифологического мышления, которые проявляются в невыраженном разделении субъекта и объекта, предмета и знака, речи и слова, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, а также их начала и принципа, то есть сходства и сущности, что позволяет интерпретировать текст как мифологический. Определены признаки мифологизации семейных рассказов, которые формируют способы реализации заданного образца в поведении и построение собственных действий по отношению к настоящему и будущему как моделирование повседневного жизненного пространства. Проанализировано соотношение функциональности социокультурного и семейного мифов. Показано, что семейные мифы обеспечивают специфическую, в каждом конкретном случае, координацию восприятия и поведения, что в свою очередь формирует идентичность индивидов в семейной системе и реализуется через ценности и нормы. Основное значение мифа заключается в том, что он устанавливает гармонию между членами семьи и обществом в целом, и таким образом обеспечивает внутреннюю согласованность жизненного пространства личности.
Ключeвые слова: осознанность, семейный миф, жизненное пространство личности, сущность и функциональность семейного мифа, рефлексия ситуации.
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 43-50 (pdf)
УДК: 159.9:316.614.5(045)
Верник А.Л.
докторант, старший научный сотрудник лаборатории экологической психологии, Институт психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Экологический кризис как ресурс экологизации жизнедеятельности личности
Рассматривается проблема построения личностью экологически ориентированной жизнедеятельности. Предлагается выделить два подхода к изучению экологичности - природоцентрований и антропоцентрований. Первый связывается с безопасностью для природы. Борьба с экокризиса понимается в таком случае как человеческая деятельность, направленная на минимизацию загрязнений до уровня, с которым экосистема может справиться сама. В антропоцентрическом контексте утверждается, что человек является главной движущей силой изменений на Земле, но не только фактор изменений в природе. Основное в данном подходе: экологически - не то, что человек погубил и пытается исправить или вернуть к первоначальному состоянию. Экологически - это то, что она может построить. При этом сама экологический кризис из цели превращается в условие, фактор, ресурс для построения собственной жизненной среды как экологического.
Ключeвые слова: осознанность, семейный миф, жизненное пространство личности, сущность и функциональность семейного мифа, рефлексия ситуации
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 51-60 (pdf)
УДК: 159.922
Вовчик-Блакытна Е.А.
ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии, Институт психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Оптимизм как основа выбора стратегии преодоления последствий травмирующих ситуаций
В статье рассматривается проблема поиска психологических ресурсов преодоления человеком последствий травматических событий. Анализируется потенциал оптимизма как основы для выбора стратегии преодоления последствий травматических событий, вызванных аварией на ЧАЭС. Показано, что субъективное благополучие опосредуется позицией личности в собственной жизненной ситуации, базовыми убеждениями, а готовность принять «вызов» от жизни выступает эффективным средством преодоления последствий травматических событий и способствует росту уровня удовлетворенности жизнью. именно граждане с опытом жизнестойкости и их локальные сообщества, сопровождаемые профессиональной социальной и психологической помощью, способны постепенно выстраивать свое внутреннее и ориентированное вовне взаимодействие и соответствующий образ жизни, который может распространяться на другие социальные среды, обогащая, оздоравливая их.
Ключeвые слова: оптимизм, психологическое благополучие, жизненная стойкость, среда, сообщество
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 61-69 (pdf)
УДК: 159.9:316.334.3
Волеваха И.Б., Волеваха Д.С.
кандидат психологических наук, доцент, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, г.. Чернигов? Студентка, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, г. Чернигов
Социокультурный и возрастной факторы экологического мировоззрения личности
Исследование посвящено выявлению влияния социокультурного и возрастного факторов на выраженность экологических мировоззренческих установок личности. Было опрошено студентов двух возрастных групп высших учебных тиражей Украины и США с целью выявления и сравнения уровня выраженности экоцентрический и антропоцентрической мировоззренческих установок по отношению к окружающей среде, а также ряда отдельных экологических мировоззренческих ориентиров.
Ключeвые слова: экологическое мировоззрение, экоцентризме, антропоцентризм, новая экологическая парадигма, доминирующая социальная парадигма, социокультурный фактор, возрастной фактор
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 70-80 (pdf)
УДК: 159.9:316.334.3
Волеваха С.В., Волеваха И.Б.
кандидат психологических наук, доцент, Украинский научно-исследовательский институт компьютерных технологий, Чернигов
кандидат психологических наук, доцент, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, Чернигов
Особенности восприятия внешней социальной среды участниками украинских и американских общественных организаций низового уровня
Статья посвящена выявлению особенностей внешней социальной среды общественных организаций низового уровня Украины и США. Были опрошены лидеры и члены некоммерческих самоуправляющихся объединений США и Украины с целью выявления оценок уровня эмпауэрмента их организаций, характера отношений их организаций с представителями внешней среды, доступа к внешним ресурсам, необходимым для осуществления организационной деятельности.
Ключeвые слова: внешняя социальная среда, психологический эмпауэрмент, общественные организации, значимость, компетентность, автономия, влияние, ресурсы
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 81-91 (pdf)
УДК: 159.92: 316.64
Гарькавец С. А.
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, г.. Северодонецк
Психологические проблемы в деэкологизации современной человеческой жизни
Ключeвые слова: влияние, деэкологизация, индивид, мотивы, потребность в безопасности, современная жизнь, ценности
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 92-99 (pdf)
УДК: 81.23:159.922
Гирченко Е.Л.
кандидат психологических наук, доцент кафедры экологической психологии и психического здоровья, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, г.. Чернигов
Исследование речи повседневного общения речь студентов черниговского региона
В статьи рассматривается взаимосвязь разговорной речи и национальной идентичности. Проанализировано содержательное значение понятия «идентичность» в классической традиции и в современных видениях отечественных и зарубежных ученых. Проведённое эмпирическое исследование показало, что абсолютное большинство опрошенных имеют преобладающий позитивный тип этнической идентичности. Статистическая значимость отличий показала, что разницы между выраженностью когнитивной состовляющей нет. А значит повседневная речь не влияет на этот показатель. Положение, что речь является детерминантом формирования национальной идентичности не нашла своего подтверждения.
Ключeвые слова: идентичность, идентификация, этнос, народ, нация, речь
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 100-107 (pdf)
УДК: 159.923
Гончаренко Ю.В.
научный корреспондент лаборатории экологической психологии Института психологи имени Г. С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Социально-психологические особенности качества жизненного простанства личчности
В статье рассмотрены психологические особенности качества жизненного пространства личности. Раскрыто содержание понятия жизненное пространство личности и определены структурные элементы жизненного пространства: пространство биологическое, пространство социальное и пространство психологическое. Качество жизни выступает основной характеристикой жизненного пространства личности и рассматривается с стороны обьективного, субъективного, обьективно-субьективного подходов.
Ключeвые слова: жизненное пространство личности, пространство, среда, качество жизни, субъективное качество жизни
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 108-116 (pdf)
УДК: 159.9:316.6
Горбань Г.А.
д.психол.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и практической психологии КВУЗ «Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования», г.. Днепр
Социализация личности и екологичность образовательного пространства
В статье проведен анализ современных условий социализации личности. Дана общая характеристика процесса социализации личности в образовательном пространстве. Представлена рабочая модель, отражающая составляющие процесса социализации личности. Обоснована необходимость построения образовательного пространства в соответствии с принципом экологичности как определяющего условия эффективной социализации личности
Ключeвые слова:
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 117-126 (pdf)
УДК: 159.922.2
Дубинина Д.Э.
преподаватель, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.. Чернигов
Психологические составляющие экологической компетентности
В статье рассматриваются психологические составляюшие экологической компетентности. Определено, что современная экологическая ситуация обуславливает необходимость включения личности в разрешение проблемних экологических ситуаций. А формирование экологической компетентности личности должно стать одним из стратегических заданий образования. Представлены результаты эмпирического исследования компонентов экологической компетентности у студентов психологического профиля обучения. Показано, чно наиболее выражен ценностно- смысловой компонент экологической компетентности.
Ключeвые слова: экологическая коспетентность, мотивационно- ценностный, когнитивный, деятельно-поведенческий, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 127-134 (pdf)
УДК: 159.9:88.6
Журов В. В., Биенко Н. А.
канд. психол. наук, доцент кафедры психологии ЧОИППО имени К.Д. Ушинского, г. Чернигов.
ст. преподаватель кафедры психологии ЧОИППО имени К.Д. Ушинского, м. Чернигов
Анализ концепции жизненной стойкости
Рассмотрение концепций жизненной устойчивости и их анализ актуально как минимум в двух аспектах: во-первых, анализ адаптивных возможностей человека в сложном повседневном бытии - ресурсы личности; во-вторых, анализ возможностей человека выживать в трансординарних ситуациях и противостоять им. Ресурсы варианта один в литературе называют потенциальными ресурсами, которые являются повседневным капиталом человека. Эти ресурсы по источникам делятся на индивидуально психологические и социально психологические, что является ценностью повседневного бытия. По варианту два сегодня все чаще бытия осуществляется в условиях небытие, что порождает множество клинических синдромов. Большинство наработок и исследований в этой сфере направлены на профилактику и преодоление клинических патологий, которые возникают именно в результате трансординарних ситуаций. Но в этих же источниках мало внимания уделяется противодействию стресса личности, хотя трансординарное существования стало нормой бытия. Современная психология пытается осмыслить ресурсы личности, но существует несколько концепций жизненной стойкости мало коррелируют между собой - целостного видения проблемы в литературе не найдено. Создается впечатление, что такие концепции сами по себе, а трансординарные ситуации существуют повседневно и живут по своим законам. Поэтому целью статьи является анализ большинства существующих концепций жизненной стойкости и попытка объединить их в одну модель, по нашему мнению улучшит осознание проблемы и конструктивно повлияет на работу практиков. Анализ указанных концепций мы осуществляем на основе принципов от простого к сложному и от чисто теоретического к практике. Первой мы анализируем концепцию Л. Н. Гумилева, которая определяется сроком пассионарность. Суть этого состоит в стремлении достичь цели и готовности к напряжению и жертвенности ради собственной цели. Но для этого человек должен иметь сильный тип нервной системы, и не быть невротиком, хотя человек может не соответствовать этим требованиям. Маклаков А.Г. выводит в научный оборот понятие «личностный адаптивный потенциал». В этой концепции адаптация имеет два уровня - индивидный и личностный и, согласно этому, сумма определенных личностных качеств определяет адаптивность человека. При длительной психотравме, когда физические и психические ресурсы будут исчерпаны, адаптивный потенциал уменьшается. Д.А. Леонтьев, разработал понятие «личностный потенциал», который представляет собой базовую индивидуальную характеристику и является стержнем личности. Это индивидуальный показатель зрелости личности. Личностный потенциал проявляется в само детерминации личности, что приводит к преодолению личностью внутренних трудностей и внешних препятствий. В рамках гуманистической психологии были разработаны вопросы преодоления людьми трудных жизненных ситуаций и изобретения ресурсов для освоения стрессом. Это сегодня называется копинг поведение, и это сегодня наиболее разработанная и психотехнически реализована проблема. В статье анализируются техники пассивного и положительного копинга. Также дается анализ новейшей теории С. Мадди, сущностью которой является понятие «Хардинес» - устойчивость, жизненная стойкость. Это понятие отражает психологическую живучесть и расширению эффективность и представляет собой интегративное качество личности, которая состоит из следующих компонентов: обязательность, включенность, контроль и вызов. Результатом нашего анализа является интегрированная модель качеств и особенностей личности для освоения трансординарнымы ситуациями. Модель состоит из трех иерархических блоков каждый из которых содержит качества или особенности человека для освоения трансординарнимы ситуациями. Эти блоки: индивидный, личностный и инструментальный. На рисунке стрелками показаны связи между ними. Основным выводом статьи является то, что попытка анализа концепций жизненной стойкости не является завершенной, но в определенной степени этим осуществляется вклад в осознание проблемы теоретиками и специалистами-практиками.
Ключeвые слова: адаптивные возможности; ресурсы личности; трансординарная ситуация; психогенные посттравматические расстройства; копинг-стратегии; пассионарность; личностный адаптивный потенциал; хардинес
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 135-150 (pdf)
УДК: 159.9
Кирпенко Т.М.
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник лаборатории экологической психологии, Институт психологии имени Г.С. Костюка АПН Украины, г. Киев
Вплив вольових процесів на регуляцію поведінки в екстремальних умовах життєдіяльності
В статті аналізуються дослідження вольових якостей особистості. Визначено теорії волі в вітчизняній та зарубіжній психології. Обґрунтовано актуальність теми дослідження. Розглянуто актуальні питання теоретичних та прикладних досліджень особистості в екстремальних умовах та кризових ситуаціях життєдіяльності. Констатується, що вольовий самоконтроль має велике значення при адаптації та саморегуляції в екстремальних умовах. Досліджуються психологічні механізми вольового самоконтролю в екстремальній ситуації. Відмічається, що вольовий самоконтроль відіграє важливу роль в адаптації та саморегуляції в екстремальних умовах. Розкривається сутність та зміст вольового самоконтролю. Визначено актуальність досліджуваної проблеми та перспективи подальших досліджень в даному напрямку.
Ключeвые слова: особистість, воля, екстремальна ситуація, адаптація, самоконтроль, свідомість
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 151-158 (pdf)
УДК: 378 : [159.923 : 502/504]
Коломиец Л. И.
Винницкий государственный педагогический университет, г.Винница
Экологичность образовательной среды высшего учебного заведения как фактор первичной профессионализации будущих специалистов
В статье проанализированы содержание, структура, составляющие понятия „образовательная среда”, определены основные подходы к его толкованию в современных психолого-педагогических исследованиях. Конкретизированы условия эффективности и производительности образовательной среды для личностно-профессионального развития будущих специалистов в процессе получения высшего образования. Образовательная среда высшего учебного заведения определена как открытая экологическая система, которая является органической частью жизненной среды студентов, развивается на макро-, мезо- и микроуровнях на принципах открытости, динамичности, вариативности и диалогичности. Раскрыта сущность экологичности образовательной среды через призму новейших подходов и парадигм (экогуманитарной, экопсихологической, экофасилитирующей).
Ключeвые слова: система „личность – среда”, образовательная среда, экологичность, экологическая образовательная среда, высшее образование, профессиональная подготовка, первичная профессионализация будущих специалистов
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 159-169 (pdf)
УДК: 159.923
Комар Т.Д.
Психологические основы экологичности в межличностных отношениях подростков
В статье осуществлен теоретический анализ проблеме формирования межличностных отношений в подростковом возрасте. Раскрыты элементы межличностных отношений. Сделан анализ экологии психического состояния, экологичности группы и понятия экофасилитации. Раскрыты психологические основы понятий дружба, любовь, увлечения, платоническая любовь. В экспериментальной части были проанализированы психологические особенности интимных отношений и их формирования в подростковом возрасте. Автором предлагается новый подход к изучению любви в подростковом возрасте, который раскрывает взаимосвязи любви и цвета. Представлены психодиагностическую программу изучения любви и дружбы и результаты экспериментального исследования.
Ключeвые слова: подростковый возраст, дружба, любовь, идеальный друг, межличностные отношения, интимные отношения, экологичность, экологическая группа
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 170-179 (pdf)
УДК: 159.9.07:316.6
Кряж И.В., Баева К.О.
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, г. Харьков.
бакалавр психологии, Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, г. Харьков
Экологическая озабоченность как условие экологически ответственного поведения
Рассматривается место экологической озабоченности в системе регуляции экологически релевантного поведения. На основе анализа связей экологической озабоченности с убеждениями субъективного контроля, представлениями о нормативных экологически значимых действиях, экологически значимыми копинг-стратегиями и проэкологическим поведением в быту, выделяются механизмы регуляции экологически ответственного поведения.
Ключeвые слова: экологическая озабоченность, экологически ответственное поведение, субъективный контроль, экологическая самоэффективность, интернальность, проэкологическая личная норма, копинг-стратегии
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 180-190 (pdf)
УДК: 159.9+343.9
Лановенко И.И.
Академия труда, социальных отношений и туризма, г. Киев
Концептуальные основы исследования девиантности и делинквентности в аномичном обществе (системный анализ)
В статье на основе существующих междисциплинарных подходов к изучению истоков девиантного и делинквентного поведения как следствия общественного кризиса (экономического, политического, социального, духовного) анализируется их патогенез в контексте понимания здоровья человека соответственно природных основ его существования. Человек в дискурсе его био-психо-социо-психологического взаимодействия с Миром рассматривается как его результат и как его творец способный, либо к разрушительной, либо позитивной творческой активности на пути формирования собственной среды обитания, влияния на бытие сообщества в которое он включен, влияния на общественное развитие в целом. Отмечается, что специального исследовательского внимания требуют, прежде всего, факторы общественной жизни, которые нарушают гармонию отношений человека с миром, побуждая к деструктивному выбору направления волеизъявления в реализации личных притязаний вследствие аномии и с учетом ее специфических социальных, психологических, биопсихических последствий. Специальное внимание уделяется экосоциальным и экопсихологическим факторам адаптации и дезадаптации в условиях «болеющего» общества, в частности проблемам биопсихических и психологических факторов десоциализации личности, ее девиантной и делинквентной активности. Одной из важных основ преодоления негативных биопсихических последствий аномии определяется преодолением культурного (духовного) кризиса, путь которого видится в формировании этики ответственности за несогласованную с законами природы организацию образа жизни. Делается общий вывод о необходимости экологизации мировоззрения современных исследователей девиантного и делинквентного поведения, возрождение соответствующих природе человека императивных норм организации жизни с целью сохранения прогрессивного социогенеза, даже в сложных условиях социального кризиса.
Ключeвые слова: общество, аномия, девиантное поведение, делинквентность, дезадаптация, образ жизни, биопсихическое развитие, природность, духовность
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 191-201 (pdf)
УДК: 159.922.2:502/504
Лёвочкина А.М.
доктор психологических наук, доцент кафедры социальной работы КНУ имени Тараса Шевченко, г. Киев
Проблемы преодоления социально-психологических последствий Чернобыльской катастрофы: история и современность
Статья посвящена проблеме анализа социально-психологических последствий Чернобыльской катастрофы. В представленном исследовании отмечается, что в экстремальных и катастрофических ситуациях у людей внезапно меняется жизнь: они могут потерять не только здоровье, но и среду своего обитания, работу, семейные, связи, а вместе с этим - уверенность в завтрашнем дне. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы и определения путей их преодоления помогут в решении проблем сегодняшних чрезвычайных ситуаций, в частности, ситуаций, касающихся осуществления антитеррористической операции на Востоке Украины; социально-психологической помощи беженцам и переселенцам из временно оккупированных территорий, а также помощи людям, получившим инвалидность.
Ключeвые слова: социально-психологические последствия Чернобыльской катастрофы; «Синдром Чернобыльца»; симптом жертвы, симптом выученной беспомощности; личностный рост
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 202-210 (pdf)
УДК: 159.922
Лёвочкина О.В.
аспирантка, кафедра психологии развития, факультет психологии, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Переживание одиночества подростками и его влияние на качество жизни
Статья посвящена исследованию проблемы переживания одиночества в подростковом возрасте. исследование проводилось среди учащихся средней общеобразовательной школы. Автором определены факторы одиночества в подростковом возрасте, и раскрыто значение переживания одиночества в подростковом периоде и его влияние на качество жизни. В статье отмечается, что переживания одиночества для подростков, сопровождается, с одной стороны, дискомфортом, тревогой, грустью, а с другой - осознанием необходимости перемен. С момента такого осознания начинается личностный рост, который должен осуществляться через принятие и понимание себя и других, открытость внутреннему опыту переживаний, а также через опыт межличностного общения, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества жизни данной категории испытуемых.
Ключeвые слова: переживание одиночества; уровень субъективного чувства одиночества; личностный рост; критерии личностного роста; самооценка, качество жизни
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 211-219 (pdf)
УДК: 159.9:364.14
Люта Л.П.
кандидат социологических наук, ассистент, доцент кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Институциализация волонтерского движения в сетевом обществе
В статье анализируется социальная сеть как ресурс развития волонтерства. Появление свободного времени в структуре занятости, побудило людей участвовать в социально активной деятельности. Началом волонтерства было добровольное, но не профессиональное участие в благотворительной деятельности. институциализация любой профессиональной деятельности начиналась подобным образом. Быстрое развитие средств массовой коммуникации вызвало переход от жесткой иерархической социальной структуры общества к горизонтальному способу организации жизни. Ярким примером иллюстрации этого процесса являются современные волонтерские организации, которые функционируют как организованные сети. Каждый индивид может быть включен в определенное количество социальных сетей. Массовость волонтерского движения была возможна только за счет внутреннего потенциала участников, которые были уже включены в сети.
Ключeвые слова: волонтерское движение, социальная сеть, сетевое общество, институциализация социальных явлений
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 220-228 (pdf)
УДК: 159.922.73 : 614.876
Максимов Н.В.
кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии развития факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Экологичность информационного пространства как условие развития творческого потенциала ребенка
В статье рассмотрена проблема влияния информационного пространства на развитие личности. Выяснено, что современное информационное пространство слишком мощно влияет на личность детей, поглощает их внимание и эмоциональность, что препятствует развитию других психических функций и уменьшает творческий потенциал. Раскрыто, что нейтрализация негативных аспектов влияния информационного пространства на возможность реализации творческого потенциала ребенка заключается в его экологизации.
Ключeвые слова: экологичность, творческий потенциал ребенка, личность ребенка, информационное пространство, развитие
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 229-237 (pdf)
УДК: 159.922.73
Максимова Н.Ю.
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной работы факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, г. Киев
Развод родителей как экзистенциальная проблема развития ребёнка
В статье рассмотрены развод родителей как детерминанта экзистенциального кризиса в жизни ребенка. Выяснены механизмы возникновения отклонений в поведении детей в случае развода родителей: невозможность удовлетворения базовой социальной потребности - потребности в безопасности, что нарушает экологичность ее жизненного пространства. Показано, что родители, которые развелись, достаточно редко осознают, что ухудшение поведения или здоровья связано с их разводом. Раскрыты условия предупреждения девиантного поведения детей, возникает в результате развода родителей. Показано, что негативные переживания ребенка могут быть компенсированы правильным поведением родителей в ходе развода. Доказано, что самостоятельно наладить нормальное функционирование разведенной семьи бывшие супруги могут крайне редко, следовательно, необходима помощь психолога.
Ключeвые слова: экология жизненного пространства, дети, семья, развод, кризис, чувства, девиантное поведение
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 238-246 (pdf)
УДК: 159.923.2:159.942
Мандзык Т.М.
аспирантка кафедры психологии Львовский национальный университет имени Ивана Франко, г. Львов
Связь привязанности к месту жительства и экологического поведения человека
В статье исследованы особенности связей привязанности к месту жительства человека и его экологического поведения. Привязанность к месту рассматривается как эмоциональная связь человека с определенным местом, которое он наделяет личностным смыслом. Выявлено, что привязанность к месту, ее положительное проявление, может участвовать в создании и поддержке экологического поведения человека. В статье раскрыта связь между привязанностью к месту и особенностями его восприятия и оценки: положительная привязанность к месту способствует лучшей оценке этого места и повышает готовность человека поддерживать и участвовать в инициативах, направленных на его защиту и восстановление.
Ключeвые слова: привязанность к месту, экологическая поведение, экологическая культура, эмоциональные связи с местом, идентификация с местом, окружающая среда
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 247-255 (pdf)
УДК: 159.922.7:159.954
Марценюк М.А.
к. психол. н., доцент кафедры психологии Мукачевского государственного университета, г. Мукачево
Психологическое сопровождение развития ребенка посредством словесного творчества
В статье рассматривается и анализируется процесс словесного творчества как одна из форм психологического сопровождения детского развития. Психологическое сопровождение представляет собой систему профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для емоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-психологического взаимодействия, которые организованы в рамках образовательного учреждения или семьи. Подчеркивается уникальность роли семьи и детско-родительских отношений в формировании и развитии речи, речового развития, словесного творчества в разные периоды жизни ребенка: доречевой период и речевой. Рассматриваются различные формы словесного творчества. Отмечается значимость словесного творчества в процессе психического развития ребенка.
Ключeвые слова: психологическое сопровождение, словесное творчество, психическое развитие, психологическое консультирование, взаимодействие, наследование, совместная деятельность, человеческая культура
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 256-266 (pdf)
УДК: 159.922.2:502/504
Мейтарчан C.Ю.
преподаватель кафедры психологии и педагогики Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев
Эколого-психологическая подготовка будущих инженеров
В статье рассматривается становление и развитие экологической психологии как междисциплинарной отрасли знаний о психологических аспектах взаимоотношений человека с окружающей средой. Обосновывается рост интереса к ней, обусловленный обострением глобальных экологических проблем человечества с одной стороны, так и проблемами психологического обеспечения реализации концепции «устойчивого развития» с другой. Рассматривается многозначность понятия «экология». Анализируется актуальность и значение психолого-экологической подготовки будущих инженеров в процессе преподавания дисциплины «Экологическая психология». Раскрыто значение и необходимость формирования экологического сознания студентов, развития у них ориентации на экологический образ жизни личности.
Ключeвые слова: экологическая психология, экологическое сознание, экологический образ жизни
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 267-275 (pdf)
УДК: 159.34: 23 (156)
Михальчук Н.А., Набочук А.Ю.
Психологический тренинг развития экологической культуры старшеклассников
В статье проанализированы существующие в научной сфере направления, касающиеся рассмотрения экологической культуры личности. Предложена программа тренинга развития экологической культуры старшеклассников. Отмечено, что экологическая культура рассматривается в психологии в нескольких направлениях. Первое направление касается рассмотрения экологической культуры личности как ведущего фактора экологизирования современного образа жизни. Второе направление рассматривает экологическую культуру как сложную психическую структуру личности и, прежде всего, показывает отношение человека к окружающей действительности, деятельности других субъектов, общества в целом, а также последствий этой деятельности. Третий подход связан с развитием экологического мышления человека, творческого потенциала его личности, которые определяют развитие экологической культуры человека.
Ключeвые слова: экологическая культура, экологичность современного образа жизни, отношение человека к окружающей действительности, экологическое мышление, творческий потенциал личности
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 276-293 (pdf)
УДК: 159.9
Милушина М.А.
кандидат психол. наук, доцент кафедры социальной работы Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара, Днепр
Особенности созависимости у студентов: тенденции, проблемы и результаты исследования
В статье рассматривается роль феномена созависимости в образовательном пространстве, которое нуждается в активных субъектах, способных к непрерывному образованию. Так как, непрерывное образование станет основным инструментом защиты людей в случае потери ими работы и других изменений в их трудовой жизни. Одной из причин, препятствующих формированию такой «взрослой» позиции является влияние феномена созависимости, который является личностной деформацией представителей помогающих профессий (педагогов, медиков, воспитателей, психологов и т.п.). Названы основные причины созависимости у студентов. Среди них: нарушение психологической территории в раннем возрасте, культурное влияние и отношение преподавателей. Часто, поведение преподавателей подчиняется драматическому треугольнику Карпмана. Треугольник включает три роли: преследователь, спасатель и жертва, усвоенные в детстве. Преподаватель часто использует роль Преследователя, когда считает себя лучше, сильнее, умнее, чем другие (студенты). использование таких ролей в педагогической деятельности автоматически включает студентов в роль жертв. Полученные результаты исследования подтверждают наличие созависимости у студентов. Большинство студентов имеют высокий уровень созависимости, что негативно скажется на их профессиональной деятельности и межличностных отношениях в будущем. исследование не выявило значимых гендерных различий созависимости у студентов.
Ключeвые слова: созависимость, образовательное пространство, субъект-субъектные отношения, драматический треугольник Карпмана, нарушение психологической территории, культурное влияние
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 294-302 (pdf)
УДК: 159: 922.2-057.874
Мунасыпова-Мотяш И.А.
Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологической психологии и психического здоровья, г. Чернигов
Взаимосвязь диспозиций экологического сознания и компонентов саморегуляции деятельности старшеклассников
В статье рассматриваются показатели диспозиций экологического сознания старшеклассников. Подаются результаты эмпирического исследования сформированности саморегуляции произвольной активности учеников старших классов, развития их регуляторных процессов (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и регуляторно-личностных свойств (гибкость, самостоятельность). Отмечено, что высоким показателям колаборативной экодиспозиции отвечает высшее развитие планирования, программирования, оценивания результатов и самостоятельности. Показано, что старшеклассники с низким уровнем регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств могут обнаруживать экодевиантное поведение (имеют высокие показатели индифферентной, совмиссийной, совметральной и несеситивной экодиспозиций).
Ключeвые слова: экологическое сознание, экологические диспозиции, саморегуляция деятельности, планирования, моделирования, программирования, оценка результатов, гибкость, самостоятельность
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 303-311 (pdf)
УДК: 316.6:159.922
Отрощенко Н.П.
кафедра психиатрии и наркологии НМУ имени А.А. Богомольца, г.. Киев
Алгоритм диагностики и лечения депрессий при психических расстройствах, вызванных техногенными авариями
По данным литературы проанализированы клинические проявления депрессий у пострадавших при радиационных катастрофах, алгоритм диагностики и лечения при непсихотических депрессиях, связанных с Чернобыльской катастрофой.
Ключeвые слова: депрессии, непсихотические расстройства, радиационные катастрофы, Чернобыльская катастрофа, клинические особенности, диагностика, лечение
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 312-320 (pdf)
УДК: 504.03:172:316.7(477):159.9
Паламарчук О.Н.
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, г. Винница
Психологические аспекты экологизации профессиональной деятельности субъектов предпринимательства
В статье раскрыто ведущие факторы углубления противоречий между экономическими целями субъектов предпринимательской деятельности и экологическими проблемами общества. изложены ключевые аспекты феномена экологизации деятельности субъектов предпринимательства. Определено, что личностная позиция субъекта предпринимательской деятельности выступает ядром структурной организации психологической готовности к экологически ориентированной инновационной деятельности и проявляется в форме свободного экологически направленного волеизъявления предпринимателя. Охарактеризованы ключевые стимулы, которые влияют на развитие экологически ориентированной деятельности субъектов предпринимательства.
Ключeвые слова: экологический кризис, субъекты предпринимательства, экологическая жизнедеятельность, экологизация деятельности, экологический контроль, экологическое нововведения
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 321-331 (pdf)
УДК: 159.922.76-056.49
Педоренко В.М.
Особенности мотивации агрессивного поведения социально депривированных подростков
В статье рассмотрены особенности мотивации агрессивного поведения подростков с социальной депривацией. Проанализированны разные подходы к определению понятий «агрессия», «агрессивность», описаны разные виды агрессии, особенности их проявления. Рассмотренны основне теоретический концепции агрессии. Определена роль факторов, способствующих формированию агрессивности подростков, в частности: особенности воспитания в семье и домах интернатного типа, влияние группы сверстников и подростковой субкультуры, влияние подросткового кризиса, уровня самооценки подростка. Проведен анализ ситуативных факторов агрессивного поведения подростков. исследованы гендерные отличия проявлений агрессивного поведения подростков с социальной депривацией и тех, которые воспитываются в семье.
Ключeвые слова: агрессия, поведение, агрессивность, социальная депривация, мотивация, подростковый кризис, семья, дома интернатного типа, самооценка, виды агрессивного поведения
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 332-340 (pdf)
УДК: 159.922.6
Рудомино-Дусятская Е.В.
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории экологической психологии Института психологии имени Костюка АПН Украины, г. Киев
Личностная идентичность как фактор экологизации жизнедеятельности человека (постановка проблемы)
В статье рассматривается психологическое содержание и личностные детерминанты экологически ориентированной жизнедеятельности человека. Актуальность темы обусловлена объективной тенденцией повышения деструктивного влияния жизнедеятельности современного человека на окружающую среду. Доказывается, что этой тенденции противостоит способность человека самоопределяться по отношению к содержанию своих потребностей, способам их удовлетворения и возрастания. Предполагается, что фактором самоопределения может выступать личностная идентичность как переживание своей целостности, самобытности, подлинности. Такое предположение основано на рассмотрении функций идентичности - защитной и организующей (Э.Эриксон), которые обеспечивают независимость человека от давления внешних обстоятельств. Функции идентичности могут проявляться в актах персонализации условий и объектов жизнедеятельности и их психологического присвоения Таким образом возникают внутренние предпосылки экологизации жизнедеятельности человека с развитой личностной идентичностью.
Ключeвые слова: психология жизнедеятельности, объективные и субъективные факторы жизнедеятельности, личностная идентичность
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 341-351 (pdf)
УДК: 159.9.07
Сараева Н.М., Суханов А.А.
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного университета, г. Чита;
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Забайкальского государственного университета, г. Чита
Субэкстремальная экологически неблагополучная жизненная среда как лимитирующий фактор психической деятельности человека
В статье обсуждаются результаты многолетних исследований состояния психики, психологической адаптации, жизнеспособности детского и юношеского населения, родившегося и проживающего в Забайкальском крае - одном из регионов экологического неблагополучия России. Опираясь на положение о необходимости энергетического обеспечения адаптационных процессов и недостаточном энергогенезе жителей «загрязненных» территорий со ссылками на результаты эмпирических исследований, авторы формулируют вывод о том, что субэкстремальная экологически неблагополучная среда является фактором, лимитирующим психическую деятельность человека
Ключeвые слова: жизненная среда, экологическое неблагополучие, субэкстремальные условия, детское и юношеское население, состояние психики, психологическая адаптация, жизнеспособность, снижение показателей
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 352-364 (pdf)
УДК: 159.9: 378:614
Телюк Н.А.
кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры экологии человека факультета социокультурных коммуникаций, Белорусский государственный университет, г. Минск
Экстремальные ситуации и гуманитарные технологии
В работе рассматривается возможность применения гуманитарных технологий в образовании. Описан механизм создания технологии «Повышение мотивации студентов гуманитарного профиля к изучению безопасности жизнедеятельности». Анализируются трудности применения данной технологии в рамках существующих стандартов образования. Показано, что применение личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет повысить уровень мотивации к изучению безопасности жизнедеятельности и безопасности образовательной среды
Ключeвые слова: гуманитарные технологии, образование, экстремальные ситуации, безопасность жизнедеятельности, окружающая среда
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 365-373 (pdf)
УДК: 159.9:502/504](075/8)
Тепляков Н.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития личности ОНУ имени И.И. Мечникова, г. Одесса
Психосемантический анализ восприятия экологического пространства на уровне обыденного сознания личности
В статье проводится анализ феномена сознания, даются основные характеристики сферы сознания. Анализируется специфика экологического пространства и его восприятия на уровне обыденного сознания личности. Делается анализ исследований экологического сознания в зарубежной и отечественной психологии. Обосновывается психосемантический подход к реконструкции экологического сознания. Представлены результаты исследований восприятия экологического пространства на уровне обыденного сознания личности. Предлагается общий методологический подход по формированию экологического сознания для подростков в процессе их социализации.
Ключeвые слова: экологическое пространство, обыденное сознание, экологическое сознание, экологическая катастрофа, психосемантика, метод классификации, кластерное дерево
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 374-385 (pdf)
УДК: 159.9
Титова Е. Ю.
старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии, Забайкальский государственный университет Россия, г.Чита
Этнокультурные особенности отношения к природе у подростков
В статье рассматривается проблема взаимоотношений в системе «Человек-Природа». Отношение к природе проанализировано с междисциплинарных позиций. Представлены результаты эмпирического изучения экологических представлений и субъективного отношения к природе у подростков, принадлежащих к разным этносам (китайцев, русских и бурят). Описаны этнокультурные особенности субъективного отношения к природе у подростков.
Ключeвые слова: взаимодействия и взаимоотношения в системе «Человек-Природа», экологическое сознание, структура экологического сознания, субъективное отношение к природе, уровни субъективного отношения к природе, экологические представления, экологическое образование и воспитание
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 386-397 (pdf)
УДК: 159.923.019 (043)
Тищенко Л.В.
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Мариупольского государственного университета, г.. Мариуполь
Анализ теоретико-методологических подходов к определению категории «жизнь»
В статье рассматриваются естественно-научные, религиозные, фило-естественно-научные, религиозные, философские аспекты категории «жизнь». Особое внимание уделяется феноменологии жизни с точки зрения психологической науки. Представлен детальный анализ основных теоретико-методологических подходов к определению категории «жизнь» в отечественной и зарубежной психологии. Показана зависимость содержания феноменологии жизни от парадигмального угла зрения. Проанализированы возможности перспективных дальнейших теоретико-методологических и прикладных психологических исследований феноменологии жизни в рамках идеографического подхода гуманитарной парадигмы
Ключeвые слова: категория «жизнь», научная парадигма, номотетический подход, идеографический подход, жизнедеятельность, жизнетворчество, жизненные стратегии, жизнестойкость, жизненный путь личности, жизненный проект, жизненные планы, жизнереализация
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 398-406 (pdf)
УДК: 159.9
Ткач Т.В.
доктор психологічних наук, професор, ВНЗ ""Жешувська Політехніка імені Ігнасія Лукашевича"", Жешув, Польща
Психосоциальные групповые травмы в современном мире
В статье я хотела бы сообщить, что появившееся в некоторых социальных группах восприятие социального мира как структуры, враждебной, полной опасностей и в большой степени закрытой. Перед такой реальностью люди должны себя защищать, а это вызывает страх перед будущим, неудовлетворенность в социальной жизни, различные виды фрустрации и социального принуждения. Убеждения об угрозах внешнего мира, сопровождается представлениям, что это люди, имеющие некоторые непривлекательные особенности социально, эти опасности провоцируют. К этим характеристикам относятся неудачи в жизни, физические слабости, лень, отсутствие счастья. инерция, апатия, примирение с судьбой или с неудавшейся жизнью чаще всего связаны с какой-либо формой социальной слабости.
Ключeвые слова: психосоциальная апатия, пассивность, психосоциальная травмы, стиль жизни, безнадежная стратегией жизни
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 407-415 (pdf)
УДК: 159.923.019 (043)
Чижма Д.Н.
канд. психол. наук, доцент, Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий
Проблема воли в контексте исходных положений ученых
В статье рассматривается проблема воли личности, которая на сегодняшний день в современной психологии является одниой из самых сложных. имея ряд свойств, в частности, таких как осознанность, активность, напряжение, воля выступает специфической стороной психики человека, продуктом особой функции мозга и характеризуется наличием личностного смысла и является важной детерминантой человеческой активности. Особое внимание автором уделяется исходным положениям ученых в контексте различных психологических подходов к проблеме воли, в частности мотивационного, регуляционного и подхода свободного выбора. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных ученых осуществляется попытка охарактеризовать их.
Ключeвые слова: воля, личность, поведение, мотивация, регуляция, волевая регуляция
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 416-426 (pdf)
УДК: 159.97 (073)
Чухрий И.В.
Винницкий государственный педагогический университет имени М.М. Коцюбинского, г.. Винница
Психологические особенности влияния негативных социальных явлений на эмоциональные переживания юношей
В статье осуществлен теоретический анализ проблемы возникновения эмоциональных реакций у юношей, в частности переживания негативных эмоциональных состояний. По результатам научного анализа установлена внутренняя природа эмоциональных переживаний, взаимосвязь социальной ситуации развития личности с ее эмоциональной стабильностью, а также влияние негативных и кризисных ситуаций на эмоциональные реакции и переживания юношей. По результатам экспериментального исследования установлено, что большая часть исследуемых юношей переживают враждебность и также для них характерна ригидность на общем среднем уровне фона эмоциональных переживаний. Часть испытуемых с имеющимися высокими показателями тревожности, агрессивности, враждебности, ригидности и фрустрированости нуждаются в психологической поддержке и психокоррекционной помощи.
Ключeвые слова: юность, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, тревожность, депрессия, фрустрация, агрессия, ригидность, кризис
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 427-435 (pdf)
УДК: 159.923.019 (043)
Швалб Ю.М.
доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экологической психологии Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины, г. Киев
Социокультурные детерминанты развития экологического сознания: историко-психологические аспекты
В статье ставится проблема описания культурно-исторических форм экологического сознания как неотъемлемого компонента образа жизни людей. В основание такого анализа положена идея, что взаимодействие человека с природой детерминировано механизмами жизнеобеспечения. На этом основании выделяется три этапа развития экологического сознания: этап стихийной сбалансированности, этап природо-сообразного хозяйствованияи этап экономически целесообразного природопользования. Для каждого этапа раскрываются характерные ментальные, интеллектуальные и оценочные конструкты, образующие целостную психологическую систему взаимодействия человека с природой. Доказывается, что основным фактором трансформаций этой системы является возникновение и распространение цивилизационного вектора развития социума. Утверждается, что сегодня мы стоим на пороге формирования нового типа отношения к природе, основанное на принципах этизации природы и экологизации жизнедеятельности человека.
Ключeвые слова: экологическое сознание, образ жизни, жизнедеятельность, жизнеобеспечение, ментальность, антропо-природная система, цивилизационные факторы
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 436-450 (pdf)
УДК: 159.922.8: 159.91
Шлимакова И.И.
кандидат психологических наук, доцент, и.о. завкафедрой экологической психологии и психического здоровья, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко, г. Чернигов
Обусловленность внутренней гармоничности молодежи механизмами интрапсихических влияний
В статье рассмотрена психологическая сущность феномена гармония. Определено, что важное значение для ощущения личностью внутренней гармоничности имеют интрапсихические влияния, в частности саморегуляция. Представлены результаты эмпирического исследования субъективного ощущения внутренней гармоничности студентками психологического профиля обучения и курсантами срочной службы. Отражено взаимосвязи между саморегуляцией и внутренней гармоничностью молодежи. Показано, что более гармоничными чувствуют себя молодые люди, у которых высокий уровень саморегуляции. Эмпирически обоснована зависимость субъективного ощущения гармоничности личности от уровня ее саморегуляции.
Ключeвые слова: психологическая гармония, гармоничность, интрапсихические влияния, психическая саморегуляция, молодежь
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 451-459 (pdf)
УДК: 378: [159.922.7:502/504]
Шульга Г.Б.
Винницкий государственный педагогический университет, г. Винница
Конфликтологическая компетентность как личностная предпосылка формирования экологичности педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности будущего учителя
В данной статье предпринята попытка рассмотреть проблему формирования конфликтологической компетентности как личностной предпосылки экологичности педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности будущего учителя. Определены понятия «образовательная среда», «экологичность педагогического взаимодействия», «конфликтологическая компетентность». Осуществлено теоретическое обобщение решения исследуемой проблемы, что предусматривает определение принципа экологичности, экологичности педагогического взаимодействия и конфликтологической компетентности будущего специалиста. Установлено, что большинство будущих учителей не знают как реагировать на конфликтную ситуацию и как ее трансформировать в эффективный воспитательное воздействие на детей. Выделены и описаны ряд методов по формированию конфликтологической компетентности будущего учителя начальных классов.
Ключeвые слова: принцип экологичности, экологичность педагогического взаимодействия, конфликт, конфликтологическая компетентность
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 460-468 (pdf)
УДК: 159.9
Яковенко С.И.
доктор психологических наук, профессор, первый проректор, Киевский институт современной психологии и психотерапии, г. Одесса
Психическое состояние человека в условиях гибридной войны как разновидности социогенной катастрофы
Психическое состояние человека во многом зависит от качества жизни, оценки угроз благополучию и безопасности. Оценки часто основываются не на собственных чувственных впечатлениях, а на картине мира, которая формируется благодаря СМи, «свереной» с представлениями значимых других. Влияние СМи на психическое состояние отдельных граждан и общественные настроения было довольно заметным после аварии на ЧАЭС. Попытки скрыть опасность были должны предотвратить панику, а пропаганда дружбы народов – привлечь человеческие и материальные ресурсы. Неадекватная информация, замалчивание и искажение фактов не способствовали адекватному реагированию на события, а потому самая страшная экологическая катастрофа в истории почти забыта, а ликвидация ее последствий стала непосильной ношей для Украины. Аналогичная ситуация возникла в условиях «гибридной войны», когда дезинформация и враждебная пропаганда стали оружием, не просто формирует психическое состояние отдельных граждан и общественное настроение в целом, но и дезориентирует и разъединяет людей
Ключeвые слова: гибридная война как вид социогенной катастрофы, использование опыта ликвидации последствий аварии на ЧАЭС
Aktual_probl_psihol 2016, 7(41): 469-481 (pdf)